tatar.uz folk history

1906-07-21

1905..07 Народное образование во время Первой Русской революции

опубл.2023-07, доб.2023-08, -09-11, изм.-09-14
См. предыдущий материал   1893..1904 этнографические исследования и публикации

После потери Порт-Артура в декабре 1904 случилось «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 когда войска расстреляли демонстрацию в Петербурге организованную попом Гапоном. Это обнажило глубокий раскол между аристократией и народом. А был еще «Ленский расстрел» и много других. А тут еще поражение в Русско-Японской войне, особенно разгром броненосной эскадры в проливе Цусима в мае 1905 ставший тяжелым ударом по самолюбию российского общества.

Алексей Новиков-Прибой «Цусима»..
..
Мы знали, что весть о Цусиме прокатилась по всей стране, вызывая потоки слез и горя. Содрогнулась Россия. Через месяц после гибели эскадры, как бы в ответ на это, броненосец «Потемкин» прорезал воды Черного моря под красным флагом. Восстали моряки на крейсере «Очаков», в кронштадтских и севастопольских экипажах. Поднялись рабочие на заводах и фабриках. Началось аграрное движение, запылали помещичьи усадьбы. Царь, спасая трон, вынужден был объявить манифест о конституции. Но народ скоро понял, что это был обман. Улицы Москвы обросли баррикадами. И по всей России, словно тайфун в Японском море, поднимались и буйствовали кровавые шквалы.

И умные люди предупреждали, что это «шу-шу» не просто так — это глобальный системный кризис и грядут более масштабные войны. Впрочем, подробнее об этом можно прочесть в 100-томнике Ленина..

Кризис усугубился активностью политических группировок совместно с криминалом устроившем охоту на гос.служащих и так называемые «эксы» — нападения на почтовые перевозки с целью изъятия денег (тогда люди пересылали деньги почтой). На этой почве засветился даже знаменитый ташкентский врач Слоним. Жандармы перебрав огромное количество телеграмм выявили участников нападения с убийством в Ташкенте и допрашивали врача на предмет пересылки части похищенных средств.

Возможно по этим причинам 1905 год никак не отмечен активностью в области просвещения и культуры. Но, он разрушил величие Империи и открыл путь к формированию планов национального строительства (пока в рамках Империи, но украинский дракон уже вылупился :)..


В 1905 в Фергану (тогда г.Скобелев) приехал казанский педагог Хусаин Макаев (см. 1891..1905 Казань — Макаевы»)
Вот часть из воспоминаний его жены Фатихи Хамзиной об этом периоде..

Хамзина Фатиха — биогр-Х_Макаева-4

Хамзина Фатиха — биогр-Х_Макаева-5

Продолжение на 6-стр.: «.. до 1913 года, преодолевая трудности, осторожно умело боролся против фанатизма, старых предрассудков и обычаев.»
Продолжение биографии Х.Макаева в «1913..16 народное образование».

 

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань 2021, стр.166-168..

В книге указывается 1903 год приезда Макаева, но если он родился в 1891, то ему получается слишко мало лет для такой деятельности.

..
Татарин Хусаин Макаев был одним из татарских просветителей, оставивших свой след в издательском деле в Туркестане. Среди педагогов, издателей и журналистов он занимает особое место в культурной жизни Ферганы. Х. Макаев окончил педагогическое училище в Казани и начал преподавать в новометодной школе.

Однако в 1903 году был вынужден переехать в Туркестан. Он продолжил педагогическую деятельность в Скобелеве (Фергана) и основал там школу. Новый порядок в школе, передовой опыт, внедрение идей джадидизма не отвечало «требованиям» власти, и вскоре эта школа была закрыта.

После этого Х. Макаев был вынужден уехать в Наманган, где он также открыл новометодную школу и начал обучать узбекских и татарских детей.

Х. Макаев познакомился с Исхакханом Ибратом во время педагогической деятельности. Ибрат, основавший новометодную школу в Туракурганской волости Наманганского уезда, пригласил соотечественника Хусаина Макаева, просветителя Абдулрауфа Шахиди (Абдулрауф Шагидуллинов, Шагидуллин)¹.

¹ Этот татарский просветитель известен в архивных документах, в исторической литературе как Абдулрауф Шахиди, Шагидуллин или Шагидуллинов. Долимов У. Ис.о.хон Ибрат… Б. 82; Ризаев Ш. Жадид драмаси… Б. 126, 127. Все эти имена приписываются А. Шахиди, сотрудничавшему с просветителем Исхакханом Ибратом. См.: НА РУз. Ф. И.1. Оп. 31. Д. 540. Л. 181–182.

В школе Исхакхана Ибрата, которая начала функционировать при участии татарских педагогов, использовались передовые методы обучения. В частности, большое значение имело введение еженедельного расписания в этой школе, занятий по физкультуре и проведение этих мероприятий в виде игры².

² Долимов У. Туркистонда жадид мактаблари. Б. 41.

По предложению Мунаввара Кари, Исхакхан Ибрат, Хусаин Макаев и мулла Искандар Абдувахоб угли в 1907 году посетили Ташкент, где приняли участие в текущих экзаменах в школах, работающих по звуковому методу.

..

В Синзяне в 1930-40-х работал Бурган Шахиди из Буинского района Симбирской губернии. В 1950-х он занимал пост Председателя Совета Национальностей Китая. См. «1960-е дети Бургана Шагиди».


В Ташкенте работал признанный в среде востоковедов АбуБакир Диваев.
В 1906 он вышел в отставку, немного позаведовал татарской школой при Воскресенской мечети и опубликовал очередную работу:

1906 Бугор Тек-Турмас в связи с походами Тимура. — ПТКЛА, XI, Ташкент, стр. 83;

1900прим Диваев — ротмистр

из «Он сохранил духовное богатство многих народов (К 160-летию со дня рождения Абубакира Диваева)«. УФА, 6 дек 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/..
..
В 1906 году Абубакир Ахметжанович ушел в отставку. За многолетнюю воинскую службу был удостоен орденов Святой Анны 2-й и 3-й степеней, Святого Станислава, Золотой Звезды Бухары и других наград.Далее он полностью посвятил свою жизнь сбору и публикации историко-этнографических материалов. Благодаря своей настойчивости и последовательности стал крупнейшим ученым в области культуры, фольклора, этнографии и языков тюркских народов.
..

Некоторое время он заведовал школой при Воскресенской мечети которой руководил Мавдуд Ахтямов..

1905прим арх-Фавзии Файзи (6994)


Но люди хотели большего — Университет!
Ю. Флыгин в статье  «Как рождался Университет в Ташкенте«..

В газете «Туркестанские ведомости» и других краевых изданиях, только в 1906 году было опубликовано по указанной теме несколько статей – В.В. Бартольда, Н.С. Лыкошина, И.Д. Ягелло.

Инспектор народных училищ края Н.Ф. Сайфи предлагал все-таки создать высшее учебное заведение с изучением восточных, в том числе местных языков, по образцу Восточного института во Владивостоке. Выпускники такого вуза были бы востребованы для административной работы в крае.

Предложение Сайфи было поддержано Туркестанским генерал-губернатором Д.И. Суботичем. По его распоряжению была образованна новая комиссия с участием Сайфи. Последовавший вскоре отзыв Суботича из Туркестана лишил, очевидно, инициаторов идеи административной поддержки. Ну и конечно, всегдашняя проблема – отсутствие материальных средств. Так что предложение Сайфи было безрезультатным.

А вот вопрос со средним учебным заведением, в котором бы изучались восточные языки и некоторые другие дисциплины востоковедного профиля, частично был решен в 1907 году с открытием частного коммерческого училища. Это училище было учреждено ташкентским купеческим сообществом, а не в В.Н. Дуниным–Барковским, как иногда утверждается. Дунин–Барковский был директором училища, а поскольку купечество устранилось от своего детища, то ректору пришлось принять на себя весь груз ответственности за судьбу учебного заведения.

Более подробно по этому вопросу пишет Б. В. Лунин «ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВОГО ВЫСШЕГО ВОСТОКОВЕДНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СРЕДНЕЙ АЗИИ» стр.315-316..

Вскоре вопрос о создании учебного заведения востоковедного типа в Ташкенте не только всплыл опять, но, казалось, стал даже приближаться к своему практическому разрешению.
Он продолжал усиленно дебатироваться на страницах печати ³⁰.

³⁰ Ср. В. В. Бартольд, /( вопросу об изучении местных языков, — «Туркестанские ведомости» 26.IV.1906; И. Д. Ягелло, Восточный институт в Ташкенте,— «Туркестанские ведомости», 20.IХ.1906; В. В. Бартольд, К проекту Восточного института, — «Туркестанские ведомости», 1 .XI. 1906; Н. С. Лыкошин, О знании туземных наречий,— «Среднеазиатская жизнь», 1906, № 87 и т. д.

В 1906 г. в Ташкенте был издан «Сборник материалов по вопросу об изучении туземных языков, служащими по военно-народному управлению Туркестанского края». Авторы опубликованных в нем статей и материалов настойчиво подчеркивали, что если в Ташкенте будет открыто высшее учебное заведение, то туда необходимо направлять молодежь, окончившую курс обучения в местных средних учебных заведениях. Оставшись в крае, эти молодые люди «могли бы.
быть весьма полезны во всех отраслях службы».

Инспектор народных училищ края Н. Ф. Сайфи представил проект «высшего учебного заведения с местными языками», поддержанный Ташкентским отделением Общества востоковедения.

В этом проекте, опубликованном в «Сборнике материалов по изучению туземных языков», вновь предлагалось «учреждение в Ташкенте Восточного Института по образцу Владивостокского».

В результате 16 сентября 1906 г. появился специальный приказ (№ 353) и. д. туркестанского генерал-губернатора Д. И. Суботича следующего содержания:

«Соглашаясь в принципе с выводами „Сборника материалов об изучении туземных языков» о необходимости учреждения в Ташкенте для лиц, окончивших средне-учебные заведения края, высшего учебного заведения с восточными языками, предлагаю Туркестанскому комитету (точнее комиссии. — Б. Л.) по изучению местных языков рассмотреть проект г. Сайфи об учреждении в г. Ташкенте Восточного института и выработать окончательно, для дальнейшего представления, проект учреждения в г. Ташкенте высшего учебного заведения с восточными языками для лиц окончивших средне-учебные заведения края. С означенною целью пригласить в состав комитета составителя проекта г. Сайфи и других сведующих лиц»³¹.
..

³¹ «Туркестанские ведомости», 17.IX. 1906

стр.322..

Наконец, на взгляды Бартольда в данном вопросе не могла не влиять и коробившая его и временами действительна довольно развязная критика некоторых поборников идеи создания в Ташкенте Восточного института (Н. Ф. Сайфи) в адрес восточного факультета Петербургского университета и других старейших учебных заведений страны.

Так, Сайфи писал, что «существующий с 1854 г. факультет восточных языков при С.-П. ун-те за все свое свыше полустолетие еще не выпустил ни одного лица, которое было бы вполне подготовлено по знанию языков для службы в Туркестанском крае. Это грустное и обидно-печальное явление объясняется тем, что факультет «никогда не имел профессора с более или менее солидным знанием языков племен, обитающих в Средней Азии, за исключением ныне здравствующего проф. истории востока В. В. Бартольда. Покойный проф. П. М. Мелиоранский в продолжение двух учебных лет знакомил своих студентов с наречиями киргизов, кара-киргизов, нижегородских и казанских татар, азербайджанцев и пр., то о сартовском языке и вообще о сартах никогда ни одного звука не сообщал. Покойный обладал огромными знаниями по востоковедению, но, к несчастью, был совершенно бездарным педагогом. Впрочем, никто не откажется признать ту истину, что хорошие ученые могут быть вместе с тем слабыми педагогами» ³⁸.

³⁸ Н. Ф. Сайфи, В ы п и с к а и з з а п и с к и «/С в о п р о с у о б и з у ч е н и и т узем н ы х я з ы к о в Т у р к е с т а н с к о го к р а я » ,— «Сборник материалов по вопросу об изучении туземных языков», стр. -210. В статье «К проекту Восточного института» В. В. Бартольд указывал, что ученики П. М. Мелиоранского сохранили «иное воспоминание о своем учителе».

В другом месте Сайфи писал: «Выше я говорил, что в России нет такого учебного заведения, которое готовило бы дельцов для службы в Туркестанском крае, и повторяю, что такового мы не увидим, пока не будет открыт здесь восточный институт… Сотни тысяч рублей поглотили за время своего существования эти факультет и курсы, но мы еще не знаем такого человека, кончившего курс одного из этих учебных заведений, который бы взял на себя труд по составлению хотя бы скромного, но толкового руководства к изучению туземных языков» ³⁹.

³⁹ Там же, стр. 216, 217.

Сайфи же полагал целесообразным вообще закрыть кафедру тюркских наречий при Петербургском университете, как «приносящую очень сомнительную пользу» ⁴°.

⁴° Ср. со статьей «О Восточном институте в Средней Азии» (газ. «Новое время», 1902, № 9626), в которой рекомендовалось перевести из Москвы в Ташкент Лазаревский институт восточных языков.

В статье «1921 Диваев и Сайфи в КиргНаучКомиссии» председателем научного совета является Ф. Сайфи, в отличии от нашего Н. Ф. Сайфи. Конечно, он может быть казанским писателем Фатихом Сайфи, но в его биографии Туркестан не фигурирует.


В то же время в Ташкенте кроме гимназии функционировало Реальное училище..

1907 Ташкент — Реальное училище =Коллекция Рафаэля=с53(57)- уч. бр. Якубовы, Исхак Якубов

Еще братья Ибрагим и Исхак Якубовы на фото ансамбля в 1911..13 — театральная жизнь


Продолжалось изучение края..

Рустем Галиуллин ТВОРЧЕСТВО ТАУФИКА АЙДИ система образов и жанровая типология. Казань 2016. АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
им. Г. ИБРАГИМОВА . стр.44-45..

..
Представляет интерес очерк­-путешествие Ахметзяна Биктимирова «Провинция Туркестан» (1907). В произведении А. Биктимирова представлен экскурс в историю этого обширного края, описано его социальное, общественно-­политическое, географическое и культурное состояние в тот период. Как отмечает Р. Бикташев: «он был одним из тех, в чьем творчестве начались изменения в жанровой специфике саяхатнаме (путевых очерков). Автор придал повествованию художественную мотивировку, что приблизило произведение к художественной литературе…Описывая другие народы, их жизнь, культуру, А. Биктимиров часто сравнивал их с жизнью татарского народа» [Бикташев, 2007, с. 10]. Его переезд сопровождается серией публикаций о жизни, быте и культуре Туркестана: «Т?ркестан вилаяте» («Провинция Туркестан»), «С?ях?т Хатир?л?рем» («Воспоминания о моих путешествиях»). По содержанию они созвучны с путевыми очерками видных представителей татарской литературы начала XX века.«…Позиция автора­ просветителя выражалась предельно ясно как стремление к просвещению татар… Анализ путевых очерков А. Биктимирова показывает, что он был одним из родоначальников таких преобразований. Писатель очень много путешествовал по Средней Азии, Сибири, Монголии и Северному Китаю. У него была возможность тесно общаться с представителями других национальностей, близко узнать их быт, культуру» [Бикташев, 2007, с. 16–17]…

Судя по татарскому имени БикБау, татары участвовали в экспедициях Федченко..


Типографии и первая узбекская газета..
из ТАТАРСКИЕ НАЦИОНАЛЬНО — КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ https://prtuz.tatarstan.ru/culture.htm

..
Первые типографии в Ташкенте и Хиве под названием «Михбосма» также были привезены из Казани Шахигиреем Биккуловым. Во многих типографиях наборщиками и книгопечатниками работали татары. Ими же были созданы и первые общественные читальни. Ряд представителей узбекской интеллигенции учился в казанском «Мухаммадия», уфимском «Галия», оренбургском «Хусаиния». Изгнанная бухарским эмиром узбекская интеллигенция спокойно проживала в Казани.
..

—————————-
https://mytashkent.uz/2019/09/25/uzbekskie-tatary/

.. Ш.Б. Биккулов участвовал в организации в Ташкенте и Хиве первых узбекских национальных типографий. Татары-джадиды открыли десятки узбекских школ. Значительная работа проводилась по организации периодической печати (газеты и журналы «Асия», «Киняш» («Совет», — прим. ред.), «Улуг Туркестан», «Шураи Ислам». Кстати, ежегодно в Узбекистане 27 июня отмечается День печати — в честь выхода в свет 14 июня 1906 года первой узбекской газеты «Тарракий» («Прогресс»), главным редактором которой был известный татарский общественный и политический деятель Исмаил Габитов. Одновременно в собственно татарских дореволюционных периодических изданиях (газета «Вакыт» («Время», — прим. ред.), журнал «Шура» («Совет», — прим. ред.) и др.) широко освещались насущные проблемы тюркоязычных народов Средней Азии.
..

——————
https://prtuz.tatarstan.ru/culture.htm

..
Таким образом, татарские просветители в период просветительско- реформатского движения в Туркестане 1905-1915 гг. сыграли большую положительную роль. Навсегда в истории джадидского движения Узбекистана, наряду с именами М. Бехбуди, С. Айни, А. Авлони, Фитрата останутся и имена татарских просветителей Низамитдина Сабитова из Бухары, Шакира Мухтари из Ферганы, Абдуллы Тукмуллина из Намангана, Мухтара Бакира из Хивы, Абдуллы Беги Мустакаева, Булата Салиева из Ташкента и многих других.Плодотворным было влияние татарской интеллигенции на развитие образования, литературы, изобразительного искусства и театра Туркестана.
В Узбекистане ежегодно 27 июня отмечается День печати — в честь выхода в свет 14.06.1906г. первой узбекской газеты «Тарракий» («Прогресс»). Главным редактором этой газеты был известный татарский общественный и политический деятель Исмаил Габитов.
..

———————

Турдиев_Ш — Международные связи туркестанских джадидов

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века», Казань-2021, стр.157-159..

..
В первые годы царской России и даже советской власти в Туркестане большинство организаторов печати, типографий в Бухаре, Хиве – это татарские просветители. Татары играли важную роль в культурной жизни страны, в частности, в организации печатных изданий, типографий. В этой связи можно назвать имя Исмаила Абидова, учившегося в Казанском художественном училище в 1905–1906 годах. В 1906 году он основал в Ташкенте газету «Тараккий» («Прогресс»). Газета выходила с 27 июня 1906 года по 20 августа 1906 года. Абдулла Авлони по отношению к газете «Тараккий» писал: «… газета быстро приобрела такую известность, что даже ее редактора Исмаила Абиди прозвали Тараккий… Она была самой левой газетой того времени и вела борьбу против правительства и его администраторов…»¹.С самого первого номера газета «Тараккий», рассматривая основные события, происходящие в России, пыталась осветить их с точки зрения широкого круга людей труда. На ее страницах публиковались статьи о царской администрации, о политике колониализма и насилия в Туркестане, разоблачалась социальная несправедливость. В частности, статья «О коллекционерах и рабочих мира» от 30 июля 1906 года показывает, что трудящееся население живет в унижении, а высшие классы живут в удовольствиях².

¹ Туркистон матбуоти тарихи (1870–1917). Б. 69–70.
² Жалолов А., Ўзганбоев .. Ўзбек маърифатпарварлик адабиётининг тара..иётида ва.тли матбуотнинг ўрни. Б. 64.

В газете также выходили статьи востоковеда В. Наливкина, писателей и переводчиков И. Алиева, Ш. Мухтарова, узбекских просветителей М. Бехбуди, М. Абдурашидханова, Назимахонима и других, посвященные общественно значимым событиям того времени¹.

Газета «Тараккий», пропагандирующая идеи просвещения и свободы, была оклеветана местными писателями и вскоре закрыта, а редактор И. Абидов – арестован².
Газета выходила всего 72 дня³, но несмотря на это, на то, что из-под типографского станка вышло всего 20 номеров, она сыграла важную роль в становлении национальной прессы в Туркестане.
Издание открыто и смело освещало на своих страницах жизнь местного населения, деятельность новометодных школ, – все это вызывало недовольство царизма. Видимо, по этой причине даже за этот короткий срок редактор газеты четыре раза привлекался к уголовной ответственности за публикацию антиправительственных материалов⁴.

¹ Турдиев Ш. Среднеазиатские татары: роль и значение в культурной и политической жизни Туркестана первой четверти XX в. // Ислам в татарском мире: история и современность. Казань, 1997. С. 173.
² Жалолов А., Ўзганбоев .. Ўзбек маърифатпарварлик адабиётининг тара..иётида ва.тли матбуотнинг ўрни. Б. 62.
³ Расулов А., Исо.боев А. Зиё тар.атиш йўлида // Ўзбекистон тарихининг долзарб масалалари. Наманган, 2002. Б. 80.
⁴ Туркистон матбуоти тарихи (1870–1917). Б. 71.

Следует отметить один момент: из-за того, что газеты в Туркестане в начале ХХ века издавались в основном татарскими прогрессистами, то и «язык, как и других местных газет, представлял собой смесь татарских, турецких и арабских слов, адаптированных к узбекскому языку»¹.
..

¹ Туркистон матбуоти тарихи (1870–1917). Б. 71.

..
Вскоре после закрытия газеты «Тараккий», 6 сентября того же 1906 года, начала выходить газета «Хуршид» («Солнце») Мунаввара Кари, а с 1 декабря 1907 года – газета А. Авлони «Шухрат» («Слава»).
..

Краткая биография И. Габитова 1905..30-е И_Ш_Абидов — сов-деят (ТатТурк-240).txt


См. далее: 1908..10 Чиновники, востоковеды, джадиды в народном образовании

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress