tatar.uz folk history

1920-07-01

1920 жен-отделы

опубл.2023, изм.2024-07, доб.2024-11-08..
САГУ, Жен-отдел, Акушерские курсы, Съезд туркестанских рабочих женщин, Курсы школьных инструкторов, Женский институт, Женские клубы..

1920-01-05 Tashkent n72 =Коллекция-Рафаэля=;

(тюрк)Любимому другу Салимушке на память .. Как вместе проводили время в 4 номере не забудь ..

Ташкент 5 января 1920 года.


1920.. Зайнап Максудова в САГУ
* два года преподавала в Елабуге (1918–1920)

из А_Бустанов «Библиотека Зайнап Максудовой» стр.20, 30..
Здесь она вышла замуж за школьного учителя Ризаэтдина Газизова и поступила в Туркестанский университет .., главный центр востоковедения в регионе.Акцент на постоянных переездах и преподавании русского языка в различных версиях биографии Максудовой заставляет думать, что эти два фактора были для нее инструментами интеграции в советское общество.

* далее о Зайнап Максудовой в 1921 Ташкент — город хлебный


Жен-отделы начали свою работу в 1919 году. Они упоминаются в 1919 культурный фронт, 1917..19 Самарканд, 1917..19 Бухара, 1919 Ферганская долина — басмачи и жен-отделы

Ниже представлен большой объем материалов по этой теме из книги:
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021 ..


1920.. организация Домов матерей и центров акушерства..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021

стр.218-219..

Из-за небольшого числа женщин-специалистов в мусульманской секции Центрального женского отдела ее деятельность в первое время шла медленно. После прихода в мусульманскую секцию татарки М.С. Сафаровой работа оживилась. Под ее руководством на местах шла работа по созданию домов матерей в целях защиты материнства и детства¹.

¹ За пять лет. Сборник по вопросам работы Коммунистической партии среди женщин Средней Азии. С. 122.
В них, помимо оказания медицинских услуг беременным женщинам, также предоставлялись необходимые консультации. В связи с высокой смертностью среди местных рожениц одним из наиболее актуальных вопросов было предоставление им современных медицинских услуг. Именно татарские активистки проявили инициативу в открытии центров акушерства в целях оказания квалифицированной медицинской помощи туркестанским женщинам. Например, по инициативе Марьям Якубовой в старой городской части Ташкента, где наблюдалась нехватка медицинского персонала, были открыты курсы по подготовке медсестер и акушерок².

² Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана. С. 76.

* Захида Бурнашева и Марьям Якубова на фото 1923 Ташкент — Акушерский техникум и 3-роддом

1997 j-Suumbika — M_Yakubova

1920 год — организация первых акушерских центров

Далее о Жен-отделах в 1921 Ташкент — город хлебный


1920 апрель подготовка к съезду

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021
стр.213..
Т. Бендецкая, одна из первых сотрудников женского отдела, в своих воспоминаниях отмечает, что первыми сотрудницами отдела были из узбечек Садикова и из татар Зухра Сафарова, Фатиха Редкина и З. Бурнашева¹. Эти женщины проявили большую активность в проведении первого съезда рабочих женщин Туркестана в апреле 1920 года².
² Первый Туркестанский съезд // Известия. 1920. 6 апрель.

1920 май.. Первый съезд туркестанских рабочих женщин

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021
стр.219-220..
Отдел «Работница» Центрального Исполнительного комитета Туркестана считался одной из ведущих организаций по проведению съездов и претворению в жизнь его решений. Большой вклад в эту работу внесли татарские женщины. Например, среди организаторов первого съезда туркестанских рабочих женщин, начавшего свою работу 15 мая 1920 года, была и татарка Захида Бурнашева. Из 120 делегатов съезда 88 составляли русские, 15 – татарки, 3 – киргизки (казашки) и 1 туркменка. В повестке дня съезда было сказано, что основной задачей является дальнейшая активизация агитаторско-просветительской работы среди женщин Туркестана, широкомасштабное привлечение к этой работе местных женщин¹.

¹ Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана. С. 84.
В Татарской энциклопедии указано, что Захида Бурнашева «В 1920-21 зав. жен. отделом Туркестанского бюро ЦК РКП(б), одновременно — директор Узбекского женского института просвещения.» 

1920 лето.. краткосрочные и одногодичные курсы для местных женщин

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021
стр.236..
Большое число татарских женщин было мобилизовано для организации краткосрочных и одногодичных курсов для местных женщин, которые открывались летом при женских отделах. Среди них Марьям Бахтиярова, Муршида Исмаилова, Захида Бурнашева, Анвара, Сарвар и Зайнаб Яушевы, Салима Ахтямова, Шарифа Халиуллина, Иззанур Мухаммедова, Гаухар Алиева, Сагадат Еникеева, Амина Алимбек. Татарские образованные женщины, имена которых были упомянуты выше, проводили встречи, конференции с участием местных женщин в местах, продвигали советское законодательство о правах женщин.
* Зайнаб Яушева — дочь МуллаГали Ахмеджановича Яушева (владельца двух торговых пассажей в Ташкенте). Ее сестра Разия — мать журналиста Фарида Сейфуль-Мулюкова.
* Сагадат Еникеева — жена генерала СахибГирея Еникеева, см. 1905..07 и ОДО — Курсы Кройки и Шитья.
«.. Позднее она упоминается как преподаватель Старогородского отделения краевой народной консерватории и член Старогородского отдела народного просвещения, а в двадцатые годы — работник Женского института народного просвещения. ..» (Чайчиц — «Еникеевы, родственники Муллагали Яушева«)
* Марьям Бахтиярова приехала в Ташкент в 1919, но есть еще ташкентская Мохинур Бахтиярова (жена Ибрагима Якубова), она на фото ТатТеатр в
1920 агитация и мобилизация..

1920.. курсы школьных инструкторов

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021
стр.210-211..

1920 Ташкент — Стар-гор — школьн https://mytashkent.uz/2023/09/10/shkolniki-v-starom-gorode-1920-god/

Также, с 1920 года в целях содействия организации учебной работы в новых советских школах на местах были организованы курсы школьных инструкторов. Основную часть слушателей этих курсов составляли татарские женщины: из 353 слушателей, окончивших в 1920 году курсы школьных инструкторов, татарки составляли 210 человек. Окончившие курсы школьных инструкторов по направлению Народного комиссариата просвещения Туркестана направлялись в различные регионы. В частности, Гафифа Бурнашева была направлена в Ферганскую область Андижанского уезда, Хадича Курманбаева – в Семиреченскую область Верненского уезда в качестве школьного инструктора¹.

¹ НА РУз. Ф. Р-34. Оп. 1. Д. 523. Л. 43 и 43об.
Материальное обеспечение студентов курсов инструкторов было возложено на Туркестанский Народный комиссариат просвещения, что послужило еще одной причиной поступления на эти курсы татарских женщин.

1920 июль.. съезд женщин-работниц

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021
стр…
Большое место в деятельности женских отделов занимали конференции работающих женщин. Во многих случаях на эти конференции советскими властями приглашались и иностранные «революционеры».Например, 20 июля 1920 года в Ташкенте съезд женщин-работниц посетили индийские революционеры. Они познакомились с работой, проводимой среди женщин Туркестана. Когда они появились на сцене, мусульманские женщины спрятались под свои паранджи. Один из представителей индийских революционеров Пашль, выступая, сказал, что паранджа, которую носят мусульманские женщины – придуманы муллами фанатиками и мусульмане татары ни в коем случае не разрешат носить его своим женам, как мусульмане Туркестана.Несколько мусульманских женщин согласились с призывом индийского представителя, который утверждал, что пришло время свободы и прекращению унижения туркестанских женщин. Выступившая на конференции русская женщина (имя не приводится. – Авторы) утверждала, что пора поэтапно сбросить паранджи.Татарка с Крымского фронта Н. Исмаилова заявила, что женщины вместе с мужчинами ведут борьбу против иностранных интервентов и призвала женщин Туркестана также к мужественной борьбе¹.

¹ Индийские революционеры на конференции // Известия. 1920. 22 июля.
1920.. педагогические курсы в Женском институте

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021
стр…
.. двум татарским учительницам Салиме Ахтамовой и Иззанур Мухамедовой была поручено организовать работу женских педагогических курсов в Ташкенте.В 1920 году усилиями этих учителей в Женском институте были организованы педагогические курсы. Курсы возглавила З. Бурнашева.Женский институт окончили первые узбекские женщины, такие как Джахан Абидова и Таджихан Шадиева.

1920.. Марьям Султанмуратова в Татарском педагогическом институте
* в 1919 приехала из Хорезма

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.239..
.. Она приехал в Ташкент в 1919 году, училась в Татарском педагогическом институте. ..

* далее о Марьям Султанмуратовой в «1921..22 культура и образование»


1920 июль-август.. Захида Бурнашева — делегат 1-интернациональной конференции женщин коммунисток в Москве

из https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурнашева,_Захида_Хуссаиновна
.. В 1920 году ее направляют на 1-ую интернациональную конференцию женщин коммунисток Москвы. После она становится инструктором Женотдела[1].

1А.М.Ахунов. Захида Бурнашева. www.ite.antat.ru
В отчете «Международная конференция коммунисток (1; 1920; Москва). Отчет о Первой международной конференции коммунисток. — [М.], 1921.» Захиду Бурнашеву избрали в Президиум от «женщин народов Востока» (стр.21). А вот в списке членов Конференции от Туркестана указаны Карымова и Дворкина (стр.124 и доклад Дворкиной на 65-66).

1920 август.. Женский отдел при Наркомате просвещения Туркестана

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021
стр.216..
В женском отделе при Наркомате просвещения Туркестана через некоторое время удалось увеличить число сотрудников, в результате было создано новое «Рабоче-дехканское» отделение, при котором начала свою деятельность мусульманская секция. Изначально секцией руководила татарка Марьям Бахтиярова¹.

¹ За пять лет. Сборник по вопросам работы Коммунистической партии среди женщин Средней Азии. С. 122.

В августе 1920 г. она была направлена из Спасского уезда ТАССР в Туркестан в качестве учителя.

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021
стр.207..
Например, в августе 1920 года Д.Г. Бахтияров и его жена были отправлены в качестве учителей в Туркестан из Спасского уезда ТАССР: муж занимался организаторско-преподавательской деятельностью в Ферганской области, а жена работала в областном отделе по делам женщин.
..
Подробности в «1919..20 Ферганская долина»


1920 лето.. Женские клубы

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021
стр.221-222..
С лета 1920 года по всей области началась работа женских отделов при Туркестанском ЦИК. В частности, по инициативе и при непосредственном участии женских отделов на местах были созданы женские клубы. Предполагалось, что эти клубы станут местом массового сбора женщин и будут способствовать дальнейшему повышению их культурного уровня, а также обогащению их политических знаний. Женские отделы, функционирующие на местах, разработали различные способы вовлечения женщин в социально-культурную жизнь².

² Нишонбоева ..В. Ўзбекистонда хотин-.излар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар, тажриба ва о.ибатлар). Б. 73.
Содержание политико-массовой работы, проводимой в женских клубах, нашло свое отражение в их агитаторско-просветительской деятельности, ликвидации безграмотности, участии в подготовке и проведении массовых политических мероприятий и национальных праздников. После создания различных клубов сразу же ставились политические цели.Вопрос об открытии женских клубов в Туркестане был поставлен на повестку дня на первом съезде народов Востока, состоявшемся в Баку в сентябре 1920 года. На этой конференции, в которой приняли участие 55 делегатов от Туркестанской АССР, также без промедления было решено открыть женские клубы¹.

¹ Нишонбоева ..В. Ўзбекистонда хотин-.излар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар, тажриба ва о.ибатлар). Б. 73–74.
В начале 20-х годов XX века женские клубы в Туркестане занимались, прежде всего, защитой прав женщин. В частности, в центре их внимания стояла борьба с многоженством, получение в качестве приданого денег. В то же время, Центр занимался вопросами расширения культурно-просветительных работ. При женских клубах организовывались школы ликвидации неграмотности, а также курсы при этих клубах. Преподавателями этих школ и курсов были также женщины-татарки, и в результате их агитаторской работы на эти школы и курсы были привлечены местные женщины. В 1920 году такую школу в новой городской части Ташкента окончили 40 узбекских, казахских и татарских девушек.

 


Курсы Кройки-Шитья в ОДО..       из ОДО — Курсы Кройки и Шитья

Когда появились эти курсы в ОДО? Очень может быть еще до 1917, когда это здание было Офицерским Собранием. Но не исключено что Курсы Кройки и Шитья первой организовала Сагадат Еникеева — жена генерала СахибГирея Еникеева. В любом случае в то переломное время в условиях оттока интеллигенции были востребованы образованные женщины. Они поднимали не только образование в молодой республике, но старались сохранить светскую культуру, воспитать новое поколение культурных девушек. На Курсах в ОДО учили не только шитью, по рассказам моей жены там даже в 80-х годах присутствовал дух начала 20 века, та самая культура старых строгих учительниц с Бестужевских курсов. И дочь Сагадат Еникеевой — Марьям училась на них и Марьям Якупова. В списке ташкентских бестужевок из татар есть еще Якупова Салима, Яушева Нур, Яхина Амина и Айтуганова Таифа.

1920..23 ТашОДО КурсыКройкиШитья с40(43)-

1920..23 ТашОДО КурсыКройкиШитья с40(43) арх-Ахтямовы-Фатахутдиновы .. 
=Коллекция-Рафаэля=;
комм:
(рус) Профессиональная школа кройки и шитья, 1920-23 гг., Ташкент. Организована Сагадат Еникеевой (сидит-3-справа).Слева сидит женщина с стоит девочка — они есть на таком же фото 1923 года. Это Клавдия Макаровна и, возможно, ее дочь.

Далее о Курсах Кройки-Шитья в 1923..25 Ташкент


Опасная работа.. * эту часть убрал из-за неопределенности дат событий.. В работе Т. Биктемировой и Н. Хамитбаевой «Татарки-просветительницы» (на которую ссылаются авторы) в тексте 2001 года о гибели учительницы Джамили Юмаевой указан 1932 год. И другие примеры в этом абзаце книги «Татары Туркестана на изломе веков» стр.217 могут быть из времени голодомора 1932-33 годов.


Далее: «1921..22 культура и образование»

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress