tatar.uz folk history

1915-05-26

1914..16 — театральная жизнь

опубл.2023-05, доб.2023-06-03


1. Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века» Казань 2021, стр.127..

..
В 1913 году И. Кудашев-Ашказарский организовал в Ташкенте еще одну постоянно действующую татарскую театральную труппу. Для ее усиления в 1914 году были приглашены известные татарские режиссеры Заки Баязидский и Мустафа Мансуров1. Наряду со своей работой в татарской труппе они также координировали деятельность театральной труппы «Турон» («Туран»)2, которая в основном состояла из узбекской молодежи. В 1914 году «Турон» под руководством татарских режиссеров Мухаммадьярова и Заки Баязидского поставила пьесы «Туй» («Свадьба») и «Стамбул»3.

..1 Махмутов М., Илялова И., Гиззат Б. Октябрьг. кад.рге татар театры. Казань: Татарстан китап н.шрияты, 1988. Б. 158; Илялова И. Межнациональные связи татарского театра. Казань: Татарское книжное издательство, 1985. С. 66.
2 В конце 1913 года узбекский просветитель Абдулла Авлани основал театральную труппу “Туран”. См.: .осимов Б. Миллий уй.ониш. Б. 247.
3 Ризаев Ш. Са.на маънавияти. Ташкент: Маънавият, 2000. Б. 89.
..

2. В марте 1914 в Бухаре была создана татарская труппа..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века» Казань 2021, стр.132..

.. новая труппа была также создана татарами, проживающими в Бухаре, которые начали ставить татарские, азербайджанские и турецкие пьесы. Эту труппу возглавлял татарский интеллигент Хусейн Наджиб. ..

Подробнее см. 1913..14 Бухара


3. Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века» Казань 2021..

..С 5 июня 1914 года в городе Ташкенте под руководством Мустафы Мансурова началась работа в татарском музыкальном кружке. Однако, поскольку социальных предпосылок для развития этого кружка было недостаточно, он был вынужден в короткие сроки прекратить свою деятельность3.
..

3 НА РУз. Ф. И. 461. Оп. 1. Д. 1470. Л. 106об.

..

семья Мансуровых
1-справа Мустафа Мансуров (организ-с-братом-струн-ансамбль), 2-слева его отец (=Коллекция Рафаэля=c222)


4. Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века» Казань 2021, стр.131..

..
Многие развлекательные мероприятия, организованные местными татарами, в основном преследовали благотворительные цели. Согласно информации, предоставленной секретным агентом по прозвищу «Шахрисабзлик», 6 августа 1914 года татарский кружок самодеятельного театра направил средства с показа спектаклей членам семей солдат, призванных на военную службу2.
..
2 НА РУз. Ф. И. 461. Оп. 1.Д. 1470. Л. 106, 106об.
..

5. Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века» Казань 2021, стр.131..

..
В 1915 году 18 января, в день Мавлид, как подарок населению Туркестана татарская театральная труппа и татарские женщины организовали мероприятие «Будущее детей». Судя по тому, как хорошо и достойно дети держали себя на сцене, они получили хорошее образование в татарских школах Ташкента. На сцене был показан спектакль «Мавлудин Набий» («День рождения пророка Мухаммада»), в котором самым юным участником был 5-летний мальчик. Несколько татарских учителей из Туркестана посетили это мероприятие3.
..

3 Тошканд хабарлари // Садои Туркистон. 1915. 15 январь.

..


6. из статьи Тулякова 1926 года..

..
Из-за начавшейся в Европе войны много молодежи отправляется на фронт, а руководителя «Чишмы» Мустафу Мансурова призывают на фронт в самом начале 1915 года. Поэтому «Чишма» распадается.

Оставшаяся молодежь вновь собралась в начале 1916 года и организовала музыкально-драматическую группу «Чулпан». Но представители привелегированных желая управлять мешают с помощью пляшущих под их дудку приказчиков, стараются разогнать, свалить с ног молодежь. Пытаются сделать постановки с помощью дворянских дочек, даже не знающих как следует татарский язык, и с помощью случайных лиц. Народ настраивают против молодежи, стараются расколоть часть ташкентцев на две группы. когда молодежь намечает постановку они, чтоб навредить, ставят свою в тот же день, в другом месте или на день раньше. Но несмотря ни на что молодежь продолжает свое дело, не унывает при некоторых неудачах. Из их среды появляются видные театральные деятели продолжающие «тянуть свой воз» — татарский театр.

До февральской революции существовал фронт постоянной борьбы между молодежью и баями. В то время как в Центральной России деятелям татарского театра приходилось бороться с противоборствующими религиозными деятелями в Ташкенте приходилось бороться за то, чтобы татарский театр сделать народным, бороться против генералов и баев которые хотели чтоб театр служил их интересам, бороться за то, чтоб театр сделать трибуной дающей народу культуру и вести это дело.
..


7. Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века» Казань 2021, стр.132..

..
8 января 1916 года в клубе «Приказчиклар» города Ташкента по случаю праздника Мавлида труппа татарского театра организовала театральный вечер из двух актов для учащихся русско-татарской школы. Первый акт был рассчитан на детей, а второй – на взрослых. Была поставлена комедия З. Поздняковой «Старая замужняя брюнетка» («Кари, корагидан келган турмушга чиккан аёл»). После литературного отделения татарские женщины организовали почтовую игру и чайный столик. Вечер посетили Гатаулла Хусаинов и Темирша Соловьев из Оренбурга. Г. Хусаинов, в дополнение к благотворительным деньгам, собранным в конце вечера, также передал 50 рублей со своего собственного счета. В конце января того же года планировалось поставить на сцене пьесу татарской молодежи «Масх.рл.нг.н ханым» («Осмеянная дама»)1.
..

1 Мухбирлардан // Ва.т. 1916. 20 январь.

..


8.

1916-07 Ташкент — афиша спектакля н172-173 (=Коллекция Рафаэля=)

В связи с годовщиной Великого Бобура во вторник второго числа (гбд ннг)
19 июля 1916 года в театре Колизей
Артистами любителями ташкентского мусульманского театра будет исполнение на татарском языке
ПРОГРАММА спектакля
С этой игры полученный доход отдадут «русско-татарской школе» нашего города
на зрелище ставится драма из пяти актов (занавесей)
УЧИТЕЛЬ произведение Мхмд Гиаз Исхаки
Исполнители:
1 — Салих — учитель аула, взявшийся служить народу … Исмагил Урмани
2 — человек — аульский мужик … К.Рхмт
3 — старуха — приходящая лечить заговорами … Г.Калмашски
4 — мужик — отец мальчика, который учится в школе … Нг.Рфикф
5 — парень — настоящий аульский бай, завсегдатай компаний … М.Тжалдинф
6 — Закир — умный мужик, приходящий к Салиху … Нг.Кхарф
7 — Аби — старуха, пришедшая к Салиху по поводу свадьбы обеспечить угощение … Г.Калмашски
8 — парни \ приходящие забрать жениха
9 — \
10 — \
11 — Вахд — один знакомый Салиха, (анг гнянрбаш) М.Таджалдинф
12 — Мугия — невеста Салиха, деревенская девушка лишенная воспитания … С. Туташ Исмагилфа
13 — Марфуга — старуха разносящая разговоры … Г.Калмашски
14 — (Хижалхиан) — мать Мугии … М.Ханм Ташкндская
15 — Фадл — один из ближайших друзей Салиха … Нг.Рфикф
ПАРНИ, ПОДРОСТКИ, ДЕТИ
1 — Струнный оркестр под управлением Якубова будет исполнять нижеперечисленные наши национальные мелодии
1 — Пусть стоит, мое дитя, этот город
2 — Времена
3 — Алмата
4 — Погасшее желание
После этого до 2 часов ночи танцы, будут (упучта) игры с конфетти и серпантином.
Пуфит: эта часть приготовлена со стороны наших уважаемых мужчин и женщин.
Деньги полученные от этого будут до копейки отданы школе.
Игра начнется точно в восемь с половиной часов.
После второго званука садиться на свое место запрещается.
Рижиссур: Исмагил Урманф Суфилур Бастати
Ведущий мероприятия: А.НугаиБкф
—————Типогр.Канц.Г.-Губерн.

9. Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова «ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века» Казань 2021, стр.132-133..

..
Интерес населения Туркестана к татарскому театру привел к массовому посещению их спектаклей. Сотрудничество татарских театров с местными театральными труппами являлось гарантией успеха. Например, 20 декабря 1916 года в театре «Колизей» в городе Ташкенте местная труппа «Туран» поставила шестиактную оперу «Лейли и Меджнун» под руководством татарского артиста Рухуллы Сидки. Роль Меджнуна исполнил сам Рухулла Сидки. В статье отмечается, что в успешном исполнении оперы приняли участие около 50 актеров, среди которых было 8 татарских актрис1. Выступление прошло успешно, на нем собралось много поклонников. В конце мероприятия было отмечено, что сумма прибыли составила 2852 рубля и эти средства должны были потрачены на детей бедных узбеков, которые учились в гимназии. В свою очередь, такие выступления повысили интерес женщин местной национальности к искусству.
..
1 Тошканд // Ва.т. 1917. 17 январь.
..

из статьи Н.С.Хамитбаевой: «.. В начале XX века Ташкент посетил известный азербайджанский певец, режиссер и актер Сидхи Рухулла, поставивший здесь музыкалную драму «Лейли и Меджнун» У.Гаджибекова. ..» 1900-е Сидги Рухулла — артист с223 («Коллекция Рафаэля») подпись-на-татар-араб-шрифт: Посылаю барышне Сарвар привет


10. из статьи Тулякова 1926 года..

..
Не лишним будет сказать несколько слов о том какое место занимал татарский театр в Средней Азии, в частности в Ташкенте. Татарский театр воспитывал в народе понимание высшего искусства, театральная сцена служила внедрению культуры в народе, служила трибуной культуры. Кроме того, театр собирал ежедневно в одно место приехавших из разных городов России людей разных профессий, живущих разрозненно (особенно после революции). Театр давал возможность собираться, знакомиться, поговорить хоть один вечер народу. Театр давал возможность разрозненный народ сделать единым обществом. Театр стал Каабой, майданом, собирающем людей вместе. Это благородное дело.

В Средней Азии татарскому обществу театр служил и материальной поддержкой. Особенно при старой русской власти татары чувствовали себя пришельцами. При открытой с тысячами трудностей школе была и маленькая библиотека, чтоб работали эти школа и библиотека, обеспечить учебу детей бедняков, платить жалование учителям отдельного бюджета не было. татарский театр обеспечивал эти учреждения. Любители театра в пользу школы, опекаемых учреждений организовывали литературные вечера, восточные вечера, организовывали сбор денег. Единственная в 1914-15 годах татарская школа обеспечивалась этими деньгами от театра. И после революции театр продолжал идти тем же путем.

Это вот короткая история деятельности татарского театра в Средней Азии, в частности в Ташкенте.


Далее: 1917..19 театральная активность

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress