tatar.uz folk history

0950-05-11

10 век ибн Фадлан и Бузлукий

опубл.2023-05-11

Путешествие ибн Фадлана интересно не только описаниями, но и самим маршрутом. По логике — маршрут Юг-Север должен был проходить по Каспию и дальше Волга-Кама, но ибн Фадлан шел через Бухару и Хорезм. В то время должен был действовать канал Узбой соединяющий АмуДарью с Каспием, вполне возможно, что маршрут купцов и путешественников пролегал именно так. Основной татарский род из которого вышли аристократические фамилии Москвы — Беханиды, определенно был из арабских купцов. Об этом говорит их гаплогруппа J2b, проповедуемый Ислам, военно-казацкие и ремесленно-купеческие традиции татар. Поэтому, маршрут ибн Фадлана был, скорее всего, традиционным для арабов. Все-таки перевозка товаров на суднах имела огромные преимущества перед сухопутными вариантами.

В ту эпоху, давшую миру множество великих ученых, было три центра по которым они перемещались — богатая Индия (на реке Инд), исламский центр в междуречьи Тигра и Ефрата (Багдад) и на севере АмуДарья-Зерафшан (Бухара, Самарканд). Навои писал стихи на фарси, научные труды на араб, а общался с правителями Маверанахра на тюрк. Так поволжские татары оказались тюркоязычными потому что военная составляющая купеческой деятельности на северных путях была основной. Спорить с булгаристами нет смысла — и Булгар, и последующий Казан были теми же купеческими базами как Касимовское ханство. А тюркский язык (вместо араб) доказывает что татары это просто ЧВК (частные военные компании) в которые набирали по контракту.. («тать» — в русском вор, «вор» — в английском это война, «урус» в тюркском это битва :)

Из статьи на Письмах о Ташкенте..

.. Саманиды имели тесные торгово-экономические отношения с зарубежными странами, в частности с Поволжьем, о чем свидетельствует тот факт, что маршрут посольства халифа ал-Муктадира 309/921-22 г., подробно описанный Ибн Фадланом, пролегал не по ближайшему пути через Кавказ, а через Бухару и Хорезм [27: c. 124]. Однако, эти торговые связи не служили государственным интересам ‘Аббасидского халифата, главной целью которого во внешней политике, было распространение ислама. Успехами этих торговых связей больше пользовались христиане и манихеи, которые вели активную миссионерскую деятельность в соседних странах [27: c. 125].
..

Местечко Катартал в Ташкенте некоторые считают татарским, возможно из-за связи суфизма с Поволжьем, да и имя шейха Бузлукий созвучно с Бузулуком в Самарском регионе.
Вот что пишет Слава Задорожный (Светослав Морской) в статье Катартал — таким мы не знаем ..

..
Когда-то, во времена незапамятные, в этом месте появился скромно одетый человек. Никто не знает, что его привело именно в эту местность, но первым делом он «привел воду», точнее сказать, своими руками выкопал канал, существующий и поныне, водой которого и оросил пока еще пустынную местность. По обоим берегам канала он посадил деревья — с одной стороны — фруктовые — яблони, груши, вишню, сливу, тутовник, а с другой — ряд деревьев, ветви которых сразу склонились над водой. Догадайтесь, как впоследствии назвали улицу?
Звали этого человека — Абдулкаюм Бузлукий, он был шейхом — видным богословом в исламе, и, возможно, мог принадлежать к суфийскому ордену Яссавийя, хотя это всего лишь предположение.

Посаженные им деревья быстро «пошли в рост», и вскоре среди почти безжизненной пустыни зазеленела роща, деревья которой уже самостоятельно распространяться вдоль берегов канала. А, надо сказать, что уже в те времена существовал так называемый «Шелковый путь» — легендарная торговая трасса, соединившая Европу с Азией. По нему передвигались торговые караваны, перевозившие самые разные грузы, тем самым производя тем самым обмен теми или иными знаниями.

В один из дней служители и купцы очередного каравана, шедшего сто стороны Самарканда, были поражены — на почти пустом месте вдруг возникла обширная тенистая роща. Напоив коней и верблюдов, они продолжили свой путь, окончившийся в караван-сараях базара Чорсу. Предавшись отдыху после долгого пути, караванщики рассказали местным служащим караван-сарая о том, что они видели далеко за городом. Ташкентцы им сначала не поверили, и на следующий день снарядили в дорогу несколько всадников, которые, приехав на указанное место, сами убедились в правдивости слов гостей города. Здесь, в этом небольшом лесу можно было и отдохнуть на берегу канала, искупаться, приготовить различные блюда — чем не дача? Так и повелось с тех пор — строить летние домики именно в этой местности, что, естественно, доступно было это более-менее состоятельным людям. Чуть позже возникла и небольшая махалля, жители которой занимались «обслуживанием» проходивших мимо караванов. В те же времена здесь возникает и место последнего упокоения, получившее то же самое название — «Катортол кабристони», на котором и был похоронен шейх Абдулкаюм Бузлукий.

По старинной легенде, произошло сие печальное событие более тысячи лет назад — в 980-м году нашей эры. Могила уважаемого шейха и поныне находится на самой вершине холма, а неподалеку от него есть захоронения двух уважаемых «кори» (кары) — чтецов священной книги — ал-Корана. Согласно этой же легенде, продолжателем благого дела уважаемого шейха стал еще один святой — суфий Чапан-Ота (вариант — Чабан-Ота). Именно он продолжил проведение канала, который и поныне существует, правда, большей частью — под землей, в трубах. Чапан-Ота был покровителем скотоводства, и, одновременно, пастухом. Стада его на удивление были тучными, как и у жителей древнего кишлака Махалля — тепе — он располагался практически на месте бывшего пионерского лагеря «Орленок», и 15-го квартала Чиланзара.

По второй легенде — именно этот шейх ударил посохом о землю, и именно в месте удара появился родник, а вокруг него — целая роща ореховых деревьев. Вполне возможно, шейх был одним из тех людей, которых называют «лозоходцем» — это умельцы, которые с помощью У-образного прута могут находить под землей воду и полезные ископаемые — можно сказать — вид магии. Но частенько такие люди действительно оправдывают вроде бы безсмысленные надежды людей. Так или нет, но на 13-м квартале Чиланзара находится небольшой, скромный мавзолей, в котором бережно сохраняется могила святого Чабан-Ота, а прилегающая местность, как и неглубокий канал, по сию пору именуется его именем… (Я еще помню быстрые воды канала, когда в жаркие дни многие мальчишки и девчонки 14-го квартала бегали купаться «на Чапанку»). Много позже, в веке, наверное, XVIII-м, практически рядом с могилой шейха, на восточной стороне кладбища, была возведена скромная мечеть, скорее всего, носившая имя шейха (это мое предположение).
..


Продолжение в «1962 Катартал».
О религиозной школе в этой мечети в 1940..50 муллы в ссылке.

Тут упоминается Ореховая роща, которая находилась примерно в километре от Катартала. Я в детстве ходил туда собирать орехи и малину. Хотя она располагалась совсем близко от дома (в 10 минутах ходьбы), но была такой дремучей и загадочной что дети без старших товарищей туда не рисковали соваться. Да и в нашем дворе было около 20 старых урючин и орешен которые сохранились благодяря тому что в этом месте была летняя столовая строителей.

О трудных поисках истины в романе Салима Фатыхова Солнечный суфий.
Еще его рассказы об Узбекистане 1969..77 С_Фатыхов — рассказы об Узбекистане.

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress