tatar.uz folk history

1949-11-30

1947..52 Самарканд

опубл.2023-11-30
по рассказам Данияла Амирханова и Глюсы Хасановой..


Предыдущая часть: 1944..46 Самарканд

Части из интервью Данияла Амирханова
«Нужен ли 21 веку «татарский Геродот» – Марджани?» (2008)

о Суфье Агишевой (муж Максумов)..

.. После войны вернулась в Самарканд на преподавательскую работу в Самаркандском сельскохозяйственном институте. Защитила кандидатскую диссертацию по специальности «биолог-почвовед». Работала в должности доцента одной из кафедр сельхозинститута. ..

 

О брате Искандере..

..
Летом, во время школьных каникул, вплоть до окончания школы, мы с Искандером зарабатывали, выполняя различные работы: делали кирпич-сырец, штукатурили стены, замазывали крыши глинисто-саманным раствором, чтобы крыша не протекала, покупали в колхозах фрукты, сушили их и сдавали в заготовительную контору, а за сданные сухофрукты получали дефицитные товары и продавали их на рынке. И так далее… всего не перечислишь, в общем, зарабатывали себе на жизнь.

 

Искандер был очень хорошим работником и очень азартным. Однажды он поспорил со взрослыми рабочими, которые рядом с нами делали кирпичи, что мы вдвоём за один день сделаем две тысячи кирпичей. Взрослые, работая втроём, в день делали тысячу штук, не более. К великому их изумлению, мы выиграли пари.

 

Когда Искандер учился в 9 классе, его одноклассник Александров сделал «пугач» — примитивное огнестрельное оружие в виде пистолета, изготовленного из медной трубки и деревянной рукоятки. Первый выстрел, конечно, без пули, он произвел в классе. При этом присутствовали Искандер и ещё несколько мальчиков. Узнав об этом инциденте, директор созвал школьное собрание и устроил «порку», обвинив всех присутствовавших при выстреле в каком-то заговоре. В число зачинщиков, кроме Александрова, попал и Искандер. Запомнился эпизод этого собрания. Стоят провинившиеся Александров и Искандер, после бурного обсуждения и осуждения их поведения директор спрашивает: «кто писал клятву»? Искандер и Александров удивлённо смотрят на директора, не понимая о какой клятве идёт речь, Все знали о клятве Сталина, которую якобы он давал после смерти Ленина. Поэтому ученики, поняв вопрос по-своему, начали подсказывать: «Сталин, Сталин…». Когда Искандер неуверенно сказал: «Сталин!», разразилась буря, после которой Искандер сказал, что он в этой школе дальше учиться не будет.

Мама работала в той же школе, присутствовала на собрании, а когда оно кончилось, решила выяснить, о какой клятве спрашивал директор. Оказалось, что директору кто-то доложил не только о стрельбе в классе, но и о том, что якобы мальчики написали клятву, что не будут дружить с девочками своего класса. На самом деле никакой клятвы никто не писал и никто её не давал. Искандер ни в чём не был виноват вообще, поэтому маму возмутила учинённая над ним экзекуция и она, не задумываясь, поддержала желание Искандера перевестись в другую школу. Директор долго сопротивлялся, не отдавал документы, но мама настояла на своём и перевела Искандера в показательную школу Самарканда, где он успешно закончил десятый класс.

Мама в какой-то степени баловала Искандера, потакала многим его капризам. Причина, очевидно, была в том, что именно его в тяжёлые годы она дважды была вынуждена отправлять на проживание к родственникам из-за трудного материального положения, лишая его родительской ласки и родительского внимания. Вероятно, она считала себя виноватой перед ним.
..

Продолжение: 1953..64 Самарканд


Глюса Хасанова (Москва-2020) из сборника «Адиб Маликов – записки солдата эпохи» [сост. Анвар Маликов] – Казань: Рухият, 2021. – 400 с.
стр.30..

..
Кировский период истории моей семьи закончился в 1951 году, когда все мы перебрались в Самарканд.
Ехали долго, через Москву, в общей сложности 11 дней, в плацкартном вагоне, среди многочисленных послевоенных переселенцев. В поезде днем я забиралась на высокую полку и лежа смотрела в окно. Видела разные станции городов и сел, мимо которых мы проезжали. Папа с мамой читали татарские книги. Они выменяли их на поношенные одежду и обувь в Татарской слободе Кирова, где по воскресеньям устраивались барахолки.

Проезжали Аральское море — все вагоны заполнили продавцы копченной рыбы. Весь поезд пропитался этим запахом..

В предпоследний день нашего путешествия мы прибыли в Ташкент. Меня поразило обилие сочной зелени вокруг, фруктовые деревья вдоль арыков, красный и белый тутовник. За несколько часов до пересадки в самаркандский поезд мы успели ощутить все прелести Средней Азии: яркое солнце, изобилие фруктов, которых мы никогда не пробовали, радушие местного населения.

Семьи двух братьев папы жили в Самаркандской области, в городе Красногвардейске (ныне Булунгур) и сначала мы остановились у них. Но довольно быстро, благодаря активному и энергичному нраву мамы и молитвам отца мы благополучно устроились в теплом солнечном городе Самарканде, который стал нашей любимой второй родиной.

И с тех пор стартовал новый этап в жизни нашей семьи. Но это уже другая история.

Далее: 1989..2000 Самарканд


Продолжение: 1953..64 Самарканд

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress