tatar.uz folk history

1940-03-03

=1940 Радистка Ирэн с Узбекфильма=

В ташкентской Обсерватории есть Мостик Желаний. Всякие пожелания на нем исполняются. Может это только легенда, но я сам как-то беседуя с товарищем остановился на этом мостике совсем не думая о мистических свойствах этих мест. Я отвечал на предложения о каком-то деле что и так загружен с утра до вечера, а зарплата между прочим пол-ставки. Тут же появляется директор и говорит иди в канцелярию там оформляют тебе полную ставку.. Но я хотел большего! Вот что значит не учитывать метафизические свойства окружающего мира..

Вот на этом мостике и снимали сцену с БибиИран Алимовой и Наби Ганиевым..
(фото Татьяны Вавиловой 1953)

Дальше статья 2011 года, опубликованная на Письмах о Ташкенте (сейчас ее там нет).. Я ее готовил в декабре, а потом в комментариях сообщили что БибиИран Алимова умерла в госпитале в декабре 2011..

=Радистка Ирэн с Узбекфильма=

Недавно в мои руки попала удивительная книга. Авторы, сотрудники сельского краеведческого музея исследовали историю своего села от основания во времена Ивана Грозного до наших дней, собрали истории жизни своих земляков (среди них и мои предки, на фото дом моего прапрадеда построенный в 1873году).

На одной из страниц я наткнулся на фотографию женщины похожей на родственницу из Москвы (она тоже родом из этих мест). Когда-то я останавливался у них, вернее бросал вещи и бежал гулять с друзьями, вместо того чтобы расспросить подробности о ее работе со Сталиным (и зачем она летала с ним в Тегеран в 43 :) Но в книге имя было другое — Биби-Иран Алимова.

В Шаймурзу она приезжала с отцом в 1929.

В интернете много материалов о ней — статьи, фильмы, романы. Вот интересные моменты ее биографии.
—————————————————————————————————————————————
.. Дед Биби-иран был русским, приехал из России на строительство Чарджоуского моста, женился на туркменке да так и остался в этих краях.

Отец, Карим-ага, активно участвовал в установлении в Туркмении советской власти, сражался против ее врагов в Гражданскую войну. Вернулся домой с боевыми наградами. Дома занялся ремонтом часов и освоил ювелирное мастерство.
Молодая Биби-иран училась в средней школе, затем в сельскохозяйственном техникуме, одновременно работала лаборанткой в ветеринарном институте. Мечтала стать хирургом, готовилась к поступлению в институт.. (x-libri.ru/elib/pwlvw001/00000115.htm)
———————-
..Бибииран росла красивым ребенком. Всевышний помимо этого одарил ее и актерским талантом. Поэтому девчушка вскоре стала завсегдатаем школьного театрального кружка. Однако, связывать свою жизнь с театром она вовсе не собиралась. Сразу после окончания школы Бибииран поступила в сельскохозяйственный институт, намериваясь связать свою жизнь с ветеринарией.
Но вскоре жизнь ей преподнесла сюрприз, о котором, пожалуй, она не могла и мечтать. Ее пригласили… сниматься в кино. И не в какой-то там эпизод, а сразу на главную роль. В 1937 году на экраны страны вышел художественный фильм «Умбар», где в роли возлюбленной главного героя блистала юная Бибииран Алимова.. (specnazspn.livejournal.com/44745.html)
—————-
..Затем — учеба актерскому мастерству в Ленинграде, в группе Г. Козинцева и Л. Трауберга.. (svr.gov.ru/smi/2005/trud20050423.htm)
——————
..»В Ленинграде, — вспоминает Ирина Каримовна, — я встретилась со многими известными советскими артистами: Тамарой Макаровой, Яниной Жеймо, Зоей Федоровой, Яковом Свердлиным, Петром Алейниковым и видными режиссерами: Хейфицем, Зархи, Козинцевым, Траубергом, Роммом, Герасимовым. Они хвалили и ободряли меня, говорили, что у меня есть хорошие перспективы стать настоящей актрисой».
Она вернулась окрыленная надеждами и стала работать на «Узбекфильме», режиссер Ганиев-наби даже взял шефство над ней, как будущей национальной звездой.. (x-libri.ru/elib/pwlvw001/00000115.htm)
———————
..В 1940 году на киностудии «Узбекфильм» в производство был запущен фильм о любви «Тахир и Зухра», в котором главную женскую роль должна была сыграть Алимова.
Когда началась война, съемки были в полном разгаре. О «Тахире и Зухре» пришлось забыть. Безусловно, Бибииран не осталось бы без работы, все киностудии, даже эвакуированные из европейской части страны, работали в полную мощь. Однако, Ирина, так теперь обычно на русский лад ее называли, выбрала другое. Она пошла в военкомат.
Глянув на глазастую девчонку, уставший военком сказал:
— Та стрелять умеешь? Рацию знаешь? Перевязывать раненых бойцов сможешь?
— Нет – честно призналась кинодива.
— Вот то-то. А то «на фронт»! Ты здесь нужна…
— Я знаю пять языков – выпалила Алимова.
В кабинете военкома повисла тишина. Он еще раз прочитал заявление девушки и вдруг изрек:
— Так значит Бибииран? Ну, тогда и поедешь в Иран.
… Так, неожиданно для себя бывшая студентка сельхозинститута, выпускница сценических курсов, начинающая актриса Алимова оказалась в военной контрразведке.. (specnazspn.livejournal.com/44745.html)
————————-
Рядом находился Иран, который открыто проводил прогерманскую политику. В составе одного из подразделений войсковой цензуры в Иран направили Алимову, владеющую уйгурским, турецким, английским, немецким, персидским, японским, азербайджанским, туркменским и узбекским языками.. (newsadvokat.com/2011/04/24/в-архивах-внешней-разведки-хранятся-22-т/)
Уникальный случай — советские спецслужбы охраняли не только Сталина, но и Рузвельта с Черчиллем (на фото — встречи с шахом Ирана Реза Пехлеви)

——————————-
..Победу она встретила в Вене в звании лейтенанта..(specnazspn.livejournal.com/44745.html)
———————-
..В 1947 году вернулась в родной Ашхабад. Предполагала снова заняться актерским ремеслом, но ее ждали совсем другие роли. Однажды ее вызвали в местный КГБ и предложили стать резидентом внешней разведки в Юго-Восточной Азии. Она согласилась – раз надо, значит, надо! Работа разведчицы – это ведь тоже игра, только без дублей и права на ошибку. Многолетняя пьеса по сценарию, составленному в центре, но без суфлеров, антрактов и цветов от публики…(http://tatarstan.ru.com/editorial_column/author/3/)
————————
..Согласно легенде, Бибииран должна была стать уйгуркой по имени Хатыча из богатой и родовитой семьи. Ее родители, давно знакомые с семьей Садыков, якобы сосватали ее с Энвером, которого она прежде никогда не видела (это и на самом деле происходило так). К нему она должна была выехать в портовый город Тяньцзинь.
Приехала. А на вокзале ее никто не встретил (что-то в этот вечер помешало Шамилю). Пока она растерянно оглядывалась вокруг, к ней подошел полицейский. Хатыча быстро сориентировалась и строго отчитала его по-уйгурски: «На улице ночь, а у вас такое освещение – хоть глаз выколи!». Смущенный неожиданным выговором полицейский помог ей поймать рикшу и объяснил, как добраться до ближайшей гостиницы. В «сценарии» был предусмотрен и запасной вариант – встреча на следующее утро возле универмага. На этот раз Шамиль пришел вовремя, и долгожданное первое свидание будущих молодоженов состоялось. Легко можно представить себе эмоции людей, которым надлежало жениться не по любви, а по заданию! И Шамиль, и Бибииран шли на встречу со страхом и надеждой, но все закончилось на редкость благополучно: они с первого взгляда понравились друг другу. В этом была и немалая заслуга специалистов центра: психологическая совместимость молодых людей была идеальная.
Дальше все пошло по «сценарию»: прогулки под луной, ухаживания и встречи, на которых речь шла не только об инструкциях из центра. Состоялась свадьба по исламским канонам, началась обычная семейная жизнь. Только детей заводить было нельзя, о чем их заранее недвусмысленно предупредило руководство. После победы Китайской народной армии над Гоминьданом тысячи богатых китайцев бежали в Гонконг, вместе с ними уехала и молодая семья уйгурских коммерсантов. Сохранили прежние связи, завели новые…
(tatarstan.ru.com/editorial_column/author/3/)
—————
Честно говоря, я сомневаюсь что все было так романтично, ведь за две недели до встречи жениху выбили зубы. Вот что произошло с Шамилем Хамзиным (Энвер Садык) (прим.мое)
—————
..В Тяньцзине он познакомился с местными уйгурами и татарами (здесь была татарская колония из нескольких десятков семей). Щедрый по натуре, веселый, хлебосольный, он не только приобрел необходимые знакомства, но вскоре стал тут своим человеком, даже жить переехал в татарскую колонию. Ему доверяли настолько, что один из выходцев из татар, офицер китайской контрразведки, предложил ему перейти на работу к ним, соблазняя высокими окладами и привилегиями. Шамиль вежливо отказался: «Я коммерсант и по натуре не гожусь в разведчики…» Тогда офицер в порыве дружеских чувств сообщил ему пароль, который мог бы выручить в трудную минуту: «В случае чего попроси встречи с любым представителем контрразведки и скажи ему только одно: «Юха-55». Садык искренне рассмеялся – ну что общего может быть у коммерсанта с контрразведкой?
Но, похоже, офицер что-то знал о предстоящем аресте или предполагал, что это может случиться. Через несколько дней Шамиль и в самом деле оказался в тюрьме.
Сколько же его тут продержат? Если это так называемый «превентивный арест», то после тщательной проверки документов и получения ответа на запрос с его «родины» – провинции Кашгар, его должны выпустить. Такой вариант не исключался центром, хотя и считался маловероятным. В случае ареста он не должен был делать никаких «резких движений» – следовало просто сидеть и ждать результатов проверки. Но сколько это продлится? Месяц, два? А ведь уже через две недели должна прибыть его «невеста»…
И тогда Шамиль решился. Потребовал встречи с представителем гоминьдановской контрразведки и, когда его привели на допрос, сказал тот самый пароль. Офицер озадаченно смотрел на него: откуда вы это знаете? Но арестант равнодушно отвернулся к окну.
Относиться к нему стали совсем иначе. Побои прекратились, стали лучше кормить. Даже газеты давали читать. А через неделю выпустили…(tatarstan.ru.com/editorial_column/author/3/)
—————-
..Осенним днем 1954 года из Гонконга пароходом в Японию отбыла супружеская пара миссис Хатыга Садык и мистер Энвер Садык.
Для начала супруги обосновались в японском портовом городе Кобэ, где, продав участок земли, приобрели небольшой двухэтажный дом.
Первый этаж они заняли сами, а второй сдали двум американцам, оказавшимся, как установили позже «Бир» и «Халеф», сотрудниками американской разведки. Последнее обстоятельство оказалось очень для них полезным.
Понимая, что в первый период их пребывания в стране японская контрразведка будет проявлять повышенное внимание к ним, они не без основания полагали, что такие квартиранты будут «защищать» их. Ведь японские контрразведчики не могут допустить мысли, что в доме на втором этаже живут представители ЦРУ, а на первом — КГБ..
..Следуя утвержденному в Центре плану, «Халеф» перебрался в Токио, где стал компаньоном в экспортно-импортной фирме и открыл магазин в двухэтажном доме. Вскоре «Бир» также перебралась в Токио. Они поселились на втором этаже над магазином.. (x-libri.ru/elib/pwlvw001/00000119.htm)
—————————

..Задания Центра Алимова (оперативный псевдоним «Бир») принимала на обычный приемник. Иногда использовалась тайниковая связь. «Бир» добывала весьма ценную информацию. В Центр были направлены чертежи главных узлов спущенной в Иокогаме подводной лодки нового типа.
Связи «Бир» сообщили, что весной 1958 года базировавшийся в Японии самолет ВВС США U-2 («Гадкий утенок») совершил полет над Сибирью. Факт стал известен потому, что на пути на базу у самолета из-за перегрева заглох двигатель.. (newsadvokat.com/2011/04/24/в-архивах-внешней-разведки-хранятся-22-т)

——————————
..За годы работы в Японии семейный дуэт Хамзин — Алимова передал в Центр более 7 тысяч важнейших документов. Среди прочего в Москву поступили и уникальные аэрофотоснимки американских военных баз в Японии. Теперь в штаб-квартире Службы внешней разведки в Ясеневе донесения Халефа и Бир подшиты в двадцать два (!) увесистых тома..(specnazspn.livejournal.com/44418.html)
————————————
Для поддержания имиджа светской дамы, а также, и это было главным, получения нужной информации, Бир вступила в престижный женский клуб «Паллада», созданный американцами. Она стала его завсегдатаем. И там за кружечкой чая в непринужденной беседе с женами дипломатов и политиков наша разведчица узнавала много интересного.
Нередко в «Палладе» проводились благотворительные мероприятия, куда стекался весь политический и военный бомонд. Однажды благотворительную выставку искусства икебаны посетила сама японская императрица. Диплом «За самую одухотворенную икебану» царствующая особа вручила Хатыче Садык.. (http://specnazspn.livejournal.com/44418.html)
—————————-
Японские газеты и журналы обошла в свое время фотография, на которой Ирина Каримовна как «миссис Хатыга Садык» снята рядом с супругой тогдашнего императора Японии, участвовавшей в открытии выставки икебаны. Глядя на этот снимок молодой элегантной женщины, кто бы мог подумать, что перед ними майор КГБ! (Женское лицо разведки Автор: Виталы Павлов)
—————————
В 1967-м, получив приказ Центра, они уехали (так и не «раскрытыми») якобы в отпуск, а на самом деле навсегда из Японии — сначала во Францию, а затем через Испанию, Италию, Швейцарию — на Родину. Вскоре полковник Хамзин отправился (уже один) в новую командировку под чужим именем. Гонконг, Лондон, Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США)… Он вернулся в Москву в70-х.. (http://svr.gov.ru/smi/2005/trud20050423.htm)
———————
(добавлены кадры из фильма «В саду подводных камней») — ред.2019г.

Мистическая судьба БибиИран Алимовой не случайно связана с мостиком Желаний. Это место называлось АкКурган. В переводе с тюркского Ак не только белый, это и счастливый и святой.. На этом месте шли бои отряда Черняева за Ташкент, потом в 1873 появилась обсерватория, а в 1895 поставили телескоп купол которого вращался на бронзовых колесах из переплавленных пушек.. и судьбой Бибииран Алимовой стала переплавка пушек на мосты желаний всех народов, а это — мир во всем мире..

дополнение — комменты с Писем о Ташкенте:

08/06/2012 в 00:08 Aida : Потрясающе!

08/06/2012 в 00:13 tanita : Более чем, только это уже не радистка. Это куда, куда выше!

08/06/2012 в 12:42 alla : Низкий поклон мужеству и героизму!

09/06/2012 в 19:12 Ефим Соломонович : Легендарные советские разведчики Шамиль Хамзин и Ирина Алимова работали нелегалами в разных странах, их жизнь и часть работы в некоторых странах описана в книгах бывших руководителей управления «С»
(работа с нелегалами разведчиками) ПГУ КГБ СССР, Судоплатова и Ю.Дроздова, сын Дроздова старшего, Николай Дроздов является популярным ведущим программы «В мире животных» на ОРТ. В своей книге Дроздов старший описывает быт вернувшихся на Родину этих великих разведчиков, за время работы заграницей ставшими очень богатыми людьми, но все свои богатства отдавшими КГБ СССР.
Дроздов приехал к ним в связи с награждением Шамиля Хамзина и Ирины Алимовой какими — то наградами, как руководитель службы нелегалов он курировал чету Хамзиных, и войдя в их квартиру он просто опешил, это была стандартная двушка в «хрущёвке» на окраине Москвы, у них даже телевизор был черно — белым, а на дворе был уже конец восьмидесятых. Во время чаепития на вопрос Дроздова о том что их больше всего радует на Родине, Ирина ответила, что больше всего их обрадовало то что их не расстреляли сразу по возвращении, но даже если это и произошло бы, то они все равно бы вернулись на Родину, так как они работали для Родины, и другие мысли их никогда и не посещали.
А самым памятным событием в своей жизни, эти поистине легендарные люди считают момент их приезда в Туркменистан по приглашению правительства Туркменской ССР, где их действительно очень тепло приняли, и во время приема в их честь в правительстве Туркменской ССР, Шамилю Хамзину надели туркменский халат.
Они были счастливы от простого внимания к ним.
Шамиль Хамзин работал не только в странах Востока, Японии, где он продолжил дело Зорге, но и в США, в чине полковника армии США выполнял задание Родины.
Легендарный советский разведчик — нелегал, полковник внешней разведки, родившийся в городе Архангельске Шамиль Абдуллазянович Хамзин ушел из жизни в 1991 году, а его супруга, тоже полковник внешней разведки, в последние годы жила в однушке( обменяла свою двушку на однушку с племянницей) на Щёлковском шоссе (где местная администрация отказала ей в автомобиле «Ока», якобы она хоть и старая, но ещё может ходить сама), дочь татарского инженера осевшего в Туркмении, Бибииран Алимова умерла в декабре 2011 года.

09/06/2012 в 21:21 Карина : Очень интересно! Как много мы не знаем! Особенно о таких людях. Спасибо!

15/06/2012 в 01:12 Зифа : Мне посчастливилось познакомиться с Ириной Керимовной в 2003 году, когда она приезжала к своей сестре в Казань. Мы с ней подружились, я много раз бывала у нее в Москве, в гостях. Удивительный человек, легенда живая…а красивая какая была даже в таком пожилом возрасте. У меня есть ее фотография, снятая в 2010 году, возможно это одна из последних ее фотографий.Ей там 92 года…красивая….
Наши долгие разговоры о ее жизни, о семье, О Шамиле, его семье…..много чего было, мы доверялись друг другу полностью….
Ирина Керимовна останется навсегда в моей памяти….

04/07/2012 в 09:10 Исмаил : Анвар, спасибо тебе за интересную публикацию. Теперь появилось желание посетить Шайморзу ))


1979 — веранда Фуат-абы на Педагогической, он тогда был студентом, потом стал профессором романо-германских языков.. тетя Зумара — столько заботы и тепла, дядя Иркин — выправлял мне вывыхи уличного воспитания, работал в Верховном Совете (из-за таких честных людей Андропов послал в Узбекистан десант для дискредитации последнего очага советской культуры — «хлопковое дело»).. Потерянный рай..

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress