tatar.uz folk history

1912-06-17

1911..13 джадиды в образовании и печати

опубл.2024-02-17
Салиев, Исламовы, Макаевы, Маджитов, Тукай..


В 1912 началась война между христианскими Болгарией, Сербией, Грецией и мусульманской Турцией. Российские мусульмане поддерживали своих единоверцев, а христиане и официальные органы были, естественно, против. Это осложнило деятельность джадидов, но не остановило их.. скорее власть вынуждена была считаться с мусульманским фактором.
Об этом смотрите в 1912 Бестужевские курсы — Красный полумесяц — Энвер-паша..

Общая политическая ситуация в этот период..

Игорь Алексеев — ПРАЗДНОВАНИЕ ТАТАРАМИ КАЗАНИ И КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ 300-ЛЕТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ («Мусульманский мир», №1, 2014)..
..

Поражение местных «лидеров мнений» на выборах в Государственную Думу четвѐртого созыва свело в тактическом отношении к нулю политический эффект от широкого участия татар («мусульман») Казани в праздновании столетнего юбилея Отечественной войны 1812 г., что негативно сказалось на их настроениях.

Помимо этого, во второй половине 1912 г. — начале 1913 г. на первое место в общественном сознании татар («мусульман») вышла тема Первой Балканской войны, что нашло своѐ наиболее «контрастное» отражение в публикациях национальных газет. При этом последние явно или тайно симпатизировали своим единоверцам туркам (Османской империи), тогда как русская (русскоязычная) пресса, в подавляющем большинстве случаев, выступала на стороне «братьев-славян» и православных стран (Болгарии, Греции, Сербии и Черногории).

Однако, несмотря на указанные обстоятельства, общий патриотический и верноподданнический настрой татар («мусульман») Казани и Казанской губернии продолжал оставаться на весьма высоком уровне. В первую очередь, это нашло своѐ выражение в праздновании 300-летия царствования Дома Романовых, где, по признанию газеты «Кояш» («Солнце»), «татары приложили все усилия, чтобы превзойти в патриотизме русских»4.

4 См.: Кояш. — 1913. — № 55 (24 февраля).; II. Казанско-татарские газеты за февраль месяц 1913

 


Новометодные школы

Н.С. Хамитбаева «Татарское население Ташкента в конце XIX – начале ХХ в»..
..

Новометодные школы за короткий срок завоевали симпатии местного населения. Эти школы, открытые казанскими татарами, писал миссионер Н.А. Бобровников, «имели большой успех и были переполнены учащимися» (Бобровников, 1913, с. 80).

На пробуждение мусульманского населения Туркестанского края оказала влияние и прогрессивная татарская печать. По мнению Н.А. Бобровникова, туркестанские мусульмане, не имея своей независимой печати, всецело «питаются литературою привозною, преимущественно татарскою» (Там же, с. 88).

 

Булат Салиев после окончания казанского медресе «Мухаммадия» и уфимского «Галия» приехал в Туркестан..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021. стр.161 (См.: Темиров Ф. Пўлат Солиев. Тошкент: Abu Matbuot-Konsalt, 2011. Б. 6–11. )..
..
Приехал в Туркестан в 1909 году, работал в школах Ташкента и Коканда.
..
Первым открыл новометодную школу в Аккурганском районе Ташкентской области. Также открыл школы в Джизаке и Мирзачуле.
..
В 1913 году открыл первую русско-татарскую школу в Ташкенте.

Далее о Булате Салиеве в «1917 Ферганская долина»

УДК 297.1(575.1) Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА..
..
В 1911 г. главный инспектор училищ Туркестанского края сообщает руководству о наличии в генерал-губернаторстве «новометодных» школ.
Всего в Туркестане 63 «новометодных» мактаба с 4 106 учащимися.
Из них: «В Сырдарьинской области 16 мактабов — с 1650 учащимися; в Ферганской — 30 с 1436 учащимися, в Самаркандской — 5 с 195 учащимися и в Семиреченской — 12 мактабов с 825 учащимися. В Закаспийской области «новометодных» мактабов нет»⁶⁴.

 

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.246-247..
№ Имя Год работы Город или уезд Количество учащихся
..
6 Абдулбадиева Зайнапбану 1912 г. Бишкек 70
7 Баязитова Мадина
8 Нигмауллина Асхабжамал 1912 г. Бишкек 23
9 Давлекамова Афифа 1912 г. Верный 115
10 Бекчурова Ашраф
11 Якубова Марьям
12 Музаффария Камиля 1912 г. Коканд –
13 Атнабаева Гульфиса 1912 г. Верный –
14 Рашитова Мунаввара 1913 Ташкент, станция Салатеп 4
15 Исхакова Бибимарьям 1913 Ташкент, станция Салатеп –
16 Смакова Раузателхаят 1913 г. Токмак –

 

1912-10-15 Ташкент — Загида (сестр-ШайхИслама Исламова) с мужем н28=н103 =Коллекция-Рафаэля=; арх-Исламовы-Макаевы;

—-
(рус)На добрую память дяде (..) ШайхУльИсламу. От любящей сестренки Загиды и моего супруга Ш(..) 15.10.1912.(штемпель фотостудии Ташкент)
—-
ШайхИслам Исламов (окончил казанское медресе)
Гайша (отец ФатхУлла Макаев)
— преподавали в тат-школах Казань, Ташкент (Вахидия)
УДК 297.1(575.1) Мухамедов Ш. Б. — ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА..
..
Российская администрация под предлогом регистрации «новометодных» школ начинает закрывать некоторые из этих частных учебных заведений, препятствуя их массовому распространению в городах и селах Туркестанского края. У кочевников-киргизов (т. е. казахов) так же открываются летучие юрты-школы «новометодного» типа, где учителями являлись студенты уфимских, казанских и оренбургских медресе.
Одним из поводов для закрытия «новометодных» школ со стороны царской администрации являлось отсутствие преподавания в этих мактабах русского языка.

64 ЦГА РУз. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 955. Л. 230.

 


Печать

о Макаевых и типографии Исхакия в 1911..16 Ферганская долина

УДК 297.1(575.1) Мухамедов Ш. Б. ИСТОРИЯ РУССКОГО ТУРКЕСТАНА: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА ИЗ ХХI ВЕКА..
..
«Пробуждение Востока» в виде революций в Турции, Иране и др. мусульманских странах домокловым мечом висело над головой царской администрации. Свою лепту в нагнетание страха вносило и Туркестанское охранное отделение своими неквалифицированными агентурными данными, предоставляемыми генерал-губернаторам. На деятельности туркестанской охранки сказывалось отсутствие в её рядах специалистов-востоковедов. В отношении «новометодных» школ агентура часто доставляла руководству сплетни и предположения⁶⁵

⁶⁵ См. материалы ЦГА РУз, фонд И-461 «Туркестанское районное охранное отделение».

 

1912 АбдулКарим Маджитов

УзГосАрхив ф.461 оп.1 д.1175 (конспект)..
л.98 Мусульманская брошюра «Наставление киргизской учащейся молодежи» Абдул Карима Маджитова
л.99 .. 19.07.12 г.Верный .. представлен перевод ..
лл.100-об-101-об-102-об-103-об-104 (перевод в стихах) Типография братьев Каримовых, Казань 1910 .. Перевод Губернского Секретаря (подпись — ГИши..) [Ишаева?]
л.105
л.106 (характер брошюры от Пред.Чл.Ком.) А.Фроло..
л.107-об (разбор по стихам) подпись Фролов
лл.108..121 (сама брошюра формат 1/2 тетради)
л.122 12.09.12 от Верненского Разыскного Пункта (характеристика текста брошюры)

 

Тукай

Ульви (Биннатова) Алмаз (Баку) — Творчество Габдуллы Тукая и узбекское литературоведение..
..
Как мы уже отмечали, узбеки знали и любили Тукая. Известный узбекский просветитель А. Авлони пишет, что «стихотворение Тукая «Родной язык» из школьного учебника они знали наизусть, его произведения «Шурале», «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» читались с большим интересом, его сатиры передавались из рук в руки. Есть еще одна причина, делавшая Г. Тукая своим, родным для узбекского народа. Произведения великого татарского поэта, порожденные демократическими идеями, сатиры, обличающие царизм, просветительские мысли роднили его с нашим народом, делали его дорогим и близким нам» (7, 18).
..

7. Габдулла Тукай. Материалы научной конференции и юбилейных торжеств, посвященных 90-летию со дня рождения поэта (составители Ф. Макаев, А. Садекова). — Казань: Татар, кн. изд-во, 1978. — 237 с.

В 1913-м, после продолжительной болезни Тукай умер, в 27 лет.


Смотрите также о ташкентских студентах в 1913 Петербург или 1914 Москва — фото студентов с Гаязом Исхаки

Продолжение «1914..16 политическая активность»

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress