опубл.2019, изм.2023-12-14 на «1929..34 Ферганская долина», доб.2023-12-23
Розия Каримова, Асхад Мухтар, Исхак Дулатов, Сафаровы, Шафифовы и Калмыкаевы, Мукминовы, Хусаин Макаев, Девликамовы, Агишевы, Мустафины, Атахановы, Ханафи Алимбеков, Розия Каримова, Галия Кармышева ..
Предыдущий материал «1917..28 Ферганская долина»
Розия Каримова из детского дома в Маргилане (см. «1917..28 Ферганская долина»)..
ru.wikipedia.org/wiki/Каримова,_Разия_Зариф-кызы..
.. В 1929 году поступила на подготовительное отделение Ферганского медицинского техникума, где систематически принимала активное участие в художественной самодеятельности, и была руководителем кружка одновременно. В 1930 году, как отличившуюся на концертах самодеятельности, по приказу СНК УзССР, направили в театральную студию Самаркандского театра, где училась и одновременно работала. .. |
Далее в 1929..34 Самарканд
Аскад Мухтар Фергана поэт
из https://prtuz.tatarstan.ru/askad-muhtar.htm
Аскад Мухтар родился в семье рабочего 23 декабря 1920 года в Фергане. Оставшись сиротой в возрасте 11 лет, он воспитывался в детском доме. |
1929..34 Андижан — Исхак Дулатов
Автобиографическая повесть сына Аюпа мурзы Дулатова.
Полную версию (с первой и последней главой) можно найти по адресу: http://grafomanam.net/works/384886
.. § 3. Исхак Юсупович Дулатов (1900-1962гг.)Брат Аюпа Юсуповича Исхак Юсупович (1900-1962 гг.) по специальности финансист после окончания высшего учебного заведения, сначала работал и помогал отцу, женился, в 1929 году был направлен на работу в распоряжение в Министерство финансов Узбекской ССР, а министерство направило его в город Андижан банковским работником.В 1931 году в семье Исхака Юсуповича на свет появилось вторая дочь Раиса (Зоя и Раиса после окончания высших учебных заведений в Ташкенте, всю жизнь работали на преподавательской работе). .. |
Далее о нем в 1935..40 Кашкадарья
1929прим переезд Сафаровых в Среднюю Азию
из мемуаров Инессы Башкирцевой (дочери Марьям Сафаровой), гл.2
..
.. После свадьбы Альфия-опая и Назым-абы наши взрослые вспоминали свои нелёгкие женские судьбы.Дау-опай и мама остались вдовами совсем молодыми. А Онькай хоть и не была вдовой, но её муж — мой дедушка Вали-абы — Мухаммад-Вали Сафаров — был жив-здоров, но ещё в г. Оренбурге он привёл в дом другую женщину. Он был красив, общительный, успешный, работал секретарём-управляющим Кожевенного завода у самого богатого человека в городе Оренбурге у Карима Хусаинова, имел красивый каллиграфический почерк, хорошо знал русский язык, был весьма грамотным человеком. Вали-абы влюбился в молодую женщину, беженку из Литвы. Она была одинокая, её родители погибли в эвакуации. Звали её Клеопатра Львовна. Когда я уже была взрослой, наши родственники рассказывали, что у них была такая большая любовь, что она приняла мусульманство, и что они сделали обряд венчания — никах, — который делается обязательно с согласия жены, и нарекли её мусульманским именем Сиюмбика.Свою первую жену и детей Вали-абы обеспечивал также как и раньше, то есть не бросил, как принято у мусульман.Когда боясь раскулачивания наши родственники уехали из Оренбурга в Среднюю Азию, кто в г. Фергану, кто в г. Андижан, кто в г. Коканд. Сейчас о его судьбе ничего неизвестно. Знаю, что Альфия-опай его не признавала, была против него и говорила, что он умер в Канаде от кровоизлияния мозга, и что он им не нужен. Это — мой дедушка, и мне его стало жалко. У нас дома есть его большой красивый портрет, мама очень на него похожа. Из вышесказанного предполагаю, что наши татарские домочадцы по приезду в Ташкент заклевали Вали-абы из ревности, вынудили его уехать, несмотря на то, что в Ташкенте он работал на высокой должности в городском исполкоме. Онькай рассказывала, что за ним приезжала двуколка с извозчиком, отвозила его на работу, и что они тогда жили в центре города на ул. Зероблакская. А когда революция пришла уже в Среднюю Азию в Ташкент, воевать с басмачами — так называли местных богачей — и наши домашние слышали выстрелы и закрывали окна подушками и одеялами. .. Сафарову Марьям Валиевну, которая окончив Ферганский медицинский техникум, отделение фармакология, .. |
Продолжение в 1935..40 Самарканд
1930 Коканд — Шафифовы и Калмыкаевы..
1930-е Коканд — Розия Галиевна Мукминова
из рассказа Фахима Ильясова «Мои тетушки», о Нуранье дочери АбуБакира Хусаинова см.также 1950-е Алмазар..
.. Мама — Розия Галиевна Мукминова — выдающаяся советская учёная, доктор исторических наук, профессор. Она заведовала отделом Среднего Востока в Институте Истории Академии Наук Узбекистана. Розия Галиевна родилась в Казани, однако, вследствие притеснений, вызванных прикреплением главе семьи ярлыка «лишенца», Мукминовы были вынуждены переехать в Коканд, позднее они перебрались в Ташкент. |
1929..34 Хусаин Макаев
Предыдущая часть в «1923..28 Ферганская долина»
из воспоминаний его жены Фатихи Хамзиной..
Продолжение о Хусаине Макаеве в 1935..40 Ферганская долина
1930..31 Девликамовы, Агишевы, Мустафины
из книги Аделя Беляева «Татарские родословные», стр.314-316..
Атахановы
В 1928 году переехали в Коканд. Суфья родилась в 1926 в дер.Индирка Деминского р-на Пенз.обл.
Отец — во время Великой отечественной войны состоял в подпольной группе Мусы Джалиля, потом о нем сняли фильм «В 26-го не стрелять».
Ханэфи Алимбеков
В 1923 г. возглавлял отдел снабжения Наркомпроса Татарской республики (см. 1917..28 Волго-Уральский регион).
из книги Таирова «Акчурины»..
Во второй половине 20-х гг. он переехал в Среднюю Азию. До конца жизни Ханэфи проработал в хозяйственных органах Узбекистана.20 августа 1937 г. Х.Алимбеков был арестован органами НКВД. |
Розия Зариф-кызы Каримова
Пред-историю Розии см. в «1923..28 Ферганская долина»
из https://ru.wikipedia.org/wiki/Каримова,_Разия_Зариф-кызы..
..Разия Зариф-кызы Каримова (1916, Казань, Российская империя — 15 марта 2011, Ташкент, Узбекистан) — советская, узбекская артистка балета, певица, актриса, хореограф, исполнительница узбекских народных танцев, педагог-искусствовед, знаток и основоположник теории узбекского танца, писательница.В 1929 году поступила на подготовительное отделение Ферганского медицинского техникума, где систематически принимала активное участие в художественной самодеятельности, и была руководителем кружка одновременно. В 1930 году, как отличившуюся на концертах самодеятельности, по приказу СНК УзССР, направили в театральную студию Самаркандского театра, где училась и одновременно работала… |
Продолжение в «1929..34 Самарканд»
1931..33 Галия Кармышева — в Андижане
Предыдущая часть в «1929..31 Ташкент»
Страницы из дневников Галии Кармышевой о тяжелом периоде в истории страны — для подготовки к 2-Мировой войне пришлось срочно проводить коллективизацию-индустриализацию. Но она совпала с неурожайными годами в северном полушарии и чтобы получить из США современные заводы пришлось отдавать зерно, изымать золото у населения и забирать людей на принудительные работы..
Дневники Галии Кармышевой написанные арабским шрифтом перевела и подготовила к печати ее дочь Балкис (см. «Подвиг Кармышевых»)
Из доклада Котюкова Т. В. (г. Москва, Российская Федерация) ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ ИНСТИТУТА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РАН (из Сборник материалов Международной научной конференции, посвящённой 200-летию российского востоковедения, Оренбург – Худжанд, 2019) стр.13-14..
..Балкис Халиловна, родившаяся в 1916 г. в Кульдже (ныне это Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая), буквально обошла всю Среднюю Азию. Горные кишлаки, юрты кочевников, махалли древних городов – везде у неё были друзья, с которыми она (в прямом смысле) находила общий язык.Ее отец – Халиль Фатыхович Кармышев – родился в семье муллы, в степном Заволжье, в старинной татарской деревне Алтата Самарской губернии (ныне Саратовской области). Окончив медресе, Халиль в поисках работы отправился на знаменитую Макарьевскую ярмарку в Нижний Новгород, где нанялся приказчиком к уйгурскому купцу из Кульджи. Мать Балкис Халиловны, Галия Шахмухаммедовна, происходила из Казанской губернии.Её семья также переселилась в Кульджу. Многонациональный город, где жили уйгуры, казахи, дунгане, татары, русские, стал для Балкис первым опытом познания разных цивилизаций. В семье Кармышевых читали газету «Тарджеман» Исмаила Гаспринского, выписывали журналы из Казани, Оренбурга, Баку. Джадидский уклад семьи формировал особое мировоззрение, в рамках которого Восток воспринимался и понимался без косности и снобизма. Интеллектуальность и широта взглядов, заложенные еще в детстве родителями, привели Балкис в науку.В 1930 г. отец был репрессирован и сослан на Колыму. Балкис помогала матери, работала в Андижане на текстильном комбинате, в сельсовете, в школе. Нужно было поднимать многодетную семью, оставшуюся без кормильца. .. |
Продолжение в «1929..40 Москва»
Следующий материал 1935..40 Ферганская долина