tatar.uz folk history

1924-07-18

1923..25 жен-отделы

опубл.2023-07-18
Предыдущая часть 1919..21 жен-отделы

Основные материалы из книги: Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021.

стр.224..

С 1922 года женские секции были созданы практически во всех районах Туркестана.
С 1923 года их работа по привлечению женщин коренных национальностей в учебные заведения заметно улучшилась.
Например, только в 1923 году через женские отделы в институты образования, рабочие факультеты, фельдшерско-акушерские курсы в Ташкенте было направлено на обучение 400 женщин местных национальностей.
По всему Туркестану были открыты 12 школ для ликвидации неграмотности женщин коренных национальностей².

² 8 марта и наши задачи // Туркестанская правда. 1924. 23 февраля.

См.также 1923 Ташкент — Акушерский техникум и 3-роддом

..
стр.225-226..

При управлении деятельностью женских организаций советская власть выделяла женским клубам очень мало средств, в большинстве случаев сотрудники клубов вынуждены были работать на общественных началах.
Например, в 1923 году на эти цели было выделено всего 1500 рублей.

Значительные изменения произошли в результате рассмотрения этого вопроса на состоявшемся в 1923 году V Совете всетуркестанских женских отделов. Совет уделил основное внимание на улучшение работы культурно-просветительных учреждений среди женщин, сосредоточился на увеличении числа женских клубов и на их материальном обеспечении.

стр.222..

С 1923 года большое внимание уделялось открытию школ для женщин. Однако недостаточное финансирование препятствовало полномасштабной реализации этого замысла. В конце этого года в женских школах получили образование только 275 женщин местных национальностей².

² Туркистон хотин-.излари орасида нима ишланди //

стр.226-227..

Две женщины-узбечки из Хорезма приняли участие на 4-м съезде рабочих и крестьянских депутатов
Туркестана в качестве делегатов. Одна из них, Н. Абдусаламова, была избрана членом
Центрального Исполнительного комитета ХНСР. Хорезмийки Г. Сафарова и Н. Атаджанова были одними
из первых прогрессивных узбекских женщин.
В январе 1924 года они прибыли в Ташкент и выступили на совете руководителей областных женских отделов с докладом о проделанной работе среди женщин в Хорезме¹.

¹ Любимова С.Т. Женщины в Хорезме // Туркестанская правда. 1924. 7 марта.

стр.226..

С 1924 года началось государственное финансирование строительства новых клубов¹.К 1924 году количество школ для девочек значительно увеличилось благодаря активности женских
отделов на местах.
В 1924 году в Хиве открылась школа для девочек на 40 мест. В это же время была организована женская вечерняя школа для взрослых. Комсомольская ячейка в Хонке, Гурлане и Новом Ургенче состояла из 20 девушек.

¹ Нишонбоева ..В. Ўзбекистонда хотин-кизлар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар, тажриба ва о.ибатлар). Б. 78.

стр.225..

В результате эффективной работы школ по ликвидации неграмотности среди узбекских женщин также сформировались молодые учителя, которые начали вести свою деятельность в местных школах.
Например, по данным 1924 года в более чем 2000 школах для девочек в Туркестане работали 342 молодых узбекских учителей³.³ Насырова Х. Женщины Узбекистана в борьбе за мир. Ташкент: Госиздат, 1954. С. 30.

стр.228-229..

Большое значение в успешной деятельности отдела женщин при ЦИК Туркестана среди местных женщин сыграла газета «Янги йул» («Новый путь»), являющаяся изданием данного отдела.
Газета «Янги йул», освещавшая женское движение, в 1919–1934 годах считалась одним из авторитетных печатных изданий в Узбекистане. В основном там публиковались статьи о культурно-просветительской работе среди женщин².
Учитывая растущий спрос на эту газету, с 1924 года руководитель женского отдела при ЦИК Туркестана С. Любимова в своем обращении в типографию 3 раза просила разрешения на дополнительную печать тиражей газеты «Янги йул»³.

² Алимова Д.А. Женский вопрос в советской историографии Средней Азии (20–80-годы): дис. … докт. ист. наук. Ташкент: 1991. С. 40.

³ НА РУз. Ф. Р-34. Оп. 1. Д. 2639. Л. 77.

С 1924 года активно велась агитаторская работа среди женщин. Женские клубы повсеместно открывали «красные уголки». Целью было быстрее «раскрыть» местных женщин и привлечь их к производству, основываясь на требования партии.
5 июля 1924 года руководитель женского отдела при ЦК С. Любимова в письме политуправлению просвещения Туркестана предложила создать в провинциях дополнительно 5 клубов и 50 «красных уголков» для культурно-просветительной работы среди местных женщин¹.
..
¹ НА РУз. Ф. Р-34. Оп. 1. Д. 2575. Л. 361.

стр.229..

С 1925 года усилилась борьба с неграмотностью, и к этому процессу были привлечены местные женские отделы.
Они также занимались трудоустройством учителей, присланных из Ташкента, осуществляли контроль за обучением.
Отдел женщин при Среднеазиатском бюро (Средазбюро) 22 мая 1925 года дал указание Обществу по ликвидации неграмотности обеспечить школы и курсы подготовки учителей суммами от 567 до 2936 рублей³.

³ НА РУз. Ф. Р-34. Оп. 1. Д. 2581. Л. 36.

стр.227-228..

По данным 1925 года, первый женский клуб в старой городской части Ташкента насчитывал 578 членов, из которых 405 составляли узбечки, 96 – татарки, 49 – бухарские еврейки, 13 – русские, 6 – уйгурок.
В конце 1925 года выпускницы школы ликвидации неграмотности при клубе успешно сдали экзамены перед представителями Ташкентского политического управления образования¹.

¹ НА РУз. Ф. Р. 94. Оп. 1. Д. 226. Л. 41–43.


Публикация фельетона Г. Гайдовского 1925 года вызвала возмущение современных читателей «Писем о Ташкенте» и это понятно — набор анекдотических штампов заезжего репортера. Но вот как он пишет о татарской активистке-бытописательнице (неясно — это та же Лидия Сейфуллина которую критикует Г.Якубовский в том же сборнике?) — «Ей нельзя было показаться в старом городе»!..

Туземная писательница Лола-Хан Арсланова-Сайфуллина (автор книги «Ичкары») водила нас по старому городу.
У ее родных нас кормили пловом.
Нам подали деревянные ложки, но обычно едят руками.
Если узбек захочет вам выказать особое расположение, он своей рукой сует вам в рот горсть рису. Это высший знак уважения.

Жуткие фигуры узбечек, быстро перебегающих дорогу, караваны верблюдов, арб — все это особенное, свое, самобытное, и как-то грустно становится, что культура сметет этот особенный быт, но должна смести.

За глиняными стенами в ичкары (женская половина), куда не может проникнуть европеец, до сих пор царят ужас и произвол. Во время нашего пребывания в Ташкенте один узбек в присутствии всех родных избил свою дочь до полусмерти только за то, что она хотела поступить в школу. За глиняными стенами царит до сих пор средневековая темнота, и надо много такта и умения делегаткам женотдела, чтобы пробить окно в это темное царство.

Лола-Хан Арсланова очень ярко и образно (в ее творчестве есть что-то родственное Рабиндранату Тагору) описала жизнь ичкары.
Ей нельзя было показаться в старом городе. По мнению узбеков, она выносила «сор из избы».
Сейчас тов. Арсланова пишет роман из жизни узбечек.


стр.229..

29 октября 1925 года под председательством С. Любимовой состоялось заседание председателей женских отделов республик Средней Азии.
Вместе с руководителями женского отдела при Центральном Исполнительном Комитете Узбекистана присутствовали инструктор женского отдела Кировского обкома РКП(б) татарка Каримова, руководитель женского отдела Ташкентского уезда Тухта Биби, инструктор данного уезда Аксентович, заведующая женским отделом Старого города Ташкента Джалилова и другие.
На совещании были обсуждены методы и формы агитационной работы среди женщин в Средней Азии рассматривались такие вопросы, как подготовка, вовлечение местных женщин в производство².

² НА РУз. Ф. Р-86. Оп. 1. Д. 3620. Л. 9–10.

стр.224-225..

В 1925 году в женских клубах работало 1395 человек. Но организация рабочего процесса и деятельность женских клубов, организованных в отдельных городах и районах, шли медленно.
Например, в женских клубах Намангана, в течение 2–3 месяцев не было проведено ни одного мероприятия¹.

¹ Ишонбоева ..В. Ўзбекистонда хотин-.излар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар, тажриба ва о.ибатлар). Б. 83.

Особое место в агитаторской работе среди женщин занимали «Красные чайханы». В них проводились не только собрания, но и велась агитационная работа.

Например, руководитель женского отдела БХСР татарка Зухра Баимбетова рассказывала, что в «Красных чайханах» женщины собирались раз в 10 дней и читали книги, политические материалы, слушали радио.

Для женщин также были открыты отдельные чайханы, при которых созданы политические кружки и школы по ликвидации неграмотности².² Биктемирова Т., Хамитбаева Н. Татарки просветительницы. С. 12.


Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress