tatar.uz folk history

1920-07-01

1919..21 жен-отделы

опубл.2023-07-15
Большой объем материалов из книги: Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021 (стр.209-210)..

..
Советская власть считала, что у татар лучше знание местных реалий, большая языковая и религиозная общность с местным населением Туркестана. В частности, на это обращалось важное внимание при организации пропаганды среди местных женщин.
С первых лет советской власти предусматривалась подготовка сторонников из числа туркестанских женщин. Для реализации этой цели были созданы специальные отделы, проводящие агитационную работу среди женского населения. Основным направлением их деятельности стала борьба против паранжы, в целом ставилась задача повышения социальной активности туркестанок. Большевики игнорировали культурное наследие и национальные ценности коренных народов, вели борьбу за формирование новой – пролетарской культуры. Были организованы руководящие курсы по формированию этой самой пролетарской культуры.
6 сентября 1918 года на заседании Совета Народного комиссариата просвещения Туркестанской
АССР был утвержден проект организации курсов по оказанию инструкторской культурной помощи населению¹.
Согласно Положению Народного комиссариата просвещения Туркестана от 2 января 1919 года «Об открытии курсов инструкторов по оказанию культурной помощи рабоче-крестьянам» при комиссариате были открыты 3-месячные инструкторские курсы. Основная цель этих курсов заключалась в подготовке на местах квалифицированных инструкторов, которых предполагалось направить для работы в культурно-просветительских учреждениях. На курсы принимались преподаватели и граждане в возрасте не младше 18 лет, имевшие среднее образование. Согласно положению, окончившие курс обязательно должны были отработать инструкторами в областях, уездах и городах сроком до 1 года. Слушатели, поступившие на курсы, были обеспечены средствами в размере 850 рублей со стороны Народного комиссариата просвещения Туркестана².
..
¹ НА РУз. Ф. Р-34. Оп. 1. Д. 103. Л. 3.
² Там же. Л. 21 и 21об.
..

..
стр.235..
Учитывая организационные навыки З. Бурнашевой, ей предложили работу в Ташкенте в Центральном женском отделе.
В июле 1919 года Народному комиссариату просвещения Туркестана и двум татарским учительницам Салиме Ахтамовой и Иззанур Мухамедовой была поручено организовать работу женских педагогических курсов в Ташкенте.
..
Один из первых женских отделов был организован в Намангане. 21 июля 1919 года по его инициативе прошло собрание, в котором приняли участие около 200 местных женщин. ..
..
стр.236..
С сентября 1919 года в городе Намангане было открыто женское педагогическое учебное заведение, З. Бурнашева была направлена туда в качестве преподавателя.
С ноября 1919 года под эгидой партии на местах были созданы женские секции. В этом деле Захида Бурнашева вместе с Зухрой Баимбетовой также проявила большой энтузиазм, внедрив различные методы организации работы этих секторов.
См. также «1919..20 Ферганская долина»

О Захиде Бурнашевой см. «1917..19 Самарканд».
В 1919 вышла в печати сказка в стихах Зөһрә йолдызы [« Звезда Венер »] из предыдущего сборника Гыйффәт Туташ шигырьләре [«С Гиффат Туташ »] изданного в 1915..17 годах Гаязом Исхаки (https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурнашева,_Захида_Хуссаиновна).

Зухра Баимбетова — из сборника рассказов Тауфика Айди «Тылсымлы куч»: «..гАбдулла Уразаев записался в 14 лет в Красную армию, в газету 5-армии «Красный воин» (рук.Гыйлендар БаемБитов)..» — возможно родственник.
..
..
Проводя пропаганду среди женщин, инструкторы проделали большую работу. Центр организовал отправку квалифицированных кадров в Туркестан для подготовки агитаторов-инструкторов. Осенью 1919 года в Туркестане под руководством И. Финкельштейна была создана женская секция инструкторов, а первым инструктором назначена Л. Шумилова. В конце 1919 и в начале 1920 года инструкторы были отправлены в Закаспийскую и Самаркандскую области для организации женских отделов и оказания им практической помощи. Л. Шумилова была мобилизована в этот район в декабре 1919 года. За короткий срок она завоевала авторитет среди туркестанских женщин².
..
² Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана. Ташкент: Узбекистан. С. 73–74.
..

стр.216
С ноября 1919 года при местных партийных комитетах были созданы женские секции. Большую активность в организации работы этих секций, в агитационной работе среди местных женщин проявили татарки Захида Бурнашева и Зухра Баимбетова³. Необходимо особо признать их заслуги в проведении агитационно-пропагандисткой работы среди местных женщин и воспитании первых молодых наставниц. В особенности, под руководством З. Бурнашевой в центральных и местных газетах удалось организовать специальную страницу для женщин⁴.

³ Биктемирова Т., Хамитбаева Н. Татарки просветительницы // Актуальное национально-культурное обозрение. 2001.
⁴ За пять лет. Сборник по вопросам работы Коммунистической партии среди женщин Средней Азии. С. 122.

..
Т. Бендецкая, одна из первых сотрудников женского отдела, в своих воспоминаниях отмечает, что первыми сотрудницами отдела были из узбечек Садикова и из татар Зухра Сафарова, Фатиха Редкина и З. Бурнашева¹. Эти женщины проявили большую активность в проведении первого съезда рабочих женщин Туркестана в апреле 1920 года².

В декабре 1919 года филиал женского отдела был открыт и в Ташкенте. Активную работу вели татарские женщины М. Юсупова, З. Бурнашева, Казанбаева, Ш. Каримова. Деятельность женского отдела освещалась на страницах местных газет «Иштиракиюн», «Кизил байрок», «Туркистон», «Озод Бухоро», «Маориф», «Инкилоб куёши» и ряда других³.
Основные задачи женского отдела – это проведение агитационно-пропагандисткой работы среди местных женщин и вовлечение их в строительство советского государства. В состав женского отдела входили заведующий, инструктор, представители профсоюза и комсомольской организации, парткома и «Союза Кошчи». В отделе женщин также работали женщины, которые занимались организацией специальных объединений, проведением общественных работ, общих собраний, специальных сезонных работ, пропагандой и агитацией среди мужчин против многоженства и ликвидацией неграмотности среди членов «Союза Кошчи», организацией работы через практикую-

¹ Финкельштейн И., Шукурова Х. Пробужденные Великим Октябрем: сборник очерков и воспоминаний. Ташкент: Госиздат, 1961. С. 13.
² Первый Туркестанский съезд // Известия. 1920. 6 апрель.
³ Алимова Д.А. Решение женского вопроса в Узбекистане. Ташкент: Фан, 1987. С. 14–15.
213


щих женщин-представителей, активистов и т. д¹.

Женщины, наряду с работой в государственных организациях, занимались активной общественной работой. Например, они сыграли большую роль в оказании помощи голодающим из Поволжья и Приуралья, организации массовых субботников (хашаров) в детских домах и интернатах. Среди первых активисток можно назвать М. Васильеву, Макрюкову, М. Бабушкину и М. Шарафутдинову².
С начала 20-х годов XX века стала заметна активность женских секций в Туркестане. Необходимо отметить, что они не проводили самостоятельной политики в социально-политической и идеологической сфере, в этом процессе они работали в соответствии с политикой правящей партии³.
Изначально инструкторами были в основном мужчины, а женщины работали только в качестве помощников. Л. Шумилова была одной из первых женщин-инструкторов, проводивших агитаторскую работу среди женщин. В своих воспоминаниях о проведении работ среди женщин она писала, что «после того как в 1919 году из центра в Ташкентскую партийную организацию поступил приказ о выделении специального человека для работы

¹ Абдуллаева Я. XIX аср охири ва ХХ асрда .ора.алпо.истонда хотин-.излар масаласи (ижтимоий-сиёсий аспект): тарих фан. док. … дис. Тошкент, 2005. Б. 109.
² Аминова Р. Октябрь и решение женского вопроса в Узбекистане. С. 120.
³ Нишонбоева .. Ўзбекистонда хотин-.излар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар, тажриба ва о.ибатлар): тарих фан. номз. дис. Тошкент, 1998. Б. 72.
стр.214


среди женщин, первоначально данная задача была возложена на Якоменко. В качестве помощника ему назначили меня. В 1919 г. Финкельштейн организовывала митинги с участием местных женщин. Впервые мне было поручено выступить на одном из таких митингов. На митинге собралось более 200 женщин, и после выступления я поговорила с ними о месте интеллигенции в прошлом и в настоящем времени»¹.

Незнание языка местного народа создавало неудобства. Одна из первых инструкторов Г. Марченко писала, что большую помощь в проведении агитаторской работы среди женщин коренных национальностей им оказали татарки. Сначала к ним присоединилась М. Юсупова, которая обрисовала положение местных женщин, подробно описав их традиционные ценности и обычаи. Позже в группу пропаганды присоединились татарские женщины Хусанбаева, Фатиха Редкина, Ш. Каримова².
Большую помощь в агитаторской работе им оказывали и башкирки. Они ходили по узбекским махаллям и участвовали вместе с узбекскими женщинами в женских церемониях, проходивших в домах, также вели среди них агитационную работу³.

¹ За пять лет. Сборник по вопросам работы Коммунистической партии среди женщин Средней Азии. М., 1925. С. 109.
² За пять лет. Сборник по вопросам работы Коммунистической партии среди женщин Средней Азии. С. 118.
³ Финкельштейн И., Шукурова Х. Пробужденные Великим Октябрем. С. 77.
стр.215


Будучи одним из активистов агитаторской работы среди женщин в Средней Азии, Л.А. Отмарштейн отмечает, что татарки занимали особое место в работе отдела женщин Бухары, а знание языка и обычаев местных национальностей являлось залогом успеха проводимой пропагандисткой работы¹.

¹ Расулов А.Н. Интернациональная помощь партийных организаций, трудящихся Средневолжского региона народам Туркестана (1918–1924 гг.). С. 221.
..
В декабре 1919 года в городе Ташкенте был открыт филиал женского отдела.
В отделе активно служили татарки: Юсупова, З. Бурнашева, Гусанбаева, Каримова.
Деятельность женской секции освещалась на страницах местных газет «Иштиракиюн», «Кызыл байрак», «Туркестан», «Озод Бухоро», «Маориф», «Инкилоб куёши» и ряда других.
..

стр.218..
В качестве приложения к газете «Известия» – органа ЦИК Туркестана – с 3 декабря 1919 года начал выходить «Рабочий женский листок», где на регулярной основе публиковались отчеты о деятельности женских отделов. Центральный женский отдел опубликовал обращение к женщинам Туркестана с предложением написать в газеты «Известия» и «Иштиракиюн» статьи, отражающие их образ жизни и посвященные движению по снятию паранджи.

⁴ Любимова С.Т. 50 летие международного женского дня. М.: Знание, 1960. С. 18.
..
стр.218-219..
Из-за небольшого числа женщин-специалистов в мусульманской секции Центрального женского отдела ее деятельность в первое время шла медленно. После прихода в мусульманскую секцию татарки М.С. Сафаровой работа оживилась. Под ее руководством на местах шла работа по созданию домов матерей в целях защиты материнства и детства¹. В них, помимо оказания медицинских услуг беременным женщинам, также предоставлялись необходимые консультации. В связи с высокой смертностью среди местных рожениц одним из наиболее актуальных вопросов было предоставление им современных медицинских услуг.
Именно татарские активистки проявили инициативу в открытии центров акушерства в целях оказания квалифицированной медицинской помощи туркестанским женщинам. Например, по инициативе Марьям Якубовой в старой городской части Ташкента, где наблюдалась нехватка медицинского персонала, были открыты курсы по подготовке медсестер и акушерок².

¹ За пять лет. Сборник по вопросам работы Коммунистической партии среди женщин Средней Азии. С. 122.
² Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана. С. 76.
Захида Бурнашева и Марьям Якубова на фото 1923 Ташкент — Акушерский техникум и 3-роддом
..
стр.219-220..

Отдел «Работница» Центрального Исполнительного комитета Туркестана считался одной из ведущих организаций по проведению съездов и претворению в жизнь его решений. Большой вклад в эту работу внесли татарские женщины. Например, среди организаторов первого съезда туркестанских рабочих женщин, начавшего свою работу 15 мая 1920 года, была и татарка Захида Бурнашева. Из 120 делегатов съезда 88 составляли русские, 15 – татарки, 3 – киргизки (казашки) и 1 туркменка. В повестке дня съезда было сказано, что основной задачей является дальнейшая активизация агитаторско-просветительской работы среди женщин Туркестана, широкомасштабное привлечение к этой работе местных женщин¹.

¹ Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана. С. 84.
стр.236..
Большое число татарских женщин было мобилизовано для организации краткосрочных и одногодичных курсов для местных женщин, которые открывались летом при женских отделах.
Среди них Марьям Бахтиярова, Муршида Исмаилова, Захида Бурнашева, Анвара, Сарвар и Зайнаб Яушевы, Салима Ахтямова, Шарифа Халиуллина, Иззанур Мухаммедова, Гаухар Алиева, Сагадат Еникеева, Амина Алимбек.
Татарские образованные женщины, имена которых были упомянуты выше, проводили встречи, конференции с участием местных женщин в местах, продвигали советское законодательство о правах женщин.
Зайнаб Яушева — дочь МуллаГали Ахмеджановича Яушева (владельца двух торговых пассажей в Ташкенте). Ее сестра Разия — мать журналиста Фарида Сейфуль-Мулюкова.

Сагадат Еникеева — жена генерала СахибГирея Еникеева, см. 1905..07 и 1920..23 ОДО — Курсы Кройки и Шитья
..
..
Также, с 1920 года в целях содействия организации учебной работы в новых советских школах на местах были организованы курсы школьных инструкторов. Основную часть слушателей этих курсов составляли татарские женщины: из 353 слушателей, окончивших в 1920 году курсы школьных инструкторов, татарки составляли 210 человек. Окончившие курсы школьных инструкторов по направлению Народного комиссариата просвещения

стр.211

Туркестана направлялись в различные регионы. В частности, Гафифа Бурнашева была направлена в Ферганскую область Андижанского уезда, Хадича Курманбаева – в Семиреченскую область Верненского уезда в качестве школьного инструктора¹. Материальное обеспечение студентов курсов инструкторов было возложено на Туркестанский Народный комиссариат просвещения, что послужило еще одной причиной поступления на эти курсы татарских женщин.
..
¹ НА РУз. Ф. Р-34. Оп. 1. Д. 523. Л. 43 и 43об.

..
Большое место в деятельности женских отделов занимали конференции работающих женщин. Во многих случаях на эти конференции советскими властями приглашались и иностранные «революционеры».
Например, 20 июля 1920 года в Ташкенте съезд женщин-работниц посетили индийские революционеры. Они познакомились с работой, проводимой среди женщин Туркестана.
Когда они появились на сцене, мусульманские женщины спрятались под свои паранджи. Один из представителей индийских революционеров Пашль, выступая, сказал, что паранджа, которую носят мусульманские женщины – придуманы муллами фанатиками и мусульмане татары ни в коем случае не разрешат носить его своим женам, как мусульмане Туркестана. Несколько мусульманских женщин согласились с призывом индийского представителя, который утверждал, что пришло время свободы и прекращению унижения туркестанских женщин.
Выступившая на конференции русская женщина (имя не приводится. – Авторы) утверждала, что пора поэтапно сбросить паранджи. Татарка с Крымского фронта Н. Исмаилова заявила, что женщины вместе с мужчинами ведут борьбу против иностранных интервентов и призвала женщин Туркестана также к мужественной борьбе¹.
..

¹ Индийские революционеры на конференции // Известия. 1920. 22 июля.
..


из https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурнашева,_Захида_Хуссаиновна
.. В 1920 году ее направляют на 1-ую интернациональную конференцию женщин коммунисток Москвы. После она становится инструктором Женотдела[1].

1А.М.Ахунов. Захида Бурнашева. www.ite.antat.ru

..
.. двум татарским учительницам Салиме Ахтамовой и Иззанур Мухамедовой была поручено организовать работу женских педагогических курсов в Ташкенте.
В 1920 году усилиями этих учителей в Женском институте были организованы педагогические курсы. Курсы возглавила З. Бурнашева.
Женский институт окончили первые узбекские женщины, такие как Джахан Абидова и Таджихан Шадиева.

..

стр.216

В женском отделе при Наркомате просвещения Туркестана через некоторое время удалось увеличить число сотрудников, в результате было создано новое «Рабоче-дехканское» отделение, при котором начала свою деятельность мусульманская секция.
Изначально секцией руководила татарка Марьям Бахтиярова¹. В августе 1920 г. она была направлена из Спасского уезда ТАССР в Туркестан в качестве учителя. В 1922–1925 годах она работала секретарем управления старо-городского отдела Ассоциации работников культуры в Ташкенте².
..
¹ За пять лет. Сборник по вопросам работы Коммунистической партии среди женщин Средней Азии. С. 122.
² НА РУз. Ф. Р. 792. Оп. 1. Д. 47. Л. 175.
-ф 1920-10 Ташкент Якубов, Бахтиярова


стр.207..
..
Например, в августе 1920 года Д.Г. Бахтияров и его жена были отправлены в качестве учителей в Туркестан из Спасского уезда ТАССР: муж занимался организаторско-преподавательской деятельностью в Ферганской области, а жена работала в областном отделе по делам женщин.
..
Подробности в «1919..20 Ферганская долина»
..
С лета 1920 года по всей области началась работа женских отделов при Туркестанском ЦИК. В частности, по инициативе и при непосредственном участии женских отделов на местах были созданы женские клубы. Предполагалось, что эти клубы станут местом массового сбора женщин и будут способствовать дальнейшему повышению их культурного уровня, а также обогащению их политических знаний. Женские отделы, функционирующие на местах, разработали различные способы вовлечения женщин в социально-культурную жизнь².
Содержание политико-массовой работы, проводимой в женских клубах, нашло свое отражение в их агитаторско-просветительской деятельности, ликвидации безграмотности, участии в подготовке и проведении массовых политических мероприятий и национальных праздников. После создания различных клубов сразу же ставились политические цели.

² Нишонбоева ..В. Ўзбекистонда хотин-.излар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар, тажриба ва о.ибатлар). Б. 73.
стр.222

Вопрос об открытии женских клубов в Туркестане был поставлен на повестку дня на первом съезде народов Востока, состоявшемся в Баку в сентябре 1920 года. На этой конференции, в которой приняли участие 55 делегатов от Туркестанской АССР, также без промедления было решено открыть женские клубы¹.
В начале 20-х годов XX века женские клубы в Туркестане занимались, прежде всего, защитой прав женщин. В частности, в центре их внимания стояла борьба с многоженством, получение в качестве приданого денег. В то же время, Центр занимался вопросами расширения культурно-просветительных работ. При женских клубах организовывались школы ликвидации неграмотности, а также курсы при этих клубах. Преподавателями этих школ и курсов были также женщины-татарки, и в результате их агитаторской работы на эти школы и курсы были привлечены местные женщины. В 1920 году такую школу в новой городской части Ташкента окончили 40 узбекских, казахских и татарских девушек.

¹ Нишонбоева ..В. Ўзбекистонда хотин-.излар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар, тажриба ва о.ибатлар). Б. 73–74.

..

стр.217

С. Шукурова, изучавшая женский вопрос в Узбекистане, пишет о ранней деятельности сотрудников женского отдела так: «Работники женского отдела, покрытые паранджой, в виде гостей вели агитаторскую работу среди местных женщин в селах и городах. Именно они сыграли ключевую роль в воспитании любви местных женщин к новому правительству. Агитаторы сначала готовили себе верных помощниц из числа местных женщин. Женщины-помощницы собирают других местных женщин и помогают в процессе проведения разъяснительной работы сотрудникам женского отдела. Таким образом, проводились агитаторские и агитационные работы»¹.

Нельзя сказать, что активистам-татаркам повсюду сопутствовал успех. Отказ от сложившихся веками традиций и переход к европейскому образу жизни требовали от туркестанских женщин большой смелости. Поэтому процесс шел с большим трудом и ценой больших жертв. Но, несмотря на серьезное сопротивление духовенства в Ферганской долине, татарские женщины вели пропаганду среди местных женщин. Как вспоминает татарская учительница Амина Валиева, одна из активисток по пропаганде среди женщин: агитаторов забивали камнями фанатики [духовенство], давали собакам на растерзание и убивали… Джамила Юмаева, 16-летняя татарская учительница, в возрасте 15 лет окончившая Чистопольский педагогический техникум в России и отправленная работать в Туркестан для работы в школе, была зверски убита в селе

¹ Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана. С. 124.
стр.218

Лагмон¹. Активисты женского отдела Р. Ходжаева и Р. Мухамедова погибли от рук преступников в селе Карасув, когда возвращались с агитационной работы. Останки их тел были развешаны на прилавках мясного рынка². Татарка Марьям Шарафутдинова, одна из активисток женского движения «Свобода» в Средней Азии, работала в отделе женщин при новом Бухарском горкоме. Она была убита фанатиками во время агитации среди женщин в одном из бухарских кишлаков³.

¹ Биктемирова Т., Хамитбаева Н. Татарки просветительницы. С. 4.
² Расулов А. Интернациональная помощь партийных организаций, трудящихся Средневолжского региона народам Туркестана (1918–1924 гг.). С. 224.
³ Палванова Б. Эмансипация мусульманки. М.: Наука, 1982. С. 58–59.
..
Татарки сыграли важную роль в деятельности мусульманской секции женского отдела при ЦК Туркестана. В результате их агитаторской работы возросла активность туркестанок. Например, в январе 1921 года состоялось первое областное совещание руководителей женских отделов на местах и руководителей отделов рабочих и крестьянских женщин при мусульманских секциях. На собрании присутствовало 89 участников, 30 из которых составляли мусульманские женщины. Среди мусульманок было 16 узбечек, 5 татарок, 5 персов, а также 5 бухарских евреев и 1 осетинка. На совещании были рассмотрены вопросы дальнейшего улучшения культурно-просветительной работы среди местных женщин и охраны материнства и детства².

Многие татарские женщины были мобилизованы для организации летних краткосрочных и однолетних курсов, открытых для местных женщин при женских отделах. Среди них Марьям Бахтиярова, Муршида Исмаилова, Захида Бурнашева, Анвара, Сарвар и Зайнаб Яушевы, Салима Ахтямова, Шарифа Халиуллина, Иззанур Мухаммедова, Гаухар Алиева, Сагадат Еникеева, Амина Алимбекова. Женщины – представительницы татарской интел

..
² Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана. С. 97.
стр.221

лигенции, чьи имена были упомянуты выше, на местах проводили собрания, конференции с участием местных женщин, пропагандируя и соблюдая советское законодательство о правах женщин, и проявили самоотверженность в достижении своих целей¹.
..

¹ Биктемирова Т., Хамитбаева Н. Татарки просветительницы. С. 5.
..

..
стр.240..
.. Марьям Султанмуратова, татарка из Хорезма. Она приехал в Ташкент в 1919 году, училась в Татарском педагогическом институте.
С 1921 года работала учителем и воспитателем в Узбекском женском институте.
В 1922 году М. Султанмуратова была направлена в Германию на учебу. Она училась в Берлине до 1928 года.
В 1928 годуона вернулась в Ташкент, была заведующей отделом образования в Коммунистическом университете, а с 1935 года работал в журнале «Гулистан».

стр.249..
Учительницы-татарки в узбекской женской школе в 1920–1921 гг. (НА РУз. Ф. Р 34. Оп. 1. Д. 1333)
№ Имя Должность Место обучения Образование


1. Тинчурина Захида — Учитель математики, Казань. Окончила курс при женской гимназии им. Шумковой
2. Халимуллина Шарифа — Учитель естествознания на родном языке, Казань. Окончила курс при мусульманском институте
3. Азизова Зайнап — студент, изучающий родной язык и географию, Акмолинская область. Окончила 2-годичные курсы при женской гимназии Шумкова
4. Бахтиярова Магира — Учитель русского языка, Казань. Окончила курс при женской семинарии
5. Шафигуллина Фатима — Учитель арифметики, Троицк. Окончила курс при женской семинарии
6. Алиева Гаухар — Учитель математики, Уфа. Окончила курс при женской семинарии
7. Кашаева Зухра — Учитель истории, Харьков. Окончила женский институт
8. Музаффарова Сара — учитель естествознания на родном языке, Уфа. Закончила 2 годичные подготовительные педагогические курсы
9. Капкаева Хадича — Учитель шитья, Ташкент. Закончила профессиональную школу
..
стр.224..
Отдел «Рабочий и крестьянин» при ЦИК Туркестана принимал важные решения по агитаторской работе и контролировал их выполнение. На торжественном собрании, состоявшемся в октябре 1921 года в театре «Туран» по случаю 4-й годовщины «революции», были прослушаны доклады о проделанной работе среди мусульманских женщин за прошедшие годы и о задачах на будущее. Выступая на церемонии, начальник отдела женщин при ЦИК Туркестана З. Бурнашева дала представление местным женщинам о проводимой советской властью политике, о возможностях, которые им предоставлялись¹.
..
¹ Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана. С. 98.

—————————
1922 — материалов мало, возможно активность в этот период снизилась.. В декабре 1921 были разгромлены басмачи Ферганской долины и можно предположить договоренность о взаимном невмешательстве..
См.далее «1923..25 жен-отделы»

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress