tatar.uz folk history

1926-02-01

1926 — Туляков о татарском театре в Ташкенте

изм: 2020-07-17 — две фото 1929 — театр в Карши убрал, они в статье «1929..31 Карши — артисты, учителя, ирригаторы, врачи..«

В статье Тулякова рассказывается о татарском театральном движении в Ташкенте в начале 20 века. Статья дополнена фотографиями из Коллекции Рафаэля. После той эпохи татарский театр в Ташкенте появился только в период первого тат-центра (пока у меня есть только одна фотография, но надеюсь будут еще с комментариями от бывших участников — =1990 Театр при ТатЦентре=).

 

«Татарский театр в Средней Азии»

В Средней Азии, особенно в прежнем Туркестанском крае общее движение любителей татарского театра началось после первых гастролей известной татарской труппы в 1908-09 годах. Ранее, вплоть до 1904 года, хотя и было проведено несколько театральных восточных вечеров организованных представителями семей генералов, чиновников и нескольких байских семей, но эти вечера не были едины духом.
Хотя эти вечера проводились в театральных залах и клубах, но так как исполнители были только из семей генералов, чиновников и пляшущих под их дудку нескольких приказчиков и зрители тоже были из своих только людей, то эти театральные вечера нельзя считать началом народного театрального движения. Они не могут называться основоположниками татарского театра, история не дает им это право. поэтому историю татарского театра в Средней Азии мы связываем с началом общенародного движения.
В Средней Азии в движении энтузиастов за создание общенародного татарского театра первыми были ташкентская татарская молодежь. Там где побывала известная в Средней Азии татарская труппа, во всех городах, начинается движение энтузиастов-любителей татарского театра. Это движение постепенно по-своему расширяется, увеличивается. Во всех городах где жили татары создавались молодежные музыкально-драматические кружки и музыкально-драматические общества.
В самом Ташкенте движение по созданию татарского народного театра, как было сказано выше, началось в 1908-09 годах. До этого в театральных постановках, вечерах молодежь из народа не участвовала. Высшие круги населения считали, что искусство понятно только им, другие с ним не могут справиться, что только они имеют право играть в театре, это их монополия.

1900-е семья Мансурова (Мустафа справа)

1909 — Восточное Общество (сидит-слева-1 Мансуров)

Молодежь из среды трудового народа понимает что надо объединяться и создать театр или музыкальный кружок. Несколько представителей молодежи, которые общались с баями когда приезжала известная труппа и помогали иногда, и некоторые из труппы отделились и образовали кружок «Хамаюн» только для трудовой молодежи.
Руководителем этого кружка стал Мустафа Мансуров — выходец из семьи всю жизнь проработавшей на баев. Он руководит театральными постановками. Будучи музыкантом он создает национальный оркестр из 35 человек, обучает их, организует концерты отдавая этому делу все силы.
В начале 1910 года по некоторым причинам кружок распадается. Но вскоре молодежь создает новое объединение с названием «Чишма». Из-за начавшейся в Европе войны много молодежи отправляется на фронт, а руководителя «Чишмы» Мустафу Мансурова призывают на фронт в самом начале 1915 года. Поэтому «Чишма» распадается.
Оставшаяся молодежь вновь собралась в начале 1916 года и организовала музыкально-драматическую группу «Чулпан». Но представители привелегированных желая управлять мешают с помощью пляшущих под их дудку приказчиков, стараются разогнать, свалить с ног молодежь. Пытаются сделать постановки с помощью дворянских дочек, даже не знающих как следует татарский язык, и с помощью случайных лиц. Народ настраивают против молодежи, стараются расколоть часть ташкентцев на две группы. когда молодежь намечает постановку они, чтоб навредить, ставят свою в тот же день, в другом месте или на день раньше. Но несмотря ни на что молодежь продолжает свое дело, не унывает при некоторых неудачах. Из их среды появляются видные театральные деятели продолжающие «тянуть свой воз» — татарский театр.

1912-09 Струннй ансамбль Мансурова-Якубова (Сидят-справа — Сарвар Якубова, Мустафа Мансуров, Иброхим Якубов, ?. Лежат-справа — ?, Исхак Якубов (брат Иброхима и Сарвар и Марьям)) На правом фото — 1912-11 Мустафа Мансуров и Исхак Якубов

1913 Ташкент 1-струн ансамбль татар под руководством братьев Якубовых (Сидят-справа — 2 Исхак Якубов, 3 Ибрагим Якубов, 4 Мустафа Мансуров)

1913 (слева-3 ХабибУлла Абизгилдин)

Ташкент 19 июля 1916 в театре Колизей спектакль «Мугаллим» Гаяза Исхаки. Драма в 4 актах. Главн-роль Салиха исполняет Исмагил Урманов, он же и режисер.
Шелк 40х12 см, цвет олив-зелен.

В связи с годовщиной Великого Бобура во вторник второго числа (гбд ннг)
19 июля 1916 года в театре Колизей
Артистами любителями ташкентского мусульманского театра будет исполнение на татарском языке
ПРОГРАММА спектакля
С этой игры полученный доход отдадут «русско-татарской школе» нашего города
на зрелище ставится драма из пяти актов (занавесей)
УЧИТЕЛЬ произведение Мхмд Гиаз Исхаки
Исполнители:
1 — Салих — учитель аула, взявшийся служить народу … Исмагил Урмани
2 — человек — аульский мужик … К.Рхмт
3 — старуха — приходящая лечить заговорами … Г.Калмашски
4 — мужик — отец мальчика, который учится в школе … Нг.Рфикф
5 — парень — настоящий аульский бай, завсегдатай компаний … М.Тжалдинф
6 — Закир — умный мужик, приходящий к Салиху … Нг.Кхарф
7 — Аби — старуха, пришедшая к Салиху по поводу свадьбы обеспечить угощение … Г.Калмашски
8 — парни \ приходящие забрать жениха
9 — \
10 — \
11 — Вахд — один знакомый Салиха, (анг гнянрбаш) М.Таджалдинф
12 — Мугия — невеста Салиха, деревенская девушка лишенная воспитания … С. Туташ Исмагилфа
13 — Марфуга — старуха разносящая разговоры … Г.Калмашски
14 — (Хижалхиан) — мать Мугии … М.Ханм Ташкндская
15 — Фадл — один из ближайших друзей Салиха … Нг.Рфикф
ПАРНИ, ПОДРОСТКИ, ДЕТИ
1 — Струнный оркестр под управлением Якубова будет исполнять нижеперечисленные наши национальные мелодии
1 — Пусть стоит, мое дитя, этот город
2 — Времена
3 — Алмата
4 — Погасшее желание
После этого до 2 часов ночи танцы, будут (упучта) игры с конфетти и серпантином.
Пуфит: эта часть приготовлена со стороны наших уважаемых мужчин и женщин.
Деньги полученные от этого будут до копейки отданы школе.
Игра начнется точно в восемь с половиной часов.
После второго званука садиться на свое место запрещается.
Рижиссур: Исмагил Урманф Суфилур Бастати
Ведущий мероприятия: А.НугаиБкф
—————Типогр.Канц.Г.-Губерн.

 

До февральской революции существовал фронт постоянной борьбы между молодежью и баями. В то время как в Центральной России деятелям татарского театра приходилось бороться с противоборствующими религиозными деятелями в Ташкенте приходилось бороться за то, чтобы татарский театр сделать народным, бороться против генералов и баев которые хотели чтоб театр служил их интересам, бороться за то, чтоб театр сделать трибуной дающей народу культуру и вести это дело.
Октябрьская революция разгромила баев и их прислужников. Октябрьская революция оживила деятельность движения ташкентского татарского театра. На этом пути людям увлеченным открылась дорога работать засучив рукава насколько позволяют возможности.
В самом конце 1918 года татарская секция при комитете по делам национальностей организовала труппу татарского театра. С целью повышения теоретических знаний у молодых работников татарского театра организовали студию.
После года с лишним работы труппа татарской секции перешла в ведение Туркестанского комисариата просвещения с названием Государственной татарской драматической труппы. В этой труппе работали не только ташкентские театральные исполнители (любители), но и артисты и артистки служившие на татарских сценах Центральной России с самого начала. Среди них — Нури Сакаев, Таждарова, Камал, Камалова, Ильская, Саид Булатов, Сулейман Валиев и другие. Но по причинам не связанным с самой труппой она была распущена комисаром Туркестанского комисариата просвещения Шахидом Ахмадиевым. После этого татарский театр опять стал любительским.
В зимний сезон 1923-24 годов ташкентский татаро-башкирский комитет помощи создал труппу собрав вместе несколко известных российских артистов, театральных деятелей находившихся в Ташкенте. Но назначенный комитетом руководители труппы посеяли вражду между молодежью и любителями театра, отвадили от труппы покровителей, раскололи народ и стали причиной роспуска труппы. Труппа распалась через 3-4 месяца работы.
В 1924-25 годах постановки татарского театра продолжались силами любителей. И сейчас все идет в таком же стиле.

Тат-театр — 1920 год 24 октября. Ташкент (Стоят-справа: 2 Иброхим Якубов, Сидят-справа: 3 МахиНур Бахтиярова (муж Ибрагим Якубов))


1920-е Наманган — Татар-башкорд драмма тугаряге (виньетка)

конспект из 1987 Тауфик Айди — Тылсымлы куч — 1 — Г_Уразаев


— 1919 год, чехи отступали, в Мелекесе прошел митинг где выступил Калинин. гАбдулла Уразаев записался в 14 лет в кр-армию, в газету 5-армии Красный воин (рук.Гыйлендар БаемБитов), выступал в агит-бригаде, тиф.. Артисты Нури Сакаев, Нагима Ташдарова..
.. Симбирск.. вместе с Асхатом Маджитом пост. на пед-курсы, с ним уч.Кави Нажми, арт.Саид Булатов, из Астрах Алматов, Ахмат Япанчи.. татар-башк-шуб-парт-комит — в бюро Шакир Измайлов и Бакир Белоусов, газета Кын авп. Фатхи Бурнаш, театр-труппу орг. Бары Тарханов..

конспект из — 1987 Тауфик Айди — Тылсымлы куч — 2 — Ф_АбуБакиров

.. 1917 его пьесу став. Новый Клуб .. играли Нагима Таджпрова, Камал-Первый ..
.. 1917 лето — приезж.в Ташкент, уч.в рев.событ., раб.в газ.Иштиракиюн и газ.ХалыкДарылФунини ..
.. 1919 сент его вызыв.в Ташкент и назн. в отд.культуры Туркестан.Мусульм-большевиков .. назнач.рук.Краев.Театр.школы .. ставит тат.пьесы .. раб.переводч. в аппарате УБК Туркестан.АССР .. пишет статьи в газ.Байрак и газ.Шарк .. выбир.в Комит.ПрофсоюзаТуркестанСвязистов .. продолж.лит.деят. ..
.. 1921 вып.книга на узб. с его расск.»Утро 1-мая» ..
.. 1923 он с Фатымой Ильской возвр.в Казань и раб.в театре .. его пьесы до сих пор ставят в ТатАкадДрамТеатре .. в спект.»Цыганка» он сам играет ..
.. 1924 возвр.в СредАзию .. переводчик лектора на курсах работн.судов .. студент Юрид.техникума .. пост.науч.раб.в Инст.Сов.Строит.и Права .. науч.раб. .. препод.в этом инст. .. учеба в аспирантуре .. сдает экстерном экзам.по полн.курсу Юрид.Инст. .. изуч.суды народов Турк., угол.процессы, пишет статьи, защищает диссерт. и стан.доцентом ..
.. пост.редактор тестов законов и кодексов УзбССР ..

 

Не лишним будет сказать несколько слов о том какое место занимал татарский театр в Средней Азии, в частности в Ташкенте. Татарский театр воспитывал в народе понимание высшего искусства, театральная сцена служила внедрению культуры в народе, служила трибуной культуры. Кроме того, театр собирал ежедневно в одно место приехавших из разных городов России людей разных профессий, живущих разрозненно (особенно после революции). Театр давал возможность собираться, знакомиться, поговорить хоть один вечер народу. Театр давал возможность разрозненный народ сделать единым обществом. Театр стал Каабой, майданом, собирающем людей вместе. Это благородное дело.
В Средней Азии татарскому обществу театр служил и материальной поддержкой. Особенно при старой русской власти татары чувствовали себя пришельцами. При открытой с тысячами трудностей школе была и маленькая библиотека, чтоб работали эти школа и библиотека, обеспечить учебу детей бедняков, платить жалование учителям отдельного бюджета не было. татарский театр обеспечивал эти учреждения. Любители театра в пользу школы, опекаемых учреждений организовывали литературные вечера, восточные вечера, организовывали сбор денег. Единственная в 1914-15 годах татарская школа обеспечивалась этими деньгами от театра. И после революции театр продолжал идти тем же путем.
Это вот короткая история деятельности татарского театра в Средней Азии, в частности в Ташкенте.
——-Х.Туляков
Халаф Тюляков с женой УммГульсум ((тюрк) Ибрагиму-афанди с Махинур-хоним дарим на память. Халаф Тюляков, УммГульсум Тюлякова, Ташкент, 19.09.1919)

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress