опубл.2019-02-10, доб.2022-12-23
Путешествовать через киргиз-кайсацкие степи было не просто..
Вот что пишет Е. С. Кайдалов в «Караван-записки во время похода в Бухарию российского каравана под воинским прикрытием в 1824 и 1825 годах, веденные начальником оного каравана над купечеством Евграфом Кайдаловым«. Часть III. 1825 год. — M., 1828.
.. Ночью встревожены были наши спутники по причине огней, усмотренных ими на противуположной стороне озера; тем более, что не заметили тут обитающих киргизцов; а заметить они бы не упустили, по чрезвычайной зоркости своей, ибо за 20 верст и далее простым глазом различают быка от лошади и тому подобное. — Посему, полагая, что были то разбойники, киргизцы наши хотели ехать обратно; но мы не соглашались, решась остаться одни, и уверяя притом, что если они подлинно разбойники, то не осмелятся сделать на нас нападения. — Мы даже вызывались ехать вперед, чтобы совершенно в том удостовериться. — Итак, киргизцы, ободренные решительностию нашею, наконец остались; но с тем, чтобы немедленно узнать, какими путешественниками разведены те огни. Вследствие сего выбрались из них пять человек самых лучших наездников, вооруженных пиками и саблями, и вместе с нами отправились для открытий. — Но как мы обрадовались, когда вместо мнимых разбойников встретили своих приятелей! — То были татаре, ехавшие из Троицка для торговли с баганалы-кипчаками. — Они нас угостили чаем и в особенности хлебом, которого уже давно мы не имели. Без различия веры так были друг другу рады, как родные братья, и здесь-то кстати можно было употребить старинные изречения следующие: «Мила нам добра весть о стороне родной: Отечества и дым нам сладок и приятен*». .. |
О «бухарцах» переселившихся в Тару в 16 веке читайте «1572 Ургенч — Искер«.
Далее глава из работы Сергея Шрамко — «Царевы купцы — потомки Пророка и Чингизхана» о тех самых «бухарцах» через 150 лет..
..
Кокандское «хожение» АйтыкиныхПопутно заметим, что торговые связи русской Сибири со Средней Азией в XVII-XVIIII вв. изучались С.В. Бахрушиным, А.П. Чулошниковым, О.Н.Вилковым, Н.Г. Аполловой, Х.З. Зияевым и другими учеными, исследовавшими зарождение хозяйственных связей Азиатской России со странами Средней Азии, Джунгарией и казахскими жузами, объемы и товарообороты торгово-промышленных потоков, их географию и другие факты участия, наряду с русскими, в освоении сопредельных с Сибирью территорий их жителей, относившихся к разным народам и культурам. Но исследователи истории торговли между Сибирью, Казахстаном и Средней Азией почти не обращали внимания на вклад купечества — русского, татарского, туркестанского, китайского и пр. — в развитие экономических и культурных связей между народами. Между тем, многие известия о путешествиях торговых и других людей в глубинные районы Средней и Центральной Азии и сибирские «новые земли» уже мало доступны исследователям. К числу таких малоизвестных, но содержательных источников можно отнести отчет о состоявшейся в 1827 г. коммерческой экспедиции в Ташкент и Коканд тарского купца Ниаса (Нияза, Ниаза) и его помощника Кармышака Айтыкиных. Известно, что в первой половине XIX в. лишь несколько бухарцев состояли в гильдейском купечестве, в том числе и Нияс Айтыкин. Торговая поездка Н. Айтыкина в Кокандское ханство с товарами на 44 тыс. руб., вероятно, была одной из многочисленных инициатив династии. Маршрут экспедиции и ее хронология были изложены Кармышаком Айтыкиным в «Путевом журнале», хранящемся в Историческом архиве Омской области. Этот необычный документ трудно отнести к разряду дорожных дневников или путевых записок, которые в начале XIX века велись руководителями отправленных сибирскими властями в Среднюю Азию и казахские степи посольств и разных экспедиций. Этот журнал является не столько повествованием о коммерческом путешествии, совершённом торговым караваном летом-осенью 1827 года, сколько отчётом разведчика, как именно можно добраться из Омска в Коканд самым коротким и удобным путем. Такое скрупулёзное описание маршрута продвижения в Коканд и обратно явно указывает на особую «рабочую» специфику документа, иначе говоря, подтверждает, что, наряду с торговыми, экспедиция Айтыкиных несомненно имела и разведывательные цели. В отличие от других, экспедиция, выехавшая из Тары сначала в Омск, была крайне невелика, в ее состав входили лишь 13 работников и хозяин каравана. Начав путь 1 мая из Омска, караван благополучно пересёк пограничную Кипчаковскую волость и углубился в лесостепи недавно созданного Кокчетавского округа. Под руководством нанятого проводника Донантеля Бикченоева, по дороге, идущей из редута Мельничного, входившего в состав Пресногорьковской линии, караван проследовал до озера Мамая и, двигаясь на юго-запад по безлесной степи, вышел на торговый тракт Петропавловск-Коканд. В низовьях речки Нуры произошла непредвиденная остановка. Караван задержали люди султана Алтасыкойской волости Абаса, по словам Айтыкина, «без всякой надобности» на 10 дней. При этом султан «взял грабежом» товаров на мизерную сумму 200 рублей (0,44% от общей стоимости товара, т.е. скорее всего, речь идет о плате за проезд через волость). Пытаясь вернуть «награбленное», голова каравана, используя письмо от Омского областного начальника, обратился за помощью к казахскому султану соседней Картыковской волости Кунуре Кульджи Худаймендиеву. Опасаясь новых поборов, караван Айтыкина вынужден был ещё неделю провести в аулах Картыковской волости под защитой Ассыль Ханым и тронулся в путь лишь 19 июня, с приходом в волость каравана из Петропавловска под началом Ромазана Космасова, с которым Айтыкин продолжил движение в намеченные пункты следования. Дальше путь каравана пролегал через безлесные пустынные степи Среднего Жуза, переходящие в полупустыню. После переправы «мелким бродом» реки Нуры отряд вышел на «общий» караванный путь, вдоль которого располагались водные источники: озёра Кумлукуль; Чуплекуль, Чучкалы-Куль, Чу, долины рек Сурте, Сары-Су, а также колодцы с пресной и солёной водой. Самым трудным участком пути для людей Айтыкина стала западная часть степи Бетпак-Дала (Голодная степь). В дни её прохождения Кармышак вносит в дневник записи о скудных травах, отсутствии источников с пресной водой и использовании в качестве топлива кизяка. Чтобы быстрее преодолеть Голодную степь, караваны проходили за день не менее 30 вёрст, при этом сокращая время отдыха. 15 июля, после двух с половиной месяцев шествия по степи, преодолев 1260 вёрст, члены экспедиции достигли пограничной крепости Сузак, за которой начинались владения кокандского хана. Путь по Кокании уже шел по обжитым многолюдным местам: деревни Бабайку, Икону, город Туркестан и другие населённые пункты. После продажи в Ташкенте части российских товаров на «деньги, золото, серебро и прочее» караван отправился в Коканд. Путь из Ташкента в Коканд не нашёл освещения в журнале. Наверно, автор не счел нужным указать расстояние, населенные пункты, местную топонимику и другие моменты, давно знакомые сибирским купцам, проникавшим в Среднюю Азию со стороны Иртышской линии. В примечаниях содержится также краткая, но содержательная характеристика торговли и хозяйственной жизни Кокандского ханства. По прибытию в Коканд 13 августа купцы вновь поселились в караван-сарае, где началась торговля. При её описании Айтыкин указал на затруднения в продаже русских товаров, особенно сукна и мехов, которые «сбываемы были не слишком выгодны по причине войны кашгарцев с китайцами». Участники экспедиции провели в Коканде более полутора недель. Вместе с попутчиками караван Айтыкина переправился через реку Бабди Курган и перевалил через хребет Каратау. От крепости Сузак до реки Чу караван следовал уже знакомым путём, ведущим в Петропавловск. Затем повернул на юго-восток и последовал «прямой дорогой» в направление Омска. Она простиралась по среднему течению реки Сара Су, в долине которой имелись колодцы с пресной водой, служившие путникам местами отдыха — «днёвок». Их равномерное расположение на пути шествия каравана при отсутствии других водных источников позволяет догадываться, что путешественники следовали каким-то древним торговым путём, о котором узнали от сопровождавших их казахов. В рапорте министру финансов Е.Ф. Канкрину от 31 января 1828 г. начальник Омской области генерал-лейтенант де Сент-Лорен сообщал о немалых «затруднениях и неудобствах» в ведении восточной торговли, осуществляемой через иртышские крепости Сибирской линии, связанных с удалённостью и медленным обращением капиталов в торговле с «Коканией» и киргиз-кайсаками. По его словам, местное купечество вынуждено было, после закупки на Ирбитской ярмарке товаров в феврале, оставлять их до осени в Семипалатинске, так как купцы не успевали сделать «нужных для караванов приготовлений» и пересечь до наступления жары безводные южные казахские степи. К этому рапорту прилагался подробный отчёт о пути каравана Айтыкиных, который содержал исчерпывающие сведения о его маршруте, большей частью проходившем по безлюдным местам серединной Киргиз-кайсацкой степи. Ходатайство Сент-Лорена о наградах было удовлетворено правительством, а Нияз Айтыкин и его потомки с тех пор носили прозвище «Царский купец». Очевидно, что следует изучать ее в системе активных действий правительства Империи, направленных на углубленное изучение природных ресурсов Киргиз-кайсацкой степи в целях её будущей колонизации, расширение обмена и поиск удобных торговых путей к рынкам Средней Азии и других регионов Востока. .. |