опубл.2024-02-17
Салиев, Исламовы, Макаевы, Маджитов, Тукай..
В 1912 началась война между христианскими Болгарией, Сербией, Грецией и мусульманской Турцией. Российские мусульмане поддерживали своих единоверцев, а христиане и официальные органы были, естественно, против. Это осложнило деятельность джадидов, но не остановило их.. скорее власть вынуждена была считаться с мусульманским фактором.
Об этом смотрите в 1912 Бестужевские курсы — Красный полумесяц — Энвер-паша..
Общая политическая ситуация в этот период..
Игорь Алексеев — ПРАЗДНОВАНИЕ ТАТАРАМИ КАЗАНИ И КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ 300-ЛЕТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ («Мусульманский мир», №1, 2014)..
..
Поражение местных «лидеров мнений» на выборах в Государственную Думу четвѐртого созыва свело в тактическом отношении к нулю политический эффект от широкого участия татар («мусульман») Казани в праздновании столетнего юбилея Отечественной войны 1812 г., что негативно сказалось на их настроениях. Помимо этого, во второй половине 1912 г. — начале 1913 г. на первое место в общественном сознании татар («мусульман») вышла тема Первой Балканской войны, что нашло своѐ наиболее «контрастное» отражение в публикациях национальных газет. При этом последние явно или тайно симпатизировали своим единоверцам туркам (Османской империи), тогда как русская (русскоязычная) пресса, в подавляющем большинстве случаев, выступала на стороне «братьев-славян» и православных стран (Болгарии, Греции, Сербии и Черногории). Однако, несмотря на указанные обстоятельства, общий патриотический и верноподданнический настрой татар («мусульман») Казани и Казанской губернии продолжал оставаться на весьма высоком уровне. В первую очередь, это нашло своѐ выражение в праздновании 300-летия царствования Дома Романовых, где, по признанию газеты «Кояш» («Солнце»), «татары приложили все усилия, чтобы превзойти в патриотизме русских»4. 4 См.: Кояш. — 1913. — № 55 (24 февраля).; II. Казанско-татарские газеты за февраль месяц 1913 |
Новометодные школы
Н.С. Хамитбаева «Татарское население Ташкента в конце XIX – начале ХХ в»..
..
Новометодные школы за короткий срок завоевали симпатии местного населения. Эти школы, открытые казанскими татарами, писал миссионер Н.А. Бобровников, «имели большой успех и были переполнены учащимися» (Бобровников, 1913, с. 80). На пробуждение мусульманского населения Туркестанского края оказала влияние и прогрессивная татарская печать. По мнению Н.А. Бобровникова, туркестанские мусульмане, не имея своей независимой печати, всецело «питаются литературою привозною, преимущественно татарскою» (Там же, с. 88). |
Булат Салиев после окончания казанского медресе «Мухаммадия» и уфимского «Галия» приехал в Туркестан..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021. стр.161 (См.: Темиров Ф. Пўлат Солиев. Тошкент: Abu Matbuot-Konsalt, 2011. Б. 6–11. )..
.. Приехал в Туркестан в 1909 году, работал в школах Ташкента и Коканда. .. Первым открыл новометодную школу в Аккурганском районе Ташкентской области. Также открыл школы в Джизаке и Мирзачуле. .. В 1913 году открыл первую русско-татарскую школу в Ташкенте. |
Далее о Булате Салиеве в «1917 Ферганская долина»
УДК 297.1(575.1) Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА..
.. В 1911 г. главный инспектор училищ Туркестанского края сообщает руководству о наличии в генерал-губернаторстве «новометодных» школ. Всего в Туркестане 63 «новометодных» мактаба с 4 106 учащимися. Из них: «В Сырдарьинской области 16 мактабов — с 1650 учащимися; в Ферганской — 30 с 1436 учащимися, в Самаркандской — 5 с 195 учащимися и в Семиреченской — 12 мактабов с 825 учащимися. В Закаспийской области «новометодных» мактабов нет»⁶⁴. |
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.246-247..
№ Имя Год работы Город или уезд Количество учащихся .. 6 Абдулбадиева Зайнапбану 1912 г. Бишкек 70 7 Баязитова Мадина 8 Нигмауллина Асхабжамал 1912 г. Бишкек 23 9 Давлекамова Афифа 1912 г. Верный 115 10 Бекчурова Ашраф 11 Якубова Марьям 12 Музаффария Камиля 1912 г. Коканд – 13 Атнабаева Гульфиса 1912 г. Верный – 14 Рашитова Мунаввара 1913 Ташкент, станция Салатеп 4 15 Исхакова Бибимарьям 1913 Ташкент, станция Салатеп – 16 Смакова Раузателхаят 1913 г. Токмак – |
—- (рус)На добрую память дяде (..) ШайхУльИсламу. От любящей сестренки Загиды и моего супруга Ш(..) 15.10.1912.(штемпель фотостудии Ташкент) —- ШайхИслам Исламов (окончил казанское медресе) Гайша (отец ФатхУлла Макаев) — преподавали в тат-школах Казань, Ташкент (Вахидия) |
УДК 297.1(575.1) Мухамедов Ш. Б. — ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА..
.. Российская администрация под предлогом регистрации «новометодных» школ начинает закрывать некоторые из этих частных учебных заведений, препятствуя их массовому распространению в городах и селах Туркестанского края. У кочевников-киргизов (т. е. казахов) так же открываются летучие юрты-школы «новометодного» типа, где учителями являлись студенты уфимских, казанских и оренбургских медресе. Одним из поводов для закрытия «новометодных» школ со стороны царской администрации являлось отсутствие преподавания в этих мактабах русского языка. 64 ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 955. Л. 230. |
Печать
о Макаевых и типографии Исхакия в 1911..16 Ферганская долина
УДК 297.1(575.1) Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА..
.. «Пробуждение Востока» в виде революций в Турции, Иране и др. мусульманских странах домокловым мечом висело над головой царской администрации. Свою лепту в нагнетание страха вносило и Туркестанское охранное отделение своими неквалифицированными агентурными данными, предоставляемыми генерал-губернаторам. На деятельности туркестанской охранки сказывалось отсутствие в её рядах специалистов-востоковедов. В отношении «новометодных» школ агентура часто доставляла руководству сплетни и предположения⁶⁵ ⁶⁵ См. материалы ЦГА РУз, фонд И-461 «Туркестанское районное охранное отделение». |
1912 АбдулКарим Маджитов
УзГосАрхив ф.461 оп.1 д.1175 (конспект)..
л.98 Мусульманская брошюра «Наставление киргизской учащейся молодежи» Абдул Карима Маджитова л.99 .. 19.07.12 г.Верный .. представлен перевод .. лл.100-об-101-об-102-об-103-об-104 (перевод в стихах) Типография братьев Каримовых, Казань 1910 .. Перевод Губернского Секретаря (подпись — ГИши..) [Ишаева?] л.105 л.106 (характер брошюры от Пред.Чл.Ком.) А.Фроло.. л.107-об (разбор по стихам) подпись Фролов лл.108..121 (сама брошюра формат 1/2 тетради) л.122 12.09.12 от Верненского Разыскного Пункта (характеристика текста брошюры) |
Тукай
Ульви (Биннатова) Алмаз (Баку) — Творчество Габдуллы Тукая и узбекское литературоведение..
.. Как мы уже отмечали, узбеки знали и любили Тукая. Известный узбекский просветитель А. Авлони пишет, что «стихотворение Тукая «Родной язык» из школьного учебника они знали наизусть, его произведения «Шурале», «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» читались с большим интересом, его сатиры передавались из рук в руки. Есть еще одна причина, делавшая Г. Тукая своим, родным для узбекского народа. Произведения великого татарского поэта, порожденные демократическими идеями, сатиры, обличающие царизм, просветительские мысли роднили его с нашим народом, делали его дорогим и близким нам» (7, 18). .. 7. Габдулла Тукай. Материалы научной конференции и юбилейных торжеств, посвященных 90-летию со дня рождения поэта (составители Ф. Макаев, А. Садекова). — Казань: Татар, кн. изд-во, 1978. — 237 с. |
В 1913-м, после продолжительной болезни Тукай умер, в 27 лет.
Смотрите также о ташкентских студентах в 1913 Петербург или 1914 Москва — фото студентов с Гаязом Исхаки
Продолжение «1914..16 политическая активность»