tatar.uz folk history

1887-08-24

1887 доктор Батыршин в кукольном театре

опубл.2020, доб.2023-05, доб.2023-10-09


П. В. Путилов. Из путевых этнографических наблюдений совместной жизни сарт и русских. (Сообщение чл.-с. Запад.-Сиб. отд. Импер. Рус. геогр. общ. П. В. Путилова, читанное в заседании Отдела 26 октября 1887 года). — Омск, 1887
..
Рассмотрев кратко жизнепонижающие влияния в виде употребления тех или других одуряющих веществ, я должен сказать, что этим еще не исчерпываются токсикологические условия, в которых стоит население данной местности. Возьмем народную медицину, остановившуюся на временах арабской, индейской и китайской, с массой неизвестных, лишних, темных и прямо вредных средств, распродаваемых в открытую. Одних стрихнинных семян, или чилибухи, поедается немалое количество. Д-р Батаршин говорил мне о недавнем случае отравления чилибухой с наступлением общих судорог у ребенка.
..
Когда мы выезжали из него поздно ночью, то бросилась в глаза в одном из отдаленных сартовских кишлаков тень, побрякивавшая в бубны. Очевидно, это было желание привлечь внимание проезжих и получить милостыню.
Что это такое, ямщик? — Это кишлак Махао.
Кишлак этот — поселок или квартал, в котором живут прокаженные.
Он для меня уже был не новостью: любопытство раньше тянуло меня увидеть его — и я посещал его с городским доктором (из оренбургских мусульман), который живет в Ташкенте чуть не с самого завоевания и пользуется между мусульманским населением большим авторитетом.
..

из статьи Н.С.Хамитбаевой:

. «Во 2-половине XIX века в Ташкенте действовал кукольный театр. Одним из любимых героев театра в 90-е годы был доктор Батыршин, городской врач из татар (В.В.Бартольд познакомился с ним в 1893-1894 гг.).
Представления, кукольные и в лицах, обыкновенно давались по вечерам в месяц рамазан, когда этот месяц приходился на зимнее время, и посещались многими русскими (Бартольд, 1927, с.174)»

«Русский колонизатор» публ.Л. Шахназаровой (Восток Свыше # 42)..

Из воспоминаний Б. Ширяева
В тридцатых годах, в бытность мою разъездным корреспондентом газеты «Правда Востока», мне удалось встретить в одном из маленьких городков на Средней Сыр-Дарье труппу курчакбозов, по всей вероятности, последнюю. Курчакбозы – это актеры, режиссеры, драматурги и одновременно владельцы бродячего кукольного театра, корни профессии которых уходят в глубокую древность народов Средней Азии.Главный несменяемый герой этого театра Аман-Палван (в переводе на русский язык – Горе-богатырь) приходится, вероятно, отцом итальянскому Пульчинелле, турецкому Карагезу, немецкому Иоганну Вурсту и… нашему, памятному еще старикам, забористому, веселому Петрушке. Да и сам театр курчакбозов развивался теми же путями, как и его западные родичи, включая в свои «классические» пьесы новых злободневных персонажей.

Я пробродил вместе с курчакбозами несколько дней, записал около десятка пьес их репертуара и позже, разработав эту тему в Ташкенте, при помощи сохранившейся там прекрасной библиотеки, выпустил даже небольшую монографию о нем, за которую получил ученую степень в местном университете.

В ходе этой работы меня поразило присутствие в некоторых пьесах двух русских персонажей: доктора Батыршина и купца Иванова, которые, к моему еще большему удивлению, оказались на самом деле жившими и широко известными всему Туркестану конца прошлого века людьми. Доктор Батыршин был военным врачом одного из туркестанских батальонов, поразившим местное население успешным действием русской медицины и лечившим это население бесплатно, а «купса» Иванов – одним из первых русских промышленников Сыр-Дарьинского края, коммерсантом-созидателем широкого размаха.
..


Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress