опубл.2024-03, доб.2024-04, изм.2024-10-20..
Театр, Политика, Печать, Жен-совет, Образование..
Год 1917 является самым переломным в истории Северной и Центральной Азии, поэтому я решил подробнее (и с разных сторон) показать события в которых множество необразованных, полуобразованных и считающих себя высокообразованными тщились реализовать свои мечты. Они не учитывали одного — участия внешних сил (или не придавали им должного значения). Это влияние проявлялось в задержке процессов между Центром и переферией. Большевики, фактически, пришли в Туркестан только в конце 1919 года.
Многие элементы этих событий будут повторяться многократно в разных странах, а «цветные революции» последних десятилетий просто «заезженная пластинка» 1917 года..
См. также 1917 Ферганская дол — ТуркАвтономия, 1917 мечеть и школа на Воскресенском базаре, 1917 Хорезм, 1917..19 Бухара, 1917..19 Самарканд.
Театр.. О Яушевых смотрите в 1914..16 купцы и промышленники ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.135 .. |
В начале 1917 года ташкентские татары поставили историческую пьесу «Чингисхан» Науширвана Яушева. | В декабре этого же года казанская лито-типография «Умид» издала ее в виде отдельной книги².
² Янги китоб // Улу. Туркистон. 1917. 13 декабрь. |
Политика.. 14 марта ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
Татары наряду с местным населением Туркестана встретили Февральскую революцию с большим ликованием. | 14 марта 1917 года в Ташкенте состоялось первое организационное заседание общества «Шуро-и исламия» («Исламский совет»). Наряду с 48 представителями местного населения в совет было дополнительно избрано 13 человек из числа татар и казахов, в целом в его состав вошел 61 человек. | Это общество заявило о проведении соответствующих времени политических, научных и социальных реформ среди мусульман Туркестана, ликвидации имеющихся и потенциально возможных разногласий среди различных наций края: в целом, ставилась задача сближения наций.В процессе деятельности общество «Шуро-и исламия» в целях расширения масштабов своей работы было переименовано в «Туркестан шуро-и исламия жамияти» («Общество исламского совета Туркестана»). | Не ограничиваясь осуществлением своей деятельности в границах края, общество установило связи с тюрко-татарскими организациями Центральной России, такими как «Иттифак» (руководитель Б. Шараф), «Алаш» и др.¹
¹ Туркестан в начале ХХ века: к истории истоков национальной независимости. Ташкент: Шар., 2000. С.21–22; См. также: Ўзбекистон совет мустамлакачилиги даврида… Б. 24; Абдурашидханов М. Танланган асарлар. Тошкент: Маънавият, 2003. Б. 43–44. |
Театр.. 2 апреля ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
После Февральской революции 1917 года художественные вечера, проводимые татарами, проживающими в Туркестане, приобрели широкий размах. | 2 апреля 1917 года в Ташкенте в театре «Колизей» впервые прошел вечер «Тукай кичасе» («Вечер Тукая»). | Вечер состоял из четырех частей, в 1, 2, 3-й частях Ф. Сутушева, М. Якубова и Ш. Байбурова рассказали о размышлениях Габдуллы Тукая по женскому вопросу, Н.И Сайфульмулюкова – о жизни Тукая, Ф. Султанбеков – о заслугах поэта перед татарской нацией. На вечере были прочитаны посвященные науке и просвещению стихи Тукая, сыграны сценки из его жизни².
² Тўкой кечаси // Улу. Туркистон. 1917. 31 май. |
Политика..
4 апреля ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.50 .. |
4 апреля 1917 года на собрании, состоявшемся в здании русско-татарской школы в Ташкенте («с целью повышения гражданского статуса татарской интеллигенции в Туркестане»), было создано местное общество «Иттифак»².
² Иттифок жамияти // Улуг Туркистон. 1917. 25 апрель. |
7 апреля ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.50-51 .. |
7 апреля 1917 года Временное правительство, создав «Временный комитет по управлению Туркестаном», направило его представителей в Ташкент. | Член комитета С.Н. Максудов был назначен ответственным по вопросам народного образования и культуры, А.А. Давлетшин – по делам, связанным с приграничными территориями Туркестанского края, вопросам землеустройства в местных областях, а также военным ведомствам областей. Однако этим планам не суждено было осуществиться. | .. Временное правительство России включило этих людей в состав «Временного комитета по управлению Туркестаном», стремясь тем самым привлечь представителей тюркских народов к системе управления. Однако Алихон Букейханов, включённый в первоначальный состав, не прибыл в Туркестан. А Туркестанский совет солдатских и рабочих депутатов не захотел, чтобы Садри Максуди и Абдулазиз Давлетшин стали членами комитета. | В итоге из 4-х представителей остался только один – М.Тинишпаев. Туркестанским Центральным обществом «Шуро-и Исламия» вместо С. Максудова и А. Давлетшина были выдвинуты кандидатуры казаха Мустафы Чокаева и председателя Казанского мусульманского комитета татарин Мухаммаджана Тухтарова. |
7..15 апреля ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.52-53 .. |
С 7 по 15 апреля 1917 года в Ташкенте прошел I Курултай рабочих и солдатских депутатов.Почти все 263 депутата, которые приняли в нем участие, были представителями европейских национальностей. | С. Юсупов, участвовавший на курултае в качестве посланника от солдатского комитета, сожалел о том, что на собрание не были приглашены представители коренного населения. В итоге он выступил против идеи о разделении власти. Также он выдвинул предложение о создании в Туркестане единой системы власти под контролем русских и мусульман¹.
¹ Ўзбекистоннинг янги тарихи. Иккинчи китоб. Ўзбекистон совет мустамлакачилиги даврида. Б. 27. |
Н. Маллицкий же, напротив, в момент рассмотрения вопроса о самоуправлении предложил создать отдельные органы власти для европейских и коренных национальностей. Прибывшему в Ташкент 4 апреля Ахмет-Заки Валиди это предложение не понравилось. По данному вопросу свое отрицательное мнение высказали татарский правовед С.И. Шагиахмедов и казах Мустафа Чокаев. | Чуть позже они начали озвучивать идеи федеративного устройства. Далее к ним присоединились Махмудходжа Бехбуди, Абиджан Махмуд, Берди Ходжа, Ашурали Захири, Мухаммаджан Танишпаев, Абдурахман Уразаев.Противниками такой системы государственного управления были татары Садри Максуди, Кабир Бакир, Давлетшин и некоторые другие. | «Временный комитет по управлению Туркестаном» и его мусульманские члены Садри Максуди и Давлетшин, а также «объединившаяся вокруг Кабира Бакира казанская интеллигенция… была против федерализма». Однако на деле в основе этого противостояния лежало продолжение колонизаторской политики путем отделения русских от местного населения¹.
¹ Тоган Заки Валиди. Воспоминания. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Книга I. С. 173–174, 178–179. |
13..23 апреля ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.29-30, 32-33, 53-56 .. |
Политическая активность тюрко-мусульман в центральных губерниях России постепенно начала влиять и на Туркестан.В первую очередь это касалось проживавших здесь татар, отличавшихся большей сплоченностью в сравнении с другими тюркоязычными народами касательно социально-политической жизни края, стремлением к новшествам, активностью в политических процессах, заботой о культурно-просветительской деятельности, в целом, стремлением к объединению тюрко-мусульманских народов. | Например, на Всетуркестанском мусульманском съезде, состоявшемся 13–20 апреля 1917 года в Ташкенте, были приняты следующие решения:1. Создать «Центральное бюро тюрко-татар в Туркестане» для объединения всех татарских организаций в крае и осуществления руководства их политической-экономической и социальной деятельностью. 2. Подготовить доклады делегатов, отправляемых на I Всероссийский мусульманский съезд в Москве. 3. Организовать объединения, удовлетворяющие потребности коренных народов Туркестана и татар, находящихся в крае. 4. По всей территории Туркестана создать объединения, помогающие политическому, экономическому, научному росту татар, которые должны подчиняться Всетуркестанскому центральному бюро татар в Ташкенте. 5. Постановить выпуск газеты под названием «Олуг Туркестан» («Великий Туркестан») от имени Всетуркестанского центрального бюро татар¹. ¹ Миннуллин З.С. Общественно-политическое движение татар Средней Азии в начале XX века // Tatarica. 2017. №2. С. 107. |
Политическая активность настолько возросла, что съезды стали проходить почти ежемесячно. Например, с 17 по 21 апреля 1917 года в Ташкенте прошел I Всетуркестанский мусульманский съезд¹.
¹ Дата проведения этого съезда в одной книге указана как 16–21 апреля 1917 года, в другой – 16–23 апреля 1917 года. См. соответственно: Туркестан в начале ХХ века: к истории истоков национальной независимости. Ташкент: Шарк, 2000. С. 30; Ўзбекистон тарихи (1917–1991 йиллар). Биринчи китоб. 1917–1939 йиллар. Б. 31.Он был созван по инициативе организации «Шуро-и Исламия», в нем приняло участие 150 делегатов. На повестке дня съезда стояли такие вопросы, как отношение к Временному правительству; о форме управления в России; о подготовке к Учредительному собранию; местные гражданские учреждения в Туркестане; религиозно-шариатские учреждения в Туркестане; продовольственный вопрос; отношение к Мировой войне; избрание делегатов на Всероссийский съезд и др. Основным вопросом съезда стало организационное объединение мусульман Туркестана. В итоге на последнем заседании съезда было принято решение о создании его центрального руководящего органа – Краевого мусульманского Совета Туркестана (Улкамусшура). Его создание придало объединенный и централизованный характер национальному движению, поскольку предусматривалось объединение ранее не связанных между собой мусульманских обществ, комитетов и союзов. |
На I Курултае туркестанских мусульман, прошедшем 16–17 апреля 1917 года в Ташкенте в здании Туркестанского генерал-губернаторства, Садик Абдусаттаров, Заки Валиди Тоган, И. Шагиахмедов и Сабирджан Юсупов были избраны в президиум собрания, состоявшем из 13 человек. На курултае, на котором председательствовал Мунаввар Кари Абдурашидханов, Заки Валиди Тоган и Садик Абдусаттаров были избраны главными мусульманскими секретарями².
² Мингнаров А. Туркистонда 1917–1918 йиллардаги миллий сиёсий ташкилотлар (миллий матбуот материаллари асосида). Б. 15; Ражабов .., .айдаров М. Туркистон тарихи. Тошкент: Университет, 2002. Б. 6.Как пишет в своих «Воспоминаниях» А.-З. Валиди, курултай хоть и был запланирован, но у него не было программы. А.-З. Валиди подготовил и написал программу 15 апреля вечером и сдал его в редакцию газеты «Туркестанские ведомости»³. ³ Тоган Заки Валиди. Воспоминания. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Книга I. С. 152. |
В первый день курултая Кабир Бакир проинформировал о последних событиях в Бухаре. На второй день началось обсуждение вопроса о новом правительстве, которое растянулось на два часа. В итоге, взошедший на трибуну С. Максуди подвел итог: «Ни одна страна не может обойтись без правительства. Солдаты и рабочие передают управление страной 9–10 людям, которым доверяют. Такое правительство будет функционировать до Учредительного собрания».По повестке, касающейся методов управления Россией, наряду с Мунавваром Кари, М. Бехбуди, Ш. Лапиным выступили также А.-З. Валиди и Кабир Бакир, которые рассказали собравшимся об отдельных формах и путях управления, подходящих для народов Туркестана¹.
¹ Мингнаров А. Туркистонда 1917–1918 йиллардаги миллий сиёсий ташкилотлар (миллий матбуот материаллари асосида). Б. 16.Выступивший на курултае А.-З. Валиди, говоря о будущем методе управления Туркестаном, выдвинул идею федеральной автономии. Однако М. Чокаев, И. Шагиахмедов, Кабир Бакир и С. Максуди выступили против этой идеи. Кабир Бакир предложил создать «Демократическую российскую республику». Его поддержали А. Давлетшин и С. Максуди. В итоге на курултае пришли к мнению, что «окраинам должна быть дана широкая автономия на основе принципов управления (федеративной и демократической республикой) Россией»². ² Там же. |
Таким образом, вопрос о придании Туркестану статуса национально-территориальной автономии изначально был выдвинут на I Всетуркестанском курултае мусульман. Возникновение этой идеи было непосредственно связано с прогрессивной интеллигенцией и организацией «Шуро-и исламия».Следует отметить, что татары и башкиры стояли на переднем крае политической борьбы плечом к плечу с местной интеллигенцией по вопросу об автономии Туркестана и были первыми инициаторами выдвижения этой идеи.В частности, знаменитый представитель татарской интеллигенции Науширван Яушев в своей статье, опубликованной в газете «Олуг Туркестан», отметил, что на территории бывшей Российской империи сосуществуют очень близкие друг-другу тюрко-татарские народы численностью 30 миллионов человек, Туркестан является их истинной родиной и, когда Туркестан получит статус автономии, на помощь туркестанцам придут и другие тюркские народы, проживающие на территории России. Он также утверждал, что после обретения национальной автономии может возникнуть вопрос об управлении, а для этого нужны будут материальные и духовные силы. Имея в виду некоторые социально-экономические трудности, он выступал против сил, выступающих против автономии. Он выражал большую уверенность в молодых прогрессивных силах, которые будут укреплять национальную автономию Туркестана, после ее обретения1.
1 Яушев Н. Туркистонга автономия олув .а.ида // Улу. Туркистон. 1917. 5 май. |
20 апреля 1917 года в вопросе об избрании представителей на Учредительное собрание М. Бехбуди высказался о том, что избираемые не обязаны знать русский язык, против этого выступил татарский общественный деятель Кабир Бакир. По его мнению, деятельность членов фракции мусульман во II Думе показала необходимость этого1.
1 Аъзамхўжаев С. Туркистон Мухторияти. Тошкент: Маънавият, 2000. Б. 97. |
апрель ..
Сафаров «Колониальная революция», стр.55 |
В 1917 г. в Ташкенте происходит горячий обмен мнений по вопросу о национальном самоопределении.»Улема» столкнулись с прогрессистами-демократами — Низамеддин Ходжаевым, Турсун Ходжаевым, Мунаввар Кари, Нарбутабековым и др. Был поднят вопрос об отношении Туркестана к России. | На этом первом съезде прогрессисты еще боятся резко высказаться за отделение: отделение лишило бы прогрессистов поддержки «русского либерального общества» и дало бы полную победу улема. Съезд выбирает «краевой совет мусульманских депутатов», краевой «Шуро Исламия». |
Печать ..
Цыгане, «почетные бухарцы» и российский наместник в Ташкенте — Ахмедвали Менгер о Яушевых в Туркестане .. |
[Яушевы] В 1917 г. организовали довольно большое издательство и начали выпускать ежедневную газету “Великий Туркестан” на языке местного населения. | Главным редактором стал Кабир Бакиров, приглашенный из оренбургской газеты “Вакыт”. |
Далее о Яушевых в «1917 Ферганская долина» и Троицк
22 апреля ..
Политика..
13 мая ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.51 .. |
«Комитет по управлению Туркестаном» не имел возможности полноценно осуществлять свою практическую деятельность. | Причинами тому были следующие: 9 его членов под руководством Н.Н. Щепкина не могли вести целенаправленную деятельность по причине того, что каждый из них ставил перед собой разные цели. Кроме того, имелись недоразумения между русскими, татарскими и казахскими членами комитета. Также не были установлены необходимые рабочие контакты между членами «Временного комитета по управлению Туркестаном» и местными политическими лидерами. | Председатель «Временного комитета по управлению Туркестаном» Н.Н. Щепкин в своем письме от 13 мая на имя главы Временного правительства князя Львова привел сведения о вредных действиях мусульман (С. Максудов, А. Давлетшин, А. Букейхонов и М. Тинишпаев. – Авторы) в составе комиссии. Из этого становится ясно, что мусульмане в составе комитета работали не в пользу Временного правительства, а в интересах мусульманских советов края. | «Временный комитет по управлению Туркестаном», не поддержанный местными политическими деятелями, в условиях трех властей был вынужден к 1 июлю прекратить свою деятельность. |
14 мая ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.50 .. |
На общем собрании «Иттифака», состоявшемся 14 мая 1917 года, был принят устав и путем тайного голосования избрано правление в составе 21 человека, в который вошли | Хайрулла Рахматуллин, Абдурашидов, Халиль Ширинский, Абдуллажан Сафагиров, Ибрагим Тахири, Рахим Нугманов, С. Нуриддин, Сабиржан Юсупов, Рахимжан Худайбергенов, Искандер Чанышев, Абдурахим Абдухаликов, Садик Абдусаттаров, Кадыр Булатов, Искандер Шамсуддинов, Гази Юнусов и др.³
³ Мингнаров А. Туркистонда 1917–1918 йиллардаги миллий сиёсий ташкилотлар (миллий матбуот материаллари асосида). Тошкент: Маънавият, 2002. Б. 7–8. |
Печать.. 16 мая ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.160 .. |
Газета организации «Шуро-и Исламия» была политической, экономической и социальной газетой, издаваемой Центральным обществом «Шуро-и Исламия» Туркестана с 16 мая 1917 года, редактором был татарин А. Баттал (Биктемиров). | Газета ставила перед собой такие задачи, как повышение уровня политического сознания мусульман страны, освещение общественно-политических вопросов, предоставление информации о жизни и взаимоотношениях тюрок-мусульман в России, показать пути реформирования школ и медресе в мусульманском мире. В газете регулярно печатались статьи и стихи Исмаила Абиди, Науширвана Яушева, Мунаввара Кари Абдурашидова, Шакиржана Рахими, Бурхана Хабиба и других⁴.
⁴ См.: Мингнаров А. Туркистондаги ижтимоий-сиёсий жараёнларнинг миллий матбуотда ёритилиши (1917–1918) |
Политика..
22 мая ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.53-56 .. |
Общество «Уламо» («Ученые»), представлявшее собой крупную силу в Туркестане, первоначально осуществляло свою деятельность совместно с молодыми сторонниками прогресса. | Большевиков особенно напугало осуществление совместной деятельности уламистов и прогрессистов на I Мусульманском курултае, их согласованные действия, направленные на обретение независимости. Однако позже в связи с политикой, основанной на правиле европейцев «разделяй и властвуй», между ними произошел раскол. Теперь уламисты начали осуществлять действия, противоречившие организации «Шуро-и исламия». | 22 мая 1917 года во время демонстрации, организованной прогрессистами недалеко от медресе «Кукалдаш» уламисты начали работать с населением, пользуясь недостаточным развитием у них политического сознания. Они начали проклинать прогрессистов и выступили против них. | Здание правления (конторы) организации «Шуро-и исламия» было конфисковано. Уламисты отделились от «Шуро-и исламия» и создали свою организацию «Уламо»¹.
¹ Мингнаров А. Туркистонда 1917–1918 йиллардаги миллий сиёсий ташкилотлар (миллий матбуот материаллари асосида). Б. 28. |
24 мая ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.57 .. |
24 мая 1917 года в Ташкенте было проведено собрание членов общества «Иттифак» («Союз»). | На нем с докладом выступил участник прошедшего в Москве Всемусульманского съезда Кабир Бакир, который ознакомил присутствовавших с общим политическим положением в стране².
² “Иттифок” аъзоларина // Улу. Туркистон. 1917. 31 май. |
11 июня ..
Еникеевы, родственники Муллагали Яушева», 2024 ALEX ČAIČICS.. |
11 июня 1917 года она выступила на съезде партии «Иттифак» в Ташкенте, на котором было решено о преобразовании партии из татарской в обще-туркестанскую. | С. Еникеева произнесла речь от имени мусульманских женщин, её выступление было встречено «громкими, переходящими в овацию аплодисментами».24-27 апреля она была делегатом Всероссийского съезда мусульманок в Казани, представляя Туркестан. |
Далее о дочери Еникеевых в Троицк, о сыне в «1922 Союз нерушимый», а Сагодат Еникеева активно участвовала в общественно-образовательных процессах и упоминается во многих статьях за 1920-е годы.
начало июня ..
Турдиев Ш. «Международные связи туркестанских джадидов» .. |
Вот что пишет Заки Валиди, вспоминая об этом:«До открытия 20 июня башкирского курултая я полмесяца работал в Ташкенте. Все организационные дела Башкирское Центральное Шуро (совет — Ш.Т.) поручило мне. Тем не менее, было совершенно ясно: пока освободительное движение не наберет силу в Туркестане, она не развернется ни в Казахстане, ни в Бошкирдистане. | Алихон Букетхан и Мустафо Чокаев, первыми из казахов вступившие в кадетскую партию, еще не освободились от своих иллюзий, а узбеки Махмуд Ходжа Бехбуди из Самарканда, Ашир Али (Захири — ред.) и Абиджан Махмудов (Чатак) из Коканда верили, что нам удастся развернуть широкое национальное движение. Мунаввар коры из Ташкента порою также одолевали сомнения, однако он всегда прислушивался к нашему с Бехбуди мнению. Бехбуди, молодой узбекский поэт Чолпан, ташкентский литератор Талибджан (Мусабаев — ред.), татарин Тагир Ногайкорганлы, Хаким-заде из Самарканда и я побывали во многих городах, провели собрания и привлекли на сторону Туркестанского Центрального Шуро значительную часть национальной интеллигенции. | Кадетская партия, ставшая главным противником самостоятельности Туркестана, стала заметно терять свое влияние среди местного населения. В результате серьезной борьбы, которую мы вели до начала июня, идеи свободы обрели силу, проникли во многие регионы…»9. |
13..15 июня
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.32 .. |
Например, 13–15 июня 1917 года было проведено заседание Совета Всетуркестанского центрального бюро тюрко-татар, на котором Х. Янгулатов был избран делегатом для участия во II Всероссийском мусульманском курултае, а также рассмотрены наказы по вопросам участия женщин Туркестана в выборах в Учредительное собрание; проблемы создания мусульманской фракции, защищающей интересы и права мусульман. | Следует отметить, что некоторые татары не смогли систематически вести свою политическую деятельность в рамках Совета Центрального бюро. В частности, несколько членов Совета вышли из его состава добровольно, используя различные причины, а другие были выведены в связи с их бездеятельностью и недостаточно активным участием в его работе. | В результате этого в состав Совета Центрального бюро были включены А. Диваев, Кабир Бакир, Рахим Тюминов, Г. Сафаргереев¹.
¹ Миннуллин З.С. Общественно-политическое движение татар Средней Азии в начале XX века. С. 108. |
27 июня ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.57 .. |
27 июня 1917 года под председательством А.-З. Валиди Тогана были созданы организационный и просветительский отделы Центрального совета мусульман Туркестана. | В первый были избраны представители татар и башкир А.-З. Валиди, Ф. Тахири, И. Янбаев, во второй – снова А.-З. Валиди, а также Б. Хабиб, С. Абдусаттаров и И. Тахири³.
³ Мингнаров А. Туркистонда 1917–1918 йиллардаги миллий сиёсий ташкилотлар (миллий матбуот материаллари асосида). Б. 24–25. |
Печать ..
25 июня ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.175 .. |
4. Газета «Кенгаш» издается в Ташкенте Ахмедом-Заки Валиди и Мунавваром Кари с 25 июня 1917 года по октябрь 1917 года как издание Центрального мусульманского совета Туркестана. |
июль ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.163 .. |
..Результатом сотрудничества татарских и узбекских просветителей в июле 1917 года стал журнал «Чаян» («Скорпион»), который печатался в типографии «Гуломия». | В 1917 году вышло 12 номеров журнала, в 1918 году – 18 номеров, затем издание было прекращено отделом по национальным делам Туркестанского народного комиссариата. Редактировали журнал Халиф Тулаков и Ибрагим Тахири².
² Мингнаров А. Туркистондаги ижтимоий-сиёсий жараёнларнинг миллий матбуотда ёритилиши (1917–1918 йиллар). Б. 25. |
Предыдущая часть о Фатыхе Салих-улы АбуБакирове в Казань
из книги Тауфик Айди (1987) «Тылсымлы куч» 2. Джигитство таким бывает (стр.19-22), конспект перевода Сании Камальдиновой: |
[Фатых Бакиров] «.. 1917 лето — приезжает в Ташкент, участвует в революционных событиях, работает в газете «Иштиракиюн» и газете «Халык Дарыл Фунини» ..» |
Далее о нем в «1918 КызылОрда, Казалинск, Актюбинск»
Миллиард Татар |
Среди тех, кто оставил неизгладимый след в культурной жизни Туркестана, можно также отметить представителя татарского народа Рауфа Музаффарова (Рауф Музаффарзода). Он родился в 1889 году в селе Старо-Тимашкино [АК: это фабрика Акчуриных] Сенчилевского уезда Симбирской губернии в России, волею судеб в начале 1914 года оказался в Туркестане, искал убежища. | Р. Музаффаров начал работать в газете «Садои Туркистон», стал главным редактором издания, журналистом, опубликовал более 40 статей в «Садои Туркистон». В своих статьях он поднимал острые темы: акцентировал внимание на развитии культуры народов Туркестана, проблемах молодежи. Практически в каждом номере «Садои Туркистон» Р. Музаффаров продвигал идею преодоления упадка народов Туркестана, выражал желание увидеть их среди передовых наций мира. | По его мнению, модернизация жизни туркестанского народа при сохранении национального своеобразия есть признак цивилизации. Примером тому могут служить статьи о языке и орфографии в рубриках «Чего ожидает нация?», «Национальная жизнь и мусульмане Туркестана», «Культура и мы», «Культурный процесс и наша национальная история», «Религия находится в гармонии с нацией». | Основная идея его публикаций сосредоточена на развитии культуры туркестанских мусульман, необходимости решения существующих проблем в соответствии с мнением таких просветителей региона, как Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлани, Мунаввар Кари Абдурашидханов, стремившихся видеть туркестанцев в числе развитых народов. Р. Музаффаров писал: «Где наша наука, где наша духовность, где наша культура? Мы не знаем и не понимаем. Мы даже не хотим понимать. Таким образом, мы оставляем в стороне ислам… и принимаем невежество и отсутствие культуры, которые являются врагами религии и человечества». |
Политика ..
конец июля ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.58 .. |
В конце июля 1917 года выборы в Ташкентскую городскую думу прошли больше под давлением общества «Уламо», чем организации «Шуро-и исламия».На выборах победили мусульмане, получив 76 мест. Из них 62 места принадлежало обществу «Уламо» и 14 мест – представителям организации «Шуро-и исламия». | В процессе выборов татарская интеллигенция в Туркестане выступила на стороне последней организации. Представители Татаро-башкирской интеллигенции И. Янбаев, А.-З. Валиди и С. Абдусаттаров были избраны депутатами от имени организации «Шуро-и исламия» в Ташкентскую городскую думу².
² Шўрои Ислом спискасидан сайланган гласнийлар // Улу. Туркистон. 1917. 4 август. |
Сафаров «Колониальная революция», стр.56 |
Неожиданный для русских соглашателей конфуз получается на выборах в ташкентскую городскую думу.60 мест получают улема, партия мулл и баев. «Улема» подавляет думу своим большинством и… непосредственностью. Она выставляет истинно-русского царского колонизатора, участника джизакской резни 1916 года, бывшего вице-губернатора Лыкошина своим кандидатом в городские головы. | «Улема» совершенно откровенно ориентируется (против мусульманских прогрессистов) на союз с черносотенными элементами колониального чиновничества. У «улемы» отсутствует всякое понимание общенациональных, политических интересов мусульманства. Как партия, это — котерия баев и мулл, которые буквально не идут дальше интересов своего объемистого кармана. Когда в одну из комиссий выставляется с.-д. интернационалист Султан-Ходжа, они его цинично отводят, «потому что Султан-Ходжа не коммерсант, а мастеровой» [«Наша Газета», 12 сетября 1917 г.]. |
8 сентября ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.58-59 .. |
II Всетуркестанский курултай мусульман был проведен Центральным краевым советом мусульман 8 сентября 1917 года. На его повестке дня стояло 11 вопросов. От имени Центрального совета мусульман Петрограда участников курултая поздравили У. Ходжаев, от имени Рабочих и солдатских советов – В. Чайкин, от имени Центрального бюро туркестанских татар – Кабир Бакир, от имени Кавказского президиума – Мухаммад Амин Афандизода и Усмонходжа Муродходжа как представитель бухарских мусульман. Выступивший на курултае редактор газеты «Олуг Туркестан» Кабир Бакир выразил недовольство подстрекательствами со стороны представителей общества «Уламо», направленных против прогрессистов¹.
¹ Туркистон мусулмонларининг иккинчи .урултойи // Улу. Туркистон. 1917. 10 сентябрь. |
В связи с опасностью возникновения в Туркестане голода внимание членов курултая в большей мере было направлено на продовольственный вопрос².
² Мингнаров А. Туркистонда 1917–1918 йиллардаги миллий сиёсий ташкилотлар (миллий матбуот материаллари асосида). Б. 20. |
На 12 ноября 1917 года было намечено проведение Учредительного собрания в России, а также в ее бывших колониальных окраинах. В связи с этим на I, II и III курултаях мусульман Туркестана, I Всероссийском курултае мусульман, проведенном в Казани 20 июля 1917 года, других собраниях и съездах началась подготовительная работа. Выступивший с речью об Учредительном собрании на II Всероссийском курултае мусульман Шакир Мухамадьяров объявил, что на выборах каждая область будет считаться округом, в котором из 200 человек будет избираться один представитель. Для выдвижения кандидатов на Учредительное собрание была создана комиссия, состоявшая из М. Чокаева, И. Янбаева («Иттифак»), А. Тупчибошева («Уламо»)³.
³ Там же. Б. 39 |
В связи с задержками в выдвижении туркестанских кандидатов (как и в других регионах страны) проведение Учредительного собрания было перенесено на 28 ноября 1917 года. Эта дата менялась и позже. |
8..11 сентября ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.64-66 .. |
На I Всетуркестанском мусульманском курултае, пошедшем 8–11 сентября 1917 года, он выступает с проектом Туркестанской федерации. Первый проект Конституции Туркестанской автономии состоял из 27 статей.На II Всетуркестанском мусульманском курултае И. С. Шагиамедов был избран членом президиума¹.
¹ Акбаров Р.Х. Ислом Султон Шоа.медов сиёсий фаолиятига доир айрим муло.азалар. Б. 254. |
сентябрь ..
Абдуллаев Камолудин Нажмудинович ОТ СИНЬЦЗЯНЯ ДО ХОРАСАНА Из истории среднеазиатской эмиграции ХХ века. Душанбе «ИРФОН» 2009. Глава II: ПРОБУЖДЕНИЕ АЗИИ, стр.106-107.. |
Находясь в составе демократической России, лидеры мусульманской России намеревались добиваться национально-культурной автономии в соответствии с решениями 2-го Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в Казани в августе 1917 г. Открыто сепаратистских антироссийских групп, требовавших самостоятельности и национальной независимости, среди мусульман России тогда не было. Как вспоминал позже Чокаев, «ненависть к старому режиму смягчалась в нас слепым доверием к русской революционной демократии».¹¹
¹¹ Из Истории Российской эмиграции 1924-1932. Переписка А. З. Валидова и М. Чокаева. С. 101. |
При наличии общей пророссийской ориентации политических организаций мусульман, были, конечно, оттенки. Так, татары настаивали на «унитаризме», то есть культурно-национальной автономии при сохранении России как унитарного государства. В то же время азербайджанская националистическая партия «Мусават» придерживалась «федералистских» позиций, то есть организации России на началах равноправных и самостоятельных государственных автономий. | Местные политические организации Средней Азии возникли на волне демократии, последовавшей после победы Февральской революции. Состоявшие в них священники, исламские реформаторы и националисты надеялись придти к власти путем демократических выборов в Учредительное собрание, Государственную Думу и местные органы власти. | Второй Общемусульманский съезд (Ташкент, сентябрь 1917 г.) считал, что Туркестан должен войти в состав Российской республики в качестве отдельной территориально-автономной федерации, организованной на началах национально-культурного самоопределения всех народностей, населяющих эти области под названием “Туркестанской федеративной республики”.¹²
¹² Сафаров Г. Колониальная революция (опыт Туркестана). М: Госиздат, 1921. С.63. |
сентябрь ..
Татары и Средняя Азия |
Еще одно замечание. В сентябре 1917 года Всероссийское Харби шуро посылает в Ташкент вооруженные отряды для подавления выступлений трудящихся, отрядами командовали Альмяшев и Рафиков.[3]
[3] Сиротинский С. Туркестанский фронт. // Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Туркестане. Ташкент, 1957. – с.225. |
12..29 сентября ..
Сафаров «Колониальная революция», стр.58-61 |
Между тем в Ташкенте, в новом городе, назревали новые события.12 сентября в 4 часа дня в Александровском парке в Ташкенте собрался грандиозный митинг железнодорожных рабочих и солдат, который вынес следующую резолюцию:»Обсудив вопрос о создавшемся в Ташкенте остром продовольственном кризисе и рассматривая его в общероссийском размере, вся российская революционная демократия, в лице 1 и 2 Сибирского полков, мелких команд, рабочих Ташкентской и Средне-Азиатской железных дорог и представителей революционной демократии, собравшихся 12 сентября на митинге в Александровском парке, считает необходимым заявить, что из создавшегося положения она видит выход: | 1) В немедленной реквизиции всех находящихся у капиталистов предметов и продуктов первой необходимости, что может исполнить только местная власть, опирающаяся исключительно на Советы рабоч., солд. и крест. депутатов. 2) В осуществлении полного рабочего контроля над производством и распределением продуктов. 3) В национализации банков и предприятий, имеющих государственное значение. [- 59 -] 4) В правильном обмене продуктов между деревней и городом с тем, чтобы крестьяне могли получать мануфактуру, городские продукты и сельско-хоз. орудия, а городское население — хлеб. 5) В немедленном переходе всех земель без выкупа в руки трудового крестьянства. |
6) В издании закона, запрещающего закрытие фабрик и заводов без разоешения Совета рабочих депутатов, профессион. союзов и фабрично-заводских комитетов. 7) В немедленном издании закона о страховании безработных за счет предпринимателей. 8) Все изложеное может быть осуществлено только при условии немедленной передачи всей полноты власти в руки Советов рабочих, солд. и крест. депутатов. 9) Немедленное образование революционного комитета в Ташкенте из представителей всех органов революционной демократии, который с завтрашнего же дня взял бы всю полноту, произвел бы немедленный учет всех продуктов и взял бы на себя их распределение. |
Собрание протестует против действий краевого Совета, который не стоит на защите рабочих и солдат и ведет политику соглашательства с буржуазными партиями и немедленно требует переизбрания, для чего должен быть немедленно созван краевой съезд.» [«Наша Газета», орган ташкентского Совета, 14 сентября 1917 г.]Если вспомнить, что первый съезд большевиков в Туркестане происходил чуть не год спустя, в июне 1918 года, то нужно будет признать, что большевизм появился здесь стихийным путем раньше самих большевиков.»Гвоздь» резолюции 12 сентября был в «учете и распределении продуктов». Очень показательно, что в резолюции не было ни слова о временном правительстве, ни слова о войне. | 14 сентября председателем Комитета временного правительства, с.-д., бывшим вице-губернатором Наливкиным, была отправлена в Петербург телеграмма с тенденциозным освещением происшедшего, ссылками на избиение командующего войсками Черкеса и других белогвардейцев, к слову сказать, пытавшихся арестовать новый Ревком, избранный ташкентским Советом, и просьбой о назначении нового командующего войсками из Петербурга.16 сентября белогвардейцами была повторная попытка «восстановить порядок». «Писаря разных штабов и управлений оказались вдруг вооруженными вместо перьев ружьями и собрались у помещения воинского начальника, юнкера школы прапорщиков, сняв охрану артиллерийского склада, взломали сараи, где хранилось оружие и патроны, и вооружились» [«Наша Газета» 19 сентября]. Но во-время встала под ружье и другая сторона. «Стараниями представителей революционной демократии кровопролитие было избегнуто». Краевой совет сбежал от рабочих [- 60 -] и солдат в Скобелев и там развил кипучую провокационную деятельность, после того, как ему не удалось в Ташкенте с помощью Черкеса посадить под замок Ревком. | Уже 16 сентября Керенский телеграфировал из Петербурга: «Преступная попытка ташкентского Совета расшатать на далекой окраине власть республиканского (!) правительства является явно контр-революционной (!!)… Высылаются войска и пулеметы» [Телеграмма П. Т. А. от 16 сентября из Петербурга]. Либердановский Ц.И.К. Советов подкрепил эту бонопартовскую угрозу плаксивым заявлением с своей стороны о том, что «всякие насильственные и незакономерные выступления против органов революционной демократии и лиц командного состава, в особенности (!) против набранных Советами и утвержденных временным правительством без различия лозунгов (?!!), под коими такие выступления происходят, разрушают необходимую революционную дисциплину, разрывают едино-революционный (!) фронт» [«Наша Газета» 20 сент.]У Ревкома и Совета совсем не было необходимой решительности и уверенности. Захват власти и назначение своего командующего войсками поручика Перфильева (при комиссаре с.-д. «интернационалисте» Вайнштейне) как-будто произошли по недоразумению. Со стороны соглашателей это был бунт на коленях. Помимо своей воли часть их была «увлечена стихией». | 19 сентября «Центральным Комитетом Совдеп.», членом Ц.И.К. Советов «солдатских депутатов» Першиным, Центральным Бюро профсоюзов Ташкента и комитетами с.-р. и с.-д., «Бунда», латышской с.-д. партии была послана телеграмма с несмелым требованием «немедленного задержания карательной экспедиции, ограждения (?) от посягательства Совета солдатских и рабочих депутатов и поддерживающих его граждан, рабочих и воинских частей, прибытие представителей революционнной демократии и учреждения следственной комиссии» [«Наша Газета» 20 сент.] Люди захватили власть, а потом стали просить.. «следственной комиссии» по поводу захвата ими власти! Одно из анекдотических происшествий эпохи керенщины! | Было уже поздно: генерал Коровиченко с броневиками ехал. Рабочие и солдаты были фактически брошены на произвол судьбы «революционными» обывателями.29 сентября в газетах уже появилось объявление «генерального [От с???? генерал!] комиссара и командующего войсками Туркестанского военного округа генерала Коровиченко о свирепой расправе с «мятежниками». Контр-революционный юнкерско-чиновничий сброд Ташкента мог приветствовать пришествие твердой власти в виде генеральских броневиков. Тем не менее, Коровиченко пустил в ход свои броневики не сразу, [- 61 -] а лишь только через месяц после их прибытия. Пока он пользовался ими только, как «моральной силой». |
О генерале Еникееве смотрите также в 1917 мечеть и школа на Воскресенском базаре
Еникеевы, родственники Муллагали Яушева», 2024 ALEX ČAIČICS.. |
В 1917 году в Ташкенте начался «бабий бунт», массовые протесты женщин против экономической политики властей, генерал Еникеев отказался подавлять его. | Ему приписываются слова:«Я думаю, что не ошибусь, если скажу от имени своих солдат и от себя лично, что в своих жен и детей мы стрелять не будем».Солдаты одобрили его решение, за невыполнение приказа Еникеев со своим полком был в течение 24 часов выслан в Термез. |
* Из статьи на Письмах о Ташкенте Революция в Туркестане «.. Только в результате голода 1917-1919 годов в Туркестане погибло 1 миллион 114 тысяч человек. В итоге только лишь к концу 1923 года, когда закончилась Гражданская война и прекратились климатические катаклизмы, с голодом в Туркестане удалось более или менее справиться.» Однако, надо отметить, что экономические трудности начались из-за нарушения торговли с Россией. К тому времени сформировалась монокультура хлопка и своего продовольствия в Средней Азии не хватало..
Сафаров «Колониальная революция», стр.62 |
В сентябре 1917 года противоположность между революционными устремлениями русского национально-привилегированного меньшинства, в лице рабочих и солдатских масс, и национально-освободительными стремлениями мусульманской буржуазии и буржуазной интеллигенции уже вполне явно выплыла на поверхность. Одним нужны были хлеб и свобода, хотя бы за счет старого города и кишлака. Другим, как хлеб, нужна была национальная свобода. | В конце сентября в Ташкенте происходил чрезвычайный общемусульманский съезд, второй по счету [Первый был в мае. На нем было очень неполное представительство.]. Одна из весьма симптоматических его резолюций гласила: «Выслушав делегатов с мест и находя, что в некоторых местах, благодаря вмешательству представителей Совета солдатских и рабочих депутатов, родовой вражды среди киргизского населения и зловредной агитации отдельных лиц, создается [- 63 -] среди мусульманского населения борьба за власть недопустимыми способами, как-то подкупом, избиением, вымогательством и др. | Первый краевой чрезвычайный общемусульманский съезд и совещание крестьянских делегатов с Исполнительным Комитетом краевого Совета крестьянских депутатов считают нужным указать на принципиальную недопустимость незаконного вмешательства чуждых и незнакомых с бытом и условиями жизни местного населения организацией всякого рода в дело организации и деятельность местных административных органов (аул, волость, участок, уезд), на абсолютную вредность насилий, родовой, партийной вражды, питающей злостную агитацию со стороны безответственных лиц; | признать необходимым обратиться к населению края с воззванием о сохранении на местах порядка, призвать граждан к дружной и солидарной работе по организации и просить туркестанский Комитет временного правительства принять срочные меры к внедрению земского самоуправления в крае и подготовке населения к предстоящим выборам в Учредительное Собрание» [«Туркестанский Курьер» 8 октября 1917 г.]. |
Жен-совет .. сентябрь ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.138-139 .. |
Читальни также считались одним из важных культурных заведений, и татарские просветители пытались организовать женские читальные залы. Например, Общество ташкентских татар «Иттифак» на собственные средства организовало читальный зал для чтения книг и газет для женщин. | Татарские женщины также помогли в сборе средств на строительство библиотеки. Например, Фатима Сутушова передала в администрацию общества «Иттифак» 145 рублей 55 копеек. Она собрала эти средства продажей зеленых и красных воротничков во время татарского спектакля, поставленном на Курбан-байрам¹.
¹ .ироатхона фойдасина // Улу. Туркистон. 1917. 4 октябрь. |
О Жен-советах отдельные статьи: 1920 жен-отделы, 1921..22 жен-отделы, 1923..25 жен-отделы
Политика ..
октябрь ..
Сафаров «Колониальная революция», стр.63-64 |
«Тон делает музыку», и тон этой резолюции ясно говорит, это она была направлена не только против семиреченского переселенца, засевшего во многие Советы, но и против Советов вообще. Этим же съездом была выражена уверенность в том, что «представитель временного правительства Российской республики (Коровиченко!) будет стоять на страже революционного порядка» [Очень поучительно для Ревнеров и Бауэров, сторонников национально-культурной автономии, что реакционные улемисты, представители средневекового, духовного порабощения масс на этом съезде голосовали за национально-культурную автономию!]. Характерно, что им же, на конспиративном заседании, было вынесено постановление об автономии Туркестана. В этом постановлении говорилось: | 1) «Сыр-Дарьинская, Самаркандская, Ферганская и Закаспийская области должны войти в состав Российской республики в качестве отдельной территориально-автономной федерации, организованной на началах национально-культурного самоопределения всех народностей [Очень поучительно для Ревнеров и Бауэров, сторонников национально-культурной автономии, что реакционные улемисты, представители средневекового, духовного порабощения масс на этом съезде голосовали за национально-культурную автономию!], населяющих эти области, под наименованием «Туркестанской Федеративной Республики». Ввиду отсутствия на съезде представителей Семиреченской области [Были случаи, когда киргиз, ехавший жаловаться только «Комитету временного правительства», по дороге убивали семиреченские кулаки], съезд, не решая вопроса о будущем устройстве Семиречья, лишь высказал пожелание о включении ее в состав туркестанской федерации. Представители от Уральской и Тургайской областей заявили о своем желании, чтобы эти области вошли в состав туркестанской федерации. | 2) Законодательная власть по вопросам внутреннего управления туркестанскою федерациею и самоуправление ею, — говорилось дальше в резолюции, — принадлежит туркестанскому парламенту, избираемому [- 64 -] на основании всеобщего, равного, прямого и тайного голосования сроком на 5 лет, с обязательно пропорциональным представительством в нем всех народностей, населяющих Туркестанский край. Законодательные функции туркестанского парламента должны быть точно согласованы с основными законами Российской республики и с требованиями шариата…3) Туркестанская федерация имеет в г.Ташкенте свой сенат под наименованием «Махкама-и-Шарьия» (палата законов), которому присваиваются права опубликования и разъяснения законов и требований шариата (в отношении мусульманского населения), надзора за всеми правительственными учреждениями и лицами. Ему же принадлежит право высшего судебного учреждения туркестанской федерации. | 4) Председатель сената («Махкама-и-Шарьия») именуется «шейх-уль-ислам» (генерал-прокурор) и является высшим блюстителем законов туркестанской федерации» [«Туркестанский Курьер», 11 ноября 1917 г.]Эта резолюция была продуктом компромисса между улемистами и прогрессистами. Именно поэтому над нижней палатой — «туркестанским парламентом» была поставлена верхняя — «Махкама-и-Шарьия», над конституционным парламентом был поставлен традиционный теократический совет высшего духовенства во главе с «шейх-уль-исламом», хранителем «древнего благочестия». Самое нахождение «Махкама-и-Шарьия» в Ташкенте вполне соответствовало видам «Улема», имевшей здесь свой главный центр. Однако до октябрьского переворота идея полного отделения от России не была популярна. «Улема» искала поддержки у черносотенных колониальных деятелей из Остроумовской шайки, «джадиды», связанные через «своего кумира», члена II Государственной Думы Максудова, с Комитетом временного правительства, у Наливкиных, Дорреров и Ко. | Тот же чрезвычайный съезд выставил требование, чтобы «не менее половины общего числа членов туркестанского Комитета временного правительства было предоставлено представителям от туземного мусульманского населения» [«Туркестанский Курьер», 14 ноября 1917 г.]. Таким образом мыслился определенный раздел власти между мусульманской буржуазией и улема, с одной стороны, и российской великодержавной буржуазией, с другой. «Туркестанский парламент» и «палата законов» должны были быть соединены, по крайней мере, временно, с русской колониальной администрацией. Особо предусматривалось, что краевой «Шуро Исламия» входят в полном составе в совещание при туркестанском Комитете временного [- 65 -] правительства и в «Махкама-и-Шарьия» с совещательным голосом. |
* 25 октября в Петрограде большевики под управлением Ленина свергли Временное правительство Керенского. Семьи Ульяновых и Керенских работали вместе в Симбирске по линии народного просвещения. Потом Керенские переехали в Ташкент, но согласованность действий вызывает подозрение, что их дети не теряли связи. Обычно, исполнителей ведут третьи лица, но в данном случае, похоже, «третьим лицом» была сама история. Не только Керенский, но и все демократические участники (как, впрочем, и монархические) проявляли наивность граничащую с предательством. Но, в таких делах «предателей» не существует, просто выигрывают профессионалы. Из русского слова «вор» появилось английское «война». Те у кого сила всегда выигрывают у желающих «порулить»..
3 краевой съезд Советов Туркестана |
18 ноября ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.64-66 .. |
.. И. С. Шагиахмедов за несколько дней до объявления Туркестанской автономии, 18 ноября 1917 года опубликовал в газете «Олуг Туркестан» статью «Туркестанская автономия и экономическая автономия», в которой четко обосновал, что все условия для создания автономного правительства созрели. | .. Проект Туркестанской федерации, состоявший из 27 статей, подготовленный членом Центрального совета туркестанских мусульман И. Шагиахмедовым на II Всетуркестанском мусульманском курултае, можно расценивать как один из шагов на пути к автономии1. | В данном проекте предлагалось присоединить Туркестанский край к России на основе местной и национальной автономии; равенства перед законом всех наций, мужчин и женщин; права каждого гражданина на свободу совести2. |
Театр ..октябрь-ноябрь ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.135-136 .. |
Спустя десять дней, несмотря на неспокойную политическую ситуацию в Ташкенте, местные сыграли спектакль в пользу первой в городе татарской школы. Спектакль собрал большое число зрителей: доход от продажи билетов составил 1300 рублей⁴.
⁴ Тоторча тиётр ва болалар эртаси // Улу. Туркистон. 1917. 31 декабрь. |
После того как к власти пришли большевики, работа татарского театра не прекратилась. Театральное искусство развивалось даже в условиях начавшегося голода. Работа татарской театральной труппы в сотрудничестве с местными артистами в итоге привела к развитию национального театрального искусства в крае. Примеров тому много. | Известен факт, когда актриса татарской труппы «Сайяр» Фатима Ильская в октябре 1917 года в Ташкенте успешно поставила спектакль «Сатылган кыз» («Проданная девушка»). Этот проект был реализован в сотрудничестве с труппой местных артистов-любителей «Чулпан»1. Все это дало свои положительные результаты. |
1 декабря ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.134-135 .. |
1 декабря 1917 года по инициативе Фатимы Ильской и Фатиха Кабира актеры труппы «Сайяр» и кружка «Чулпан» сыграли в Ташкенте четырехтактный спектакль под названием «Саташкан кыз» («Заблудшая девушка»)1. |
4 декабря ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.66 .. |
4 декабря не только взрослые татары, но и школьники организовали праздник в управлении общества «Иттифак». Члены общества вместе со школьниками и солдатами-мусульманами направились в Старый город, где поздравили от имени татар Андижана местное население с провозглашением автономии. |
(тюрк) Вечному другу Жамиле .. на память .. Рукия Алпарова 1917.. |
Политика ..
начало декабря ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.71-73 .. |
В начале декабря 1917 года в Ташкенте прошло заседание Совета татарских обществ. В нем приняли участие представители татарских обществ Коканда, Каттакургана, Самарканда, Бухары, Андижана, Намангана, а также солдаты. На заседании Совета, в котором председательствовал Кабир Бакир, были обсуждены вопросы, рассмотренные на IV Всетуркестанском чрезвычайном мусульманском курултае 26–28 ноября. Сначала Кабир Бакир информировал о проделанной Центральным татарским советом работе, рассказал об общей политической обстановке. Принимая во внимание серьезность ситуации, было признано необходимым возложить на татарские общества в Туркестане дополнительные обязанности. | После долгих дискуссий были приняты следующие решения:1. Необходимо создать новые или же наладить материальное обеспечение существующих обществ для «улучшения религиозного, национального и бытового состояния туркестанских татар в городах и селах».2. Укрепить связь между татарскими обществами Туркестана, усилить руководящую деятельность Центрального татарского совета в просветительской и финансовой сфере.3. Организовать секцию религии и просвещения при Центральном татарском совете, наладить процесс экзаменования имамов, муэдзинов, преподавателей, назначенных в татарские махалли в Туркестане, а также выдачу им свидетельств. | 4. Улучшить материальное обеспечение выпускаемой Центральным татарским советом газеты «Олуг Туркестан» и наладить ее выпуск не менее четырех раз в неделю.5. Усилить деятельность школы подготовки преподавателей, открытой обществом «Иттифак» по инициативе Центрального татарского совета, и превратить ее в общее и постоянное учреждение по подготовке преподавателей для мусульман Туркестана.6. Обложить на местах население налогом в размере 1 сум на душу населения для осуществления вышеуказанной деятельности. После сбора налогов местными татарскими обществами половину средств оставить обществам для их нужд, а оставшуюся часть направить в Центральный татарский совет¹.
¹ Туркистон тоторларининг .арорлари // Улу. Туркистон. 1917. 20 декабрь. |
10 декабря ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.69-70 .. |
10 декабря 1917 года состоялось общее собрание общества «Иттифак» татар города Ташкента, на котором сначала был заслушан доклад Кабира Бакира, участвовавшего на IV Чрезвычайном краевом мусульманском курултае, состоявшемся 26–28 ноября в Коканде. | Затем выступили члены общества, сообщившие, что они с радостью приняли Туркестанскую автономию. Кроме того, члены «Иттифака» поздравили правительство автономии с ее созданием, а также изъявили желание по возможности оказывать всемерную материальную и моральную поддержку. | В итоге было принято решение участвовать в праздничной демонстрации 13 декабря, посвященной созданию автономии. Было признано необходимым привлечь к демонстрации мусульманских солдат и школьников. Задача привлечения солдат на демонстрацию была возложена на имамов Хабибрахмона Файзи и Алисафара Сутушова. | Кабир Бакир, участник IV Всетуркестанского чрезвычайного мусульманского курултая, также высказал предложение пригласить представителей татарских обществ в Туркестане, которые так же, как и он, принимали участие в этом курултае¹.
¹ “Иттифо.” жамиятининг умумий живилиши // Улу. Туркистон. 1917. 13 декабрь. |
13 декабря ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.71 .. |
Большевики распространили провокационные слухи о том, что проводимая мусульманами 13 декабря 1917 года демонстрация, которую поддержала Туркестанская автономия, ставит перед собой цель уничтожить европейское население (выделено нами. – Авторы). | Не ограничиваясь словами, они начали раздавать русскоязычному населению Ташкента оружие, усилили численность частей Красной армии².
² Hayit B. Basma.ilar. Turkistan Milli Mu.adele Tarihi (1917–1934). Ankara: Turkiye diyanet vakfi, 1997. Б. 27–28. |
журнал «Эхо веков» 2000, №3-4, статья «Народный генерал» Рафаэль Зарипов-Кильметов (по материалам Хаят Еникеевой — племяницы С.Г.Еникеева).. |
После Великой Октябрьской революции С. Еникеев и его солдаты вернулись в Ташкент.К тому времени в городе шли беспорядки, были случаи расстрела военных, офицеров, генералов без суда и следствия. Солдаты из полка С. Еникеева укрыли на эти дни генерала в крепости, чтобы сохранить ему жизнь. | Вернулся он из крепости через три недели с мандатом от солдатских депутатов. |
Далее о Еникеевых в 1918 Ленин побеждает всех
16 декабря ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.68 .. |
Через две недели после объявления Туркестанской автономии в газете «Олуг Туркестан» был опубликован гимн под названием «Голос автономии», написанный татарским поэтом Сагитом Сунчелеем³.
³ Мухторият садоси // Улуг Туркистон. 1917. 16 декабрь. |
25 декабря ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.66-67 .. |
25 декабря 1917 года состоялся чрезвычайный курултай солдат и рабочих, организованный Советом мусульман Туркестана, на котором как представители татар приняли активное участие заместитель премьер-министра Туркестанской автономии Ислам Шагиахмедов, от имени Центрального мусульманского военного совета Исамат Убайдуллин, от имени мусульманских солдат в Самарканде – Акчурин. | В телеграмме председателя Военного совета Туркестана А. Клевлеева, направленной в Петроград 26 декабря 1917 года в поддержку автономии, говорится:«Туркестанский народ единогласно провозгласил Туркестанскую автономию, предложил разработать Туркестанскому учредительному собранию метод управления краем. Русские и европейцы составляют 2 процента населения края, лица, избранные в народный совет, составляют 33 процента. Однако российские комиссары предпринимают меры к ликвидации Туркестанской автономии. | Сообщая вам решения I-го Курултая мусульманских рабочих и солдат, учитывая, что вы являетесь высшим органом управления Российской демократической республики, прошу вас приказать передать управление от Ташкентского Совета комиссаров правительству Туркестанской автономии для того, чтобы предупредить споры, которые могут привести к катастрофе Туркестанского края»¹.
¹ Мингнаров А. Туркистондаги ижтимоий-сиёсий жараёнларнинг миллий матбуотда ёритилиши 1917–1918 йиллар). Тошкент: Исти.лол нури, 2013. Б. 105–111; Андижонда Мухторият намойиши // Улу. Туркистон. 1917. 16 декабрь. |
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова — ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ. Начало ХХ века. Казань 2021, стр.68-69 .. |
Из русских революционеров только социал-революционеры поддержали образование Туркестанской автономии.По этому поводу у них возникли трения с социал-демократами. Провозглашение автономии совершенно не понравилось большевикам, но внешне они оставались благосклонными. | В ответ на это представитель татарской интеллигенции Ибнямин Янбаев сказал: «…если большевики действительно хотят, чтобы мы получили автономию, то пусть сдадут оружие новому правительству, если они этого не сделают, то мы не поверим в их искренность»⁴.
⁴ Мингнаров А. Туркистонда 1917–1918 йиллардаги миллий сиёсий ташкилотлар (миллий матбуот
|
Наряду с этим на последнем заседании Ташкентской городской думы было сказано: «Признанная демократичность настоящей власти (Ф. Колесов и другие. – Авторы) сомнительна. А признание того, что эта власть говорит от имени народа, – самая настоящая ложь… Истинная сила этой власти – орудия и пулеметы, но мы, мусульмане, не боимся этой силы. У нас есть другая сила, эта сила – наш дух. Обязательно наступит время, когда история очернит эту ложную власть!»¹.
¹ .осимов Й. .ора кўзойнак билан ёзилган тарих. Наманган, 1993. Б. 23; Шамсутдинов Р., Каримов Ш. Ўзбекистон тарихидан материаллар. Андижон: Andijon nashriyot-matbaa, 2000. Б. 141. |
Театр .. декабрь ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова. ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.141 |
В этот период педагогическое училище, считавшееся влиятельным научным заведением в Туркестане, организовывало вечера в сотрудничестве с национальными и татарскими школами в Туркестане. Организацию таких вечеров инициировали татарские женщины. | Например, 24 декабря 1918 года в здании «Колизей» Ташкентским народным училищем и первой татарской школой был организован вечер театра и музыки «Будущее детей». | В проведении этого вечера большую помощь оказали Сагадат Еникеева, Махитаб Яушева, Рабия Сутушова и Шахида Байбурова. За вечер было собрано 2288 рублей 70 копеек¹.
¹ Тиётр // Улу. Туркистон. 1918. 4 январь. |
Образование .. декабрь ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова. ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.179-180 |
В 1917 году типография «Умид» («Олуг Туркестан») пожертвовала педагогическому училищу 20 тысяч рублей. | Согласно уставу организации, 20% годовой чистой прибыли должны были отдаваться членам администрации. Однако члены правления Рагим Туминов, Мухаммаджон Уразаев, Алисафар Сутушов, Джалалетдин Таджеддинов, Мухтар Бакир и Кабир Бакир решили передать свои доли в училище по подготовке учителей, созданное Центральным татарским бюро и обществом «Иттифак»¹.
¹ «Умид» ширкатининг .иммати // Улу. Туркистон. 1918. 24 январь. |
Печать .. декабрь ..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова. ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века. Казань 2021, стр.179-180 |
В 46-м номере газеты «Олуг Туркестан» от 24 декабря 1917 года в заголовке появился лозунг «Да здравствует Туркестанская Автономия». | После распада Туркестанской Автономии (18–19 февраля 1918 года) 21 марта лозунг был изменен². Конечно, это было связано с изменением общественно-политической ситуации в Туркестане.
² В номере газеты от 21 марта 1918 года его заменил лозунг «Да здравствует автономия народов». |