опубл.2020-07-16, изм.2021-02-01
Влияние бухарской образовательной традиции на татарскую элиту в XVIII – первой половине XIX века
Айдар Хабутдинов (профессор Казанского филиала Российской академии правосудия, доктор исторических наук, Россия):
«.. Нигматулла в 1813 г. стал указным имамом и возглавил медресе в Стерлибаше, которое превратил в одно из ведущих учебных заведении края. Он превратил свое медресе в крупнейший суфийский центр региона и имел, по некоторым данным, десятки тысяч мюридов. Нигматулла обладал богатой библиотекой, использовал в учебном процессе труды Абдуннасыра Курсави.Его сын Мухаммад-Харис (1810–1870) был мюридом бухарского шейха Убайдаллы б. Ниязкул ат-Туркмани (сына Абу Салиха Ниязкул ат-Туркмани), от которого он получил иджаз-нама – разрешение на воспитание мюридов, число которых у него на родине было огромным. Всю жизнь Мухаммад-Харис активно занимался благотворительной деятельностью, открыл в родном селе приют на 40 мест для сирот и бедных. Имамом и мударрисом в Стерлибаше был и брат Мухаммад-Хариса Мухаммад-Харрас (1814–1871). Он учился в Бухаре (1844–1854) у Хасана б. Халь, Абдульмукмина б. Узбяка, Фазыла б. Гашур аль-Гидждувани12. ..» |
12 Тукаев М.-Ш.Х. Тарихе Эстерлебаш. – Казань, 1899; Фахретдин Р. Асар. – 2 жилд. – 9 жозья. – Оренбург, 1904. – С. 77–82; Асар. – 2 жилд. – 15 жозья. – Оренбург, 1908. – С. 504–506, 533; Хабутдинов А. Тукаевы // Ислам на европейском Востоке. Энциклопедический словарь. – Казань, 2004. – С. 322–324.
«.. Для Казани начиная со второй четверти XIX в. центром схоластического образования становится Апанаевское медресе20. Его становление относится к 1770-м гг., когда в Казани была выстроена вторая каменная мечеть. По характеристике Дж. Валиди, оно занимало «самое первое место среди казанских дореформенных медресе», где «служили самые выдающиеся мударрисы (преподаватели)». Первым из них был Салих б. Сагид аль-Кили (имам с 1793 г., ум. 1825) – ученик Габдессаляма аль-Кариле, затем продолживший обучение в медресе Гаты б. Хади аль-Бухари21. Затем б. Исхак б. Сагит (имам с 1832 г., ум. 1838), который учился в Ашите, Урнашбаше и Бухаре. Мухамедкарим Мухамедрахимов (имам с 1838 г. ум. 1861) учился у Габдуллы б. Яхьи аль-Чиртуши, в Бухаре – у Салиха б. Надира аль-Худжанди. Он поддерживал контакты с виднейшим стамбульским шейхом Накшбандийа-халидийа Зияутдином Гюмюшханеви22. Его сменил Салахутдин б. Исхак (Сагитов), учившийся в Бухаре (имам с 1862 г., ум. 1875). Наиболее известным его учеником, также продолжившим образование в Бухаре, был будущий мударрис казанского медресе «Мухаммадия» и муфтий ЦДУМ (1917–1921) Галимджан Баруди. Салахутдин б. Исхак выступил противником «Правил о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» 1870 г. В них утверждалось, что конечной целью политики образования «всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом». Салахутдин б. Исхак выступил жестким противником применения этих Правил. Поэтому после смерти власти не допустили избрания его брата Ахметши, жившего в Бухаре. В 1876 г. на место имама и мударриса был выбран престарелый мулла из деревни Менгеры (ныне Атнинский район РТ) Тазетдин Баширов (1813–1879), который учился в Казани у Баймурада б. Мухаррама («Иске-таш), Исхак б. Сагита (Апанаевское медресе) и в Мачкаре у Габдуллы б. Яхьи23. На этом бухарская традиция в медресе прервалась. ..» |
19 Марджани Ш. Указ. соч. С. 163–166.
20 Другие названия: «Кул буе» («Приозерное»), «Касимия». См.: Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. Исторические мечети Казани. – Казань, 2005. – С. 60–68.
21 Фэхретдин Р. Асар. – 1 жилд. – 4 жозья. – Оренбург, 1903.– С. 205–206.
22 Фэхретдин Р. Асар. – 2 жилд. – 13 жозья. – Оренбург, 1907.–С. 410–412.
23 Марджани Ш. Аль-кыйсме ас-сани мин китаби мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар. – Казань, 1900. – С. 254–255.
«.. Таким образом, во второй половине XIX в. часть мусульман Волго-Уральского региона продолжила традицию образования в Бухаре. Однако в это время для получения городского прихода и (или) поста мударриса в крупном медресе бухарское образование перестало быть обязательным. Наоборот, оно скорее становилось минусом, чем плюсом в глазах властей. Введение «Правил о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» 1870 г., а также требование о владении русским языком всеми кандидатами на должность имамов (начиная с 1890-х гг.) еще более затруднило занятие должностей «указных мулл», то есть официально признанных имамов, для выпускников Бухары. Наступала эпоха духовенства, подготовленного преимущественно в медресе Волго-Уральского региона, а в начале прошлого века мы видим влияние медресе Стамбула и Каира, Мекки и Медины. На смену бухарскому единству приходит многообразие… « |
«.. Лучшее представление о системе обучения в старометодном медресе бухарского типа дал Дж. Валиди. В медресе обычно поступали после окончания мектеба. Первый год обучения посвящался сарыф, а следующие два – нахве. На четвертый год начиналось обучение умственным наукам «аклият». Валиди так оценивал роль этого этапа схоластической школы: «Ее катехизическая система требовала от шакирда полного напряжения умственных способностей, мелочность ее рассуждений не могла не содействовать развитию силы критического анализа, а богатство всевозможных научно-философских знаний давало возможность более или менее свободно оперировать в области отвлеченной мысли». Последним этапом обучения был «наклият», то есть преподавание религиозных дисциплин «калама», «фикха» и «ысул-фикха». В результате обучения получался специалист по мусульманскому праву и догматике. Слабое знание арабского литературного языка и арабо-мусульманской классической литературы было также характерным признаком образования в татарском медресе. Бухарская методика не уделяла внимания риторике, но в теоретическом плане концентрировалась на акаид (догматике) и хикмет (философии). ..» |
из Татарской энциклопедии:
Амирханов Хусаин (1814, Казань — 17.1.1893, там же), религиозный деятель, историк. Обучался в медресе городов Чистополь, Казань, Бухара. С 1846 в Казани, с 1849 имам мечети «Иске-Таш» Новотатарской слободы. Преподавал в медресе «Амирхания». Автор историко-библиографических произведений, в которых содержатся сведения о деятелях, сыгравших видную роль в истории мусульманских народов. Создатель тасфира Корана «Аль-Фаваид» («Польза», 1870-80-е гг.) на татарском языке. |
из » Слепой мулла деревни Нурлаты» (Р.Хайрутдинов, Р.Салихов):
«.. Затем уже в начале 30-х гг. XIX столетия Фахрутдин бин Мустай отправился в далекое путешествие в Бухару, став одним из мюридов ишана Шамсутдина бин Мингола аль-Балтаи (ум. 1838). Через несколько лет вернувшись из Средней Азии, молодой, но уже весьма образованный шакирд еще какое-то время жил в Казани, посещая занятия Хабибуллы бин Рахман-колыя аль-Бики в медресе при 4-й соборной мечети. Казалось, пределов для совершенствования в богословских науках для будущего священнослужителя не существовало. Впрочем, и не мудрено, ведь даже простое перечисление имен его учителей уже свидетельствует о том, что выходцу из деревни Нурлат посчастливилось общаться с признанными корифеями той эпохи, необычайно талантливыми и эрудированными людьми. Не случайно каждому из них выдающийся татарский ученый Шигабутдин Марджани посвятил в своей книге «Мустафадаль-ахбар…» по отдельному очерку. ..» |
2003 1/2 Информация. Хроника http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2003_1_2/063/