tatar.uz folk history

1938-04-09

1934..42 Муллы в ссылке

опубл.2023-04, доб.2023-09-29..10-04
В статье рассказывается о Хасане Пономареве из Омска, АбдульВадуде Фатахетдинове из Москвы и ШахиМардане Ильясове из Нижнего Новгорода, а также о тайном мектебе на древнем мазаре Катартал.


Репрессии 1930-х тяжело сказались на религиозных деятелях. Их обвинили в противодействии коллективизации, но по факту ликвидировали духовенство как альтернативную компартии духовную силу. Старшее поколение просто расстреливали, среднее — приговаривали к принудительным работам, а семьи с детьми отправляли на поселения в отдаленные районы. Кто-то бежал (см. «1930 Побег из Казани«), кто-то пытался сотрудничать с властями. Возможно, у наиболее заслуженных имамов были шансы сохранить взаимодействие с большевиками, сохранить структуру духовной власти, которую полностью не ликвидировали, а во время Великой Отечественной даже несколько расширили в надежде получить большую поддержку мусульман в войне с Европой.

127 Ахтямовы, Фатахутдиновы

В Нижегородской области в 1930-х также прошли репрессии мулл. Шахимардан-хазрат, имам Нижегородской соборной мечети, был арестован наряду с десятками других мулл, прошел Соловецкие лагеря и ссылку в Мары. Потом стараниями ташкентского духовенства его перевели в Ташкент.

Кроме него в ташкентскую ссылку попал его дядя, имам 2-московской мечети (1913..24) — АбдульВадуд Фатахутдинов.

Его брат — Мяйдут был до революции имамом ташкентской мечети на Воскресенском базаре, умер в 1917, о нем в «1905..07 Народное образование во время Первой Русской революции«..

В статье о Шагимардан-хазрате https://idmedina.ru/books/encyclopedia/?619

упоминается Мустафа Ильясов..

.. переехал в Ташкент (где с 1929 г. жил его младший брат Мустафа, бывший имам 2-й мечети Тат. Маклаково), ..

Так что АбдульВадуд-хазрат и Шагимардан-хазрат были связаны с Ташкентом давно.

О предыдущем периоде жизни АбдульВадуда Фатахетдинова и Шахимардана Ильясова см. «1930-е Москва».

Вот что рассказала Мухлиса-опа (дочь брата АбдульВадуда Фатахетдинова — АбдулКаюма Ахтямова) в

Вспоминая красноостровских мулл (Г_Баутдинов) — Новости Татарстана №5-6 (94-95) 2002..
..
АбдульВадуд.. в 1935 году он был отправлен в ссылку в Узбекистан, в Сергели, бывший тогда пригородом Ташкента..
..

Фахим Ильясов «Шахимардан-Хазрат»:

..
А в Ашхабаде, для совершения ночного намаза , Шахимардан — Хазрат уходил в пустыню и всё равно за ним выстраивались не только тысячи людей, но и сотни всадников на конях. Такое повторялось в Алма-Ате и Фрунзе.
..Добрые люди помогли им отправить семьи в Ташкент. Самого Шахимардана сослали в Мары, а его дядю [АК: Шахимардан — сын сестры АбдульВадуда] в Ташкент.Будущий Муфтий САДУМ (Среднеазиатской Духовное Управление Мусульман) Эшон Бабахан и именитые горожане договорились с представителями органов, чтобы Шахимардан — Хазрат жил в Ташкенте. Его имя было известно в мусульманском мире как одного из лучших знатоков Корана, Фикха, Сунны, Шариата и Хадисов
В Ташкенте, во все времена, всегда можно было прийти к консенсусу как с представителями власти, так и с репрессивными органами.Эшон Бабахан очень любил слушать пятничные проповеди Шахимардана — Хазрата, которые тот проводил в мечети на Кукче.
..

 


 

Часть статьи «Хасан Пономарёв и край империи» Павла Шаблея в «1870..1934 Хасан Пономарёв»
Здесь о ташкентском периоде из той же статьи..

.. в 1930-е годы в Омске был организован судебный процесс по делу так называемой повстанческой группы татар, по решению которого Пономарев был в 1934 году арестован и выслан в Ташкент.В новой столице советского Узбекистана бывший омский имам неожиданно для себя открыл новый мир исламской интеллектуальной мысли и социального окружения. В отличие от большинства татарских улемов, религиозное обучение Пономарева проходило вдали от известных центров исламского образования Центральной Азии.Будучи в Ташкенте, Пономарев пытался войти в круг местной религиозной элиты, действия которой находили понимание в глазах советской номенклатуры.Он стал сторонником влиятельного религиозного деятеля Джамал-Ходжи-Ишана и развернул активную критику суфизма и религиозных практик, связанных с «народными» формами ислама (поклонение святым местам, свадебные обряды и другое).

Кроме этого, Пономарев обучал арабскому языку будущего муфтия Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ) Зияэтдина Бабаханова.

Подобного рода деятельность до поры до времени получала одобрение со стороны местных властей, не обладавших достаточными организационными ресурсами для контроля за различными проявлениями местных религиозных практик. Однако ошибочно было бы полагать, что подобное поведение отражало какую-то устоявшуюся модель взаимоотношений с советским государством. Скорее всего, ситуация была больше связана с логикой этого конкретного контекста и выбором той предпочтительной стратегии поведения, которая позволяла выжить. Примечательно в этом отношении, что спустя некоторое время, воспользовавшись лояльностью местных властей, Пономарев займет прямо противоположную позицию – критика советского образа жизни и отказ от сотрудничества с официальным духовенством.

1936 Хасан Пономарев. Фото из личного архива Бахрома Израйева

Политическое пространство 1936 года едва ли оставляло возможность для подобного позиционирования. Уже вскоре, в сентябре 1936 года Пономарев был обвинен в антисоветской деятельности и заключен под арест. Ему, в частности, вменялось использование в своих проповедях хвалебных отзывов относительно образа жизни в Японии. В ноябре 1936, спустя непродолжительное время после ареста, Хасан Пономарев скончался в тюремной больницы от онкологического заболевания.

Лишь 28 июля 1958 года Верховный суд Узбекской ССР вынес решение о реабилитации Пономарева.


 

О мактабе на Катартале..

Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае. ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ ..
..
Что касается мактаба, то он был разрушен властями в 1952 г. и представлял собой одноэтажное здание.По воспоминаниям коренных жителей этой махали Абдукахара (102 года) и бывшего настоятеля этой мечети Азада Валисвича Максудова (65 лет), в 1940 и начале 1950 гг. в мактабе проводились занятия нелегально, при не афишируемой поддержке Среднеазиатского Духовного Управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ).Занятия проводил Султан-Ходжа Ишан домла, ранее учившийся в Мекке (умер в 1964 г.). Его ученик Олим ходжа оглы, по рекомендации будущего муфтия САДУМ Зияутдина Бабаха- нова (1957—1982), переведен преподавать в известное медресе Мир-и Араб в Бухаре.

Учителем Султана Ходжи ишана информаторами был назван Хасан-Хазрат Ахмадгалиевич Пономарев ал Кизилджари (известный татарский богослов, высланный из Петропавловска в начале 1930 гг. в Ташкент, репрессирован в 1937 г.).

Зияутдин Бабаханов, бравший уроки по тафеиру у Хасан Хазрата ал Кизилджари и получивший от него благословлсние, стал, как известно, впоследствии муфтием САДУМ в 1957 г.
..

Об этом месте на будущем массиве Чиланзар читайте в «1962 Катартал и Чопон-ата»


Я считаю этих людей выдающимися. Задача именно религии суметь смягчить природную греховность людей, сделать их более человечными (снизить их жестокость хотя бы до уровня диких животных :) В тяжелейших условиях борьбы идеологий и слома социальных систем они боролись, находили компромисы и жертвовали своим благополучием ради продолжения предначертанного им пути..


Продолжение: 1943..50 САДУМ

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress