tatar.uz сайт на стадии разработки

1914-02-23

1913 Петербург или 1914 Москва — фото студентов с Гаязом Исхаки

2020-07-19: добавил ко 2-му фото комм о Захиде Бурнашевой, перенес часть о Якуповой Салихе в другую статью.

Две фотографии из «Коллекции Рафаэля» подписаны 1913 годом, Петербург, студенты, день рождения Гаяза Исхаки.. Пытался проверить в интернете, но при обилии статей, полной биографии не нашел, как и описания этих или вообще наличие подобных фотографий, кроме статьи Н.И.Таирова (но без самого фото :)
Но сначала посмотрим что имеем..


архив Яхиной Амины: 1913 С-Петербург — Бестуж курсы — студенты пришли на ДР Исхаки с39(40) ..

Сидит-слева-4 — Гаяз Исхаки.
Стоит-слева-ближ-ряд-9 — Амина Яхина.
Стоит-слева-ближ-ряд-7 — Марьям Якубова.


архив Марьям Якубовой: 1913 С-Петербург — ДР Гаяза Исхаки — тат-студенты с229 ..

Дальн-ряд-слева:
1 — ГабдУлла Гисмати (журналист, после 1917 парт- и совет-работник)
2 — Амина Терегулова-Яхина (учитель-врач)
Сверху-2-ряд:
слева-4 — Марьям Якубова (в очках, из Ташкента, акушер-техникум)
справа-3 — Марьям Еникеева (дочь генерала)
Перед-ряд-на полу: 3 — Рукия Юнусова
Сидит-слева-5 — Гаяз Исхаки.
В альбоме Рафаэля Зарипова для Сюмбеки Шариповой текст: «Бестужевские курсы. 1913 г. В день рождения Гаяса Исхаки. Еникеева Марьям (второй ряд сверху, третья справа), Яхина-Терегулова Амина, там же вторая слева, Гайса Габдулла, журналист (первый слева), Якубова Марьям (второй ряд, четвертая слева), Юнусова Рукия (нижний ряд, вторая слева), Камалова Гульсум (второй ряд снизу, четвертая слева) рядом с Гаясом Исхаки.»

Слева от Исхаки сидит Захида Бурнашева которая прославилась стихами напечатаными в журнале «Иль», но еще больше скандалом в семье, раздутым татарской прессой осенью в 1915 (вопросы эмансипации). В 1917 едет в Среднюю Азию, с 1918 по 1933 партийная работа, первый директор Узбекского женского института просвещения. С 1933 по 1952 партийная работа в Киргизии. В Коллекции Рафаэля есть фото с ней за 1923 — смотрите по тегу «Б-рнашевы».


Проблема в том что в 1913 в феврале (ДР Исхаки) Гаяз был в ссылке..

«.. В 1912 году его арестовали, и вновь отправили в Архангельскую губернию, в город Мезень. Во время второй ссылки он тяжело переносил белые ночи и почти ничего не писал. В 1913 году в связи с 300-летием династии Романовых его освободили досрочно, но казанским губернатором ему было запрещено нахождение в Казани. Поэтому в годы войны он занимался журналистской деятельностью в Москве и Санкт-Петербурге...» [2018 https://realnoevremya.ru/articles/90645-gayaz-ishaki-zhizn-i-tvorchestvo-do-emigracii]
———
А вот что пишут В.З. Гарифуллин и А.З. Мубаракзянова в статье
«ЭТАПЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАЯЗА ИСХАКИ»:
«.. По случаю 300-летия династии Романовых 4 апреля 1913 г. Исхаки был освобождён из политической ссылки, после чего начинается второй этап его журналистской деятельности. Хотя весть об освобождении писателя татарской общественностью встречается с большой радостью и надеждой, власти этих чувств явно не разделяют. Гаязу Исхаки запрещается жить в Казани, в октябре 1913 г. он приезжает в Петербург. Ни постоянные преследования властей, ни опасность ареста не могут стать для него препятствием на пути открытия новой газеты. Так в свет выходит его собственная газета «Ил» («Страна»)...» [https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-publitsisticheskoy-deyatelnosti-gayaza-ishaki]

Из этого следует — в Петербурге студенты могли сфотографироваться с Г.Исхаки только с октября 1913, а отметить его «деньрожденье» в феврале-марте 1914.. (хотя исключать заезд в Петербург в апреле 1913 тоже нельзя)
———-
Пытался отгадать о каком фото говориться в статье Н.И.Таирова «ФОТО ТАТАРСКИХ СТУДЕНТОВ МОСКВЫ С ПИСАТЕЛЕМ Г. ИСХАКИ: ПОИСКИ И ОТКРЫТИЯ» и в конце концов нашел его в книге «Акчурины». Оказалось это другое фото (не одно из двух наших, как я надеялся) ..

Слева-стоят: 1 — Г.Дебердеев-41, 8 — Гумер Акчурин-39.
Слева-сидят: 4 — Гаяз Исхаки.

Вот что пишет Н.Таиров об этом фото:
«.. Данное фото впервые нами было выявлено в домашних архивах татарских предпринимателей и опубликовано в 1995 году на страницах популярного женского журнала «Сююмбике» в № 6(1) Благодаря названной публикации в последующем данный фотодокумент оказался в распоряжении исследователей. В частности, оно было использовано в одном из томов (т.3) собрания сочинения Г. Исхаки, правда без ссылок на нашу статью. В 2002 году это фото нами было помещено в книгу «Акчурины» (2). Все последующие годы нами проводилась дальнейшая работа по расшифровке снимка. Например, удалось установить личности некоторых студентов из рода Акчуриных, Камаловых, Рахимовых, Терегуловых и некоторых других.

В последнее время в нашем распоряжении оказался другой экземпляр снимка, на котором зафиксированы некоторые сведения. Например, обнаружена запись о дате фотографирования и список всех тех, кто оказался в объективе фотомастера. Данному несомненно ценному историческому источнику более 100 лет. Именно по этой причине фотоснимок подвергся серьезному испытанию не только временем, но физическими воздействиями. Это касается, главным образом, надписей. В нижней части снимка сохранился список тех юношей и девушек и Г.Исхаки, которые зафиксированы фотографом. Записи к сожалению, сохранились в очень некачественном состоянии Некоторые, отдельные части текста безвозвратно исчезли, другие серьезно стерты. Надпись на коллективном фото московских студентов с Г.Исхаки читается следующим образом:

«1.Халил Галиев, Бари Госманов, Гали Рэхимов, Сэгыйд Дибирдиев, Ибрахим Аитов, Гомэр Акчурин, Мостафа Шакулов, Гомэр Терегулов, Солейман Агишев, Мохэммэд Теригулов, Мостафа Сэйфелмолеков, Тахир Исиев, Гайнетдин Дебирдиев;

2.Гариф Кэримов, Марьям Айдарова, Ак кагазь Рустамова (Дустанова), Рабига Богданова, Гаяз Исхаков, Марьям Паташова, Хатима Камалова, Зохрэ Акчурина.»

3.Гиззэтдин Сэйфелмолеков, Шэйхулла Алкин, Нурмэхэммэд Татабаев1.

На обороте самой фотографии имеется название фотоателье с указанием адреса: «Фо-тогр.М.Перцев. Москва, Пятницкая 17». Там же сохранилась запись, сделанная кем-то ручкой о времени и месте фотографирования: «8-го апреля 1914 г.Москва». Надписи сохранились и на лицевой стороне этого уникального исторического документа. Так, имеется название ателье, выполненное в несколько другим шрифтом. ..» (АК: ДР Исхаки 22 февраля, а дата на фото может быть датой получения из фотоателье, думаю, перенос ДР на апрель может быть связан только с особыми обстоятельствами)
«.. Итак, перед нами коллективное фото студентов с писателем. Значительную часть студентов составляли дети купцов, промышленников, религиозных деятелей и образованной части российских татар. География представительства весьма обширна. Это Симбирская, Саратовская, Казанская, Оренбургская, Уфимская губернии и области страны. На фото мы видим представителей известных татарских предпринимателей Акчуриных, Дебердеевых, Аитовых, Рахимовых, Терегуловых Среди девушек мы видим представительниц Акчуриных, Камаловых, Поташевых
В числе студентов начало прошлого века мы обнаружили и несколько представителей рода Акчуриных. Это Гумер Акчурин — сын известного татарского фабриканта и мецената Хасана Акчури-наа. Гумер был студентом одного их московских вузов. Здесь же мы видим Мустафу Сеит — Шакулова сына Ханифы дочери Тимербулата Курамшевича и Хасана Батыргиеевича. ..
Следующий объект нашего внимания из рода Акчуриных — Зухра, дочь Исмаила Акчурина сына Курамши. Выпускница Симбирской женской гимназии была студенткой одного из творческих вузов Москвы. Зухра принимала участие и в общественных делах. Ей не было безразлично будущее России и ее народов. Зухра была делегатом всероссийского съезда мусульманок в Казани 24-27 апреля 1917 года. ..» (АК — кстати, сестры Зухры Исмаиловны жили в Ташкенте, не путать с Зухрой Акчуриной, только Асфандияровной, она была женой крымского просвятителя Гаспринского, основателя широкого движения «джадидов», оппонирующих «кадимистам» — «консерваторам», старым муллам)
«.. На фото, которое представляет большой интерес для исследователей, мы видим и группу татарских девушек-студенток. Последние обучались в самых разных учебных заведениях Москвы. В частности, на фото можно увидеть и узнать Хатиму Камалову. Она дочь известного религиозного деятеля мусульман-татар страны ишана Мухамед — Закира Камалова из Чистополя. Хатима обучаясь в одном из учебных заведений Москвы, хотела посвятить себя одной их труднейших, но благородных профессии во все времена — медицине. Как видим, намерения юной жительницы города на Каме были благими. К большому сожалению, ее жизнь оказалась очень короткой. Она скончалась в первые годы советской власти.
Наконец, Марьям Поташова, сидящая рядом с писателем. Во время Балканских войн она в составе небольшой группы татарских девушек (Гульсум Камаловой, Марьям Якуповой, Рокия Юнусовой.) побывала в Турции.»

О девушках поехавших в Турцию (в то время когда Россия была на стороне Болгарии и Греции воевавших с турками) смотрите «1912 Бестужевские курсы — Красный полумесяц — Энвер-паша..»
——

Вот что еще пишет Н.И.Таиров в статье «ГАЯЗ ИСХАКИ И МЕЦЕНАТЫ АКЧУРИНЫ» о том периоде..
«.. Следует сказать,что Г.Исхаки и Акчурины встречались и в ходе коллективных мероприятий, например, студенческих вечеров в столицах. Один из таких вечеров, на наш взгляд, и зафиксировал фотограф. Некоторые неизвестные сведения, на первый взгляд, пусть небольшие, о взаимоотношениях Г.Исхаки и Акчуриных может предоставить коллективное фото студентов с писателем. Уникальный фотоснимок был сделан в Москве весной 1914 года. ..» [https://cyberleninka.ru/article/n/gayaz-ishaki-i-metsenaty-akchuriny]
————-
Вот еще об этом периоде — Азат Ахунов «Гаяз Исхаки — Кто он? Кто он, кто нашу нацию взрастил?»:
«.. Письма к Горькому периода 1913-1914 годов — это ещё и жалобы на бедственное финансовое положение, в которое попал и татарский писатель, и издаваемая им теперь уже в Петербурге газета «Иль» («Отчизна»). Разжалобленный его письмом Горький шлёт денежный перевод в адрес своего нуждающегося татарского коллеги…» [http://greylib.align.ru/387/gayaz-isxaki-kto-on-kto-on-kto-nashu-naciyu-vzrastil.html]


опубл.2020-07-16

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress