tatar.uz folk history

1850-12-18

1850-е мечеть Шарофей-бая

опубл.2020-12-18
из ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ
Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае:

..
В середине XIX в. в старом городе Ташкенте богатый предприниматель — татарин Шарофей Зейнагобеддинов построил мечеть и медресе. Мечеть Шарофей бая к настоящему времени представляет в плане (вместе с переделками) трапецию. Состоит из купольного ханака и примыкающего с юга двухпролстного айвана. Ханака и айван связаны входным проемом с двустворчатыми резными дверями.

Стена айвана декорирована резным ганчем. Потолок — балочный, расписной. Характер орнаментики — растительный и геометрический. Габариты памятника: длина по западной стороне 20,6 м, ширина 13,1 м. Исходя из описания Т.С. Страмцовой¹, к настоящему времени утрачены: на юго-восточном углу портал с непосредственно примыкающим к нему минаретом, на восточной и южной сторонах — худжры, на восточной стороне мечети — айван.

По заключению Общества охраны памятников Республики Узбекистан мечеть Шарофей бая — памятник народной архитектуры середины XIX в. Памятник является примером сочетания кирпично-купольной и деревянной конструкции и имеет образцы росписи и резьбы². Памятник архитектуры нуждается в срочной реставрации.

Судя по архивным данным, в медресе Шарофей бая в разнос время училось от 20³ до 90³ студентов. По донесениям Военному губернатору Туркестанской области Шарофей бай ха-

¹ См.: Страмцова Т.С. Архитектурный облик феодального Ташкента. 1940 г. Рукопись. Архив Института искусствознания им. Хамзы.
² Архив. Общества охраны памятников Республики Узбекистан.
³ ЦГА РУз, ф. И-47, оп. 1, д. 353, л. 321.
³ ЦГА РУз, ф. И-17, оп. 1, д. 9770, л. 6 об.
138

растеризовался как личность, «имеющая большое влияние на дела и народ»¹.
..
¹ ЦГА РУз, ф. И-336, оп. 1, д. 37, л. 3 об.


Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress