tatar.uz сайт на стадии разработки

1912-07-19

1912 Бестужевские курсы — Красный полумесяц — Энвер-паша..

Балканские войны 1911-13 годов по дележке территорий Османской империи между будущей Турцией, Италией, Грецией, Болгарией и Сербией привели к интересному эффекту в России. Понятно что Россия поддерживала христианские страны, но эпоха плюрализма началась и княжна Елизавета Оболенская организовала Красный полумесяц для Турции..


Это и следующие фото из архива Марьям Якубовой..
Справа фото княгини Оболенской из «1903 последний бал Империи»

 


(тюрк) Марьям-хонима, своего облика хоть одну частицу .. предлагаю Вам. Али Назим.
(рус) Елизавета (Николаевна Оболенская), Назим-бей.
(фотостудия в Стамбуле)

Рядом с княгиней похоже Назим-бей (в 1918 был министром образования, а в следущем году был приговорен к ВМН за причастность к геноциду армян, но казнен только в 1926 когда пытался свергнуть Ататюрка, еще четверо обвиняемых были ликвидированы Дашнакцутюном)
«.. Окончил военно-медицинскую академию, получив диплом врача, со временем стал директором больницы.
Когда греки заняли Салоники в октябре 1912 года во время Балканских войн, Назим-бей был заключён в тюрьму, и в течение одиннадцати месяцев находился в тюрьме в Афинах в качестве турецкого националиста. В заключении охранники над ним сильно издевались, что, усилило его ненависть. ..» (cyclowiki.org/wiki/Назим-бей)

В общем от Ташкента в Турцию поехала Марьям Якубова..


1912 Турция — Участницы Красн-полумесяца н59
(франц) Четыре мусульманки приехали из России служить в Красном Кресте
1912 Турция — Энвер-паша с татар-девушками н244
1913 из книги Фатиха Карими «Стамбульская школа» стр.140: справа:
1 — Рукия Юнусова (из Петербурга)
2 — УммГульсум Камалова (из Чистая)
3 — Тауфик Нахид
4 — Анвар Бек
5 — Марьям Якубова
6 — Шариф Ахмаджанов

Об Энвер-паше в Википедии: «.. В июле 1912 года в стране произошёл переворот.. а в августе был распущен меджлис (парламент), в котором доминировали младотурки.. В январе 1913 года Энвер осуществил государственный переворот, приведший к свержению правительства Камиля-паши.. Занявший пост военного министра Энвер продвигал идеологию пантюркизма и панисламизма…»


1912 Турция — Каримовы, Юнусова, Акчурин, Камалова, Якубова с46(49)..

Сверху-слева — Марьям Якубова, Гульсум (36) Камалова-49, Юсуф (Акчура) Акчурин-39, Рукия (60) Юнусова-51.
Сидят — Гариф Каримов и Фатих Карими, Марьям Паташева
————-
«Данная поездка сделала Поташеву и ее подруг известными среди татар и тюркских народов. ..»
[https://cyberleninka.ru/article/n/foto-tatarskih-studentov-moskvy-s-pisatelem-g-ishaki-poiski-i-otkrytiya]


Больше подробностей в статье Гайнетдина Масгута в журнале Сюибимка..

и Мадина Рахимкулова — Мактаныплык татар кызлары

Еще совсем маленькой (в 4 года) научившись читать я беспрерывно читала газеты, журналы и книги в богатой домашней библиотеке моих родителей.
Тогда еще (лет 60 тому назад) я обратила внимание на один снимок в журнале «Ан» с подписью «Мактанырлек татар кызлари». Эти девушки казались мне тогда верхом совершенства, и белый наряд на них недосягаемой вершиной. На мой вопрос , кто эти девушки, мама ответила, что они сестры милосердия. Имен этих девушек я тогда не знала, да и стать сестрой милосердия, по моему детскому понятию, и мечтать, мне деревенской девочке, было невозможно. Но на вопросы взрослых «Кем ты будешь?», я отвечала, что буду доктором и буду лечить людей. А где-то в губину памяти врезались мне образы этих девушек и даже цифры на их халатах и надпись.
Прошли годы. Я не стала врачом, как мечтала в детстве, а пошла по линии точных наук.
И вот уже на пенсии, занимаясь историей просвещения, я вспомнила и разыскала этот номер журнала в библиотеке им.М.Е.Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Но в этом номере не нашла ни имен, ни фамилий. Помог мне оренбуржец Тауфик ага Сабитов. Он любезно предложил из своей библиотеки книгу Ф.Г.Каримова «Стамбул мактуплэре», где об этих девушках и других членах отряда «Красного Креста и Красного Полумесяца» из России сказано подробно.
Во время балканской войны в Турции приехали отряды «Красного Креста» из многих стран. В составе отряда мз России, кроме этих девушек, были Юсуф Акчурин, оренбуржцы Кабир Бакар, Гариф Гильманович Каримов (брат Ф.Г.Каримова) и другие.
Кто же были эти девушки? Перечисляем их справа налево по номерам на халатах:
1. Гульсум Камалова-Акчурина из Чистополя,
2. Марьям Паташева из Ростова,
3. Марьям Якубова из Ташкента,
4. Рукия Юнусова из Петербурга.
Помимо работы в госпиталях, эти девушки проводили большую общественную работу. Так, например, на многолюдном женском митинге в Стамбуле Гульсум Камалова-Акчурина вступила с вдохновенной речью и призывала турецких девушек и женщин активно помогать братьям и мужьям, находящимся на фронте…
Немного известно о дальнейшей судьбе Гульсум Акчуриной. Она была слушательницей математического факультета высших женских курсов в Петербурге. Активно сотрудничала в журнале «Шура» — выступала со статьями по женскому вопросу. С 1935 по 1940 годы жила и работала в Оренбурге. Умерла она в Казани в 1948 году.
Она была сослана из Петербурга после убийства Кирова. Ее мужа сослали в Сибирь.
О Марьям ханым Паташевой известно, что она была делегаткой на Всемусульманском съезде 1-2/V-1917 г. в Москве.
Сегодня многие советские женщины, в том числе и татарки, работают в различных должностях за пределами нашей родины.
Но об этих первых наших ласточках надеемся увидеть на страницах журнала более подробные воспоминания.

Надо немного сказать о Бестужевских курсах (в виде комикса для современной молодежи :).
Это было великое явление в Рос-Империи — с 1878 по 1918 был создан огромный учебный комплекс и их окончили почти 7 тыс.девушек (учились порядка 10тыс.), но главное — именно эти курсы похоронили Российскую аристократию. Реакционные преследования, закрытие «росчерком пера» вызывали у российской интеллигенции презрение к необразованным аристократам прогнившего самодержавия (в ответ аристократы называли «бестужевок» — «бестыжевками» :) Даже такое обычное дело как — курсистка Ольга Ульянова познакомила свою сокурсницу Апполинарию Якупову с братом Володей, тот сделал ей предложение, но она предпочла профессора Тахтарева, зато познакомила Володю с подружкой по вечерней рабочей школе учительницей Надей Крупской.. вылилось это не просто в бытовой роман.. Володя изменил в России всё — установил Советскую власть, прогнал буржуев.. А Надя организовала советское образование которым так восхищаются дедушки и бабушки нынешнего необразованного поколения..← список татарских студенток учившихся на Бестужевских курсах (из статьи Рафаэля Зарипова в журнале Сюмбика (1997) «Марьям-она») В списке Якупова Салима указана как из Ташкента, но в статье Биктемировой она бакинка (см. «1917 Революционный Туркестан» — еще не опубликована)

опубл:2020-07-19

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress