tatar.uz сайт на стадии разработки

1940-08-24

1930-40-е Фахим Ильясов — ДЕДУШКА ШАХИМАРДАН — ХАЗРАТ (6 ЭССЕ — 5)

из http://mytashkent.uz/2016/09/26/pered-kanikulami-shest-esse/

. ДЕДУШКА ШАХИМАРДАН — ХАЗРАТ

Любимым занятием папы по вечерам было чтение, начиная от газет, журналов, детективов, мемуаров, особенно о маршале Г.К. Жукове писателя В.В. Карпова и других книг о войне. Папа также любил по настроению углубиться в статьи и книги на арабском языке покойного академика Игнатия Юлиановича Крачковского (друга деда) и в работы заведующего кафедрой семитологии восточного факультета ЛГУ Писаревского Льва Зосимовича (ученика деда, дед учил его арабскому языку). Это занимало у папы несколько дней, а после он всегда писал письма — комментарии Льву Зосимовичу Писаревскому, а тот присылал папе ещё какие — нибудь работы И.Ю. Крачковского.

Папин отец Шахимардан — Хазрат после окончания медресе в Казани, где он учился и жил в одной комнате с татарским поэтом Габдуллой Тукаем, уехал в Каир учиться в знаменитом университете Аль — Азхар. После окончания каирского университета Аль — Азхар, Шахимардан — Хазрат учился ещё и в Китае. В перерывах между учебой он работал Имамом — Хатыбом в Нижнем Новгороде и построил там вторую Соборную мечеть. Мир востоковедов был тесен, и он сблизился с И.Ю. Крачковским в Каире, куда последний приезжал, они и по возрасту были близки к друг другу. Знаю со слов тетушек, отца и Л.З.Писаревского, что при переводе Корана, И.Ю. Крачковский часто консультировался с Шахимарданом — Хазратом. Говорят, когда он приходил к деду, то сразу начинал шутя спрашивать, — » Шахимардан — Хазрат, а когда будут готовы перемечи»? Да и возвращению деда из ссылки в Питер говорят, поспособствовал Крачковский. Но сам И.Ю.Крачковский умер почти сразу после переезда деда в Ленинград. А Шахимардан — Хазрат умер через два года после И.Ю. Крачковского, но успел поработать со своим учеником, а после учеником академика Крачковского заведующим кафедрой семитологии восточного факультета ЛГУ Л.З. Писаревским.

Но всё таки Шахимардан — Хазрат был религиозным деятелем, а не востоковедом. Он искренне верил в Аллаха и великолепно проводил Хутбы — пятничные проповеди. Шахимардан — Хазрат обладая красивым баритоном завораживающе читал Коран. Часто он читал весь Коран во время ночного намаза в два ракята, то есть за два земных поклона. Прочитав вслух первую половину Корана, он делал земной поклон, затем он читал вторую часть Корана и совершал второй земной поклон. Обладая удивительным голосом и абсолютным слухом Шахимардан — Хазрат во время чтения Корана собирал за собой тысячи людей присоединившихся к нему для совершения ночного намаза. Народ услышав завораживающее пение Корана приходил в мечеть чтобы совершить ночной намаз «Тахаджуд» вместе с Шахимарданом — Хазратом. Это неоднократно случалось в Ташкенте, Ашхабаде, в Мары и во Фрунзе.

А однажды Шахимардан- Хазрат читал ночную молитву в степи, а читал он очень громко и его красивый баритон без всякого микрофона был слышен на многие сотни метров. После молитвы обернувшись он увидел тысячи всадников прискакавших чтобы послушать, буквально, волшебное чтение Корана. Об этих и других фактах из жизни Шахимардана _ Хазрата мне рассказывали как родственники отца, так и кукчинские старики, знавшие его лично. Деда своего я не видел, но его присутствие ощущалось всегда, так его часто вспоминали и родственники, и знакомые, и совсем незнакомые люди.

еще о Шахимардан-хазрате в комментарии Фахима Ильясова на Письмах о Ташкенте
http://mytashkent.uz/2015/05/14/progulka-po-almazaru/#comment-188787

. ..
Мой дедушка по отцу Шахимардан — Хазрат, после отсидки на Соловецких островах был сослан в Мары, и одно время, после Мары, тоже жил на Алмазаре, в тупике Малярный. Дед был имамом — хатыбом кукчинской мечети, одной из мечетей Ашхабада, Фрунзе ( в годы ссылки), Соборных мечетей Нижнего Новгорода и Москвы до ссылки, а после возвращения из ссылки в Ленинград, а Шахимардану — Хазрату так и не разрешили вернуться в Москву, он был имам — хатыбом Соборной мечети Ленинграда. Покойный Муфтий САДУМа Эшон Бабахан всегда просил читать Хутбу на пятничном намазе, только, Шахимардана — Хазрата. После одной из пятничных намазов Шахимардана — Хазрата снова забрали в НКВД по доносу мулл из других мечетей. Так как, когда читал проповедь Шахимардан — Хазрат, то в других мечетях, практически, не было правоверных, а это сказывалось на пожертвованиях. После вмешательства высопоставленных чиновников и уважаемых людей города, Шахимардана — Хазрата отпустили, но с условием годичной ссылки в город Фрунзе. На улице Алмазар мой папа — фронтовик, прошедший три войны, Финскую, Великую Отечественную и войну с Японией, приехавший первый раз в своей жизни в Ташкент проведать своего отца Шахимардана — Хазрата, увидел в тупике Колючем мою будущую маму, сразу влюбился в неё и остался навсегда жить в Ташкенте.
..

опубл.2020-08-24.. 26

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress