tatar.uz folk history

1917-06-09

1917 борьба за власть

Filed under: Исторический клуб — Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , — anvarkamal @ 13:53

опубл.2024-03-09, доб.2024-03-19, -04-01
Яушевы, «Шуро-и исламия», «Тукай кичасе», общество «Иттифак», «Временный комитет по управлению Туркестаном», I Курултай рабочих и солдатских депутатов, I Курултай туркестанских мусульман, «Улема» и прогрессисты, Газета «Олуг Туркестан», «Временный комитет по управлению Туркестаном», общество «Иттифак», Газета организации «Шуро-и Исламия», «Джамияти Уламо», общество «Иттифак» («Союз»), Туркестанское Центральное Шуро, Совет Всетуркестанского центрального бюро тюрко-татар, Газета «Кенгаш», Центральный совет мусульман Туркестана, журнал «Чаян» («Скорпион»), выборы в Ташкентскую городскую думу, II Всетуркестанский курултай мусульман, отряды Харби шуро, выступление рабочих, генерал Еникеев, Читальни «Иттифак», резолюции 2-мус-съезда, И. Шагиахмедов, 3 краевой съезд Советов Туркестана, праздник в управлении общества «Иттифак», заседание Совета татарских обществ, собрание общества «Иттифак», раздача русскоязычному населению оружия, гимн «Голос автономии», Чрезвычайный курултай солдат и рабочих, вечер в Колизее «Будущее детей», типография «Умид» («Олуг Туркестан»), Отношение большевиков к Туркестанской автономии ..


Год 1917 является самым переломным в истории Северной и Центральной Азии, поэтому я решил подробнее (и с разных сторон) показать события в которых множество необразованных, полуобразованных и считающих себя высокообразованными тщились реализовать свои мечты. Они не учитывали одного — участия внешних сил (или не придавали им должного значения). Это влияние проявлялось в задержке процессов между Центром и переферией. Большевики, фактически, пришли в Туркестан только в конце 1919 года.

Многие элементы этих событий будут повторяться многократно в разных странах, а «цветные революции» последних десятилетий просто «заезженная пластинка» 1917 года..

См. также 1917 Ферганская дол — ТуркАвтономия, 1917 мечеть и школа на Воскресенском базаре, «1917 Хорезм», «1917..19 Бухара», «1917..19 Самарканд».


О Яушевых смотрите в 1914..16 купцы и промышленники

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.135 ..
В начале 1917 года ташкентские татары поставили историческую пьесу «Чингисхан» Науширвана Яушева. В декабре этого же года казанская лито-типография «Умид» издала ее в виде отдельной книги².

² Янги китоб // Улу. Туркистон. 1917. 13 декабрь.

14 марта
«Шуро-и исламия»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.49-50 ..
Татары наряду с местным населением Туркестана встретили Февральскую революцию с большим ликованием.

14 марта 1917 года в Ташкенте состоялось первое организационное заседание общества «Шуро-и исламия» («Исламский совет»). Наряду с 48 представителями местного населения в совет было дополнительно избрано 13 человек из числа татар и казахов, в целом в его состав вошел 61 человек. Это общество заявило о проведении соответствующих времени политических, научных и социальных реформ среди мусульман Туркестана, ликвидации имеющихся и потенциально возможных разногласий среди различных наций края: в целом, ставилась задача сближения наций.В процессе деятельности общество «Шуро-и исламия» в целях расширения масштабов своей работы было переименовано в «Туркестан шуро-и исламия жамияти» («Общество исламского совета Туркестана»). Не ограничиваясь осуществлением своей деятельности в границах края, общество установило связи с тюрко-татарскими организациями Центральной России, такими как «Иттифак» (руководитель Б. Шараф), «Алаш» и др.1

1 Туркестан в начале ХХ века: к истории истоков национальной независимости. Ташкент: Шар., 2000. С.21–22; См. также: Ўзбекистон совет мустамлакачилиги даврида… Б. 24; Абдурашидханов М. Танланган асарлар. Тошкент: Маънавият, 2003. Б. 43–44.

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.133 ..
После Февральской революции 1917 года художественные вечера, проводимые татарами, проживающими в Туркестане, приобрели широкий размах.

2 апреля 1917 года в Ташкенте в театре «Колизей» впервые прошел вечер «Тукай кичасе» («Вечер Тукая»). Вечер состоял из четырех частей, в 1, 2, 3-й частях Ф. Сутушева, М. Якубова и Ш. Байбурова рассказали о размышлениях Габдуллы Тукая по женскому вопросу, Н.И Сайфульмулюкова – о жизни Тукая, Ф. Султанбеков – о заслугах поэта перед татарской нацией. На вечере были прочитаны посвященные науке и просвещению стихи Тукая, сыграны сценки из его жизни².

² Тўкой кечаси // Улу. Туркистон. 1917. 31 май.

4 апреля
общество «Иттифак»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.50 ..
4 апреля 1917 года на собрании, состоявшемся в здании русско-татарской школы в Ташкенте («с целью повышения гражданского статуса татарской интеллигенции в Туркестане»), было создано местное общество «Иттифак»2.

2 Иттифок жамияти // Улуг Туркистон. 1917. 25 апрель.

7 апреля
«Временный комитет по управлению Туркестаном»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.50-51 ..
7 апреля 1917 года Временное правительство, создав «Временный комитет по управлению Туркестаном», направило его представителей в Ташкент.

Член комитета С.Н. Максудов был назначен ответственным по вопросам народного образования и культуры, А.А. Давлетшин – по делам, связанным с приграничными территориями Туркестанского края, вопросам землеустройства в местных областях, а также военным ведомствам областей. Однако этим планам не суждено было осуществиться.


7..15 апреля
I Курултай рабочих и солдатских депутатов

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.52-53 ..
С 7 по 15 апреля 1917 года в Ташкенте прошел I Курултай рабочих и солдатских депутатов.

Почти все 263 депутата, которые приняли в нем участие, были представителями европейских национальностей. С. Юсупов, участвовавший на курултае в качестве посланника от солдатского комитета, сожалел о том, что на собрание не были приглашены представители коренного населения. В итоге он выступил против идеи о разделении власти. Также он выдвинул предложение о создании в Туркестане единой системы власти под контролем русских и мусульман1.

1 Ўзбекистоннинг янги тарихи. Иккинчи китоб. Ўзбекистон совет мустамлакачилиги даврида. Б. 27.

Н. Маллицкий же, напротив, в момент рассмотрения вопроса о самоуправлении предложил создать отдельные органы власти для европейских и коренных национальностей. Прибывшему в Ташкент 4 апреля Ахмет-Заки Валиди это предложение не понравилось. По данному вопросу свое отрицательное мнение высказали татарский правовед С.И. Шагиахмедов и казах Мустафа Чокаев.

Чуть позже они начали озвучивать идеи федеративного устройства. Далее к ним присоединились Махмудходжа Бехбуди, Абиджан Махмуд, Берди Ходжа, Ашурали Захири, Мухаммаджан Танишпаев, Абдурахман Уразаев.

Противниками такой системы государственного управления были татары Садри Максуди, Кабир Бакир, Давлетшин и некоторые другие. «Временный комитет по управлению Туркестаном» и его мусульманские члены Садри Максуди и Давлетшин, а также «объединившаяся вокруг Кабира Бакира казанская интеллигенция… была против федерализма». Однако на деле в основе этого противостояния лежало продолжение колонизаторской политики путем отделения русских от местного населения1.

1 Тоган Заки Валиди. Воспоминания. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Книга I. С. 173–174, 178–179.

13..23 апреля
I Курултай туркестанских мусульман

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.29-30, 32-33, 53-56 ..
Политическая активность тюрко-мусульман в центральных губерниях России постепенно начала влиять и на Туркестан.

В первую очередь это касалось проживавших здесь татар, отличавшихся большей сплоченностью в сравнении с другими тюркоязычными народами касательно социально-политической жизни края, стремлением к новшествам, активностью в политических процессах, заботой о культурно-просветительской деятельности, в целом, стремлением к объединению тюрко-мусульманских народов.

Например, на Всетуркестанском мусульманском съезде, состоявшемся 13–20 апреля 1917 года в Ташкенте, были приняты следующие решения:

1. Создать «Центральное бюро тюрко-татар в Туркестане» для объединения всех татарских организаций в крае и осуществления руководства их политической-экономической и социальной деятельностью.

2. Подготовить доклады делегатов, отправляемых на I Всероссийский мусульманский съезд в Москве.

3. Организовать объединения, удовлетворяющие потребности коренных народов Туркестана и татар, находящихся в крае.

4. По всей территории Туркестана создать объединения, помогающие политическому, экономическому, научному росту татар, которые должны подчиняться Всетуркестанскому центральному бюро татар в Ташкенте.

5. Постановить выпуск газеты под названием «Олуг Туркестан» («Великий Туркестан») от имени Всетуркестанского центрального бюро татар1.

1 Миннуллин З.С. Общественно-политическое движение татар Средней Азии в начале XX века // Tatarica. 2017. №2. С. 107.

Политическая активность настолько возросла, что съезды стали проходить почти ежемесячно. Например, с 17 по 21 апреля 1917 года в Ташкенте прошел I Всетуркестанский мусульманский съезд1.

1 Дата проведения этого съезда в одной книге указана как 16–21 апреля 1917 года, в другой – 16–23 апреля 1917 года. См. соответственно: Туркестан в начале ХХ века: к истории истоков национальной независимости. Ташкент: Шарк, 2000. С. 30; Ўзбекистон тарихи (1917–1991 йиллар). Биринчи китоб. 1917–1939 йиллар. Б. 31.

Он был созван по инициативе организации «Шуро-и Исламия», в нем приняло участие 150 делегатов. На повестке дня съезда стояли такие вопросы, как отношение к Временному правительству; о форме управления в России; о подготовке к Учредительному собранию; местные гражданские учреждения в Туркестане; религиозно-шариатские учреждения в Туркестане; продовольственный вопрос; отношение к Мировой войне; избрание делегатов на Всероссийский съезд и др.

Основным вопросом съезда стало организационное объединение мусульман Туркестана. В итоге на последнем заседании съезда было принято решение о создании его центрального руководящего органа – Краевого мусульманского Совета Туркестана (Улкамусшура). Его создание придало объединенный и централизованный характер национальному движению, поскольку предусматривалось объединение ранее не связанных между собой мусульманских обществ, комитетов и союзов.


На I Курултае туркестанских мусульман, прошедшем 16–17 апреля 1917 года в Ташкенте в здании Туркестанского генерал-губернаторства, Садик Абдусаттаров, Заки Валиди Тоган, И. Шагиахмедов и Сабирджан Юсупов были избраны в президиум собрания, состоявшем из 13 человек. На курултае, на котором председательствовал Мунаввар Кари Абдурашидханов, Заки Валиди Тоган и Садик Абдусаттаров были избраны главными мусульманскими секретарями2.

2 Мингнаров А. Туркистонда 1917–1918 йиллардаги миллий сиёсий ташкилотлар (миллий матбуот материаллари асосида). Б. 15; Ражабов .., .айдаров М. Туркистон тарихи. Тошкент: Университет, 2002. Б. 6.

Как пишет в своих «Воспоминаниях» А.-З. Валиди, курултай хоть и был запланирован, но у него не было программы. А.-З. Валиди подготовил и написал программу 15 апреля вечером и сдал его в редакцию газеты «Туркестанские ведомости»3.

3 Тоган Заки Валиди. Воспоминания. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Книга I. С. 152.

В первый день курултая Кабир Бакир проинформировал о последних событиях в Бухаре. На второй день началось обсуждение вопроса о новом правительстве, которое растянулось на два часа. В итоге, взошедший на трибуну С. Максуди подвел итог: «Ни одна страна не может обойтись без правительства. Солдаты и рабочие передают управление страной 9–10 людям, которым доверяют. Такое правительство будет функционировать до Учредительного собрания».

По повестке, касающейся методов управления Россией, наряду с Мунавваром Кари, М. Бехбуди, Ш. Лапиным выступили также А.-З. Валиди и Кабир Бакир, которые рассказали собравшимся об отдельных формах и путях управления, подходящих для народов Туркестана1.

1 Мингнаров А. Туркистонда 1917–1918 йиллардаги миллий сиёсий ташкилотлар (миллий матбуот материаллари асосида). Б. 16.

Выступивший на курултае А.-З. Валиди, говоря о будущем методе управления Туркестаном, выдвинул идею федеральной автономии. Однако М. Чокаев, И. Шагиахмедов, Кабир Бакир и С. Максуди выступили против этой идеи. Кабир Бакир предложил создать «Демократическую российскую республику». Его поддержали А. Давлетшин и С. Максуди. В итоге на курултае пришли к мнению, что «окраинам должна быть дана широкая автономия на основе принципов управления (федеративной и демократической республикой) Россией»2.

2 Там же.

Таким образом, вопрос о придании Туркестану статуса национально-территориальной автономии изначально был выдвинут на I Всетуркестанском курултае мусульман. Возникновение этой идеи было непосредственно связано с прогрессивной интеллигенцией и организацией «Шуро-и исламия».

Следует отметить, что татары и башкиры стояли на переднем крае политической борьбы плечом к плечу с местной интеллигенцией по вопросу об автономии Туркестана и были первыми инициаторами выдвижения этой идеи.

В частности, знаменитый представитель татарской интеллигенции Науширван Яушев в своей статье, опубликованной в газете «Олуг Туркестан», отметил, что на территории бывшей Российской империи сосуществуют очень близкие друг-другу тюрко-татарские народы численностью 30 миллионов человек, Туркестан является их истинной родиной и, когда Туркестан получит статус автономии, на помощь туркестанцам придут и другие тюркские народы, проживающие на территории России. Он также утверждал, что после обретения национальной автономии может возникнуть вопрос об управлении, а для этого нужны будут материальные и духовные силы. Имея в виду некоторые социально-экономические трудности, он выступал против сил, выступающих против автономии. Он выражал большую уверенность в молодых прогрессивных силах, которые будут укреплять национальную автономию Туркестана, после ее обретения1.

1 Яушев Н. Туркистонга автономия олув .а.ида // Улу. Туркистон. 1917. 5 май.

20 апреля 1917 года в вопросе об избрании представителей на Учредительное собрание М. Бехбуди высказался о том, что избираемые не обязаны знать русский язык, против этого выступил татарский общественный деятель Кабир Бакир. По его мнению, деятельность членов фракции мусульман во II Думе показала необходимость этого1.

1 Аъзамхўжаев С. Туркистон Мухторияти. Тошкент: Маънавият, 2000. Б. 97.
апрель
«Улема» и прогрессисты

Сафаров «Колониальная революция», стр.55
В 1917 г. в Ташкенте происходит горячий обмен мнений по вопросу о национальном самоопределении.

«Улема» столкнулись с прогрессистами-демократами — Низамеддин Ходжаевым, Турсун Ходжаеввым, Мунаввар Кари, Нарбутабековым и др. Был поднят вопрос об отношении Туркестана к России. На этом первом съезде прогрессисты еще боятся резко высказаться за отделение: отделение лишило бы прогрессистов поддержки «русского либерального общества» и дало бы полную победу улема. Съезд выбирает «краевой совет мусульманских депутатов», краевой «Шуро Исламия».


