опубл.2023-07, доб.2023-08, -09-11, изм.-09-14
См. предыдущий материал 1893..1904 этнографические исследования и публикации
После потери Порт-Артура в декабре 1904 случилось «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 когда войска расстреляли демонстрацию в Петербурге организованную попом Гапоном. Это обнажило глубокий раскол между аристократией и народом. А был еще «Ленский расстрел» и много других. А тут еще поражение в Русско-Японской войне, особенно разгром броненосной эскадры в проливе Цусима в мае 1905 ставший тяжелым ударом по самолюбию российского общества.
Алексей Новиков-Прибой «Цусима».. .. Мы знали, что весть о Цусиме прокатилась по всей стране, вызывая потоки слез и горя. Содрогнулась Россия. Через месяц после гибели эскадры, как бы в ответ на это, броненосец «Потемкин» прорезал воды Черного моря под красным флагом. Восстали моряки на крейсере «Очаков», в кронштадтских и севастопольских экипажах. Поднялись рабочие на заводах и фабриках. Началось аграрное движение, запылали помещичьи усадьбы. Царь, спасая трон, вынужден был объявить манифест о конституции. Но народ скоро понял, что это был обман. Улицы Москвы обросли баррикадами. И по всей России, словно тайфун в Японском море, поднимались и буйствовали кровавые шквалы. |
И умные люди предупреждали, что это «шу-шу» не просто так — это глобальный системный кризис и грядут более масштабные войны. Впрочем, подробнее об этом можно прочесть в 100-томнике Ленина..
Кризис усугубился активностью политических группировок совместно с криминалом устроившем охоту на гос.служащих и так называемые «эксы» — нападения на почтовые перевозки с целью изъятия денег (тогда люди пересылали деньги почтой). На этой почве засветился даже знаменитый ташкентский врач Слоним. Жандармы перебрав огромное количество телеграмм выявили участников нападения с убийством в Ташкенте и допрашивали врача на предмет пересылки части похищенных средств.
Возможно по этим причинам 1905 год никак не отмечен активностью в области просвещения и культуры. Но, он разрушил величие Империи и открыл путь к формированию планов национального строительства (пока в рамках Империи, но украинский дракон уже вылупился :)..
В 1905 в Фергану (тогда г.Скобелев) приехал казанский педагог Хусаин Макаев (см. 1891..1905 Казань — Макаевы»)
Вот часть из воспоминаний его жены Фатихи Хамзиной об этом периоде..
Продолжение на 6-стр.: «.. до 1913 года, преодолевая трудности, осторожно умело боролся против фанатизма, старых предрассудков и обычаев.»
Продолжение биографии Х.Макаева в «1913..16 народное образование».
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021, стр.166-168..
В книге указывается 1903 год приезда Макаева, но если он родился в 1891, то ему получается слишко мало лет для такой деятельности.
.. Татарин Хусаин Макаев был одним из татарских просветителей, оставивших свой след в издательском деле в Туркестане. Среди педагогов, издателей и журналистов он занимает особое место в культурной жизни Ферганы. Х. Макаев окончил педагогическое училище в Казани и начал преподавать в новометодной школе. Однако в 1903 году был вынужден переехать в Туркестан. Он продолжил педагогическую деятельность в Скобелеве (Фергана) и основал там школу. Новый порядок в школе, передовой опыт, внедрение идей джадидизма не отвечало «требованиям» власти, и вскоре эта школа была закрыта. После этого Х. Макаев был вынужден уехать в Наманган, где он также открыл новометодную школу и начал обучать узбекских и татарских детей. Х. Макаев познакомился с Исхакханом Ибратом во время педагогической деятельности. Ибрат, основавший новометодную школу в Туракурганской волости Наманганского уезда, пригласил соотечественника Хусаина Макаева, просветителя Абдулрауфа Шахиди (Абдулрауф Шагидуллинов, Шагидуллин)¹. ¹ Этот татарский просветитель известен в архивных документах, в исторической литературе как Абдулрауф Шахиди, Шагидуллин или Шагидуллинов. Долимов У. Ис.о.хон Ибрат… Б. 82; Ризаев Ш. Жадид драмаси… Б. 126, 127. Все эти имена приписываются А. Шахиди, сотрудничавшему с просветителем Исхакханом Ибратом. См.: НА РУз. Ф. И.1. Оп. 31. Д. 540. Л. 181–182.В школе Исхакхана Ибрата, которая начала функционировать при участии татарских педагогов, использовались передовые методы обучения. В частности, большое значение имело введение еженедельного расписания в этой школе, занятий по физкультуре и проведение этих мероприятий в виде игры². ² Долимов У. Туркистонда жадид мактаблари. Б. 41.По предложению Мунаввара Кари, Исхакхан Ибрат, Хусаин Макаев и мулла Искандар Абдувахоб угли в 1907 году посетили Ташкент, где приняли участие в текущих экзаменах в школах, работающих по звуковому методу. .. |
В Синзяне в 1930-40-х работал Бурган Шахиди из Буинского района Симбирской губернии. В 1950-х он занимал пост Председателя Совета Национальностей Китая. См. «1960-е дети Бургана Шагиди».
В Ташкенте работал признанный в среде востоковедов АбуБакир Диваев.
В 1906 он вышел в отставку, немного позаведовал татарской школой при Воскресенской мечети и опубликовал очередную работу:
1906 Бугор Тек-Турмас в связи с походами Тимура. — ПТКЛА, XI, Ташкент, стр. 83;
из «Он сохранил духовное богатство многих народов (К 160-летию со дня рождения Абубакира Диваева)«. УФА, 6 дек 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.. .. В 1906 году Абубакир Ахметжанович ушел в отставку. За многолетнюю воинскую службу был удостоен орденов Святой Анны 2-й и 3-й степеней, Святого Станислава, Золотой Звезды Бухары и других наград.Далее он полностью посвятил свою жизнь сбору и публикации историко-этнографических материалов. Благодаря своей настойчивости и последовательности стал крупнейшим ученым в области культуры, фольклора, этнографии и языков тюркских народов. .. |
Некоторое время он заведовал школой при Воскресенской мечети которой руководил Мавдуд Ахтямов..
Но люди хотели большего — Университет!
Ю. Флыгин в статье «Как рождался Университет в Ташкенте«..
В газете «Туркестанские ведомости» и других краевых изданиях, только в 1906 году было опубликовано по указанной теме несколько статей – В.В. Бартольда, Н.С. Лыкошина, И.Д. Ягелло.
Инспектор народных училищ края Н.Ф. Сайфи предлагал все-таки создать высшее учебное заведение с изучением восточных, в том числе местных языков, по образцу Восточного института во Владивостоке. Выпускники такого вуза были бы востребованы для административной работы в крае. Предложение Сайфи было поддержано Туркестанским генерал-губернатором Д.И. Суботичем. По его распоряжению была образованна новая комиссия с участием Сайфи. Последовавший вскоре отзыв Суботича из Туркестана лишил, очевидно, инициаторов идеи административной поддержки. Ну и конечно, всегдашняя проблема – отсутствие материальных средств. Так что предложение Сайфи было безрезультатным. А вот вопрос со средним учебным заведением, в котором бы изучались восточные языки и некоторые другие дисциплины востоковедного профиля, частично был решен в 1907 году с открытием частного коммерческого училища. Это училище было учреждено ташкентским купеческим сообществом, а не в В.Н. Дуниным–Барковским, как иногда утверждается. Дунин–Барковский был директором училища, а поскольку купечество устранилось от своего детища, то ректору пришлось принять на себя весь груз ответственности за судьбу учебного заведения. |
Более подробно по этому вопросу пишет Б. В. Лунин «ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВОГО ВЫСШЕГО ВОСТОКОВЕДНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СРЕДНЕЙ АЗИИ» стр.315-316..
Вскоре вопрос о создании учебного заведения востоковедного типа в Ташкенте не только всплыл опять, но, казалось, стал даже приближаться к своему практическому разрешению. Он продолжал усиленно дебатироваться на страницах печати ³⁰. ³⁰ Ср. В. В. Бартольд, /( вопросу об изучении местных языков, — «Туркестанские ведомости» 26.IV.1906; И. Д. Ягелло, Восточный институт в Ташкенте,— «Туркестанские ведомости», 20.IХ.1906; В. В. Бартольд, К проекту Восточного института, — «Туркестанские ведомости», 1 .XI. 1906; Н. С. Лыкошин, О знании туземных наречий,— «Среднеазиатская жизнь», 1906, № 87 и т. д.В 1906 г. в Ташкенте был издан «Сборник материалов по вопросу об изучении туземных языков, служащими по военно-народному управлению Туркестанского края». Авторы опубликованных в нем статей и материалов настойчиво подчеркивали, что если в Ташкенте будет открыто высшее учебное заведение, то туда необходимо направлять молодежь, окончившую курс обучения в местных средних учебных заведениях. Оставшись в крае, эти молодые люди «могли бы. Инспектор народных училищ края Н. Ф. Сайфи представил проект «высшего учебного заведения с местными языками», поддержанный Ташкентским отделением Общества востоковедения. В этом проекте, опубликованном в «Сборнике материалов по изучению туземных языков», вновь предлагалось «учреждение в Ташкенте Восточного Института по образцу Владивостокского». В результате 16 сентября 1906 г. появился специальный приказ (№ 353) и. д. туркестанского генерал-губернатора Д. И. Суботича следующего содержания: «Соглашаясь в принципе с выводами „Сборника материалов об изучении туземных языков» о необходимости учреждения в Ташкенте для лиц, окончивших средне-учебные заведения края, высшего учебного заведения с восточными языками, предлагаю Туркестанскому комитету (точнее комиссии. — Б. Л.) по изучению местных языков рассмотреть проект г. Сайфи об учреждении в г. Ташкенте Восточного института и выработать окончательно, для дальнейшего представления, проект учреждения в г. Ташкенте высшего учебного заведения с восточными языками для лиц окончивших средне-учебные заведения края. С означенною целью пригласить в состав комитета составителя проекта г. Сайфи и других сведующих лиц»³¹. ³¹ «Туркестанские ведомости», 17.IX. 1906 |
стр.322..
Наконец, на взгляды Бартольда в данном вопросе не могла не влиять и коробившая его и временами действительна довольно развязная критика некоторых поборников идеи создания в Ташкенте Восточного института (Н. Ф. Сайфи) в адрес восточного факультета Петербургского университета и других старейших учебных заведений страны.
Так, Сайфи писал, что «существующий с 1854 г. факультет восточных языков при С.-П. ун-те за все свое свыше полустолетие еще не выпустил ни одного лица, которое было бы вполне подготовлено по знанию языков для службы в Туркестанском крае. Это грустное и обидно-печальное явление объясняется тем, что факультет «никогда не имел профессора с более или менее солидным знанием языков племен, обитающих в Средней Азии, за исключением ныне здравствующего проф. истории востока В. В. Бартольда. Покойный проф. П. М. Мелиоранский в продолжение двух учебных лет знакомил своих студентов с наречиями киргизов, кара-киргизов, нижегородских и казанских татар, азербайджанцев и пр., то о сартовском языке и вообще о сартах никогда ни одного звука не сообщал. Покойный обладал огромными знаниями по востоковедению, но, к несчастью, был совершенно бездарным педагогом. Впрочем, никто не откажется признать ту истину, что хорошие ученые могут быть вместе с тем слабыми педагогами» ³⁸. ³⁸ Н. Ф. Сайфи, В ы п и с к а и з з а п и с к и «/С в о п р о с у о б и з у ч е н и и т узем н ы х я з ы к о в Т у р к е с т а н с к о го к р а я » ,— «Сборник материалов по вопросу об изучении туземных языков», стр. -210. В статье «К проекту Восточного института» В. В. Бартольд указывал, что ученики П. М. Мелиоранского сохранили «иное воспоминание о своем учителе».В другом месте Сайфи писал: «Выше я говорил, что в России нет такого учебного заведения, которое готовило бы дельцов для службы в Туркестанском крае, и повторяю, что такового мы не увидим, пока не будет открыт здесь восточный институт… Сотни тысяч рублей поглотили за время своего существования эти факультет и курсы, но мы еще не знаем такого человека, кончившего курс одного из этих учебных заведений, который бы взял на себя труд по составлению хотя бы скромного, но толкового руководства к изучению туземных языков» ³⁹. ³⁹ Там же, стр. 216, 217.Сайфи же полагал целесообразным вообще закрыть кафедру тюркских наречий при Петербургском университете, как «приносящую очень сомнительную пользу» ⁴°. ⁴° Ср. со статьей «О Восточном институте в Средней Азии» (газ. «Новое время», 1902, № 9626), в которой рекомендовалось перевести из Москвы в Ташкент Лазаревский институт восточных языков. |
В статье «1921 Диваев и Сайфи в КиргНаучКомиссии» председателем научного совета является Ф. Сайфи, в отличии от нашего Н. Ф. Сайфи. Конечно, он может быть казанским писателем Фатихом Сайфи, но в его биографии Туркестан не фигурирует.
В то же время в Ташкенте кроме гимназии функционировало Реальное училище..
Еще братья Ибрагим и Исхак Якубовы на фото ансамбля в 1911..13 — театральная жизнь
Продолжалось изучение края..
Рустем Галиуллин ТВОРЧЕСТВО ТАУФИКА АЙДИ система образов и жанровая типология. Казань 2016. АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
им. Г. ИБРАГИМОВА . стр.44-45..
.. Представляет интерес очерк-путешествие Ахметзяна Биктимирова «Провинция Туркестан» (1907). В произведении А. Биктимирова представлен экскурс в историю этого обширного края, описано его социальное, общественно-политическое, географическое и культурное состояние в тот период. Как отмечает Р. Бикташев: «он был одним из тех, в чьем творчестве начались изменения в жанровой специфике саяхатнаме (путевых очерков). Автор придал повествованию художественную мотивировку, что приблизило произведение к художественной литературе…Описывая другие народы, их жизнь, культуру, А. Биктимиров часто сравнивал их с жизнью татарского народа» [Бикташев, 2007, с. 10]. Его переезд сопровождается серией публикаций о жизни, быте и культуре Туркестана: «Т?ркестан вилаяте» («Провинция Туркестан»), «С?ях?т Хатир?л?рем» («Воспоминания о моих путешествиях»). По содержанию они созвучны с путевыми очерками видных представителей татарской литературы начала XX века.«…Позиция автора просветителя выражалась предельно ясно как стремление к просвещению татар… Анализ путевых очерков А. Биктимирова показывает, что он был одним из родоначальников таких преобразований. Писатель очень много путешествовал по Средней Азии, Сибири, Монголии и Северному Китаю. У него была возможность тесно общаться с представителями других национальностей, близко узнать их быт, культуру» [Бикташев, 2007, с. 16–17]… |
Судя по татарскому имени БикБау, татары участвовали в экспедициях Федченко..
Типографии и первая узбекская газета..
из ТАТАРСКИЕ НАЦИОНАЛЬНО — КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ https://prtuz.tatarstan.ru/culture.htm
.. Первые типографии в Ташкенте и Хиве под названием «Михбосма» также были привезены из Казани Шахигиреем Биккуловым. Во многих типографиях наборщиками и книгопечатниками работали татары. Ими же были созданы и первые общественные читальни. Ряд представителей узбекской интеллигенции учился в казанском «Мухаммадия», уфимском «Галия», оренбургском «Хусаиния». Изгнанная бухарским эмиром узбекская интеллигенция спокойно проживала в Казани. .. |
—————————-
https://mytashkent.uz/2019/09/25/uzbekskie-tatary/
.. Ш.Б. Биккулов участвовал в организации в Ташкенте и Хиве первых узбекских национальных типографий. Татары-джадиды открыли десятки узбекских школ. Значительная работа проводилась по организации периодической печати (газеты и журналы «Асия», «Киняш» («Совет», — прим. ред.), «Улуг Туркестан», «Шураи Ислам». Кстати, ежегодно в Узбекистане 27 июня отмечается День печати — в честь выхода в свет 14 июня 1906 года первой узбекской газеты «Тарракий» («Прогресс»), главным редактором которой был известный татарский общественный и политический деятель Исмаил Габитов. Одновременно в собственно татарских дореволюционных периодических изданиях (газета «Вакыт» («Время», — прим. ред.), журнал «Шура» («Совет», — прим. ред.) и др.) широко освещались насущные проблемы тюркоязычных народов Средней Азии. .. |
——————
https://prtuz.tatarstan.ru/culture.htm
.. Таким образом, татарские просветители в период просветительско- реформатского движения в Туркестане 1905-1915 гг. сыграли большую положительную роль. Навсегда в истории джадидского движения Узбекистана, наряду с именами М. Бехбуди, С. Айни, А. Авлони, Фитрата останутся и имена татарских просветителей Низамитдина Сабитова из Бухары, Шакира Мухтари из Ферганы, Абдуллы Тукмуллина из Намангана, Мухтара Бакира из Хивы, Абдуллы Беги Мустакаева, Булата Салиева из Ташкента и многих других.Плодотворным было влияние татарской интеллигенции на развитие образования, литературы, изобразительного искусства и театра Туркестана. В Узбекистане ежегодно 27 июня отмечается День печати — в честь выхода в свет 14.06.1906г. первой узбекской газеты «Тарракий» («Прогресс»). Главным редактором этой газеты был известный татарский общественный и политический деятель Исмаил Габитов. .. |
———————
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань-2021, стр.157-159..
.. В первые годы царской России и даже советской власти в Туркестане большинство организаторов печати, типографий в Бухаре, Хиве – это татарские просветители. Татары играли важную роль в культурной жизни страны, в частности, в организации печатных изданий, типографий. В этой связи можно назвать имя Исмаила Абидова, учившегося в Казанском художественном училище в 1905–1906 годах. В 1906 году он основал в Ташкенте газету «Тараккий» («Прогресс»). Газета выходила с 27 июня 1906 года по 20 августа 1906 года. Абдулла Авлони по отношению к газете «Тараккий» писал: «… газета быстро приобрела такую известность, что даже ее редактора Исмаила Абиди прозвали Тараккий… Она была самой левой газетой того времени и вела борьбу против правительства и его администраторов…»¹.С самого первого номера газета «Тараккий», рассматривая основные события, происходящие в России, пыталась осветить их с точки зрения широкого круга людей труда. На ее страницах публиковались статьи о царской администрации, о политике колониализма и насилия в Туркестане, разоблачалась социальная несправедливость. В частности, статья «О коллекционерах и рабочих мира» от 30 июля 1906 года показывает, что трудящееся население живет в унижении, а высшие классы живут в удовольствиях². ¹ Туркистон матбуоти тарихи (1870–1917). Б. 69–70.
|
Краткая биография И. Габитова 1905..30-е И_Ш_Абидов — сов-деят (ТатТурк-240).txt
См. далее: 1908..10 Чиновники, востоковеды, джадиды в народном образовании