tatar.uz folk history

1917-07-02

1917 мечеть и школа на Воскресенском базаре

опубл.2024-03-01
мечеть Маржани, Умидовы, Еникеевы, Тюменевы, Яушевы, Диваев, Сутюшев, Илкин, Ахтямовы, Хасановы, Файзи, Муса Бигиев, Акчурин, Бахтияров, Салиев, Сайфуллины..


Из всех татарских мест в Ташкенте — улица Татарская вдоль Анхора, поселок Ногай-курган в 10 км за городом, татарский поселок около Обсерватории с кладбищем около холма Ак-курган и нынешнее кладбище Минор, мечеть на Воскресенском базаре была самым важным местом — духовным и образовательным центром ташкентских татар.
На представленных ниже фото мы видим практически всех видных деятелей той поры. Они были меценатами и организаторами национальной жизни татарской общины Ташкента.
Эти фотографии дореволюционного периода я только условно отнес к 1917 году (точные даты не определены). Тогда февральская революция подняла энтузиазм всех слоев населения в надежде преодолеть костность одряхлевшей аристократической системы.. надежды оправдавшиеся не так как представляли сами эти активисты.
Но на лицах мы видим эти мечты о «царстве справедливости», вернее «демократии», как тогда считалось наиболее правильным способом организации общества. Вообще, традиционное общество всегда сочетало авторитаризм с демократией, но когда элиты загнивают авторитаризм выходит из моды.. И начинается бардак.. Хотя консерваторы всегда предупреждали — улучшив одно вы обрушите все остальное!
Но в Ташкенте две революции 1917 года прошли относительно спокойно, не считая Осиповского мятежа в январе 1919.


Фото Воскресенского базара..

2013 uznet-AK меч и медр Маржани

28 Ташкент (Воскрес базар) — арбы

1900-е прим. Ташкент — Воскресенский базар 27695_1

PicsArt_1365174252009

1900-е Ташкент №11 — Хаум базар (Воскресенский) н4 =Коллекция-Рафаэля=;

1900-е прим.Ташкент — Воскресенский базар — минарет Evgeniy S. Sklyarevskiy;

1917 Ташкент — Воскресенский базар н194 =Коллекция-Рафаэля=;

bazar1+

1900-е прим. Ташкент — Воскресенский базар


Фотографии учащихся и меценатов школы имени Маржани..

Первое фото имеется в двух экземплярах..

1914 Ташкент — медр-Маржани (5481) + комм =Коллекция-Рафаэля=;

4-ряда справа-сверху:
1-р-стоят ученицы —
2-р-сидят учителя, меценаты — 1) ХаерлеБанат Умидова (сноха Сагдат Еникеевой и мать Зульфии Умидовой — профессора-медиц), 2) Хадича Тюменева, 3) Яушева (бабушка Фарида Сейф-Мулюкова), 4) Сагдат МирзаХаким-к (жена ген.Еникеева), 5) АбуБакир Диваев (ученый-тюрколог, переводчик между Эмиром Бухар. и Николаем-2), 6) ГалиАскар Сутюшев (его внуки жив.в АлмаАте), 7) Илкин (полковник, орг.тат-школу в Таш-области), 8) Галима Мавдут-к Ахтямова (муж — ХабибРахман ГарифУлла-у Файзи), 9) Таиба Хасанова (Сафигуллина, 1864-1922), 10).., 11)..
3-р-сидят дети —
4-р-сидят на коленях — .. 9) Галия Мавдут-к Ахтямова (р.1908, зав-кафедрой узб-яз Респ-Педаг-Инст-им-Низами)

1914 Ташкент — медр-Маржани (арх-Тюменевых) t4 =Коллекция-Рафаэля=; арх-Тюменевых;

Надписи:
Учащиеся женской татарской школы в г.Ташкенте перед революцией
В 3-м ряду меценаты и педагоги школы
справа налево : Яушев, 3 женщины педагоги школы, генерал Еникеев (АК: это БахтиГани Илкин), Сутюшев, полковник Диваев, Еникеева, Яушева, Тюменева Х.А., Умидова
Доп: 3 ряд, 3-ья слева Тюменева Ходича АбдуРахмановна

Второе фото уже мальчики..
Судя по тому что Диваев, Сутюшев и Илкин сидят точно так же как на предыдущем фото, сделано оно, явно, в тот же время только уже со стороны школы для мальчиков.

1914 Ташкент — медр-Маржани (5482) +комм =Коллекция-Рафаэля=;

слева — ряд меценатов и попечителей:
1) Хады ГарифУлла-у Файзи, 2) Фатах Хасанов (отец редакт.газеты Мухаммата Хасанова), 3) Муса Бигиев, 4) ХабибРахман ГарифУлла-у Файзи (уч.в Галия-мадр.Уфа, учитель, указ.мулла, препод.в Ташкенте, АлмаАте), 5) (Акчурин или Кудашев), 6) АбуБакир Диваев (тюрколог), 7) ГалиАскар Сутюшев, 8) Илкин, 9) .., 10) .., 11) Сагит Бахтияров

На фото мы видим Мусу Бигиева. В мае 1917 в Москве проходил мусульманский съезд и ..

А. Г. Хайрутдинов ГБУ Институт истории им. Ш. Марджани АН Республики Татарстан, г. Казань
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСЫ БИГИЕВА И ЕЕ ТУРКЕСТАНСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПИСЬМАХ К ЭНВЕРУ-ПАШЕ стр.153..
.. На 3-м заседании (22 мая 1917 г.) ИКОМУС обсуждалась просьба мусульман Хивы об отправке к ним комиссии, включающей в себя соответствующих специалистов, для проведения там необходимых религиозных реформ. После продолжительного обмена мнениями было принято решение отправить в Хиву Бигиева как компетентного богослова и еще двух специалистов — финансиста- экономиста и государствоведа¹.

¹ Протокол 3-го заседания Исполнительного комитета Всероссийского мусульманского совета. [Электронный ресурс] // URL: https://islamperspectives.org/rpi/items/show/10510 (дата обращения: 20.05.2020).

Таким образом, с первых дней демократических перемен Бигиев был привлечен к делу государственного строительства в одном из регионов Туркестана, что также важно отметить ввиду представленных в настоящей публикации новых данных о деятельности ученого в Туркестане. ..

Муса Бигиев был арестован в Ташкенте в 1923.

Третье фото тоже мальчики, но меценаты другие..

1914 Ташкент медр-Маржани (5485)=с70

ряд — учителя и меценаты:
1).., 2).., 3) Пулат Салиев (тюрколог), 4).., 5).. (генерал), 6).., 7) Сагди Бахтияров (купец), 8) Хади ГарифУлла-у Файзи (выехал в Крым, работал министром культ.)

В других комментариях Пулат Салиев 2-слева.

Обсуждение этого фото на «Татарская школа, начало прошлого века«.

Четвертое фото возможно другая школа (на 1901 их было 4)..

1915прим Ташкент — тат-школа для дев t5 =Коллекция-Рафаэля=; арх-Тюменевых;
1917прим Ташкент — Татарская школа с158(177) =Коллекция-Рафаэля=;

В центре — Тоиба Хасан-к Сайфиулина (1864-1922)

Далее «1918 культурно-образовательная деятельность»

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress