tatar.uz folk history

1875-05-04

1873..77 походы на Хиву, Коканд, сотрудничество с Бухарой..

опубл.2022, изм.2022-06, доб.2024-08-05,-06,-14
Хивинский поход, Кокандский поход, миссия в Кашгар, поиски золота в Бухаре..


1873..74 Хивинский поход — Шахимардан Ибрагимов

Владимир Вертелецкий «Первый консул. Жизнь Ибрагимова Шахимардана Мирясовича»

1875 Хивинский поход (карта Хребтова) (из Википедии)

В 1873 г. в должности переводчика при командующем войском действующего отряда участвовал в походе на Хиву.

За отличие в военных действиях 9 января 1874 г. награжден орденом Св. Станислава 2 степени с мечами. ..

..В 1874 году в должности «переводчика при главном начальнике войск» Ибрагимов принимал участие в Хивинском походе и в течение четырех месяцев был в Хивинском ханстве, что он и описал в «Некоторых заметках о хивинских туркменах и киргизах».

«.. В 1874 году Ибрагимов посетил по делам службы Петербург18 ..»


 

1875 Кокандский поход — штабс-капитан Бекчурин

В статье Абашина «Три взгляда на завоевание» упоминается переводчик Бекчурин, вернее штабс-капитан, которому генерал-губернатор Кауфман поручил контролировать местную милицию..

Абашин С. Очерк первый. Три взгляда на завоевание // Абашин С. Советский кишлак: Между колониализмом и модернизацией. М.: НЛО, 2015. стр.65..

1875 Кокандское ханство (из Википедии)

Под сложившимся у него впечатлением о лояльности местного населения Кауфман решил привлечь местных жителей на свою сторону.
Он писал в приказе²²:

²² ЦГА РУз, ф. 715, оп. 1, д. 64. Л. 214—215.
Для обеспечения сообщения между Самгаром и Чустом, для поимки главных разбойников и коноводов волнения в населении правого берега <…> я остановился на следующей мере:
по рекомендации мне лиц, знающих бывшего бабадарханского бека Мирзу-Абдуллу, я
назначил его наибом²³ всей страны между Самгаром и Тусом [древнее название Чуста] с подчинением штабс-капитану Бекчурину.

²³ В кокандской администрации наибы — это административное звание, что-то вроде уполномоченного. Но вполне возможно, что этот термин Кауфман взял из своего предыдущего опыта участия в войне на Северном Кавказе.
Я поручил Мирзе-Абдулле набрать сто охотников-стрелков из известных ему бабадарханских жителей. С этими милиционерами наиб Мирза-Абдулла будет следить за безопасностью сообщения между Самгаром и Чустом и вообще за спокойствием в районе между этими двумя пунктами. Я назначил на содержание охотника-стрелка по 10 руб. в месяц на каждого. Наибу Мирзе-Абдулле я определил на первый месяц 300 руб. сер. </td

В то время Коканд еще не был покорен и граница русских владений проходила по Сырдарье..

Абашин С. Очерк первый. Три взгляда на завоевание // Абашин С. Советский кишлак: Между колониализмом и модернизацией. М.: НЛО, 2015. стр.109-110..
В одном своем послании Кауфману от 28—29 октября, то есть за три недели до сожжения кишлака Пичугиным, командир Наманганского отдела Скобелев сослался на следующее сообщение другого военного — Бекчурина⁹⁹:

⁹⁹ЦГА РУз, ф. 715, оп. 1, д. 64. Л. 324—325.
Сообщаю Вам об одном известии, полученном мною, не придавая [ему] особого значения. Вчера, говорят, высланы из Коканда до 2 тыс. человек при 9 орудиях на Ак-Джар и что Мулла-Кушай, с партиею в 500 человек, намеревается будто бы действовать против Санга. Такое новое возбуждение коканцев вызвано, как передают мне, распространившимся в Коканде слухом о том, что русские, находившиеся в Ашабе, все уничтожены. Мне передавали также, что вся эта толпа выслана из Коканда насильно; не желавших идти били палками.

В статье Абашина рассматриваются три источника информации по сражению в кишлаке Ошоба. Это дает возможность выявить тенденциозность разных источников информации.

Первый источник — доклады командира, где отмечается точная стрельба ошобинцев (они были из менгеров, т.е. охотников с ружьями), участие женщин с ножами и камнями. При этом командир хвастается 250 убитыми жителями при минимальных потерях со своей стороны (очевидно, для получения награды)..

Абашин С. Очерк первый. Три взгляда на завоевание // Абашин С. Советский кишлак: Между колониализмом и модернизацией. М.: НЛО, 2015. стр.95..
Мы не слышим голосов гражданских лиц — санитаров, женщин или переводчиков из числа татар или казахов, которые находились в обозе военных и наверняка создавали в своем воображении собственную версию происходящего.

Второй источник — это известный туркестанский деятель В. Наливкин, участвовавший в тех походах и оставивший леденящие кровь подробности избиений безоружных, бегущих жителей. Эта сторона информации относится к узбекскому Мустакиллику и была обнародована в 1992. Она противоположна российской колониально-имперской..

Абашин С. Очерк первый. Три взгляда на завоевание // Абашин С. Советский кишлак: Между колониализмом и модернизацией. М.: НЛО, 2015. стр.90..
[Я не хочу приводить здесь этот текст потому что правда противопоказана массам — среди людей много эмоционально-неустойчивых и такие тексты закладывают зерна мести, которые могут проявляться в отношениях к русским туристам или даже к местным русским или европейцам в каких-то кризисных ситуациях личного или общественного характера..]

74 Наливкин В. Мои воспоминания о Скобелеве // Русский Туркестан. 1906. № 119, 120. Свои воспоминания Наливкин писал тридцать лет спустя, превратившись к тому моменту из колониального чиновника в критика империи, что, конечно, заставляет нас с оговорками относиться к этому тексту как точно передающему атмосферу 1870-х годов.

И самый интересный, третий источник — легенды самих ошобинцев (через 120 лет после событий). И там все наоборот! Ошобинцы побеждают! У них даже есть отряд амазонок (или в азиатской традиции «кыркыз» — это девичьи боевые монастыри, в те времена и все мужские были боевыми) — предводительница Онор-пансад с 20 или 40 девушками метко разила захватчиков из ружей.. В результате русские пришли мирится.. От себя добавлю, что такая психология связана с широко распространенными грабежами караванов и, соответственно, нападение русских на них не было коварным или обидным, это была обычная жизнь без различия кто на кого в этот раз напал.

Абашин С. Очерк первый. Три взгляда на завоевание // Абашин С. Советский кишлак: Между колониализмом и модернизацией. М.: НЛО, 2015. стр.108,111..
.. Только в 1877 году ошобинцы (по совету мулл и ишанов⁹⁷) решили заключить мир с русскими: из Коканда приехали русский генерал (с татарином-переводчиком) и какой-то кокандский мулла. Договор был заключен с условием, что жители Ошобы освобождаются от выплаты налогов (якобы ошобинцы не платили их царю вплоть до 1917 года).

⁹⁷ См. Очерк 8
.. В местных рассказах о завоевании кишлака много других конкретных деталей — даты, названия мест, цифры, имена, упоминание генерала и его переводчика-татарина. Даже упоминание о соглашении 1877 года и отмене налогов похоже на правду: завоеватели установили свою власть в Фергане в начале 1876 года и уже в следующем году стали организовывать сбор налогов с завоеванной территории¹º².

¹º² См. Очерк 3

На Письмах о Ташкенте, где была анонсирована работа Абашина, я оставил комментарий с цитатой из последнего абзаца этой работы о том что народное отношение к событиям является самым правильным и правдивым (по сравнению с официальными документами и пропагандистами всех мастей), поэтому и этот сайт посвящен folk-history.


Кроме Бекчурина в Кокандском походе участвовал как переводчик Шахимардан Ибрагимов..

Владимир Вертелецкий «Первый консул. Жизнь Ибрагимова Шахимардана Мирясовича» :
Приказом по войскам Туркестанского округа от 9 августа 1875 г. назначен в число лиц Главной квартиры войск, действовавших против Кокандского ханства на должность переводчика при командующем войсками действующего отряда ..

А в дипломатической миссии М.Д.Скобелева к правителю Кашгара был переводчик Чанышев

Владимир Вертелецкий «Первый консул. Жизнь Ибрагимова Шахимардана Мирясовича» :
.. известного ташкентского администратора коллежского советника Х.А. Чанышева, участника в качестве переводчика дипломатической миссии М.Д.Скобелева к правителю Кашгара Якуб-беку в 1875 г…

*.. о походе его сына Ильяса в 1910 в Афганистан см. 1905..10 чиновники и военные

В Ташкенте в 1875 открылся филиал ГосБанка (здание на Сквере сохранилось до наших времен) и первым руководителем стал Николай Михайлович Бахтияров..

История филиала Госбанка..
О руководстве банка

Первым заведующим филиалом был Николай Михайлович Бахтияров. Интересно, что по специальности Николай Михайлович был врачом. Он руководил Ташкентским филиалом до 1881 года.

*.. о Сагди Бахтиярове (скорее всего сын Николая Михайловича) смотрите в 1893..1904 татары купцы и промышленники


1876 Ош — начальник гарнизона Сергей Андреевич Топорнин
* из Уфимской губернии село Топорнино (сейчас с.Кушнаренково)

Топорнины
из Русские в Туркестане. Федор Семернин.
Литературная обработка Э.Аюпова
Как могучий кедр среди лесной поросли, возвышался в толпе людей статный штабс-капитан Сергей Топорнин – почти сорок лет (до отставки в 1915 году) признанный патриарх нового Оша. Он принадлежал к старинному роду уфимских татар. Один из его внуков – Леонтий Топорнин, почти полвека преподававший в вузах Ташкента, – однажды рассказал историю крещения одного их предков, который с этой целью ездил в Москву и был принят самим Иваном Грозным. Приняв православную веру и присягнув на верность Российскому государству, тому Топорнину царь пожаловал дворянское звание и, в знак монаршей милости, одарил его соболевой шубой. Одна из ветвей рода Топорниных протянулась от Уфы через Оренбург до Ташкента и Оша, где штабс-капитан Сергей Андреевич Топорнин в 1876 году стал первым начальником гарнизона, тогда еще не существовавшего нового города.

1876 Коканд — Шахимардан Ибрагимов

Владимир Вертелецкий «Первый консул. Жизнь Ибрагимова Шахимардана Мирясовича» :
.. в 1875 году – участвовал в Кокандском походе переводчиком при Полевом штабе, за что в 1876 г. был награжден орденом Св. Владислава 4 степени с мечами и произведен в коллежские советники, .. в 1876 году посетил Ферганскую область19.

1877 Наведение порядка в Кураме (там же где были события 1875 вокруг кишлака Ошоба)..

Владимир Вертелецкий «Первый консул. Жизнь Ибрагимова Шахимардана Мирясовича» :
Для более полной характеристике личности Ибрагимова следует указать, что по распоряжению туркестанского генерал-губернатора 20 января 1877 г. назначен членом и переводчиком в следственную комиссию по делу о злоупотреблениях, обнаруженных в управлении Куралтинского уезда, по расследованию фактов незаконной скупки крупных земельных участков группой «господ ташкентцев» – начальником Кураминского уезда полковником Гуюсом, генерал-губернатором Головачевым, камер-юнкером Савенковым и др. Несмотря на попытки замять дело, члены комиссии (Д.М.Граменицкий, И.И.Ибрагимов и др.) довели свои функции до конца, опросив 800 человек – «виновных, участников, пособников, потерпевших и свидетелей». Они вскрыли истину вопреки тому, что «обвиняемые, благодаря своему служебному положению, имели сильное влияние на коренное население».
Владимир Вертелецкий «Первый консул. Жизнь Ибрагимова Шахимардана Мирясовича» :
.. 11 ноября 1879 г. произведен в надворные советники. ..

*.. о женитьбе его сына Иосифа см. в 1899..1904 татары в админ-аппарате и военные


1877 Сахиб-Гирей Мухаммед-Гиреевич Еникеев
* окончил Оренбургское юнкерское военное училище по 1 разряду

centrasia.org
с 25.04.1877 — переведен из 13-го в 2-й Туркестанский стрелковый батальон Туркестанской стрелковой бригады, г. Ташкент.
с 12.06.1877 — портупей-юнкер
с 10.07.1877 — прапорщик (выпущен из ВУ);
с 16.07.1877 — прибыл для службы в Ташкент в свой батальон
В 09.1878 — получил обыкновенный приз 79 руб. за отличие в офицерской состязательной стрельбе;
с 04.1879 — подпоручик

* далее о СахибГирее Еникееве в 1893..1898 чиновники и военные


1870-е Бухара — унтер-шихмейстер II класса Т. Бурнашев

из Юрий Черногаев «Золотые руки и золотые боги»
Сын Эмира Наср Уллы — Саид Музафаруддин Бахадур хан геологией интересовался особенно. Его близким приятелем был унтер-шихмейстер II класса Т. Бурнашев. Хорошие отношения с правителем позволили ему разведать и утвердить месторождения золота не только в Бухаре, но и близ Ташкента (нынешние Семгуран и Кайрагач). А Саид Музафаруддин получил в 1881 году за свой интерес к прогрессу российский орден Святой Анны. Кстати, эта награда навела Эмира на мысль, что и его государство должно бы иметь свои награды: он учредил первый орден на территории Туркестана. Орден назывался «Благородная Бухара» и содержал 2 унции золота. Рисунок ордена вместе с ювелирами разрабатывал сын Саида Музафаруддина – поручик 3-го Драгунского Сумского полка Саид Мир Мансур. Будучи офицером, он видел немало наград, и потому первый бухарский орден полностью соответствовал канонам мировой геральдики.

 


Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress