![]() |
Амударья 1929..31 |
|
Амударья 1926..28 |
2025-11-16 |
Карши 1929Аюп мурза Дулатов 44 года.. едет из Ташкента в Яккабаг.. опубл.2021 |
.. Переночевав в чайхане, на следующий день ранним утром Аюп Юсупович со своим спутником, сели в поезд, отъезжающий в Бек-Буди – областной центр Кашка-Дарьи. |
ГЛАВА 3. БЕК-БУДИЧерез сутки после отъезда из Ташкента пассажирский поезд прибыл на станцию Бек-Буди, выйдя на перрон, Аюп Юсупович направился в здание железнодорожного вокзала. Вокзал был построен до Октябрьской революции, с учетом местной архитектуры Востока и жаркого климата. Стены здания как снаружи, так и внутри выложены крупным декоративно оформленным бутовым камнем, толщина стен около 80 см, что позволяет в самые жаркие месяцы внутри здания чувствовать приятную прохладу. В центре здания – четырехайванная композиция, сочетающаяся с порталами и замкнутым кубом, увенчанным сводчатым синим куполом, диаметром четыре метра и пристроенными к боковым порталам куба залы ожидания со стрельчатыми окнами. Внутри здания кроме женского и мужского залов ожидания, расположены комната начальника станции, комната дежурного по вокзалу, касса для продажи железнодорожных билетов. Купив в кассе билеты до станции Яккобаг, на поезд – через час отправляющийся в сторону города Шахрисабз, наши путники вышли на привокзальную площадь. Здесь Аюп Юсупович залюбовался мастерски подогнанными, гладко отшлифованными речными камнями разной конфигурации размером от 15 до 25 см, аккуратно установленными где ребром, где и плашмя, радугой переливавшимися на солнце. |
От центра площади шла мощенная дорога, шириной около пяти метров, так, чтобы могли две арбы разъехаться. |
Аюп Юсупович с Юниром пошли в чайхану, – которая расположилась в углу между площадью и каменной дорогой, заказали черный чай и в ожидании заказа стали изучать восточные достопримечательности. Наконец, разносчик принес горячую лепешку, восточные сладости, чайник чая и две пиалушки. Не спеша, попивая чай, путешественники поджидали свой поезд.Точно по расписанию пассажирский поезд Бек-Буди – Китаб отправился в путь. По пути следования поезд часто останавливаясь на каждом разъезде или у населенного пункта, а в районных центрах – Гузар и Камаши – стояли около часа, на стоянках закачивали воду. |
Яккабаг 1929Аюп Дулатов приезжает в Яккабаг.. |
ГЛАВА 4. ЯККАБОГНаконец протяжный гудок паровоза возвестил о приближении к станции Яккабог, пассажиры засуетились и потянулись к выходу, к выходу направились и наши путники. Выйдя на перрон, Аюп и Юнир отправились в здание вокзала. Построен он был, по тому же проекту, что и в Бек-Буди, Гузаре, Камаши и Китабе. Дулатов расспросил дежурного по вокзалу: где можно помыться, где расположена чайхана. У водонапорной башни наши путники смыли с лиц копоть от паровозной топки и через привокзальную площадь направились в чайхану в ста метрах от вокзала. Плотно поев, в чайхане Юнир остался отдыхать и охранять вещи, а Дулатов, поговорив с чайханщиком, отправился на колхозный базар. Базар был рядом, у входа стояло несколько торговок лепешками, а внутри базара, огороженного низким глиняным дувалом, не было ни навесов, ни прилавков, торговали с земли. Неподалеку от входа лежали горы арбузов, дынь, тыквы, укрытые от солнца чем попало, покупателей почти не было – не базарный день. Как позже выяснилось, в рабочее время праздношатающиеся, кроме приезжих, на станции редкость. |
Поселок станции Яккабог (что в переводе означает одинокий фруктовый сад) – пустынный безводный перекресток между районными центрами Камаши – Шахрисабз и Яккабог – Чиракчи. А районный центр Яккабог расположен в предгорье Гиссаракского хребта на реке Кизил-дарья, в 15 км от станции. На территории станции, кроме здания вокзала, расположены средняя школа, заготпункт для зерновых культур двух районов, чайхана, универмаг и несколько десятков жилых домов бесплановой постройки. Население станции в основном занято обслугой: приемка – отправка, погрузка – разгрузка зерна и нефтепродуктов. Те, что живут ближе к вокзалу питьевую воду берут из крана водонапорной башни, кто живет подальше пользуется колодезной водой. |
Через дорогу от базарной площади расположен просторный, по тем временам, универмаг, где почти не бывает покупателей. |
Складское помещение было пристроено к боковой стене здания вокзала, двухстворчатые ворота были открыты, внутри за столом сидел мужчина средних лет и что-то записывал в толстую тетрадь, щелкая счетами. |
Закончив дела, Фахрутдинов встал из-за стола, подхватив табуретку подсел к гостю, и попросил его подробно рассказать о новостях в родных краях. Айса Фахрутдинов на 10 лет моложе Аюпа, которому в текущий момент исполнилось 44 года, они вместе призывались и воевали в составе первой Конной армии и были участниками боев при освобождении города Ростова от Деникинской Добровольческой армии в январе 1920 года. |
Пока земляки были заняты беседой, раздался приближающийся протяжный паровозный гудок, возвещающий о прибытии железнодорожного пассажирского состава, к головной части которого прицеплен товарно-почтовый вагон, куда Айса со склада должен был сдать груз для отправки в центр области. К складу подошли помощник приемщика и привокзальные грузчики с тележками. Аюп Дулатов направился к чайхане, и застал Юнира мирно беседующим с хозяином заведения. |
Юниру около 40 лет, невысокого роста, широкоплечий, в народе о таких говорят: «пахать можно», сильно набожный, знает много поговорок, с юношеских лет служит в семье Дулатовых в основном конюхом. После печального события, когда его жена и ребенок погибли при массовом пожаре, охватившем почти всю деревню, он стал угрюм и нелюдим и сильно привязался к Аюпу Юсуповичу. Тут в чайхане его как будто прорвало – разговорился. |
| Аюп Дулатов в гостях у Айсы Фахрутдинова.. |
Когда они подошли к складу, там были Айса и его помощник. Помощником оказался молодой человек, представившийся Хамидом. Одет он был в национальную одежду: тюбетейку, белую рубашку навыпуск подпоясанную «бельбогом» , на котором висел узбекский нож в кожаных ножнах, зафиксированный, чтобы случайно не выпал из ножен, деревянной затычкой. Ножи носили как национальную принадлежность все мужчины, достигшие совершеннолетия, если не на поясе, так за голенищем сапога или ичига. |
Айса широко открыл калитку, приглашая первым войти гостя, супруга хозяина дома встретила их у крыльца дома, как гостеприимная хозяйка пригласила войти в дом, и пропустив вперед мужчин, скрылась на кухне. |
Хорошо подкрепившись и опорожнив бутылку, они вышли во дворик и присели на скамейку, Аюп Юсупович сразу взялся за свои папиросы, которые набивал сам. У него были запасные блоки с гильзами, табак и гильзонабиватель, набьёт с десяток папирос и носит с собой в портсигаре. Пока он курил (Айса был некурящим), Айса начал свой рассказ: |
Вспомнили про Гражданскую войну, события на Царицынском фронте, конный корпус С.Буденного, вспомнили январь 1920 года, наступление на город Ростов-на-Дону. |
– Буденного с его конницей после разгрома Деникина, – в конце 1920 года направили в Бухару, для разгрома войск Эмира Бухарского, а так как в войсках Эмира служили в основном жители из Кашкадарьи, Буденный лавиной прошелся по этим местам и жестоко расправился с теми, кто встречался на его пути, загнав остаток войск Эмира в Гузарские, Камашинские, Яккабогские и Шахрисабзские горы. Воины Эмира носили такую же одежду, что и мирные жители, разве что с оружием – сабля, да трехлинейная винтовка системы Мосина, при отступлении выкинув оружие, и тебя не отличишь от мирного крестьянина, поэтому много пострадало мирных жителей этого края. Во многих чайханах на стене висит замызганный портрет Буденного, на которого из пиалки выливают остаток чая, не на пол, как обычно, а на портрет. Не все посетители это одобряют, но молчат. Я к чему это тебе рассказываю, а Аюп абзий, чтобы ты не надевал форму «буденновца», а то ненароком можешь получить пулю, тем более там, куда ты завтра собирался ехать. Там горы, а в горах скрываются те, которых власти называют басмачами, местные жители называют их патриотами, так как в основном это их дети, родственники, они никого не грабят, не чинят насилия над жителями окрестных кишлаков, они воюют против власти, против русских, которые под маской доброжелателей, хотят властвовать над их народом. – Извини, заболтался, как выпью, так язык развязывается, и ты молчишь не перебиваешь меня. – Я внимательно тебя слушаю, для меня все это ново. – Так время уже позднее, я вижу ты устал, пора спать. |
| Аюп Дулатов едет в райцентр Яккабаг.. |
На другое утро Айса вместе с Аюпом Юсуповичем вышли из дома и направились в сторону вокзала, когда они подошли к складу – где работает Айса – там уже хозяйничал его помощник – Хамид. От чайханы они прошли мимо базара к перекрестку, от которого влево вела дорога к райцентру Чиракчи, а направо вела в районный центр Яккабог, который расположен от железнодорожной станции в 15 км. |
По приглашению арбакеша, Аюп Юсупович, уцепившись за верхний ободок правого колеса и наступив на поперечную деревянную спицу, устроился, свесив ноги рядом с арбакешем. Тронулись в путь, сначала медленным аллюром, а потом и галопом. |
Аюп Юсупович отошел от арбы, постоял оглядываясь по сторонам и увидел сидящего у забора в тени ветвистого дерева продавца насвая , подошел к нему, поздоровался и спросил, не знает ли, уважаемый, Эргаша-полвана, и где его найти. Теперь, зная где найти своего знакомого, Аюп Юсупович решил пройтись по базару, по торговым рядам. Здесь в основном были одни мужчины, одетые в полосатые чапаны, подпоясанные бельбогом и естественно, с ножами, висевшими на левой стороне пояса, что выдавало – хозяин ножа правша, на голове у мужчин была чалма. |
Немного побродив, ближе к обеду, Аюп Юсупович направился в заготконтору в надежде встретиться с Эргашем. Эргаш-полван, как его местные жители называют, действительно оказался здоровым и сильным выше среднего роста приятным мужчиной, как только Аюп вошел в кабинет, тот сразу узнал его, встал из-за стола и пошел навстречу, тепло и радостно обнялись по восточному обычаю, после чего пригласил присесть, расспросил о здоровье, ответил на встречные вопросы и потом сказал: |
| Аюп Дулатов в гостях у Эргаш-палвана.. |
Семья Эргаша-полвана жила в просторном доме, построенном в восточном стиле с айваном, открытым в сторону восхода солнца, с искусно нарезными подпирающими колоннами, изготовленными Шахрисабзскими мастерами из цельных стволов деревьев. Посреди двора хауз (пруд) с прозрачной родниковой водой, вокруг хауза растут белые тополя, создавая тень зеркально отражающуюся в хаузе и вокруг него. |
Для узбекского народа гость в доме – это что-то священное, посланное Творцом, какое бы положение не было у узбека: бедный, состоятельный – он последнее выложит на достархан (скатерть), чтобы угодить гостю, и он остался бы довольным, оберегая его от любых дурных посягательств в его доме. Хозяин дома пригласил гостя на почетное место на курпачах, расстеленных на топчане, а сам примостился напротив, произнес короткую молитву и после слова «Оминь» поприветствовал гостя – Хуш келибсиз (добро пожаловать), в это время дети, дожидавшиеся окончания молитвы, стояли у крыльца дома, кто с подносом в руках, кто с фарфоровым чайником, а младший с пиалками, после слова «Оминь», они подошли к отцу и передали поочередно в руки ему все, что принесли, отец поблагодарил их за усердие и велел идти к матери, помочь ей. Хозяин дома налил в одну пиалу чая, поднял крышку чайника и вылил содержимое пиалки в чайник и повторил это три раза, по местному этот способ размешивания называется «айлантр», что в переводе означает «закрути». Первую пиалу с чаем, в знак уважения преподнес гостю, после чая принесли горячую еду. |
Молча поели, по окончанию трапезы поблагодарили Всевышнего, произнесли «Оминь», проведя обоими ладонями рук по лицу. Когда с достархана убрали, мужчины приступили к серьезному разговору. Аюп Юсупович откровенно рассказал о причинах, побудивших покинуть милый сердцу родной край, семью, родителей, родственников, друзей, рассказал о цели и планах своего приезда, если власти этому не помешают, хотя ничего противозаконного я не делал, наоборот, у меня есть заслуги в гражданской войне, я стал инвалидом, найду подходящую работу, останусь на постоянное жительство на станции Яккабог, когда все подготовлю, вызову жену с детьми. |
– Да-а, тяжело Вам придется, но всюду есть друзья, которые в нужную минуту помогут… – В связи с последними событиями (я тоже, как Вы знаете, был купцом) теперь я стал государственным служащим, меня как специалиста назначили заведующим заготовительной конторой. Работа та же, что и раньше, только не купи-продай, как это было раньше, а принимай-отправляй, сижу на установленной зарплате, принимая от колхозов сырье (согласно утвержденному плану по сдаче), шкуры крупнорогатого скота, и выдаю поставщикам справки. – Сколько меня продержат на этой работе, не знаю, все зависит от районного начальства, да, извини меня, скоро обеденный перерыв кончится, мне пора, а Вы можете до вечера отдохнуть, а если не устали, прогуляйтесь по нашему поселку. – Вы извините меня, но бездельничать я не намерен, пойду с Вами, наведаюсь в райпотребсоюз, мне не терпится, сразу надо выяснить, есть ли возможность устроиться на работу? – В таком случае идемте, если на моей работе нет срочных дел, пойдем вместе в райпотребсоюз, я только скажу учетчику, куда мы ушли. – В государственных учреждениях строгий распорядок, который все должны соблюдать, и мы, руководители любого звена, должны быть примером для своих подчиненных, так нам говорят на совещаниях, вот так-то, товарищ безработный, – со смехом добавил Эргаш-полван. |
| Аюп Дулатов в Правлении.. |
Когда пришли в контору, учетчик и завскладом были на местах, у склада стояло несколько ишаков, груженных вьюками. Эргаш-полван, переговорив с учетчиком, подошел к Аюп Юсуповичу, и они вместе отправились решать вопрос трудоустройства. |
Правление находилось не так далеко от конторы, всего минут пять ходьбы, они подошли к высокопотолочному зданию с большими воротами для въезда во двор, где по всему периметру вместительного двора находились складские помещения. |
– С таким образованием и опытом работы в торговле, между нами говоря, Вам надо работать в областном центре. – Меня ни область, ни райцентр не интересуют, я инвалид войны, мне надо работу, которая мне по плечу, согласен в любом кишлаке или на станции в какой-нибудь торговой точке. – На станции пока вакантных мест нет, а вот в кишлаках мы собираемся организовать две торговые точки, но дело в том, что там нет грамотных людей, а с райцентра нет желающих, они там боятся работать, в этих горных селениях по ночам ходят басмачи, правда, не было случая, чтобы они трогали или отбирали что-то у местных жителей. – Председатели этих колхозов, проживающие в кишлаках Татар и Кайрагач, давно просят у руководства района, чтобы мы организовали и открыли магазины, а руководство района давит на нас. |
– А как далеко находятся эти кишлаки? – Татар-кишлак находится высоко в горах в верховьях нашей Кизилдарьи, туда ведет одна дорога вдоль правого (по течению) берега реки, от нас более 30 км, в общем, это место вам не подходит, там требуется физически сильный и только местный человек, товары и продукты нужно вывозить самому. – А вот кишлак Кайрагач совсем недалеко, где-то около 8 км от нас, расположен на берегу маленькой горной речушки и от станции такое же расстояние как и до нас. – Если Вас устраивает Кайрагач, то сейчас я пойду к председателю правления, если у него в кабинете нет посетителей, то я Вас приглашу к нему для собеседования, а Вы пока подождите здесь… |
Через некоторое время кадровик пригласил Дулатова к председателю, при этом попросил: |
| Аюп Дулатов в конторе.. |
Покинув кабинет председателя райпотребсоюза, Аюп направился, как и обещал, к начальнику отдела кадров, там его дожидался Эргаш… |
Покинув здание райпотребсоюза, Эргаш и Аюп направились в сторону заготконторы, Эргаш пересказал разговор с руководителем и довольный поручением сказал: |
По окончанию рабочего дня Эргаш с гостем отправились домой, там уже хозяйничал возле казана брат Эргаша. |
Через некоторое время, как и обещал, раздав детям поручения, Эргаш возвратился к своему гостю. Начали подходить родственники и друзья, поздоровавшись, рассаживались на широком топчане вокруг достархана, поджав под себя ноги. |
Остались только брат хозяина и близкий друг, которого Эргаш попросил задержаться. Оставшись вдвоем, решили укладываться спать. Домочадцы убрали достархан , принесли постельные принадлежности и постелили на супе. |
| Аюп Дулатов едет в кишлак Кайрагач.. |
На утро с первыми петухами наши путники в стеганных ватных чапанах , как и договорились, на лошадях отправились в кишлак Кайрагач. |
Перешли маленькую горную речушку. В период дождей, наверное, не зная брода, трудно переправиться через нее. |
Подъехали к правлению, привязали лошадей, предварительно захватив с собой хуржуны , вошли в здание. В приемной сидел молодой человек, исполняющий обязанности секретаря. Поздоровавшись, вошли в кабинет раиса, раис, увидев вошедших, встал из-за стола, двинулся навстречу заведующему заготконторы и приветливо протянул обе руки для приветствия, потом поздоровался с Аюпом, усадил вошедших за рабочий стол и сам сел на свое место. Как выяснилось, они с Эргашем много лет были в дружеских отношениях. Расспросив друг друга по узбекскому обычаю раис произнес: |
Раису было около шестидесяти, он пользовался большим уважением жителей кишлака и всего округа. |
| Аюп Дулатов в кишлаке Кайрагач.. |
Раис с Эргашем пошли в здание правления, в Аюп Юсупович внимательно осмотрел пустое помещение, про себя прикинул, что к чему, закрыл дверь, сбитую из толстых досок и повесил самодельный замок. От нечего делать, присел на крупный валун, видимо, привезенный для этой цели строителями и начал осматриваться, людей почти не было видно, за исключением редких ездовых на ишаках, да во дворах кое-где возились женщины и дети, занимаясь домашними делами, кое-где дымились тандыры , в которых пекут лепешки. Внизу, где заканчивается склон, на котором расположен кишлак, виднеются густо растущие деревья, а за ними возвышается холм, на котором пасутся домашние животные. Слева от холма русло горной речушки, а там вдали, за холмом, высится сплошной горный массив. Так сидел он и разглядывал около часа. Появился Эргаш. |
– Что изучаем Аюп ака? – Да вот, смотрю и любуюсь пейзажем, у нас на равнины да сплошные леса, гор вообще нет. – Если заметили, внизу на хорошей почве расположены делянки дачных садов, у каждого рода в этом кишлака есть участок, где выращивают фрукты, виноград, овощи, по краю участков посажены талы , которые используют как строительный материал. В жаркую пору почти все жители кишлака живут на своих садовых участках. На холмах за садовыми участками выращивают хлеб, озимые. В настоящее время на дальних площадях сеют озимые трудоспособное население занято этой работой. А сейчас с раисом спустимся в сад, он нас там оставит, а сам уедет по своим делам. В саду мы побудем немного и после обеда возвратимся в Яккабог. – Мы с раисом решили на время отменить «пир». – Я вполне согласен. |
Через некоторое время спустились к садовым участкам, где хозяйничал садовод, раис отвел садовника в сторону, видимо, дал какие-то распоряжения, после чего попрощался и уехал. Садовник, он же сторож, около шестидесяти лет, физически здоровый, познакомившись с Аюп Юсуповичем, по местному обычаю расспросив о его здоровье, и почтительно поздоровавшись с Эргашем, пошел готовить место для отдыха. Эргаш повел Аюпа Юсуповича осматривать садовые участки. Кое-где на деревьях виднелись пожелтевшие осенние крупные яблоки, на гранатовых кустах висели целые и потрескавшиеся плоды граната, пожелтевшая листва еще украшала деревья. |
Ташпулат, так звали садовника, возился у очага, где на углях был установлен чугунный чайдуш (кувшин), а на глиняной супе под навесом виноградника, на котором еще висели крупные гроздья, был разостлан старый войлочный ковер. На нем были раскиданы ватные курпачи с круглыми подушками, посредине достархан (скатерть), на котором красовались аппетитные дары природы; яблоки, гранаты, виноград сорта Хусайне (дамские пальчики). Как только гости, сняв обувь расселись на курпачах, садовник заварил чай и передал чайник с пиалами Эргашу, при этом сказал: |
Полулежа на курпаче Аюп Юсупович, глядя на висевшие гроздья винограда, сквозь которые пробивались лучи солнца, заметил: – Когда я ехал на поезде, слышал разговоры, что здесь бывают землетрясения. – Не часто и не очень сильные, разве что разрушаются старые магазины и подсобные помещения, а в самих жилищах возникают трещины потому, что дома каркасные, так строили еще наши предки. – Сначала устанавливают каркас стен из бревен, бревна готовят вон из тех стройных среднеазиатских тополей: очищают их от коры, высушивают на солнце, из толстых стволов выкладывают фундамент по всему периметру здания, на фундамент устанавливают из бревен стойки, которые крепятся откосами, поверх стоек – по всему периметру здания – укладывают бревна для потолочных балок, а когда каркас здания полностью готов, из заранее замоченной и ногами замешанной тяжелой глины послойно поднимают стены здания, потом штукатурят глиной, смешанной с саломой, и дом готов. |
– А что, у вас в ауле нет глиняных строений? – Нет, у нас во всех аулах деревянные избы и постройки, изготовленные из бревен, бревна укладывают друг на друга. – Э-э, сколько надо деревьев срубить, чтобы построить один дом, у нас такого богатства нет. – Избы строят из сосны, ее у нас в избытке, кругом непроходимые леса, одна беда – пожары, которые возникают по вине нерадивых жильцов, или от удара молнии. Иногда сгорают целые аулы. – Вах, как ужасно! Нет, таких домов нам не надо. В этот момент появился мальчик с завернутыми в платок горячими лепешками. Эргаш принял у мальчика лепешки и угостил его фруктами. Мальчик быстро исчез, как и появился. Садовник подошел на сидящим на супе, держа в руках ляган с жаренным в мясом. Поблагодарив его за заботу, Эргаш пригласил его сесть с ними, но тот, сославшись на недомогание, отказался и ушел в свою мазанку. |
Плотно пообедав, еще с часик побеседовав, поблагодарили садовника за гостеприимство, пожелав ему здоровья и долгих лет жизни, произнесли слова благодарности Всевышнему, и направились к своим лошадям. Не спеша возвратились в правление райпотребсоюза, зашли к начальнику отдела кадров, Эргаш, поздоровавшись с ним, сразу покинул кабинет, сославшись на неотложные дела. После собеседования Аюп Юсупович написал заявление о приеме на работу в качестве завмага и направился в кабинет председателя. |
| Аюп Дулатов везет товары в кишлак Кайрагач.. |
Дулатов вышел из здания правления, прошелся по магазинам, примечая ассортимент товаров на прилавках, отметил в блокноте необходимые для населения кишлака товары, потом подошел к извозчикам, выяснил, кто едет на станцию, договорившись о цене, устроился на арбе, и, не дожидаясь других клиентов, тронулись в путь. Аюп Юсупович, возвратившись на станцию Яккабог, встретился с Юниром и предупредил, что рано утром они уезжают в райцентр, встретился с другом Айсой Фахрутдиновым, рассказал о результатах своей поездки в райцентр и кишлак Кайрагач, рассказал об обещании председателя райпотребсоюза. |
Переночевав в доме Айсы, Аюп Юсупович оставил у него свои ценные вещи, прихватив лишь именной пистолет системы «Парабеллум» для регистрации в НКВД (народный комиссариат внутренних дел) и отправился с Фахрутдиновым на вокзал, где их уже поджидал Юнир. Простившись с Айсой, Аюп Юсупович и Юнир отправились в райцентр. В райцентре первым делом пошли в НКВД, встали на учет, зарегистрировали пистолет. При регистрации «парабеллума» начальник НКВД сказал: |
На базаре приобрели недорогой хуржум (есть хуржумы дорогие, вышитые из качественной цветной шерстяной нитки), и пошли в райпотребсоюз. В райпотребсоюзе Дулатов узнал, что приказ о приеме его на работу подписан, обойдя отделы, выписал со складов ручные весы, деревянную метровую линейку, амбарный замок, амбарную книгу, счеты, бумагу писчую, и имеющиеся канцелярские и хозяйственные товары, которые ему выделили согласно разнарядке, также стол и стул. Осталось решить вопрос – каким способом всё выписанное довезти до Кайрагача. Пришлось обратиться к председателю правления, а заодно преподнести ему подарок, купленный еще в Ташкенте. Председатель был доволен таким подарком – сталинской фуражкой – такие фуражки были в моде у руководителей. Вызвав к себе завхоза, он поручил ему выделить телегу для перевозки товаров до Кайрагача. Загрузив товары на телегу, они выехали со двора правления, устроившись там же на телеге. Прибыв на место, Дулатов сходил в правление колхоза за ключом, открыл дверь магазина, перетащили с телеги груз и поблагодарив кучера, отпустили его, а сами начали рассортировывать товары и обустраивать магазин. |
У открытых дверей столпилась кучка кишлачных мальчишек. Мальчишки впервые увидели европейцев и им было интересно знать, как они выглядят, родители часто за не послушание пугали детей русскими, которые едят свинину, что для узбеков является великим грехом. К двери подошел молодой узбек среднего роста в праздничной одежде и, почтительно поздоровавшись, представился: |
Тут к ним подошел еще один житель кишлака – пожилой мужчина, лет за шестьдесят, в поношенном чапане с чалмой на голове. Поздоровавшись, сказал: – Я раисом назначен сторожем магазина, меня называют в кишлаке Хол-бобо, в молодости меня звали Хошяром, если сейчас я не нужен Вам, то к вечеру я приму у Вас магазин под охрану. – Спасибо отец, мы сами тут справимся, к тому же Уткир с нами. Хол-бобо ушел, недовольный тем, что отказались от предложенной помощи. Закончив все дела, написав на бумаге ценники на разложенные на полу товары, Аюп Юсупович занялся укреплением двери и подгонкой амбарного замка, так как самодельный замок может открыть любой желающий. Завершив установку нового замка, присели возле магазина. Уткир, чтобы не испачкать свой наряд, остался стоять возле завмага. |
Дулатов, теперь уже как завмаг, для дальнейшего знакомства с Уткиром спросил у него: |
– Вон оно как, в таком случае, молодой человек, мне нечего добавить, ты слышал Юнир, мы здесь в почете. А раз так, Уткир-жан , Вам первое задание: вокруг магазина, даже присесть негде, надо сделать скамейку, а для этого требуется принести два коротких бревна, закопать их в землю поближе к стене, а сверху положить длинное бревно, и скамейка готова, дальнейшем желательно построить на этом месте навес, сможете это организовать? – Сделаем, завтра же принесем бревна, а насчет навеса я поговорю с отцом, думаю, что он не откажет, когда закончится сев зерновых. – Так, вроде на сегодня все, подойдет сторож – сдадим ему магазин для охраны и останется один нерешенный вопрос, где мы с тобой, Юнир, будем ночевать? |
– Вы извините, я сразу не сказал, с жильем вопрос решен: вас определили на жительство к Чори-бобо, он живет рядом с магазином, у них с бабушкой есть свободная комната, отец сказал, что многие семьи пожелали бы принять на постой таких постояльцев. Но выбрали поближе к магазину, отец сам с ними разговаривал, и они готовы вас принять и будут рады, если комната вам понравится. – Хотите мы сейчас пойдем к Чори-бобо? – Да, действительно, нам сегодня здесь делать нечего, сторожу потом приду и объясню, что к чему, а сейчас веди нас молодой человек, мы за Вами. |
| Аюп Дулатов в кишлаке Кайрагач.. |
Уткир привел Аюпа Юсуповича и Юнира к старому низенькому глинобитному домику с небольшим двориком, открыл калитку, где-то за домиком залаяла собака, навстречу из дома вышел старик с длинной седой бородой и усами, в чалме, на вид еще крепкий мужчина. Он громко ответил на приветствие (по его одежде было заметно, что он дожидался прихода постояльцев), и сказал: |
Зашел Уткир с достарханом в руках, передал достархан хозяину дома, тот расстелил на стоящем посредине комнате сандале , скатерть с лепешками, пригласил Аюпа Юсуповича и Юнира присесть вокруг маленького низкого столика (в холодное время года приспособленного под сандал), Уткир также принес чайник с чаем и пиалки, поставил возле Чори-бобо, а сам остался стоять, пока хозяин не пригласил его присесть. Приняв приглашение, Уткир устроился, поджав под себя ноги, возле будущего своего учителя. Хозяин дома налил чай в пиалу и по традиции сделал «айлантр», первым протянул пиалу старшему из гостей. Комната, где предстояло жить постояльцам, была просторная с окном, выходящим во двор, с низким потолком. Порог комнаты был высоким, чтобы холодный воздух из прихожей сразу не попадал на сидящих на полу людей. Как только чайник опустел, Уткир, извинившись перед старшими, с разрешения хозяина дома, напомнил, что пришло время идти на встречу с раисом. |
Прежде Дулатов решил сдать магазин под охрану сторожу. Хол-бобо был уже на месте. Завмаг объяснил сторожу его обязанности и с Уткиром отправился на встречу с раисом колхоза. Уже вечерело. Уткир объяснил Дулатову: |
Наконец, из правления начали выходить участники собрания. Уткир пошел к отцу, чтобы доложить о завмаге. Через несколько минут раис с сыном показались в дверном проеме и подошли к новому завмагу. Поздоровались, словно давно не видели друг друга. Уткир отошел, чтобы не мешать разговору старших. Завмаг рассказал раису все, что успели сделать за последние сутки и попросил раиса помочь в некоторых, не от него зависящих вопросах, касающихся колхозного магазина. – Хорошо, я поручу завхозу, чтобы он вплотную занялся вашими делами и по первому требованию выделял транспорт, а в остальном вы сами с ним решайте свои дела, если он не решит, в любое время обращайтесь ко мне. Аюп ака (здесь уважительное отношение), у меня к Вам лично есть одна просьба. Дело в том, что я на следующий год хочу послать сына на учебу в Ташкент, подучите Уткира, чему посчитаете нужным, а также азам русского языка, я, со своей стороны, в долгу не останусь. Ну, а теперь, когда мы обо всем договорились, я приглашаю Вас к себе в гости, отказ не принимается. |
После обильного угощения Аюп Юсупович в сопровождении Уткира, направился к жилищу Чори-бобо. |
– Хорошо, я расскажу, но предупреждаю, это мое личное мнение, мне бояться некого, я уже стар, в мои годы надо говорить только правду, а правда в том, что за девять лет существования Советской власти в Узбекистане, никаких изменений в лучшую сторону не произошло, разве что власть поменялась. Вот поэтому в горах прячутся до сих пор малочисленные группы, которые называют себя патриотами, а русские, которые захватили нашу страну, называют их басмачами. Дело в том, что их осталось совсем немного, но они есть, в основном это те, кому терять нечего, и те, кто ненавидит русских и Советскую власть, от которой пострадали их семьи. У одних родителей убили в кровавом 20 году, у других братьев и родственников, третьи сами нарушили закон. В основном они появляются в высокогорных кишлаках, навещая своих родственников, возможно, и в наш кишлак приходят, но только ночью, ведь они чьи-то дети. В общем, простой народ их жалеет, потому что они обрекли себя на тяжелую жизнь, так как за ними постоянно охотятся милиционеры, иногда успешно. |
На этом Чори-бобо закончил свой рассказ, а так как время было позднее, Дулатов, сославшись на усталость, вошел в свою комнату и стал укладываться спать. Вскоре и Юнир последовал его примеру, но заснуть долго не могли, мешал протяжный вой волков и похожий на детский плач вой многочисленных шакалов. |
Продолжение ниже.. 1930 год |
Яккабаг 1930Аюп мурза Дулатов 45 летопубл.2021 |
Так началась новая жизнь в кишлаке Кайрагач, где больше года Аюп Юсупович проработал в должности заведующего сельским магазином, лишь изредка наезжая на станцию, где встречался с Фахрутдиновым. Через него он узнавал новости о родном ауле, о семье, о родителях. В январе 1930 года, ему сообщили радостную весть: 5 января родился сын Аман, чему он был безумно рад. | Летом 1930 года Дулатову на станции Яккабог Сандалский сельский совет по ходатайству председателя райпотребсоюза выделили участок для строительства жилого дома. Участок земли находился в двухстах метрах от здания железнодорожного вокзала, возле насыпного кургана, как раз на том месте, где мечтал Аюп Юсупович построить свое жилище. | В течение 1930 года под присмотром Юнира трехкомнатный дом был построен. Одна из комнат была гостиной. В конце 1930 года Дулатова перевели работать продавцом универмага на той же улице, где его новостройка. |
Куня-Ургенч 1930Анвар Ахмедов 16 лет.. приехал из Бугульминского уезда.. из воспоминаний Ильгизара Ахметова об отце «Ахмедов Анвар Миргасимович (биография)» |
После выхода из тюрьмы, а это был 1930 год, Анвару, которому уже исполнилось 16 лет, пришлось спасаться бегством из родных мест.
Многих татар спасла в то время Средняя Азия. И совсем юный Анвар тоже направился в ту сторону. Дорога в Узбекистан для Тимергазиных к этому времени была уже проложена. Старший брат его отца — мулла Мавляви вскоре после революции на несколько лет уезжал на жительство в узбекский город Термез, однако соблазнившись прелестями НЭПовской оттепели вернулся на родину. Наверное к счастью, что к 1930 году, Мавляви покинул этот мир, иначе ему пришлось бы повторить судьбу своего младшего брата Миргасима. |
И вот Анвар направился в сторону спасительного края — Узбекистана. Не знаю, удастся ли когда-нибудь узнать о том, как он добирался туда и как жил там. Некоторый свет на события того времени проливают документы, которые Анвар бережно собирал и хранил всю свою жизнь. Это справки с места работы Ахмедова Анвара. Ему и фамилию пришлось изменить с Тимергазин на Ахметов, которая в Узбекистане превратилась в Ахмедов. Все же остальные дети Миргасима носили фамилию Тимергазин. |
Самая первая сохранившаяся справка датируется мартом 1931 года, когда Анвар работал пять месяцев каменщиком Куня-Ургенчского стройучастка Стройконторы которая скорее всего была приписана к Ходжейли. В трудовой книжке, заведённой на Анвара Ахмедова 20 марта 1939 года есть запись, что общий стаж по найму составил 9 лет и 4 месяца, из них документами подтверждается 7 лет и 1 месяц. То есть начало трудовой деятельности приходится на ноябрь 1930 года. А если учесть и возможные перерывы между трудоустройствами, то приближаемся к лету 1930 года — времени, когда Анвар освободился из бугульминской тюрьмы. Всё сошлось. |
Далее об Анваре Ахмедове в Амударья 1932..34 |
Бухара 1930О бухарских студентах отправленных в 1922 году на учебу смотрите в Германия 1930 |
Абдуллаев Камолудин Нажмудинович ОТ СИНЬЦЗЯНЯ ДО ХОРАСАНА Из истории среднеазиатской эмиграции ХХ века Душанбе «ИРФОН» 2009 |
.. Тем не менее, часть молодежи, уступая нажиму Советского правительства, вынуждена была возвратиться. | Многих из тех кто вернулся репрессировали в 1937.. |
Душанбе, Каратау 1930Илиас Алкин.. приехал в экспедицию из Москвы через Ташкент и Самарканд.. |
журнал «Эхо веков» Время в судьбах и документах, стр.102-116 «Личность с нереализованным потенциалом», стр.110-111 |
.. В Сталинобаде жили несколько дней в доме правительства, часть квартировала у Шатимора, часть — у Гильмана, лично я — у Махмудова, быв. своего ученика, а теперь члена пропгруппы ЦК в Таджикистане. Встречался за обедом с наркомами и работниками ответственными, но знакомство было шапочное, за исключением Шатимора, Гильмана, Махмудова и Казакова (сотрудника Косплана Таджикистана), с которыми приходилось сталкиваться чаще. С Махмудовым были разговоры о методике преподавания экономич. дисциплин и о новых спорных проблемах в области экономики (разговоры урывками, т.к. я был занят почти день и ночь работой по экспедиции). С другими были разговоры только по делам экспедиции и о постановке научных работ в Таджикистане. | После окончания работ в Сарай-Камаре (где я встречался только с местными районными работниками по делам экспедиции) мы приехали в Сталинобад, я делал в ЦК Таджикистана доклад о предварительных итогах нашей работы (резолюция ЦК Таджикистана находится среди моих бумаг в моей комнате). Затем члены группы уехали отдыхать на Кавказ и в Крым. Я остался, чтобы собрать дополнительные материалы как для экспедиции, так и для своей печатной работы (издается НИАНКПр. — КУТВ). | Я выезжал в Каратау. Здесь знакомился с колхозным движением, строительством более современных форм, чем в Сарай-Камаре. Здесь я встретил группу студентов САКУ во главе с руководителем Хозыровым (быв. студентом КУТВ). Они мне оказали содействие в получении материалов и в средствах передвижения, а я им — в обработке материалов. | (Забыл сказать, что в Сарай-Камарском районе работала также группа студент. КУТВ. Мы им помогли в их работе, а они нам служили отчасти как переводчики, своих 4-х переводчиков на 8 человек не хватило, только я отчасти владею узбекским языком). |
Ашхабад, Байрам-Али 1930Илиас Алкин |
.. Из Таджикстана я поехал в Туркмению. Здесь был в Ашхабаде и в Байрам-Али. В Ашхабаде знакомился с материалами Госплана, Наркомзема и ВСНХ. По вопросам реэмиграции (см. постановление ЦК Таджикистана — по этому вопросу у нас был спор с некоторыми работниками Таджикистана) беседовал с секретарем Туркмен. ЦИКа Киселевым. По другим вопросам беседовал и получал материалы у завед. отделами, фамилии которых я не помню, но они записаны в моих записных книжках и тетрадях (все это находится в моей комнате). Здесь я встретил своих учеников, быв. студентов КУТВ: Назарова, Исятикян, Культиев и др. У первых двух квартировал. Беседа была на тему по спорным вопросам экономики, о конференции аграрников марксистов и т.п. | Культиев (а может быть, Курдиев) возил нас в свой аул, чтобы ознакомить меня и Исятикяна (армянина) с жизнью туркмен и с колхозным строительством. Пробыли один день. | В Байрам-Али знакомился с работой сельхоза и колхозным строительством. Материалы по сельхозу нужны были для экспедиции (см. постановление ЦК Таджикистана). Здесь я пробыл около 2-2 1/2 недель. Виделся с местными работниками по совхозу и играл в теннис (отдыхал). |
Бухара 1930Илиас Алкин |
.. Затем был в Бухаре, где искал Саид Махмуда, быв. эмирского чиновника и работавшего затем по вакуфам при Сов.власти. На него мне указали в Сталинобаде, как на знатока земельных отношений в быв. Восточной Бухаре. |
Кроме его фамилии мне указали следующие: Фитрад, Айни и Мухутдинов. Саид Махмуд уехал, оказывается в Самарканд. Мне дали его самаркандский адрес, он остановился у Фитрада. |
Далее Илиас Алкин едет в Самарканд.. |
Бухара 1930 осеньМуса Бигиев..жил в Ленинграде.. Побег из Ленинграда в Бухару |
Айдар Хайрутдинов 2015 Путешествие из Бухары в Кабул.. |
.. Осенью 1930 г. Муса-эфенди уехал из Ленинграда и тайно прибыл в Туркестан. Это последнее посещение знакомых ему по годам юности мест оставило горестное впечатление. Он писал: | «В конце 1930-го года я отправился в Бухару, после того, как ее захватили большевики с помощью военной силы из наших людей [говоря «из наших людей», Бигиев имеет в виду национальные татарские боевые формирования, принимавшие участие в установлении Советской власти в Туркестане. — А.Х.]. | Большевики самовластно распорядились всем, что попало в их трофеи из хранилищ и кладов Бухары, которые заполнялись на протяжении веков, и содержали миллионы кинтаров несметного богатства. И им пришлось несколько месяцев безостановочно вывозить это добро на эшелонах в свою столицу… Те хранилища, те клады и те несметные богатства, сегодня они превратились в неисчерпаемый источник мощной силы большевиков. Я посетил Бухару в тот год, и увидел, что самые лучшие ее медресе были превращены в туалеты для их рынков или в стойла для их ослов! Моя душа не могла выдержать такого, мое сердце наполнилось горем, и я не смог оставаться в ней более трех дней». |
Покинув Бухару Муса-эфенди в ноябре того же года с помощью своих среднеазиатских друзей перебрался в город Симхане, располагавшийся вблизи советско-китайской границы. Там он присоединился к торговому каравану и под видом погонщика перебрался в город Кашгар, расположенный уже на китайской территории.
АК: в дневниках Кармышевой есть городок Чимпанзе расположенный на границе Семиречья с китайской стороны, а в Кашгар ближе через Ферганскую долину |
Продолжение в Ферганская долина 1930 |
Яккабаг 1931Аюп мурза Дулатов |
опубл.2021 |
В начале 1931 года дом был готов, Дулатов отправил Юнира в Пензенскую область для того, чтобы он привез его семью. | В начале апреля 1931 года в сопровождении Юнира семья в составе: Рукия Каюмовна – 24 года, дочери – Хавва – 11лет, Марьям – 6 лет и сын – 15 месяцев, прибыла в Яккабог. | Далее об Аюпе Дулатове в Кашкадарья 1932 |
| Рукия Абизгильдина |
![]() |
1931 Kashkadaria — Kursy med-sester n264(275)=Коллекция-Рафаэля=; арх-Рахимовых;Рукия Абизгильдина (-Тойчина) — сидит-1-справа. Заведующая Курсов Медсестер в Кашкадарье. |
Далее ней: Самарканд 1933 |
|
Юсуп Ишмухаметов Две открытки из Казани.. |
1931прим =КР= ЛенингрОблЛит Петерг-фонт (письмо)[тат-араб 17строк] ..[по краю] школа |
КУДА Туркмен.ССР город Керки Управление отряда ВОГПУ КОМУ Ишмухаметову Юсупу [тат-араб] .. целую сына |
[в углу] Красноармейское[КРУГЛЫЙ ШТАМП]КАЗАНЬ -ПЛЕТЕНИ ТАТР. QAZAN-PLЭTЭN TC 17 4 31 [ОВАЛЬНЫЙ ШТАМП] ДОПЛАТИТЬ |
1930 =КР= Моск АХР Мельница[тат-араб 8 строк] ..19 30/IV 31 г. |
КУДА Т.ССР. город Керки Управление отряда В.О.Г.П.У. КОМУ Ишмухаметову Юсупу |