Цыгане, «почетные бухарцы» и российский наместник в Ташкенте — Ахмедвали Менгер о Яушевых в Туркестане ..
В 1917 г. организовали довольно большое издательство и начали выпускать ежедневную газету “Великий Туркестан” на языке местного населения. Главным редактором стал Кабир Бакиров, приглашенный из оренбургской газеты “Вакыт”.

Далее о Яушевых в «1917 Ферганская долина» и Троицк

22 апреля
Газета «Олуг Туркестан»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.162, 177-180 ..
Газета «Олуг Туркестан» – издание ташкентских татар – начала издаваться 25 апреля 1917 года в Ташкенте.

Садык Абдусаттаров был редактором первых 8 номеров газеты, а Кабир Бакиров – редактором 9–115-х номеров. Сначала в редакцию был приглашен А. Баттал из Татарстана, но, когда ответа не последовало, редактором был назначен Кабир Бакиров, представлявший союзное правительство. До 41-го номера газета печаталась в типографии газеты «Туркестанские ведомости», а после 42-го номера – в типографии «Умид». Начиная с номера 137 последняя страница каждого номера дается на русском языке2.

2 См.: Мингнаров А. Туркистондаги ижтимоий-сиёсий жараёнларнинг миллий матбуотда ёритилиши (1917–1918 йиллар). Б. 24.

Первый ее номер вышел в свет в издательстве «Туркестанские ведомости» 25 апреля 1917 года. Стоимость подписки составляла 7 рублей в год, 4 рубля на полгода, 2 рубля 25 копеек на три месяца. Газета состояла из 4 страниц, на первой странице размещались анонсы, говорилось о главных событиях дня, давались ташкентские новости. Экономические вопросы, связанные с изданием газеты «Олуг Туркестан», решали татары из Ташкента, такие как Рагим Туминов, Латиф Яушев, Халил Ширинский, Сафарали Сутушов и Мубаракша Ишимбаев1. Известная в Ташкенте семья Яушевых также была одним из организаторов газеты2.

2 Менгер Эхметвели. Имтиязли бохаралылар // Гасырлар авазы – Эхо веков. 1996. № .. С. 118.

В ходе изучения статей, опубликованных в газете «Олуг Туркестан», можно увидеть, что его основной темой являлось объединение проживающих в России «тюрко-мусульманских народов» в единую автономию, не допустить ими (узбеками, казахами, татаро-башкирами. – Авторы) образования отдельных автономий. В частности, в одном из номеров газеты за 1917 год было сказано: «С провозглашением свободы (имеется в виду Февральская революция 1917 года. – Авторы) в Ногайской мечети в городе Ташкенте прошел митинг из трех-четырех тысяч татар, сартов и казахов. В честь свободы и вольности звучали чрезвычайно трогательные речи. В конце единогласно было объявлено: «Долой татарство, сартство, казахство! Да здравствует ислам и тюркизм!». После этого было решено никогда не различать тюркских детей под разными именами, такими как сарт, казах и татарин… »1.

1 Улуг Туркистон. 1917. 30 апрель.

В начале мая 1917 г. А. Баттал и Исмаил Абзи прибыли из Казани, чтобы оказать помощь в организации типографии. Редакция газеты «Олуг Туркестан» поблагодарила мусульман Казани за «большую помощь, оказанную братьям-мусульманам в Туркестане в такое важное время». А. Баттал и Исмаил Абзи были приняты в члены «Шуро-и Исламия». С их приходом издание газеты «Туран» было приостановлено, и было решено издавать новую газету «Шуро-и Исламия»2.

2 Тошканд хабарлари, Мусофирлар // Улуг Туркистон. 1917. 13 май.

13 мая
«Временный комитет по управлению Туркестаном»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.51 ..
«Комитет по управлению Туркестаном» не имел возможности полноценно осуществлять свою практическую деятельность.

Причинами тому были следующие: 9 его членов под руководством Н.Н. Щепкина не могли вести целенаправленную деятельность по причине того, что каждый из них ставил перед собой разные цели. Кроме того, имелись недоразумения между русскими, татарскими и казахскими членами комитета. Также не были установлены необходимые рабочие контакты между членами «Временного комитета по управлению Туркестаном» и местными политическими лидерами.

Председатель «Временного комитета по управлению Туркестаном» Н.Н. Щепкин в своем письме от 13 мая на имя главы Временного правительства князя Львова привел сведения о вредных действиях мусульман (С. Максудов, А. Давлетшин, А. Букейхонов и М. Тинишпаев. – Авторы) в составе комиссии. Из этого становится ясно, что мусульмане в составе комитета работали не в пользу Временного правительства, а в интересах мусульманских советов края.

«Временный комитет по управлению Туркестаном», не поддержанный местными политическими деятелями, в условиях трех властей был вынужден к 1 июлю прекратить свою деятельность.


14 мая
общество «Иттифак»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.50 ..
На общем собрании «Иттифака», состоявшемся 14 мая 1917 года, был принят устав и путем тайного голосования избрано правление в составе 21 человека, в который вошли Хайрулла Рахматуллин, Абдурашидов, Халиль Ширинский, Абдуллажан Сафагиров, Ибрагим Тахири, Рахим Нугманов, С. Нуриддин, Сабиржан Юсупов, Рахимжан Худайбергенов, Искандер Чанышев, Абдурахим Абдухаликов, Садик Абдусаттаров, Кадыр Булатов, Искандер Шамсуддинов, Гази Юнусов и др.3

Мингнаров А. Туркистонда 1917–1918 йиллардаги миллий сиёсий ташкилотлар (миллий матбуот материаллари асосида). Тошкент: Маънавият, 2002. Б. 7–8.

16 мая
Газета организации «Шуро-и Исламия»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.160 ..
Газета организации «Шуро-и Исламия» была политической, экономической и социальной газетой, издаваемой Центральным обществом «Шуро-и Исламия» Туркестана с 16 мая 1917 года, редактором был татарин А. Баттал (Биктемиров).

Газета ставила перед собой такие задачи, как повышение уровня политического сознания мусульман страны, освещение общественно-политических вопросов, предоставление информации о жизни и взаимоотношениях тюрок-мусульман в России, показать пути реформирования школ и медресе в мусульманском мире. В газете регулярно печатались статьи и стихи Исмаила Абиди, Науширвана Яушева, Мунаввара Кари Абдурашидова, Шакиржана Рахими, Бурхана Хабиба и других4.

4 См.: Мингнаров А. Туркистондаги ижтимоий-сиёсий жараёнларнинг миллий матбуотда ёритилиши (1917–1918)

22 мая
«Джамияти Уламо»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.53-56 ..
Общество «Уламо» («Ученые»), представлявшее собой крупную силу в Туркестане, первоначально осуществляло свою деятельность совместно с молодыми сторонниками прогресса.

Большевиков особенно напугало осуществление совместной деятельности уламистов и прогрессистов на I Мусульманском курултае, их согласованные действия, направленные на обретение независимости. Однако позже в связи с политикой, основанной на правиле европейцев «разделяй и властвуй», между ними произошел раскол. Теперь уламисты начали осуществлять действия, противоречившие организации «Шуро-и исламия».

22 мая 1917 года во время демонстрации, организованной прогрессистами недалеко от медресе «Кукалдаш» уламисты начали работать с населением, пользуясь недостаточным развитием у них политического сознания. Они начали проклинать прогрессистов и выступили против них. Здание правления (конторы) организации «Шуро-и исламия» было конфисковано. Уламисты отделились от «Шуро-и исламия» и создали свою организацию «Уламо»1.

1 Мингнаров А. Туркистонда 1917–1918 йиллардаги миллий сиёсий ташкилотлар (миллий матбуот материаллари асосида). Б. 28.

24 мая
общество «Иттифак» («Союз»)

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.57 ..
24 мая 1917 года в Ташкенте было проведено собрание членов общества «Иттифак» («Союз»). На нем с докладом выступил участник прошедшего в Москве Всемусульманского съезда Кабир Бакир, который ознакомил присутствовавших с общим политическим положением в стране2.

2 “Иттифок” аъзоларина // Улу. Туркистон. 1917. 31 май.

из Еникеевы, родственники Муллагали Яушева», 2024 ALEX ČAIČICS..

11 июня 1917 года она выступила на съезде партии «Иттифак» в Ташкенте, на котором было решено о преобразовании партии из татарской в обще-туркестанскую С. Еникеева произнесла речь от имени мусульманских женщин, её выступление было встречено «громкими, переходящими в овацию аплодисментами».

24-27 апреля она была делегатом Всероссийского съезда мусульманок в Казани, представляя Туркестан.

Далее о дочери Еникеевых в Троицк, о сыне в «1921..23 вывоз студентов в Германию», а Сагодат Еникеева активно участвовала в общественно-образовательных процессах и упоминается во многих статьях за 1920-е годы.


начало июня
Туркестанское Центральное Шуро

Турдиев Ш. «Международные связи туркестанских джадидов» ..
Вот что пишет Заки Валиди, вспоминая об этом:

«До открытия 20 июня башкирского курултая я полмесяца работал в Ташкенте. Все организационные дела Башкирское Центральное Шуро (совет — Ш.Т.) поручило мне. Тем не менее, было совершенно ясно: пока освободительное движение не наберет силу в Туркестане, она не развернется ни в Казахстане, ни в Бошкирдистане. Алихон Букетхан и Мустафо Чокаев, первыми из казахов вступившие в кадетскую партию, еще не освободились от своих иллюзий, а узбеки Махмуд Ходжа Бехбуди из Самарканда, Ашир Али (Захири — ред.) и Абиджан Махмудов (Чатак) из Коканда верили, что нам удастся развернуть широкое национальное движение. Мунаввар коры из Ташкента порою также одолевали сомнения, однако он всегда прислушивался к нашему с Бехбуди мнению.Бехбуди, молодой узбекский поэт Чолпан, ташкентский литератор Талибджан (Мусабаев — ред.), татарин Тагир Ногайкорганлы, Хаким-заде из Самарканда и я побывали во многих городах, провели собрания и привлекли на сторону Туркестанского Центрального Шуро значительную часть национальной интеллигенции. Кадетская партия, ставшая главным противником самостоятельности Туркестана, стала заметно терять свое влияние среди местного населения. В результате серьезной борьбы, которую мы вели до начала июня, идеи свободы обрели силу, проникли во многие регионы…»9.


1917 Ташкент — праздник Тамаша в чайхоне+


13..15 июня
Совет Всетуркестанского центрального бюро тюрко-татар

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.32 ..
Например, 13–15 июня 1917 года было проведено заседание Совета Всетуркестанского центрального бюро тюрко-татар, на котором Х. Янгулатов был избран делегатом для участия во II Всероссийском мусульманском курултае, а также рассмотрены наказы по вопросам участия женщин Туркестана в выборах в Учредительное собрание; проблемы создания мусульманской фракции, защищающей интересы и права мусульман.

Следует отметить, что некоторые татары не смогли систематически вести свою политическую деятельность в рамках Совета Центрального бюро. В частности, несколько членов Совета вышли из его состава добровольно, используя различные причины, а другие были выведены в связи с их бездеятельностью и недостаточно активным участием в его работе. В результате этого в состав Совета Центрального бюро были включены А. Диваев, Кабир Бакир, Рахим Тюминов, Г. Сафаргереев1.

1 Миннуллин З.С. Общественно-политическое движение татар Средней Азии в начале XX века. С. 108.

25 июня
Газета «Кенгаш»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.175 ..
4. Газета «Кенгаш» издается в Ташкенте Ахмедом-Заки Валиди и Мунавваром Кари с 25 июня 1917 года по октябрь 1917 года как издание Центрального мусульманского совета Туркестана.
27 июня
Центральный совет мусульман Туркестана

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.57 ..
27 июня 1917 года под председательством А.-З. Валиди Тогана были созданы организационный и просветительский отделы Центрального совета мусульман Туркестана.

В первый были избраны представители татар и башкир А.-З. Валиди, Ф. Тахири, И. Янбаев, во второй – снова А.-З. Валиди, а также Б. Хабиб, С. Абдусаттаров и И. Тахири3.

3 Мингнаров А. Туркистонда 1917–1918 йиллардаги миллий сиёсий ташкилотлар (миллий матбуот материаллари асосида). Б. 24–25.

июль
журнал «Чаян» («Скорпион»)

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.163 ..
..Результатом сотрудничества татарских и узбекских просветителей в июле 1917 года стал журнал «Чаян» («Скорпион»), который печатался в типографии «Гуломия».

В 1917 году вышло 12 номеров журнала, в 1918 году – 18 номеров, затем издание было прекращено отделом по национальным делам Туркестанского народного комиссариата. Редактировали журнал Халиф Тулаков и Ибрагим Тахири2.

2 Мингнаров А. Туркистондаги ижтимоий-сиёсий жараёнларнинг миллий матбуотда ёритилиши (1917–1918 йиллар). Б. 25.

конец июля
выборы в Ташкентскую городскую думу

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.58 ..
В конце июля 1917 года выборы в Ташкентскую городскую думу прошли больше под давлением общества «Уламо», чем организации «Шуро-и исламия».

На выборах победили мусульмане, получив 76 мест. Из них 62 места принадлежало обществу «Уламо» и 14 мест – представителям организации «Шуро-и исламия». В процессе выборов татарская интеллигенция в Туркестане выступила на стороне последней организации. Представители Татаро-башкирской интеллигенции И. Янбаев, А.-З. Валиди и С. Абдусаттаров были избраны депутатами от имени организации «Шуро-и исламия» в Ташкентскую городскую думу2.

2 Шўрои Ислом спискасидан сайланган гласнийлар // Улу. Туркистон. 1917. 4 август.
Сафаров «Колониальная революция», стр.56
Неожиданный для русских соглашателей конфуз получается на выборах в ташкентскую городскую думу.

60 мест получают улема, партия мулл и баев. «Улема» подавляет думу своим большинством и… непосредственностью. Она выставляет истинно-русского царского колонизатора, участника джизакской резни 1916 года, бывшего вице-губернатора Лыкошина своим кандидатом в городские головы. «Улема» совершенно откровенно ориентируется (против мусульманских прогрессистов) на союз с черносотенными элементами колониального чиновничества. У «улемы» отсутствует всякое понимание общенациональных, политических интересов мусульманства. Как партия, это — котерия баев и мулл, которые буквально не идут дальше интересов своего объемистого кармана. Когда в одну из комиссий выставляется с.-д. интернационалист Султан-Ходжа, они его цинично отводят, «потому что Султан-Ходжа не коммерсант, а мастеровой» [«Наша Газета», 12 сетября 1917 г.].


Предыдущая часть о Фатыхе Салих-улы АбуБакирове в Казань

из книги Тауфик Айди (1987) «Тылсымлы куч» 2. Джигитство таким бывает (стр.19-22), конспект перевода Сании Камальдиновой:

«.. 1917 лето — приезжает в Ташкент, участвует в революционных событиях, работает в газете «Иштиракиюн» и газете «Халык Дарыл Фунини» ..»

Далее о нем в «1918 КызылОрда, Казалинск, Актюбинск»


8 сентября
II Всетуркестанский курултай мусульман

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.58-59 ..
II Всетуркестанский курултай мусульман был проведен Центральным краевым советом мусульман 8 сентября 1917 года.

На его повестке дня стояло 11 вопросов. От имени Центрального совета мусульман Петрограда участников курултая поздравили У. Ходжаев, от имени Рабочих и солдатских советов – В. Чайкин, от имени Центрального бюро туркестанских татар – Кабир Бакир, от имени Кавказского президиума – Мухаммад Амин Афандизода и Усмонходжа Муродходжа как представитель бухарских мусульман. Выступивший на курултае редактор газеты «Олуг Туркестан» Кабир Бакир выразил недовольство подстрекательствами со стороны представителей общества «Уламо», направленных против прогрессистов1.

1 Туркистон мусулмонларининг иккинчи .урултойи // Улу. Туркистон. 1917. 10 сентябрь.

В связи с опасностью возникновения в Туркестане голода внимание членов курултая в большей мере было направлено на продовольственный вопрос2.

2 Мингнаров А. Туркистонда 1917–1918 йиллардаги миллий сиёсий ташкилотлар (миллий матбуот материаллари асосида). Б. 20.

На 12 ноября 1917 года было намечено проведение Учредительного собрания в России, а также в ее бывших колониальных окраинах. В связи с этим на I, II и III курултаях мусульман Туркестана, I Всероссийском курултае мусульман, проведенном в Казани 20 июля 1917 года, других собраниях и съездах началась подготовительная работа. Выступивший с речью об Учредительном собрании на II Всероссийском курултае мусульман Шакир Мухамадьяров объявил, что на выборах каждая область будет считаться округом, в котором из 200 человек будет избираться один представитель. Для выдвижения кандидатов на Учредительное собрание была создана комиссия, состоявшая из М. Чокаева, И. Янбаева («Иттифак»), А. Тупчибошева («Уламо»)3.

3 Там же. Б. 39

В связи с задержками в выдвижении туркестанских кандидатов (как и в других регионах страны) проведение Учредительного собрания было перенесено на 28 ноября 1917 года. Эта дата менялась и позже.

Абдуллаев Камолудин Нажмудинович ОТ СИНЬЦЗЯНЯ ДО ХОРАСАНА Из истории среднеазиатской эмиграции ХХ века. Душанбе «ИРФОН» 2009. Глава II: ПРОБУЖДЕНИЕ АЗИИ, стр.106-107..

Находясь в составе демократической России, лидеры мусульманской России намеревались добиваться национально-культурной автономии в соответствии с решениями 2-го Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в Казани в августе 1917 г. Открыто сепаратистских антироссийских групп, требовавших
самостоятельности и национальной независимости, среди мусульман России тогда не было. Как вспоминал позже Чокаев, «ненависть к старому режиму смягчалась в нас слепым доверием к русской революционной демократии».¹¹

¹¹ Из Истории Российской эмиграции 1924-1932. Переписка А. З. Валидова и М. Чокаева. С. 101.

При наличии общей пророссийской ориентации политических организаций мусульман, были, конечно, оттенки. Так, татары настаивали на «унитаризме», то есть культурно-национальной автономии при сохранении
России как унитарного государства. В то же время азербайджанская националистическая партия «Мусават» придерживалась «федералистских» позиций, то есть организации России на началах равноправных и самостоятельных государственных автономий.

Местные политические организации Средней Азии возникли на волне демократии, последовавшей после победы Февральской революции. Состоявшие в них священники, исламские реформаторы и националисты надеялись придти к власти путем демократических выборов в Учредительное собрание, Государственную Думу и местные органы власти.

Второй Общемусульманский съезд (Ташкент, сентябрь 1917 г.) считал, что Туркестан должен войти в состав Российской республики в качестве отдельной территориально-автономной федерации, организованной на началах
национально-культурного самоопределения всех народностей, населяющих эти области под названием “Туркестанской федеративной республики”.¹²

¹² Сафаров Г. Колониальная революция (опыт Туркестана). М: Госиздат, 1921. С.63.

сентябрь
отряды Харби шуро

Татары и Средняя Азия
Еще одно замечание. В сентябре 1917 года Всероссийское Харби шуро посылает в Ташкент вооруженные отряды для подавления выступлений трудящихся, отрядами командовали Альмяшев и Рафиков.[3]

[3] Сиротинский С. Туркестанский фронт. // Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Туркестане. Ташкент, 1957. – с.225.

12..29 сентября
выступление рабочих

Сафаров «Колониальная революция», стр.58-61
Между тем в Ташкенте, в новом городе, назревали новые события.

12 сентября в 4 часа дня в Александровском парке в Ташкенте собрался грандиозный митинг железнодорожных рабочих и солдат, который вынес следующую резолюцию:

«Обсудив вопрос о создавшемся в Ташкенте остром продовольственном кризисе и рассматривая его в общероссийском размере, вся российская революционная демократия, в лице 1 и 2 Сибирского полков, мелких команд, рабочих Ташкентской и Средне-Азиатской железных дорог и представителей революционной демократии, собравшихся 12 сентября на митинге в Александровском парке, считает необходимым заявить, что из создавшегося положения она видит выход:

1) В немедленной реквизиции всех находящихся у капиталистов предметов и продуктов первой необходимости, что может исполнить только местная власть, опирающаяся исключительно на Советы рабоч., солд. и крест. депутатов.

2) В осуществлении полного рабочего контроля над производством и распределением продуктов.

3) В национализации банков и предприятий, имеющих государственное значение. [- 59 -]

4) В правильном обмене продуктов между деревней и городом с тем, чтобы крестьяне могли получать мануфактуру, городские продукты и сельско-хоз. орудия, а городское население — хлеб.

5) В немедленном переходе всех земель без выкупа в руки трудового крестьянства.

6) В издании закона, запрещающего закрытие фабрик и заводов без разоешения Совета рабочих депутатов, профессион. союзов и фабрично-заводских комитетов.

7) В немедленном издании закона о страховании безработных за счет предпринимателей.

8) Все изложеное может быть осуществлено только при условии немедленной передачи всей полноты власти в руки Советов рабочих, солд. и крест. депутатов.

9) Немедленное образование революционного комитета в Ташкенте из представителей всех органов революционной демократии, который с завтрашнего же дня взял бы всю полноту, произвел бы немедленный учет всех продуктов и взял бы на себя их распределение.

Собрание протестует против действий краевого Совета, который не стоит на защите рабочих и солдат и ведет политику соглашательства с буржуазными партиями и немедленно требует переизбрания, для чего должен быть немедленно созван краевой съезд.» [«Наша Газета», орган ташкентского Совета, 14 сентября 1917 г.]

Если вспомнить, что первый съезд большевиков в Туркестане происходил чуть не год спустя, в июне 1918 года, то нужно будет признать, что большевизм появился здесь стихийным путем раньше самих большевиков.

«Гвоздь» резолюции 12 сентября был в «учете и распределении продуктов». Очень показательно, что в резолюции не было ни слова о временном правительстве, ни слова о войне.

14 сентября председателем Комитета временного правительства, с.-д., бывшим вице-губернатором Наливкиным, была отправлена в Петербург телеграмма с тенденциозным освещением происшедшего, ссылками на избиение командующего войсками Черкеса и других белогвардейцев, к слову сказать, пытавшихся арестовать новый Ревком, избранный ташкентским Советом, и просьбой о назначении нового командующего войсками из Петербурга.

16 сентября белогвардейцами была повторная попытка «восстановить порядок». «Писаря разных штабов и управлений оказались вдруг вооруженными вместо перьев ружьями и собрались у помещения воинского начальника, юнкера школы прапорщиков, сняв охрану артиллерийского склада, взломали сараи, где хранилось оружие и патроны, и вооружились» [«Наша Газета» 19 сентября]. Но во-время встала под ружье и другая сторона. «Стараниями представителей революционной демократии кровопролитие было избегнуто». Краевой совет сбежал от рабочих [- 60 -] и солдат в Скобелев и там развил кипучую провокационную деятельность, после того, как ему не удалось в Ташкенте с помощью Черкеса посадить под замок Ревком.

Уже 16 сентября Керенский телеграфировал из Петербурга: «Преступная попытка ташкентского Совета расшатать на далекой окраине власть республиканского (!) правительства является явно контр-революционной (!!)… Высылаются войска и пулеметы» [Телеграмма П. Т. А. от 16 сентября из Петербурга]. Либердановский Ц.И.К. Советов подкрепил эту бонопартовскую угрозу плаксивым заявлением с своей стороны о том, что «всякие насильственные и незакономерные выступления против органов революционной демократии и лиц командного состава, в особенности (!) против набранных Советами и утвержденных временным правительством без различия лозунгов (?!!), под коими такие выступления происходят, разрушают необходимую революционную дициплину, разрывают едино-революционный (!) фронт» [«Наша Газета» 20 сент.]

У Ревкома и Совета совсем не было необходимой решительности и уверенности. Захват власти и назначение своего командующего войсками поручика Перфильева (при комиссаре с.-д. «интернационалисте» Вайнштейне) как-будто произошли по недоразумению. Со стороны соглашателей это был бунт на коленях. Помимо своей воли часть их была «увлечена стихией».

19 сентября «Центральным Комитетом Совдеп.», членом Ц.И.К. Советов «солдатских депутатов» Першиным, Центральным Бюро профсоюзов Ташкента и комитетами с.-р. и с.-д., «Бунда», латышской с.-д. партии была послана телеграмма с несмелым требованием «немедленного задержания карательной экспедиции, ограждения (?) от посягательства Совета солдатских и рабочих депутатов и поддерживающих его граждан, рабочих и воинских частей, прибытие представителей революционнной демократии и учреждения следственной комиссии» [«Наша Газета» 20 сент.] Люди захватили власть, а потом стали просить.. «следственной комиссии» по поводу захвата ими власти! Одно из анекдотических происшествий эпохи керенщины!

Было уже поздно: генерал Коровиченко с броневиками ехал. Рабочие и солдаты были фактически брошены на произвол судьбы «революционными» обывателями.

29 сентября в газетах уже появилось объявление «генерального [От с???? генерал!] комиссара и командующего войсками Туркестанского военного округа генерала Коровиченко о свирепой расправе с «мятежниками». Контр-революционный юнкерско-чиновничий сброд Ташкента мог приветствовать пришествие твердой власти в виде генеральских броневиков. Тем не менее, Коровиченко пустил в ход свои броневики не сразу, [- 61 -] а лишь только через месяц после их прибытия. Пока он пользовался ими только, как «моральной силой».


О генерале Еникееве смотрите также в 1917 мечеть и школа на Воскресенском базаре

из Еникеевы, родственники Муллагали Яушева», 2024 ALEX ČAIČICS..

В 1917 году в Ташкенте начался «бабий бунт», массовые протесты женщин против экономической политики властей, генерал Еникеев отказался подавлять его. Ему приписываются слова:

«Я думаю, что не ошибусь, если скажу от имени своих солдат и от себя лично, что в своих жен и детей мы стрелять не будем».

Солдаты одобрили его решение, за невыполнение приказа Еникеев со своим полком был в течение 24 часов выслан в Термез.

из статьи на Письмах о Ташкенте Революция в Туркестане «.. Только в результате голода 1917-1919 годов в Туркестане погибло 1 миллион 114 тысяч человек. В итоге только лишь к концу 1923 года, когда закончилась Гражданская война и прекратились климатические катаклизмы, с голодом в Туркестане удалось более или менее справиться. ..»


сентябрь 1917
Читальни «Иттифак»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.138-139 ..
Читальни также считались одним из важных культурных заведений, и татарские просветители пытались организовать женские читальные залы. Например, Общество ташкентских татар «Иттифак» на собственные средства организовало читальный зал для чтения книг и газет для женщин.Татарские женщины также помогли в сборе средств на строительство библиотеки. Например, Фатима Сутушова передала в администрацию общества «Иттифак» 145 рублей 55 копеек. Она собрала эти средства продажей зеленых и красных воротничков во время татарского спектакля, поставленном на Курбан-байрам1.

1 .ироатхона фойдасина // Улу. Туркистон. 1917. 4 октябрь.

октябрь
резолюции 2-мус-съезда

Сафаров «Колониальная революция», стр.62-64
В сентябре 1917 года противоположность между революционными устремлениями русского национально-привилегированного меньшинства, в лице рабочих и солдатских масс, и национально-освободительными стремлениями мусульманской буржуазии и буржуазной интеллигенции уже вполне явно выплыла на поверхность. Одним нужны были хлеб и свобода, хотя бы за счет старого города и кишлака. Другим, как хлеб, нужна была национальная свобода.

В конце сентября в Ташкенте происходил чрезвычайный общемусульманский съезд, второй по счету [Первый был в мае. На нем было очень неполное представительство.]. Одна из весьма симптоматических его резолюций гласила:

«Выслушав делегатов с мест и находя, что в некоторых местах, благодаря вмешательству представителей Совета солдатских и рабочих депутатов, родовой вражды среди киргизского населения и зловредной агитации отдельных лиц, создается [- 63 -] среди мусульманского населения борьба за власть недопустимыми способами, как-то подкупом, избиением, вымогательством и др. Первый краевой чрезвычайный общемусульманский съезд и совещание крестьянских делегатов с Исполнительным Комитетом краевого Совета крестьянских депутатов считают нужным указать на принципиальную недопустимость незаконного вмешательства чуждых и незнакомых с бытом и условиями жизни местного населения организацией всякого рода в дело организации и деятельность местных административных органов (аул, волость, участок, уезд), на абсолютную вредность насилий, родовой, партийной вражды, питающей злостную агитацию со стороны безответственных лиц; признать необходимым обратиться к населению края с воззванием о сохранении на местах порядка, призвать граждан к дружной и солидарной работе по организации и просить туркестанский Комитет временного правительства принять срочные меры к внедрению земского самоуправления в крае и подготовке населения к предстоящим выборам в Учредительное Собрание» [«Туркестанский Курьер» 8 октября 1917 г.].

«Тон делает музыку», и тон этой резолюции ясно говорит, это она была направлена не только против семиреченского переселенца, засевшего во многие Советы, но и против Советов вообще. Этим же съездом была выражена уверенность в том, что «представитель временного правительства Российской республики (Коровиченко!) будет стоять на страже революционного порядка» [Очень поучительно для Ревнеров и Бауэров, сторонников национально-культурной автономии, что реакционные улемисты, представители средневекового, духовного порабощения масс на этом съезде голосовали за национально-культурную автономию!]. Характерно, что им же, на конспиративном заседании, было вынесено постановление об автономии Туркестана. В этом постановлении говорилось:

1) «Сыр-Дарьинская, Самаркандская, Ферганская и Закаспийская области должны войти в состав Российской республики в качестве отдельной территориально-автономной федерации, организованной на началах национально-культурного самоопределения всех народностей [Очень поучительно для Ревнеров и Бауэров, сторонников национально-культурной автономии, что реакционные улемисты, представители средневекового, духовного порабощения масс на этом съезде голосовали за национально-культурную автономию!], населяющих эти области, под наименованием «Туркестанской Федеративной Республики». Ввиду отсутствия на съезде представителей Семиреченской области [Были случаи, когда киргиз, ехавший жаловаться только «Комитету временного правительства», по дороге убивали семиреченские кулаки], съезд, не решая вопроса о будущем устройстве Семиречья, лишь высказал пожелание о включении ее в состав туркестанской федерации. Представители от Уральской и Тургайской областей заявили о своем желании, чтобы эти области вошли в состав туркестанской федерации.

2) Законодательная власть по вопросам внутреннего управления туркестанскою федерациею и самоуправление ею, — говорилось дальше в резолюции, — принадлежит туркестанскому парламенту, избираемому [- 64 -] на основании всеобщего, равного, прямого и тайного голосования сроком на 5 лет, с обязательно пропорциональным представительством в нем всех народностей, населяющих Туркестанский край. Законодательные функции туркестанского парламента должны быть точно согласованы с основными законами Российской республики и с требованиями шариата…

3) Туркестанская федерация имеет в г.Ташкенте свой сенат под наименованием «Махкама-и-Шарьия» (палата законов), которому присваиваются права опубликования и разъяснения законов и требований шариата (в отношении мусульманского населения), надзора за всеми правительственными учреждениями и лицами. Ему же принадлежит право высшего судебного учреждения туркестанской федерации.

4) Председатель сената («Махкама-и-Шарьия») именуется «шейх-уль-ислам» (генерал-прокурор) и является высшим блюстителем законов туркестанской федерации» [«Туркестанский Курьер», 11 ноября 1917 г.]

Эта резолюция была продуктом компромисса между улемистами и прогрессистами. Именно поэтому над нижней палатой — «туркестанским парламентом» была поставлена верхняя — «Махкама-и-Шарьия», над конституционным парламентом был поставлен традиционный теократический совет высшего духовенства во главе с «шейх-уль-исламом», хранителем «древнего благочестия». Самое нахождение «Махкама-и-Шарьия» в Ташкенте вполне соответствовало видам «Улема», имевшей здесь свой главный центр. Однако до октябрьского переворота идея полного отделения от России не была популярна. «Улема» искала поддержки у черносотенных колониальных деятелей из Остроумовской шайки, «джадиды», связанные через «своего кумира», члена II Государственной Думы Максудова, с Комитетом временного правительства, у Наливкиных, Дорреров и Ко.

Тот же чрезвычайный съезд выставил требование, чтобы «не менее половины общего числа членов туркестанского Комитета временного правительства было предоставлено представителям от туземного мусульманского населения» [«Туркестанский Курьер», 14 ноября 1917 г.]. Таким образом мыслился определенный раздел власти между мусульманской буржуазией и улема, с одной стороны, и российской великодержавной буржуазией, с другой. «Туркестанский парламент» и «палата законов» должны были быть соединены, по крайней мере, временно, с русской колониальной администрацией. Особо предусматривалось, что краевой «Шуро Исламия» входят в полном составе в совещание при туркестанском Комитете временного [- 65 -] правительства и в «Махкама-и-Шарьия» с совещательным голосом.


сентябрь-ноябрь
И. Шагиахмедов

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.64-66 ..
На I Всетуркестанском мусульманском курултае, пошедшем 8–11 сентября 1917 года, он выступает с проектом Туркестанской федерации. Первый проект Конституции Туркестанской автономии состоял из 27 статей.На II Всетуркестанском мусульманском курултае И.С. Шагиамедов был избран членом президиума1.

1 Акбаров Р.Х. Ислом Султон Шоа.медов сиёсий фаолиятига доир айрим муло.азалар. Б. 254.

.. И.С. Шагиахмедов за несколько дней до объявления Туркестанской автономии, 18 ноября 1917 года опубликовал в газете «Олуг Туркестан» статью «Туркестанская автономия и экономическая автономия», в которой четко обосновал, что все условия для создания автономного правительства созрели.

.. Проект Туркестанской федерации, состоявший из 27 статей, подготовленный членом Центрального совета туркестанских мусульман И. Шагиахмедовым на II Всетуркестанском мусульманском курултае, можно расценивать как один из шагов на пути к автономии1. В данном проекте предлагалось присоединить Туркестанский край к России на основе местной и национальной автономии; равенства перед законом всех наций, мужчин и женщин; права каждого гражданина на свободу совести2.


15 ноября 1917
3 краевой съезд Советов Туркестана

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.135-136 ..
Спустя десять дней, несмотря на неспокойную политическую ситуацию в Ташкенте, местные сыграли спектакль в пользу первой в городе татарской школы. Спектакль собрал большое число зрителей: доход от продажи билетов составил 1300 рублей⁴.

⁴ Тоторча тиётр ва болалар эртаси // Улу. Туркистон. 1917. 31 декабрь.

После того как к власти пришли большевики, работа татарского театра не прекратилась. Театральное искусство развивалось даже в условиях начавшегося голода. Работа татарской театральной труппы в сотрудничестве с местными артистами в итоге привела к развитию национального театрального искусства в крае. Примеров тому много.
Известен факт, когда актриса татарской труппы «Сайяр» Фатима Ильская в октябре 1917 года в Ташкенте успешно поставила спектакль «Сатылган кыз» («Проданная девушка»). Этот проект был реализован в сотрудничестве с труппой местных артистов-любителей «Чулпан»1. Все это дало свои положительные результаты.


из журнала «Эхо веков» 2000, №3-4, статья «Народный генерал» Рафаэль Зарипов-Кильметов (по материалам Хаят Еникеевой — племяницы С.Г.Еникеева)..

После Великой Октябрьской революции С.Еникеев и его солдаты вернулись в Ташкент.
К тому времени в городе шли беспорядки, были случаи расстрела военных, офицеров, генералов без суда и следствия. Солдаты из полка С.Еникеева укрыли на эти дни генерала в крепости, чтобы сохранить ему жизнь. Вернулся он из крепости через три недели с мандатом от солдатских депутатов.

Далее о Еникеевых в «1918 культурно-образовательная деятельность»


Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.134-135 ..
1 декабря 1917 года по инициативе Фатимы Ильской и Фатиха Кабира актеры труппы «Сайяр» и кружка «Чулпан» сыграли в Ташкенте четырехтактный спектакль под названием «Саташкан кыз» («Заблудшая девушка»)1.

1917 Рукия Алпарова н2 =Коллекция-Рафаэля=;

(тюрк)
Вечному другу Жамиле .. на память .. Рукия Алпарова 1917..

4 декабря
праздник в управлении общества «Иттифак»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.66 ..
4 декабря не только взрослые татары, но и школьники организовали праздник в управлении общества «Иттифак». Члены общества вместе со школьниками и солдатами-мусульманами направились в Старый город, где поздравили от имени татар Андижана местное население с провозглашением автономии.

начало декабря
заседание Совета татарских обществ

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.71-73 ..
В начале декабря 1917 года в Ташкенте прошло заседание Совета татарских обществ.

В нем приняли участие представители татарских обществ Коканда, Каттакургана, Самарканда, Бухары, Андижана, Намангана, а также солдаты. На заседании Совета, в котором председательствовал Кабир Бакир, были обсуждены вопросы, рассмотренные на IV Всетуркестанском чрезвычайном мусульманском курултае 26–28 ноября. Сначала Кабир Бакир информировал о проделанной Центральным татарским советом работе, рассказал об общей политической обстановке. Принимая во внимание серьезность ситуации, было признано необходимым возложить на татарские общества в Туркестане дополнительные обязанности. После долгих дискуссий были приняты следующие решения:

1. Необходимо создать новые или же наладить материальное обеспечение существующих обществ для «улучшения религиозного, национального и бытового состояния туркестанских татар в городах и селах».

2. Укрепить связь между татарскими обществами Туркестана, усилить руководящую деятельность Центрального татарского совета в просветительской и финансовой сфере.

3. Организовать секцию религии и просвещения при Центральном татарском совете, наладить процесс экзаменования имамов, муэдзинов, преподавателей, назначенных в татарские махалли в Туркестане, а также выдачу им свидетельств.

4. Улучшить материальное обеспечение выпускаемой Центральным татарским советом газеты «Олуг Туркестан» и наладить ее выпуск не менее четырех раз в неделю.

5. Усилить деятельность школы подготовки преподавателей, открытой обществом «Иттифак» по инициативе Центрального татарского совета, и превратить ее в общее и постоянное учреждение по подготовке преподавателей для мусульман Туркестана.

6. Обложить на местах население налогом в размере 1 сум на душу населения для осуществления вышеуказанной деятельности. После сбора налогов местными татарскими обществами половину средств оставить обществам для их нужд, а оставшуюся часть направить в Центральный татарский совет1.

1 Туркистон тоторларининг .арорлари // Улу. Туркистон. 1917. 20 декабрь.

10 декабря
собрание общества «Иттифак»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.69-70 ..
10 декабря 1917 года состоялось общее собрание общества «Иттифак» татар города Ташкента, на котором сначала был заслушан доклад Кабира Бакира, участвовавшего на IV Чрезвычайном краевом мусульманском курултае, состоявшемся 26–28 ноября в Коканде.

Затем выступили члены общества, сообщившие, что они с радостью приняли Туркестанскую автономию. Кроме того, члены «Иттифака» поздравили правительство автономии с ее созданием, а также изъявили желание по возможности оказывать всемерную материальную и моральную поддержку.В итоге было принято решение участвовать в праздничной демонстрации 13 декабря, посвященной созданию автономии. Было признано необходимым привлечь к демонстрации мусульманских солдат и школьников. Задача привлечения солдат на демонстрацию была возложена на имамов Хабибрахмона Файзи и Алисафара Сутушова. Кабир Бакир, участник IV Всетуркестанского чрезвычайного мусульманского курултая, также высказал предложение пригласить представителей татарских обществ в Туркестане, которые так же, как и он, принимали участие в этом курултае1.

1 “Иттифо.” жамиятининг умумий живилиши // Улу. Туркистон. 1917. 13 декабрь.

13 декабря
раздача русскоязычному населению оружия

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.71 ..
Большевики распространили провокационные слухи о том, что проводимая мусульманами 13 декабря 1917 года демонстрация, которую поддержала Туркестанская автономия, ставит перед собой цель уничтожить европейское население (выделено нами. – Авторы). Не ограничиваясь словами, они начали раздавать русскоязычному населению Ташкента оружие, усилили численность частей Красной армии2.

2 Hayit B. Basma.ilar. Turkistan Milli Mu.adele Tarihi (1917–1934). Ankara: Turkiye diyanet vakfi, 1997. Б. 27–28.

16 декабря
гимн «Голос автономии»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.68 ..
Через две недели после объявления Туркестанской автономии в газете «Олуг Туркестан» был опубликован гимн под названием «Голос автономии», написанный татарским поэтом Сагитом Сунчелеем3.

3 Мухторият садоси // Улуг Туркистон. 1917. 16 декабрь.

25 декабря
Чрезвычайный курултай солдат и рабочих

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.66-67 ..
25 декабря 1917 года состоялся чрезвычайный курултай солдат и рабочих, организованный Советом мусульман Туркестана, на котором как представители татар приняли активное участие заместитель премьер-министра Туркестанской автономии Ислам Шагиахмедов, от имени Центрального мусульманского военного совета Исамат Убайдуллин, от имени мусульманских солдат в Самарканде – Акчурин.

В телеграмме председателя Военного совета Туркестана А. Клевлеева, направленной в Петроград 26 декабря 1917 года в поддержку автономии, говорится:

«Туркестанский народ единогласно провозгласил Туркестанскую автономию, предложил разработать Туркестанскому учредительному собранию метод управления краем. Русские и европейцы составляют 2 процента населения края, лица, избранные в народный совет, составляют 33 процента. Однако российские комиссары предпринимают меры к ликвидации Туркестанской автономии. Сообщая вам решения I-го Курултая мусульманских рабочих и солдат, учитывая, что вы являетесь высшим органом управления Российской демократической республики, прошу вас приказать передать управление от Ташкентского Совета комиссаров правительству Туркестанской автономии для того, чтобы предупредить споры, которые могут привести к катастрофе Туркестанского края»1.

1 Мингнаров А. Туркистондаги ижтимоий-сиёсий жараёнларнинг миллий матбуотда ёритилиши 1917–1918 йиллар). Тошкент: Исти.лол нури, 2013. Б. 105–111; Андижонда Мухторият намойиши // Улу. Туркистон. 1917. 16 декабрь.

декабрь 1917вечер в Колизее «Будущее детей»

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова. ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.141
В этот период педагогическое училище, считавшееся влиятельным научным заведением в Туркестане, организовывало вечера в сотрудничестве с национальными и татарскими школами в Туркестане. Организацию таких вечеров инициировали татарские женщины.Например, 24 декабря 1918 года в здании «Колизей» Ташкентским народным училищем и первой татарской школой был организован вечер театра и музыки «Будущее детей». В проведении этого вечера большую помощь оказали Сагадат Еникеева, Махитаб Яушева, Рабия Сутушова и Шахида Байбурова. За вечер было собрано 2288 рублей 70 копеек1.

1 Тиётр // Улу. Туркистон. 1918. 4 январь.

декабрь 1917типография «Умид» («Олуг Туркестан»)

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова. ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.179-180
В 1917 году типография «Умид» («Олуг Туркестан») пожертвовала педагогическому училищу 20 тысяч рублей. Согласно уставу организации, 20% годовой чистой прибыли должны были отдаваться членам администрации. Однако члены правления Рагим Туминов, Мухаммаджон Уразаев, Алисафар Сутушов, Джалалетдин Таджеддинов, Мухтар Бакир и Кабир Бакир решили передать свои доли в училище по подготовке учителей, созданное Центральным татарским бюро и обществом «Иттифак»1.

1 «Умид» ширкатининг .иммати // Улу. Туркистон. 1918. 24 январь.

В 46-м номере газеты «Олуг Туркестан» от 24 декабря 1917 года в заголовке появился лозунг «Да здравствует Туркестанская Автономия». После распада Туркестанской Автономии (18–19 февраля 1918 года) 21 марта лозунг был изменен2. Конечно, это было связано с изменением общественно-политической ситуации в Туркестане.

2 В номере газеты от 21 марта 1918 года его заменил лозунг «Да здравствует автономия народов».

декабрь
Отношение большевиков к Туркестанской автономии

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.68-69 ..
Из русских революционеров только социал-революционеры поддержали образование Туркестанской автономии.

По этому поводу у них возникли трения с социал-демократами. Провозглашение автономии совершенно не понравилось большевикам, но внешне они оставались благосклонными. В ответ на это представитель татарской интеллигенции Ибнямин Янбаев сказал: «…если большевики действительно хотят, чтобы мы получили автономию, то пусть сдадут оружие новому правительству, если они этого не сделают, то мы не поверим в их искренность»4.

4 Мингнаров А. Туркистонда 1917–1918 йиллардаги миллий сиёсий ташкилотлар (миллий матбуот
материаллари асосида). Б. 47.

Наряду с этим на последнем заседании Ташкентской городской думы было сказано: «Признанная демократичность настоящей власти (Ф. Колесов и другие. – Авторы) сомнительна. А признание того, что эта власть говорит от имени народа, – самая настоящая ложь… Истинная сила этой власти – орудия и пулеметы, но мы, мусульмане, не боимся этой силы. У нас есть другая сила, эта сила – наш дух. Обязательно наступит время, когда история очернит эту ложную власть!»1.

1 .осимов Й. .ора кўзойнак билан ёзилган тарих. Наманган, 1993. Б. 23; Шамсутдинов Р., Каримов Ш. Ўзбекистон тарихидан материаллар. Андижон: Andijon nashriyot-matbaa, 2000. Б. 141.

Далее 1918 Ленин побеждает всех

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress