опубл.2023, изм.2024-07, доб.2024-11-08..
САГУ, Жен-отдел, Акушерские курсы, Съезд туркестанских рабочих женщин, Курсы школьных инструкторов, Женский институт, Женские клубы..
(тюрк)Любимому другу Салимушке на память .. Как вместе проводили время в 4 номере не забудь ..
Ташкент 5 января 1920 года. |
1920.. Зайнап Максудова в САГУ
* два года преподавала в Елабуге (1918–1920)
из А_Бустанов «Библиотека Зайнап Максудовой» стр.20, 30.. |
Здесь она вышла замуж за школьного учителя Ризаэтдина Газизова и поступила в Туркестанский университет .., главный центр востоковедения в регионе.Акцент на постоянных переездах и преподавании русского языка в различных версиях биографии Максудовой заставляет думать, что эти два фактора были для нее инструментами интеграции в советское общество. |
* далее о Зайнап Максудовой в 1921 Ташкент — город хлебный
Жен-отделы начали свою работу в 1919 году. Они упоминаются в 1919 культурный фронт, 1917..19 Самарканд, 1917..19 Бухара, 1919 Ферганская долина — басмачи и жен-отделы
Ниже представлен большой объем материалов по этой теме из книги:
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021 ..
1920.. организация Домов матерей и центров акушерства..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
Из-за небольшого числа женщин-специалистов в мусульманской секции Центрального женского отдела ее деятельность в первое время шла медленно. После прихода в мусульманскую секцию татарки М.С. Сафаровой работа оживилась. Под ее руководством на местах шла работа по созданию домов матерей в целях защиты материнства и детства¹.
¹ За пять лет. Сборник по вопросам работы Коммунистической партии среди женщин Средней Азии. С. 122. |
В них, помимо оказания медицинских услуг беременным женщинам, также предоставлялись необходимые консультации. В связи с высокой смертностью среди местных рожениц одним из наиболее актуальных вопросов было предоставление им современных медицинских услуг. | Именно татарские активистки проявили инициативу в открытии центров акушерства в целях оказания квалифицированной медицинской помощи туркестанским женщинам. Например, по инициативе Марьям Якубовой в старой городской части Ташкента, где наблюдалась нехватка медицинского персонала, были открыты курсы по подготовке медсестер и акушерок².
² Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана. С. 76. |
* Захида Бурнашева и Марьям Якубова на фото 1923 Ташкент — Акушерский техникум и 3-роддом
1920 год — организация первых акушерских центров |
Далее о Жен-отделах в 1921 Ташкент — город хлебный
1920 апрель подготовка к съезду
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021стр.213.. |
Т. Бендецкая, одна из первых сотрудников женского отдела, в своих воспоминаниях отмечает, что первыми сотрудницами отдела были из узбечек Садикова и из татар Зухра Сафарова, Фатиха Редкина и З. Бурнашева¹. Эти женщины проявили большую активность в проведении первого съезда рабочих женщин Туркестана в апреле 1920 года². |
² Первый Туркестанский съезд // Известия. 1920. 6 апрель.
1920 май.. Первый съезд туркестанских рабочих женщин
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021стр.219-220.. |
Отдел «Работница» Центрального Исполнительного комитета Туркестана считался одной из ведущих организаций по проведению съездов и претворению в жизнь его решений. Большой вклад в эту работу внесли татарские женщины. Например, среди организаторов первого съезда туркестанских рабочих женщин, начавшего свою работу 15 мая 1920 года, была и татарка Захида Бурнашева. | Из 120 делегатов съезда 88 составляли русские, 15 – татарки, 3 – киргизки (казашки) и 1 туркменка. В повестке дня съезда было сказано, что основной задачей является дальнейшая активизация агитаторско-просветительской работы среди женщин Туркестана, широкомасштабное привлечение к этой работе местных женщин¹.
¹ Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана. С. 84. |
1920 лето.. краткосрочные и одногодичные курсы для местных женщин
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021стр.236.. |
Большое число татарских женщин было мобилизовано для организации краткосрочных и одногодичных курсов для местных женщин, которые открывались летом при женских отделах. | Среди них Марьям Бахтиярова, Муршида Исмаилова, Захида Бурнашева, Анвара, Сарвар и Зайнаб Яушевы, Салима Ахтямова, Шарифа Халиуллина, Иззанур Мухаммедова, Гаухар Алиева, Сагадат Еникеева, Амина Алимбек. | Татарские образованные женщины, имена которых были упомянуты выше, проводили встречи, конференции с участием местных женщин в местах, продвигали советское законодательство о правах женщин. |
* Сагадат Еникеева — жена генерала СахибГирея Еникеева, см. 1905..07 и ОДО — Курсы Кройки и Шитья.
«.. Позднее она упоминается как преподаватель Старогородского отделения краевой народной консерватории и член Старогородского отдела народного просвещения, а в двадцатые годы — работник Женского института народного просвещения. ..» (Чайчиц — «Еникеевы, родственники Муллагали Яушева«)
* Марьям Бахтиярова приехала в Ташкент в 1919, но есть еще ташкентская Мохинур Бахтиярова (жена Ибрагима Якубова), она на фото ТатТеатр в 1920 агитация и мобилизация..
1920.. курсы школьных инструкторов
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021стр.210-211.. |
Также, с 1920 года в целях содействия организации учебной работы в новых советских школах на местах были организованы курсы школьных инструкторов. Основную часть слушателей этих курсов составляли татарские женщины: из 353 слушателей, окончивших в 1920 году курсы школьных инструкторов, татарки составляли 210 человек. | Окончившие курсы школьных инструкторов по направлению Народного комиссариата просвещения Туркестана направлялись в различные регионы. В частности, Гафифа Бурнашева была направлена в Ферганскую область Андижанского уезда, Хадича Курманбаева – в Семиреченскую область Верненского уезда в качестве школьного инструктора¹.
¹ НА РУз. Ф. Р-34. Оп. 1. Д. 523. Л. 43 и 43об. |
Материальное обеспечение студентов курсов инструкторов было возложено на Туркестанский Народный комиссариат просвещения, что послужило еще одной причиной поступления на эти курсы татарских женщин. |
1920 июль.. съезд женщин-работниц
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021стр… |
Большое место в деятельности женских отделов занимали конференции работающих женщин. Во многих случаях на эти конференции советскими властями приглашались и иностранные «революционеры».Например, 20 июля 1920 года в Ташкенте съезд женщин-работниц посетили индийские революционеры. Они познакомились с работой, проводимой среди женщин Туркестана. | Когда они появились на сцене, мусульманские женщины спрятались под свои паранджи. Один из представителей индийских революционеров Пашль, выступая, сказал, что паранджа, которую носят мусульманские женщины – придуманы муллами фанатиками и мусульмане татары ни в коем случае не разрешат носить его своим женам, как мусульмане Туркестана.Несколько мусульманских женщин согласились с призывом индийского представителя, который утверждал, что пришло время свободы и прекращению унижения туркестанских женщин. | Выступившая на конференции русская женщина (имя не приводится. – Авторы) утверждала, что пора поэтапно сбросить паранджи.Татарка с Крымского фронта Н. Исмаилова заявила, что женщины вместе с мужчинами ведут борьбу против иностранных интервентов и призвала женщин Туркестана также к мужественной борьбе¹.
¹ Индийские революционеры на конференции // Известия. 1920. 22 июля. |
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021стр… |
.. двум татарским учительницам Салиме Ахтамовой и Иззанур Мухамедовой была поручено организовать работу женских педагогических курсов в Ташкенте.В 1920 году усилиями этих учителей в Женском институте были организованы педагогические курсы. | Курсы возглавила З. Бурнашева.Женский институт окончили первые узбекские женщины, такие как Джахан Абидова и Таджихан Шадиева. |
1920.. Марьям Султанмуратова в Татарском педагогическом институте
* в 1919 приехала из Хорезма
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
.. Она приехал в Ташкент в 1919 году, училась в Татарском педагогическом институте. .. |
* далее о Марьям Султанмуратовой в «1921..22 культура и образование»
из https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурнашева,_Захида_Хуссаиновна |
.. В 1920 году ее направляют на 1-ую интернациональную конференцию женщин коммунисток Москвы. После она становится инструктором Женотдела[1].
1А.М.Ахунов. Захида Бурнашева. www.ite.antat.ru |
1920 август.. Женский отдел при Наркомате просвещения Туркестана
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021стр.216.. |
В женском отделе при Наркомате просвещения Туркестана через некоторое время удалось увеличить число сотрудников, в результате было создано новое «Рабоче-дехканское» отделение, при котором начала свою деятельность мусульманская секция. | Изначально секцией руководила татарка Марьям Бахтиярова¹.
¹ За пять лет. Сборник по вопросам работы Коммунистической партии среди женщин Средней Азии. С. 122.
|
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021стр.207.. |
Например, в августе 1920 года Д.Г. Бахтияров и его жена были отправлены в качестве учителей в Туркестан из Спасского уезда ТАССР: муж занимался организаторско-преподавательской деятельностью в Ферганской области, а жена работала в областном отделе по делам женщин. .. |
1920 лето.. Женские клубы
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021стр.221-222.. |
С лета 1920 года по всей области началась работа женских отделов при Туркестанском ЦИК. В частности, по инициативе и при непосредственном участии женских отделов на местах были созданы женские клубы. Предполагалось, что эти клубы станут местом массового сбора женщин и будут способствовать дальнейшему повышению их культурного уровня, а также обогащению их политических знаний. Женские отделы, функционирующие на местах, разработали различные способы вовлечения женщин в социально-культурную жизнь².
² Нишонбоева ..В. Ўзбекистонда хотин-.излар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар, тажриба ва о.ибатлар). Б. 73. |
Содержание политико-массовой работы, проводимой в женских клубах, нашло свое отражение в их агитаторско-просветительской деятельности, ликвидации безграмотности, участии в подготовке и проведении массовых политических мероприятий и национальных праздников. После создания различных клубов сразу же ставились политические цели.Вопрос об открытии женских клубов в Туркестане был поставлен на повестку дня на первом съезде народов Востока, состоявшемся в Баку в сентябре 1920 года. На этой конференции, в которой приняли участие 55 делегатов от Туркестанской АССР, также без промедления было решено открыть женские клубы¹.
¹ Нишонбоева ..В. Ўзбекистонда хотин-.излар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар, тажриба ва о.ибатлар). Б. 73–74. |
В начале 20-х годов XX века женские клубы в Туркестане занимались, прежде всего, защитой прав женщин. В частности, в центре их внимания стояла борьба с многоженством, получение в качестве приданого денег. В то же время, Центр занимался вопросами расширения культурно-просветительных работ. При женских клубах организовывались школы ликвидации неграмотности, а также курсы при этих клубах. Преподавателями этих школ и курсов были также женщины-татарки, и в результате их агитаторской работы на эти школы и курсы были привлечены местные женщины. В 1920 году такую школу в новой городской части Ташкента окончили 40 узбекских, казахских и татарских девушек. |
Курсы Кройки-Шитья в ОДО.. из ОДО — Курсы Кройки и Шитья
Когда появились эти курсы в ОДО? Очень может быть еще до 1917, когда это здание было Офицерским Собранием. Но не исключено что Курсы Кройки и Шитья первой организовала Сагадат Еникеева — жена генерала СахибГирея Еникеева. В любом случае в то переломное время в условиях оттока интеллигенции были востребованы образованные женщины. Они поднимали не только образование в молодой республике, но старались сохранить светскую культуру, воспитать новое поколение культурных девушек. На Курсах в ОДО учили не только шитью, по рассказам моей жены там даже в 80-х годах присутствовал дух начала 20 века, та самая культура старых строгих учительниц с Бестужевских курсов. И дочь Сагадат Еникеевой — Марьям училась на них и Марьям Якупова. В списке ташкентских бестужевок из татар есть еще Якупова Салима, Яушева Нур, Яхина Амина и Айтуганова Таифа.
1920..23 ТашОДО КурсыКройкиШитья с40(43) арх-Ахтямовы-Фатахутдиновы .. =Коллекция-Рафаэля=; комм: (рус) Профессиональная школа кройки и шитья, 1920-23 гг., Ташкент. Организована Сагадат Еникеевой (сидит-3-справа).Слева сидит женщина с стоит девочка — они есть на таком же фото 1923 года. Это Клавдия Макаровна и, возможно, ее дочь. |
Далее о Курсах Кройки-Шитья в 1923..25 Ташкент
Опасная работа.. * эту часть убрал из-за неопределенности дат событий.. В работе Т. Биктемировой и Н. Хамитбаевой «Татарки-просветительницы» (на которую ссылаются авторы) в тексте 2001 года о гибели учительницы Джамили Юмаевой указан 1932 год. И другие примеры в этом абзаце книги «Татары Туркестана на изломе веков» стр.217 могут быть из времени голодомора 1932-33 годов.
Далее: «1921..22 культура и образование»