tatar.uz сайт на стадии разработки

1572-02-20

1572 Ургенч — Искер

Что происходило в Сибири во времена Ивана Грозного? Напомню — в 1552 Москва взяла Казань, а в начале следующего века Tartaria Moscovita осталась без Москвы, в Кремле засели поляки. И уже к следующему столетию Европа пробилась на Урал (во времена Петра Первого). Вот такие этапы борьбы за Шелковый путь (это вам не семечками торговать :)

Европа искала пути к Китаю в обход Ближнего Востока. До этого в 1499 Васко даГама нашел путь вокруг Африки в Индию, но там тоже не все было просто (пришлось даже пострелять по прибрежным городам). Магеллан вообще поперся в противоположную сторону.

Эти метания были связаны с тем, что в 1453 году Османы взяли Константинополь, хотя получили до этого по-ушам от Амира Тимура в битве при Анкаре 1402 года. А китайцы вообще из-за нашего Тамерлана («железная нога» — у него в колене был титановый сустав) вынуждены были строить гигантские корабли для перевозки товаров в обход (флотилии Джен Хэ).

В общем — монополия убивает не только конкурентов, но и самого монополиста (только более изящно — ожирением :)

из «Сибирские сеиды и купцы Айтикины» (Калиль Кабдулвахитов)
http://www.islamrf.ru/news/legacy/culture/24001/
Потомки ханов и Пророка (мир ему)

.. Из родословной-шеджере, имеющей хождение в нескольких вариантах, и сочинений исследователей прошлого известно, что род Айтикиных (Айтыкиных) восходит к сеиду Дин Али Ходже, прибывшему в Искерский Юрт из Средней Азии по приглашению хана Кучума.

Согласно преданиям, бухарский хан Абдулла, родственник сибирского хана по шейбанидской ветви, дважды присылал по просьбе Кучума в Искер духовных лидеров. Кучум просил прислать одного сеида (человека из хашимитов — рода пророка Мухаммада (мир ему) и шейха — суфийского наставника. Абдулла-хан в свою очередь обратился за помощью к правителю Ургенча. После переговоров с ним в Сибирь изъявили желание отправиться Ярым-сеид и Шерпети-шейх. Шерпети как раз занимался в Хиве со своими учениками, когда ему предложили ехать в Искер. В составе каравана, отправившегося в Сибирь, было около тысячи человек: проповедники, воины, охранявшие караван, слуги, торговцы.

Выражая свое почтение, Кучум переплыл бурный Иртыш и лично встречал высоких гостей на левом берегу реки. Это было в 1572 году. Сеид Ярым занял должность сибирского шейх-уль-ислама и жил в Искере.

Однако через два года Ярым сеид скончался, а шейх Шерпети на время вернулся в Ургенч. Кучум обратился к бухарскому хану вторично. На этот раз в Искер вместе с Шерпети приехал сеид Дин Али Ходжа — племянник Ярым-сеида, сын его брата Мир-Али-сеида. Кучум женил молодого сеида на своей дочери Лейле-Каныш, рожденной от брака с Лайлу-бек, которая приходилась дочерью казахскому хану Шигаю. Второй ребенок от этой жены, сын Кучума Арслан, впоследствии занимал трон Касимовского ханства.

Тарская крепость была построена казаками в 1594 году. В царском наказе князю Андрею Елецкому, отправленному для приведения к шерти татарские юрты вдоль Иртыша и Тары, говорилось: «Итти город ставить вверх Иртыша на Тару реку, где бы государю было впредь прибыльнее, чтобы пашню завести и Кучума царя истеснить и соль завести».

В Таре, как и в Тобольске, татаро-бухарская слобода разместилась в нижнем посаде города. Сюда и переселился с падением Сибирского ханства из Искера сеид Дин Али Ходжа с женой и сыновьями (их имена Султан-Мухамед, Сеид-Мухамед и Ак-сеид).

В преданиях, собранных тюркологом Н.Катановым, приводится история, рассказанная ахуном Тобольска Ходжа Шукюром. По сообщению этого человека, однажды к нему из Тары приехал сеид Дин Али Ходжа. Престарелый шейх приезжал в Тобольск с целью восстановить родословный лист, утерянный в период Ермака. Бумаги во время суматохи утонули в Иртыше. Дин Али задумал ехать в Ургенч, чтобы восстановить родословный лист, но прежде он решил отыскать в Тобольске Ходжу Шукюра и спросить его совета. Ахун Тобольска стал отговаривать сеида от поездки.

«Ехать Вам — путь дальний и теперь опасный; ехать Вам очень трудно будет, если доедете благополучно, то трудно будет возвращаться. Ехать Вам нет никакой надобности и Вы человек нам хорошо известный. Весь народ знает, что Бухарский хан Абдулла прислал хан-сеида из Ургенча к Искерскому хану Кучуму для обучения сибирского народа исламу. По свидетельству народа и по словам прибывшего вместе с Вами Шербети-шейха мы напишем Вам здесь родословный лист», — ответил ему Ходжа Шукюр.

Ахун пригласил Шерпети-шейха и других влиятельных богословов. Над восстановлением бумаг хашимита-сеида Дин Али Ходжи работали сорок местных старейшин. Под шеджере (сачаре) в Сибири понимается не просто родословная с перечислением предков, а вся история прибытия шейхов в Искер с указанием генеалогии. ..

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress