tatar.uz folk history

1915-06-23

1914..16 политическая активность

2022, опубл.2024-02-19
Музаффаров, Будайли, Диваев, Валиди, Бигиев, Еникеев, Салиев, Файзи, Акчурин, Сейфуль-Мулюковы, Тынчеров, Шайдуллин, Туляков, Бурнашев, Якубов, Шамсутдиновы..

Общее развитие национальных чувств в России и особенно начало 1-Мировой войны активизировало встречи национальной интеллигенции для обсужений перспектив и возможностей нац.развития в быстро изменяющемся мире ..

См.также 1913 Петербург или 1914 Москва — фото студентов с Гаязом Исхаки


газета Садои Туркистон — Музаффаров и Будайли ..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021. стр.241..
..
Махмуд Будайли (1895–1975). Родился 3 апреля 1895 года в Мамадышском уезде Казанской губернии. В 1912 году поступил на работу в типографию «Энергия» в Троицке в качестве корректора. Активно публиковался в журнале «Акмулла».

В 1914 году он был направлен в Туркестан для работы корреспондентом этого журнала. Был арестован за критическую статью, которую опубликовал статьи в газете «Садаи Туркестан».

Он был спасен от наказания вмешательством своих турецких коллег. М. Будайли уехал из Ташкента в город Туркестан, но продолжил свою работу под псевдонимом «Кашфизода».

Участник Первой мировой войны, служил в 11-й армии, но в 1915 году вернулся после тяжелого ранения.
..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021. стр.164-166..
..
Среди тех, кто оставил неизгладимый след в культурной жизни Туркестана, можно также отметить представителя татарского народа Рауфа Музаффарова (Рауф Музаффарзода). Он родился в 1889 году в селе Старо-Тимашкино Сенчилевского уезда Симбирской губернии в России, волею судеб в начале 1914 года оказался в Туркестане, искал убежища.

Р. Музаффаров начал работать в газете «Садои Туркистон», стал главным редактором издания, журналистом, опубликовал более 40 статей в «Садои Туркистон». В своих статьях он поднимал острые темы: акцентировал внимание на развитии культуры народов Туркестана, проблемах молодежи. Практически в каждом номере «Садои Туркистон» Р. Музаффаров продвигал идею преодоления упадка народов Туркестана, выражал желание увидеть их среди передовых наций мира.

По его мнению, модернизация жизни туркестанского народа при сохранении национального своеобразия есть признак цивилизации. Примером тому могут служить статьи о языке и орфографии в рубриках «Чего ожидает нация?», «Национальная жизнь и мусульмане Туркестана», «Культура и мы», «Культурный процесс и наша национальная история», «Религия находится в гармонии с нацией».

Основная идея его публикаций сосредоточена на развитии культуры туркестанских мусульман, необходимости решения существующих проблем в соответствии с мнением таких просветителей региона, как Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлани, Мунаввар Кари Абдурашидханов, стремившихся видеть туркестанцев в числе развитых народов. Р. Музаффаров писал: «Где наша наука, где наша духовность, где наша культура? Мы не знаем и не понимаем. Мы даже не хотим понимать. Таким образом, мы оставляем в стороне ислам… и принимаем невежество и отсутствие культуры, которые являются врагами религии и человечества»¹.

¹ Мустафаева Н. Рауф Музаффарзоданинг «Садои Туркистон» са.ифаларидаги маданий тара..иётга оид ма.олалари // Миллий матбуотимизнинг икки дурдонаси. Тошкент: Mumtoz so‘z, 2015. Б. 58–59.

В статье «Лестница культуры» Р. Музаффаров описал постепенное развитие культуры: «Ни один народ в мире не овладел всей культурой ХХ века одномоментно, каждый из них развивался постепенно». В статье «Национальная жизнь и мусульмане Туркестана» указывал, что «молодежь должна сыграть важную роль [в прогрессе]», а также говорил о «необходимости развития периодической печати в Туркестане». Радовался, что газеты и журналы привлекают к работе талантливых профессионалов, но при этом сетовал на их безразличие к социокультурным процессам: «Пока туркестанская молодежь легкомысленна и бездушна… Поклонников национального языка, национальной литературы и прессы немного. Даже если бы только один человек из ста тысяч оценил это, ситуация для туркестанских мусульман была бы немного оптимистичнее»¹.

¹ Мустафаева Н. Рауф Музаффарзоданинг «Садои Туркистон» са.ифаларидаги маданий тара..иётга оид ма.олалари. Б. 60–61.

Татары трудились в Туркестане очень активно: работали в прессе, типографиях, издательствах, непосредственно формируя культурную и образовательную среду в стране. Например, по словам Р. Музаффарова, в Туркестане «предпринимаются важные шаги для достижения высокого уровня культуры нации… наука – это обращение к прессе, театру, обществам, издательствам и, самое главное, к истории, роль исторической науки несравнима в совершенствовании человека и в управлении обществом», что «она рассматривает историю культуры как связь с историей нации и общества»².

² Там же. Б. 61.

Диваев и Валиди..

Из книги «Заки Валиди Тоган. Воспоминания» Москва,1997 ..
.. Период моей жизни в возрасте от 18 до 26 лет [1908..16гг] прошел в больших трудностях, в учебе, преподавании, научных изысканиях сначала на моей родине в Башкирии и в Казани, потом в путешествиях и исследованиях в Фергане, Петербурге и Бухаре ..
из Мухамет Мурзабулатов (канд.ист.наук) — «Выдающийся ученый Абубакир Диваев»..
.. Ахмет-Заки Валиди, прибывшего в Ферганский вилайет Туркестана от имени Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете для проведения исторических и этнографических исследований, ..
из беседы корреспондента агентства БашИнформ в 2005 году с профессором Башкирского государственного педагогического университета, доктором филологических наук Рашитом Шакуровым..
.. Диваев пользовался большим авторитетом среди своих коллег, к нему тянулись и земляки, волею судьбы оказавшиеся вдали от родных мест. В известном сочинении «Воспоминания» Ахметзаки Валиди есть интересные сведения, касающиеся его встреч с Абубакиром Диваевым во время научной командировки в Туркестан в 1914 году. Вот что он пишет:

«За время поездки в Ташкент, Фергану, Самарканд и Бухару я приобрел немало новых друзей. Многие из них стали опорой в моей работе по исследованию истории культуры Туркестана, а затем и политической деятельности в этих краях. О дружбе с ними по сей день сохранились у меня самые теплые воспоминания. Один из них, офицер русской армии, полковник, башкир по происхождению Абубакир Диваев опубликовал немало ценных работ, посвященных этнографии казахского и киргизского народов. Он познакомил меня также с офицером башкиром Кусюковым и татарином генералом Еникеевым, в Самарканде — с киргизским генералом Колчановым и Мирбадалевым, башкиром Акимбетовым. Куда бы я ни приезжал, всюду меня опережали рекомендательные письма достопочтенного Абубакира, по-доброму представлявшие меня здешним людям». ..

Еще Валиди встречался с Пулатом Салиевым будущим председателя Института просвещения Узбекистана с которым он поддерживал контакты, но это плохо отразилось на судьбе Салиева. .. см. «1925 народное образование»


Бигиев и Еникеев..

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бигеев,_Муса_Яруллович..
.. В 1914 г. был секретарем четвёртого съезда мусульманской интеллигенции, проходившего в Петербурге. В дальнейшем опубликовал материалы съездов в книге «Основы реформ». ..
из Еникеевы, родственники Муллагали Яушева..
.. В 1914 году Сахиб-Гирей Еникеев участвовал в IV Всероссийском съезде мусульман, который проходил в Санкт-Петербурге с 15 по 25 июня. Его выступление называлось «О положении мусульман Туркестанского края» и в нём, согласно диссертации А. А. Айтмухамбетова, «обрисовывалась мрачная картина снижения экономического благосостояния населения и упадок общественных нравов» в регионе.С началом Первой мировой войны в 1914 или 1915 году его снова призвали на военную службу, он назначен командиром Ташкентской караульной дружины.

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.246-247..
№ Имя Год работы Город или уезд Кол-во учащихся
..
17 Сайфульмулюкова 1914 Ташкент, Старый город –
..

1915

из Он сохранил духовное богатство многих народов (К 160-летию со дня рождения Абубакира Диваева) УФА, 6 дек 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/..
.. Позже в газете «Тормош» («Жизнь») Валидов опубликовал две статьи, где дал высокую оценку научной деятельности ученого, особенно восхищался он прекрасными переводами Абубакира Диваева фольклорных произведений на русский язык. ..

В 1915 Диваев опубликовал в Туркестанском вестнике рецензию «Краткая история Тюрков-Татар (рец.)». — ТВ, 1915, № 46.

из Он сохранил духовное богатство многих народов (К 160-летию со дня рождения Абубакира Диваева) УФА, 6 дек 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/..
.. В 1915 году в русских научных кругах Туркестана состоялись торжества в связи с 60-летним юбилеем Абубакира Диваева. Туркестанский кружок любителей археологии в связи с этим событием провел специальное торжественное собрание. ..
из Мухамет Мурзабулатов (канд.ист.наук) — «Выдающийся ученый Абубакир Диваев» ..
.. В 1915 г. востоковеды России широко отмечали 25-летие научной деятельности Абубакира Диваева, которого поздравили член Петербургской АН В.В.Бартольд, академик Петербургской АН, расшифровавший орхоно-енисейские надписи В.В.Радлов, академик А.Н.Самойлович. Двумя газетными статьями откликнулся на юбилей своего земляка и Ахмет-Заки Валиди. В статье «К двадцатипятилетию деятельности ученого — выходца из Уфы» он дал подробный анализ трудов А. Диваева и заключил:

«Наш уфимский башкирский мирза, господин Абубакир прекрасно знает дух и душу нашего народа. Он любит свой народ, он знает, любит его хорошие стороны. Мы надеемся, что наш почтенный этнограф будет долго жить и о нем узнают все».

К сожалению, в последнем наш великий земляк ошибся: на родине Абубакира Диваева и сегодня мало кто знает.

В другой статье Ахмет-Заки Валиди довольно подробно описывает торжества в русских научных кругах по случаю юбилея Абубакира Диваева и дает высокую оценку его изысканиям по этнографии киргизского и казахского народов. Абубакира Диваева он считал таким же видным ученым-ориенталистом («…опубликовал немало ценных работ, посвященных этнографии казахского и киргизского народов»), как уже упомянутых академиков В.В.Бартольда, А.Н.Самойловича, академика В.А.Гордлевского и ректора Туркестанского восточного института профессора А.Э.Шмидта. А между тем у Абубакира Диваева не было классического высшего образования.
..
С годами здоровье Абубакира Диваева ухудшалось. Еще в 1915 г. академик В.А.Гордлевский писал:

«…перо вываливается у него из рук; и дай Бог, чтобы А.А.Диваев окреп и продолжал печатание материалов из обильного своего запаса. Это искреннее, задушевное желание многочисленных друзей и товарищей, трудящихся на ниве этнографии». ..

 


— 1915-10-22 Ташкент — Исторический клуб с18
=Коллекция-Рафаэля= арх-Ахтямовы-Фатахутдиновы

22.10.1915
Справа
1. Муса Бигиев (или его брат?),
2. ХабибРахман ГарифУлла-улы Файзи — отец Фавзии Фавзи,
3. в форме АбуБакир Диваев — тюрколог,
4. (Акчурин или Кудашев?),
5. Пулат Салиев (Астрахань) — ученый-тюрколог,
6. братишка Файзи (потом жил в Крыму, ?Хади)

1915-10-23 Ташкент — Галима Ахтямова- Файзи (справа) с147(162) =Коллекция-Рафаэля=; арх-Ахтямовы-Фатахутдиновы;

преподавала в Маржани-медресе (Ташкент)

1916

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.246-247..
№ Имя Год работы Город или уезд Кол-во учащихся
..
18 Ахтямова Маймуна 1916 г. Ташкент 50
..

1916-12-18 Ташкент — тат-интеллигенция с68 =Коллекция-Рафаэля=; арх-Шамсутдиновы-Дашкины;

Надпись на обороте:
1ряд сидят 1 — Гайса Далатказин, 2 — …
3 — Тынчеров 4 — Шайдуллин 5 — Халаф Туляков
6 — Исмаил Бурнашев.
стоят: 1 — .. 2 — Нуритддин Сайфулмулюков
3 — Ибрагим Якубов 4 — Гайса Шамсуддинов, 5 — Шамсуддинов,
6 —
(араб — ..1914..)
Снимались 1917/6 18 декабрья
Ташкент
————
Стоят-слева:
2 — Нуритдин СейфульМулюков (дяд Фарида СейфульМулюкова) — сравн. фото с33(34) — не похож
3 — Иброхим Якубов — сравн. фото с31(32) — совпадает
4,5 — братья Шамсутдиновы (из рода Дашкиных, родств. вулканолога Харун Тазиева) — сравн. фото н19 — не похожи
Сидят-слева:
1 — Гайса Далатказин — сравн. фото с144(158) — разные типажи
2 — Тюляков (писатель) — сравн. фото с69 — похожи
3 — Тынчеров (род из Бастанова)
5 — Халаф Туляков (тат-писатель)

Далее бурный 1917..

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress