tatar.uz folk history

1947-01-24

1943..50 САДУМ

опубл.2020, изм.2023-10, доб.2023-11-04

Предыдущий материал: 1934..42 Муллы в ссылке


Рашид Юнисов из Москвы, ведущий группу «Старинные татарские фотографии | Иске сурәтләр» на ВК опубликовал перевод статьи «1-й Курултай САДУМа, Ташкент, 1943 год«..

. Руководителями делегаций от республик выступили:
Председатель: Эшон Бабахан (Узбекистан), Абдулгаффар Шамсуддинов (Казахстан), Солих Бобокаланов (Таджикистан), Алимхон-тора Шокиров (Кыргызстан) и Шейх Анна-Ишан (Туркменистан).Приглашенные делегаты: Абдурахман Расулий, председатель Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири; Халил Рахман, имам-хатиб Московской мечети; и Киамуддин аль-Кадири, имам-хатиб Соборной мечети Казани.Эшон Бобохон был единогласно избран «муфтием пяти республик региона» (т.е. Центральной Азии). Его заместителем был избран Солих Мирод-Хваджа Солихи (Салихов), а главным секретарем – Зиауддин Бобохонов.САДУМ состояла из Администрации в составе 11 человек и Комиссии по пересмотру в составе 5 членов. В республиках были созданы кадияты, председатели которых назначали вышеупомянутых глав делегаций.В то же время был определен персонал, обслуживающий отделы в составе Администрации (Департамент фетв [с 1958 г.], Отдел деятельности мечетей и др.).

1943 Ташкент 1-курултай САДУМА. Муфтий Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана Эшон Бабаханов (пятый слева) и муфтий ДУМЕС Шакир Шайхислам улы Хиялетдинов (четвертый справа). [АК: слева сидит АбдульВадуд Фатахетдинов]

Первая фетва Эшона Бабахана (1943) называлась «О пособии на пищу людей Книги [евреев и христиан] во время путешествий и военных действий» и была переведена на несколько языков, используемых советскими мусульманами. Причиной этого стало то, что солдаты-мусульмане, служившие на фронте во время Второй мировой войны, отказывались есть свинину из своих пайков (в частности, жестяные банки, которые прибывали из США в рамках программы ленд-лиза), что приводило к случаям дистрофии и недоедания. Фетва позволяла мусульманским солдатам есть «пищу людей Писания», тем самым устраняя проблему.Другая фетва Эшона Бабахана (1944 г.) провозгласила законность джихада против фашистов. Хотя эти фетвы не были официально опубликованы, копии их постановлений распространялись на нескольких языках среди солдат на фронте.Впоследствии при Администрации было основано медресе Мир-и-Араб (1946 г.), за которым последовали медресе Баракхана (1956-1962 гг., Ташкент) и Высший исламский институт (с 1971 г.). Чтобы фетвы не противоречили существующим государственным законам и Конституции СССР, был образован совещательный орган по судебным делам.


О встречах АбдульВадуда Фатахетдинова с мусульманскими деятелями Андижана и Оша см. 1941..52 Ферганская долина.


Еще фото с АбдульВадудом Фатахетдиновым. К сожалению, без названий и не помню откуда, потом выясню. Возможно, 1947 год — 3-курултай..

1947прим АбдульВадуд 6+

1947прим АбдульВадуд 4

 

1947прим АбдульВадуд 5


И еще публикация Рашида Юнисова — 1949 год..

1949 Ташкент 4-курултай САДУМ. Муфтий Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана Эшон Бабаханов (средний ряд 4-слева) и муфтий ДУМЕС Шакир Шайхислам улы Хиялетдинов (средний ряд 3-слева). [АК: справа-внизу сидит, похоже, товарищ из Оша с фото 1947 с АбдульВадудом]

 

 


еще о Шахимардан-хазрате в комментарии Фахима Ильясова на Письмах о Ташкенте
http://mytashkent.uz/2015/05/14/progulka-po-almazaru/#comment-188787

. ..
Мой дедушка по отцу Шахимардан — Хазрат, после отсидки на Соловецких островах был сослан в Мары, и одно время, после Мары, тоже жил на Алмазаре, в тупике Малярный. Дед был имамом — хатыбом кукчинской мечети, одной из мечетей Ашхабада, Фрунзе ( в годы ссылки), Соборных мечетей Нижнего Новгорода и Москвы до ссылки, а после возвращения из ссылки в Ленинград, а Шахимардану — Хазрату так и не разрешили вернуться в Москву, он был имам — хатыбом Соборной мечети Ленинграда. Покойный Муфтий САДУМа Эшон Бабахан всегда просил читать Хутбу на пятничном намазе, только, Шахимардана — Хазрата. После одной из пятничных намазов Шахимардана — Хазрата снова забрали в НКВД по доносу мулл из других мечетей. Так как, когда читал проповедь Шахимардан — Хазрат, то в других мечетях, практически, не было правоверных, а это сказывалось на пожертвованиях. После вмешательства высопоставленных чиновников и уважаемых людей города, Шахимардана — Хазрата отпустили, но с условием годичной ссылки в город Фрунзе. На улице Алмазар мой папа — фронтовик, прошедший три войны, Финскую, Великую Отечественную и войну с Японией, приехавший первый раз в своей жизни в Ташкент проведать своего отца Шахимардана — Хазрата, увидел в тупике Колючем мою будущую маму, сразу влюбился в неё и остался навсегда жить в Ташкенте.
..

О Льве Зосимовиче Писаревском..

Как вспоминала дочь Хазрата Закия — Ханум, однажды к ним домой пришёл школьник и попросил научить арабскому языку. Шахимардан — хазрат ответил, что он обучает языку посредством Корана и для этого надо быть мусульманином. Мальчик сразу согласился принять Ислам. Он сделал омовение и повторил Шахаду. Школьник начал усиленно учить арабский язык и проявил удивительную способность.
Затем, в Ташкенте, во время войны, Хазрат помогал ему работать над книгами арабских философов и писателей.
..

Далее о Л.З.Писаревском — «1950-е Ленинград».


О мактабе на Катартале:

из «ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ
Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае»
..
Что касается мактаба, то он был разрушен властями в 1952 г. и представлял собой одноэтажное здание. По воспоминаниям коренных жителей этой махали Абдукахара (102 года) и бывшего настоятеля этой мечети Азада Валисвича Максудова (65 лет), в 1940 и начале 1950 гг. в мактабе проводились занятия нелегально, при не афишируемой поддержке Среднеазиатского Духовного Управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ).

Еще о муллах из дневников Галии Кармышевой (стр.493-494)..

²7 МхммдГазизЕтДин (Гиззетдин) Сиражетдин-улы Аитов — младший брат Мазкуры, умершей на его руках, оставившей на его попечение шестерых сирот. Образование получил в Апанаевском медресе в Казани, на берегу Кабан-куля. Отличался необычайной добротой и щедростью. В своей жизни воспитал и поставил на ноги 18 сирот из своей близкой и дальней родни (из его воспоминаний).Скончался в Ташкенте в конце 40-х годов.

Родословные схемы Аитовых — Кармышевых ..

Аитовы-А1 (2020-06-02)

(А1а) Аитовы, Кармышевы (2020-06-02)

Кармышевы-К1 (2020-06-02)

См.также:
Подвиг Кармышевых
1931..33 Кармышева в Андижане


Продолжение: 1950-е Дети мулл

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress