tatar.uz |
folk historyanvarkamal@mail.ru |
![]() |
.. |
К истории татар 10..17 века |
2025-07-21 |
К истории татар
опубл.2024-03-11 |
Если рассматривать историю из древности к нашим дням, то она будет куститься и ветвиться как родословная человека. И если идти от наших дней к древности, то история народа также будет ветвиться как корни человеческой родословной. Поэтому, чтобы определиться с историей современных татар лучше взять за исходную точку современный Татарстан. Его создали в 1924 году и дали русское название, хотя сами татары называли себя мусульманами или булгарами. Эта двойственность отражает двойную историю современных татар. Хотя есть еще вариант с Золотой Ордой и он тоже часть истории народа. Рассмотрим эти корни. |
Самая древняя часть — это Волжская Булгария, 10 век. Так как Волга (или Болга) служила торговым путем между Севером и Югом по ее берегам обосновались ближневосточные и персидские купцы. Они же принесли Ислам. |
В 13 веке нашествие монголов и образование Золотой Орды уничтожило Волжскую Булгарию, но образовалось Казанское ханство. На Оке, притоке Волги, образовалось Касимовское ханство или Мещера. В те времена военное сословие хозяйничало повсюду и ветераны Золотой Орды становились аристократами Казани, Касимова и даже Москвы. Касимовский предводитель Бихан стал родоночальником основных аристократических фамилий не только среди татар, но и Московии. Но в Москве они принимали христианство и переставали быть татарами. |
В 19 веке всех мусульман России называли татарами. Это была презрительная кличка от европейского слово Тартар. Это было связано с конкуренцией Европы с Османской Империей которая контролировала ближневосточную торговлю блокируя Европу на огромной территории от Африки до Волги. А так как турецкий султан был по совместительству и халифом всех правоверных, то мусульмане России были очень неудобной группой. Впрочем, удавалось сотрудничать, так как мусульмане умели хорошо торговать. |
А когда Россия в середине 19 века обратилась к Туркестану, тут тюркский язык стал особенно востребован. Язык, как и казачьи традиции были наследством Золотой Орды. Поэтому татары имея общие черты как язык Чингизхана и религию Мухаммада генетически совершенно разнородны, то есть из разных племен и народов. Беханиды — носители арабской гаплогруппы, но они военные аристократы, а Татарстан создали мусульмане-джадиды, конечно, в содружестве с купцами и сохранившими религию князьями. Богатые люди финансировали множество медресе, содержали учеников из народа и так создали татарскую интеллигенцию. Это послужило основой превращения военно-религиозно-торгового ордена в нацию со своим государством. И разнообразие характеров связано как с местными племенными культурами, так и с пришлыми — религией и воинской традицией. Отсюда и непримиримые споры об истории народа. |
Еще об истории поговорим в разделах Мещера Казань Идель-Урал ![]() |
ибн Фадланопубл.2023-05-11 |
Путешествие ибн Фадлана интересно не только описаниями, но и самим маршрутом. По логике — маршрут Юг-Север должен был проходить по Каспию и дальше Волга-Кама, но ибн Фадлан шел через Бухару и Хорезм. В то время должен был действовать канал Узбой соединяющий АмуДарью с Каспием, вполне возможно, что маршрут купцов и путешественников пролегал именно так. Основной татарский род из которого вышли аристократические фамилии Москвы — Беханиды, определенно был из арабских купцов. Об этом говорит их гаплогруппа J2b, проповедуемый Ислам, военно-казацкие и ремесленно-купеческие традиции татар. Поэтому, маршрут ибн Фадлана был, скорее всего, традиционным для арабов. Все-таки перевозка товаров на суднах имела огромные преимущества перед сухопутными вариантами. | В ту эпоху, давшую миру множество великих ученых, было три центра по которым они перемещались — богатая Индия (на реке Инд), исламский центр в междуречьи Тигра и Ефрата (Багдад) и на севере АмуДарья-Зерафшан (Бухара, Самарканд). Навои писал стихи на фарси, научные труды на араб, а общался с правителями Маверанахра на тюрк. Так поволжские татары оказались тюркоязычными потому что военная составляющая купеческой деятельности на северных путях была основной. Спорить с булгаристами нет смысла — и Булгар, и последующий Казан были теми же купеческими базами как Касимовское ханство. А тюркский язык (вместо араб) доказывает что татары это просто ЧВК (частные военные компании) в которые набирали по контракту.. («тать» — в русском вор, «вор» — в английском это война, «урус» в тюркском это битва :) | Из статьи на Письмах о Ташкенте.. | .. Саманиды имели тесные торгово-экономические отношения с зарубежными странами, в частности с Поволжьем, о чем свидетельствует тот факт, что маршрут посольства халифа ал-Муктадира 309/921-22 г., подробно описанный Ибн Фадланом, пролегал не по ближайшему пути через Кавказ, а через Бухару и Хорезм [27: c. 124]. Однако, эти торговые связи не служили государственным интересам ‘Аббасидского халифата, главной целью которого во внешней политике, было распространение ислама. Успехами этих торговых связей больше пользовались христиане и манихеи, которые вели активную миссионерскую деятельность в соседних странах [27: c. 125]. | Булгары в чужом «образе мира»: письменные источники по истории Волжской Булгарии |
Первым подробным и самым оригинальным сочинением о булгарах является знаменитая «Записка» («Рисале») Ахмеда Ибн Фадлана, который в 921—922 г. в составе посольства багдадского халифа, в котором он был секретарем, побывал на берегах Волги, совершив длительное путешествие от Багдада до Булгарии через Бухару и Ургенч. | После возвращения он оставил отчет, который получил определенную популярность среди любителей географии и просто диковинок. В ней Ибн Фадлан не просто описал довольно подробно, местами практически поденно, свое путешествие и увиденные страны и народы, но и дал полные, почти этнографические описания обычаев, обрядов, верований и быта различных народов и их взаимоотношений (связи огузов с булгарами, булгаро-хазарские отношения и т.д.), особенно булгар и живших близ ставки правителя булгар русов. | Сокращенный вариант «Записки» включил в свой труд автор начала XIII в. Йакут ар-Руми, извлечения из которого неоднократно публиковались в России. В 1922 г. востоковед Заки Валиди (Тоган) обнаружил в Мешхеде (Иран) более полный текст «Записки», который был им изучен и опубликован. В 1937 г. фотокопия рукописи была передана шахом Ирана в дар Академии наук СССР. На ее основе ее был сделан перевод на русский язык А.П. Ковалевским, позднее исправленный и дополненный. |
АбуРайхан БеруниБулгары в чужом «образе мира»: письменные источники по истории Волжской Булгарии |
Другой ученый-энциклопедист, Абу Рейхан Мухаммад ибн Ахмед ал-Бируни (973—1048), был выходцем из Хорезма, но почти всю жизнь прожил при дворе Газнийских султанов (см.: Тимофеев, 1986). Являясь придворным астрологом, он стал автором целого ряда популярных трудов по различным вопросам науки — астрономии, математике, медицине, географии, минералогии, этнографии, а также сводной хронологии мировой истории. | Особый интерес вызывает его известие из «Хронологии» (1000 г.), где он указывает, что «булгары Сувара» — есть «мусульманский народ», который живет на границе культурного мира, при этом они «…читают хутбу … они говорят не по-арабски, а на своем языке, смешанном из тюркского и хазарского». Выразительны его сведения о народах йуру из «седьмого климата», а также указания на точные координаты городов Болгара и Сувара. Некоторые сведения о булгарах и народах «седьмого климата» из его трудов получили освещение в исторической литературе. |
Бузлукийопубл.2023-05-11 |
Местечко Катартал в Ташкенте некоторые считают татарским, возможно из-за связи суфизма с Поволжьем, да и имя шейха Бузлукий созвучно с Бузулуком в Самарском регионе. Вот что пишет Слава Задорожный (Светослав Морской) в статье Катартал — таким мы не знаем .. |
Когда-то, во времена незапамятные, в этом месте появился скромно одетый человек. Никто не знает, что его привело именно в эту местность, но первым делом он «привел воду», точнее сказать, своими руками выкопал канал, существующий и поныне, водой которого и оросил пока еще пустынную местность. По обоим берегам канала он посадил деревья — с одной стороны — фруктовые — яблони, груши, вишню, сливу, тутовник, а с другой — ряд деревьев, ветви которых сразу склонились над водой. Догадайтесь, как впоследствии назвали улицу? Звали этого человека — Абдулкаюм Бузлукий, он был шейхом — видным богословом в исламе, и, возможно, мог принадлежать к суфийскому ордену Яссавийя, хотя это всего лишь предположение. |
Посаженные им деревья быстро «пошли в рост», и вскоре среди почти безжизненной пустыни зазеленела роща, деревья которой уже самостоятельно распространяться вдоль берегов канала. А, надо сказать, что уже в те времена существовал так называемый «Шелковый путь» — легендарная торговая трасса, соединившая Европу с Азией. По нему передвигались торговые караваны, перевозившие самые разные грузы, тем самым производя тем самым обмен теми или иными знаниями. | В один из дней служители и купцы очередного каравана, шедшего сто стороны Самарканда, были поражены — на почти пустом месте вдруг возникла обширная тенистая роща. Напоив коней и верблюдов, они продолжили свой путь, окончившийся в караван-сараях базара Чорсу. Предавшись отдыху после долгого пути, караванщики рассказали местным служащим караван-сарая о том, что они видели далеко за городом. Ташкентцы им сначала не поверили, и на следующий день снарядили в дорогу несколько всадников, которые, приехав на указанное место, сами убедились в правдивости слов гостей города. Здесь, в этом небольшом лесу можно было и отдохнуть на берегу канала, искупаться, приготовить различные блюда — чем не дача? Так и повелось с тех пор — строить летние домики именно в этой местности, что, естественно, доступно было это более-менее состоятельным людям. Чуть позже возникла и небольшая махалля, жители которой занимались «обслуживанием» проходивших мимо караванов. В те же времена здесь возникает и место последнего упокоения, получившее то же самое название — «Катортол кабристони», на котором и был похоронен шейх Абдулкаюм Бузлукий. | По старинной легенде, произошло сие печальное событие более тысячи лет назад — в 980-м году нашей эры. Могила уважаемого шейха и поныне находится на самой вершине холма, а неподалеку от него есть захоронения двух уважаемых «кори» (кары) — чтецов священной книги — ал-Корана. Согласно этой же легенде, продолжателем благого дела уважаемого шейха стал еще один святой — суфий Чапан-Ота (вариант — Чабан-Ота). Именно он продолжил проведение канала, который и поныне существует, правда, большей частью — под землей, в трубах. Чапан-Ота был покровителем скотоводства, и, одновременно, пастухом. Стада его на удивление были тучными, как и у жителей древнего кишлака Махалля — тепе — он располагался практически на месте бывшего пионерского лагеря «Орленок», и 15-го квартала Чиланзара. | По второй легенде — именно этот шейх ударил посохом о землю, и именно в месте удара появился родник, а вокруг него — целая роща ореховых деревьев. Вполне возможно, шейх был одним из тех людей, которых называют «лозоходцем» — это умельцы, которые с помощью У-образного прута могут находить под землей воду и полезные ископаемые — можно сказать — вид магии. Но частенько такие люди действительно оправдывают вроде бы безсмысленные надежды людей. Так или нет, но на 13-м квартале Чиланзара находится небольшой, скромный мавзолей, в котором бережно сохраняется могила святого Чабан-Ота, а прилегающая местность, как и неглубокий канал, по сию пору именуется его именем… (Я еще помню быстрые воды канала, когда в жаркие дни многие мальчишки и девчонки 14-го квартала бегали купаться «на Чапанку»). Много позже, в веке, наверное, XVIII-м, практически рядом с могилой шейха, на восточной стороне кладбища, была возведена скромная мечеть, скорее всего, носившая имя шейха (это мое предположение). |
Продолжение в «1962 Катартал». О религиозной школе в этой мечети в 1940..50 муллы в ссылке. Тут упоминается Ореховая роща, которая находилась примерно в километре от Катартала. Я в детстве ходил туда собирать орехи и малину. Хотя она располагалась совсем близко от дома (в 10 минутах ходьбы), но была такой дремучей и загадочной что дети без старших товарищей туда не рисковали соваться. Да и в нашем дворе было около 20 старых урючин и орешен которые сохранились благодяря тому что в этом месте была летняя столовая строителей. |
О трудных поисках истины в романе Салима Фатыхова Солнечный суфий. Еще его рассказы об Узбекистане 1969..77 С_Фатыхов — рассказы об Узбекистане.
Бухара, Ургенч 1572Аму - Иртыш - Окаиз «Сибирские сеиды и купцы Айтикины» (Калиль Кабдулвахитов |
![]() |
.. Из родословной-шеджере, имеющей хождение в нескольких вариантах, и сочинений исследователей прошлого известно, что род Айтикиных (Айтыкиных) восходит к сеиду Дин Али Ходже, прибывшему в Искерский Юрт из Средней Азии по приглашению хана Кучума. |
Согласно преданиям, бухарский хан Абдулла, родственник сибирского хана по шейбанидской ветви, дважды присылал по просьбе Кучума в Искер духовных лидеров. Кучум просил прислать одного сеида (человека из хашимитов — рода пророка Мухаммада (мир ему) и шейха — суфийского наставника. Абдулла-хан в свою очередь обратился за помощью к правителю Ургенча. После переговоров с ним в Сибирь изъявили желание отправиться Ярым-сеид и Шерпети-шейх. |
Шерпети как раз занимался в Хиве со своими учениками, когда ему предложили ехать в Искер. В составе каравана, отправившегося в Сибирь, было около тысячи человек: проповедники, воины, охранявшие караван, слуги, торговцы. |
.. Однако через два года Ярым сеид скончался, а шейх Шерпети на время вернулся в Ургенч. Кучум обратился к бухарскому хану вторично. На этот раз в Искер вместе с Шерпети приехал сеид Дин Али Ходжа — племянник Ярым-сеида, сын его брата Мир-Али-сеида... |
Далее продолжение истории вОбь-Енисей ..см.также: 1827 Экспедиция Нияза Айтыкина |
16-17 в Юнус Иванай — улем учившийся в Средней Азииопубл.2021-02-01 |
«.. Для Поволжского региона, основываясь на данных «Мустафад аль-ахбар» Ш. Марджани, можно получить достаточно адекватную картину роли образования в мусульманских государствах, и особенно в Бухаре, для татар. В Средней Азии получил образование первый мусульманский улем эпохи после падения Казанского ханства в 1552 г. Юнус Иванай. |
По данным Ш. Марджани, почти каждый из обучавшихся в зарубежных исламских центрах был мударрисом и имел целый ряд учеников, что подтверждает высокий статус такого рода образования. Именно выпускники Бухары создали практически все знаменитые медресе Волго-Уральского региона. Среднеазиатская система образования была основным примером и образцом для подражания6 ..»
6 Марджани Ш. Аль-кыйсме ас-сани мин китаби мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар. – Казань, 1900. – С. 254–255. |
Далее: КазаньЮнус Иванай — имя похожее на одного из Беханидов. Надо проверить. |
Аллахияр СуфиРодился в 1616 или 1630 в области Минкаль (рядом с г. Каттакурган - это между Самаркандом и Бухарой).. |
из Татарской энциклопедии т.1:По полулегендарным биографическим сведениям, которые были изложены Т Ялчыгулом в книге "Рисаляи Газизя" ("Послание Газизе", 1795) и пересказаны в раннем сочинении К. Насыри "Маджмуг аль-ахбар" ("Собрание сведений", 1859), Аллахияр Суфи жил и творил в Бухаре. Потомок выходцев из Поволжья, не потерявших связь с родным краем.. |
Главные произведения: "Субат аль-гаджизин" ("Неукротимость немощных", изд.1802), "Морад аль-гарифин" ("Цели просветленных", изд.1858), "Маслак аль-муттакыйн" ("Путь богобоязненных", изд.1899), "Махзан аль-мутыйгыйин" ("Сокровища благоверных") |
Далее о нем в18 век" |
И старинные карты..
Далее смотрите 18 век