опубл.2024-09, доб.2024-11-02 ..
Помощь голодающим, Муса Бигиев и Валиди, Печать и кино, Киргизская Научная Комиссия, ИнПрос, Жен-отдел, Отъезд за границу..
После Гражданской войны разрушевшей экономику России добавилось наказание от природы — засуха.. На Поволжье народ не выдержал и стал умирать. Больше всего умирали дети, младенцы, мы практически не встречали людей 1917..1919 годов рождения, их действительно выжило мало. В Ташкенте появилось слово «самарский», ругательное — «воришка»..
Самое известное произведение на эту тему написал Неверов..
Википедия — «Ташкент — город хлебный» |
Повесть во многом основана на личных впечатлениях Неверова от лета 1921 года, когда он сам совершил поездку в Ташкент из Самары, где он тогда жил. В это время «десятки тысяч нищих нахлынули в Самару, обезумевшие люди двинулись вдоль колеи железной дороги, ведущей в Туркестан, в Ташкент, на юго-восток», причём поезда забирали лишь часть этих людей[2]. Неверов писал В. Я. Шишкову: «Слова такого не найдешь, чтобы передать весь ужас. Самарская деревня вымирает буквально. (…) Кошки, собаки поедены. Страшно общественное отупение, потеря „человеческой“ совести…»[3].Движению людей на Ташкент посвящён его очерк «За хлебом». В поисках средств к существованию Неверов ездил в Ташкент по предложению писателя Н. А. Степного, которому пришла в голову идея провести в Ташкенте серию выступлений. Со Степным и Неверовым поехал и брат последнего, чтец-декламатор Пётр Скобелев, а также писатель Павел Дорохов, который помог достать документы и пристроил писательскую бригаду в товарный вагон в качестве охранников[4][5]. Поездка продолжалась два с половиной месяца[6]. |
В этот же период в Бухару поехала делегация из Казани — просить хлеба. В рассказе Фатымы Таджиевой упоминается, что ее отец Зариф Ибрагимович Махмудов[15] (Ибрагимов), работавший по хозяйственным вопросам в правительстве Татарстана был включен в делегацию потому что знал Эмира Бухарского по учебе в Москве.. (Эмира свергли в 1920, но в Бухаре оставались люди окружавшие Эмира) |
Муса Бигиев.. в декабре 1920 посетил Бухару..
А . Г. Хайрутдинов
|
В очередной раз Бигиев посетил Туркестан весной 1921 г. Во время пребывания в Ташкенте он был арестован местными чекистами. Поводом для ареста, по версии турецкого исследователя М. Гёрмеза, стали контакты Бигиева с представителями турецкой парламентской делегации, совершавшей поездку по России и Туркестану. Гёрмез пишет, что Бигиев пытался передать через одного из членов делегации письмо, адресованное Мустафе Кемалю 4
4 Gormez M. Musa Carullah Bigief. Ankara: Turkuye Diyanet Vakf? Yay?nlar?, 1994 S. 34 |
Однако, по мнению А. Канлыдере, причина ареста заключалась в другом. Канлыдере ссылается на воспоминания татарского писателя Галимджана Ибрагимова (1887–1938), который свидетельствовал, что Бигиев приехал в Туркестан для участия в национально- освободительной борьбе туркестанцев против советской власти и был арестован при попытке передать послу Великобритании в Кюльдже, что находится в Восточном Туркестане, письмо, адресованное премьер-м инистру Великобритании Ллойду Джорджу 5
5 Kanl?dere A. Kadimle Cedit Aras?nda Musa Carullah. Hayat?/Eserleri/Fikirleri. Ankara: Dergah
|
На самом деле доставка письма была возложена на других людей, и Бигиев в этом не участвовал 6
6 См.: Sartori P. When a Mufti Turned Islamism into Political Pragmatism: Sadreddin- Khan and the
|
Некоторую ясность в этот вопрос вносят материалы следственного дела, составленные во время ареста Бигиева, случившегося позже — в ноябре 1923 г. Эти документы подтверждают скорее версию М. Гёрмеза, чем Г. Ибрагимова. Так, из текста Заключения за подписью начальника 2-го отделения Восточного отдела ОГПУ Т. Дьякова от 16 января 1924 г. следует, что в годы, предшествовавшие его аресту в ноябре 1923 года (т. е. с 1920 года), Бигиев неоднократно встречался с послом Турции Ахмедом Мухтар Беем 1,
1 Ахмед Мухтар бей (1870–1934) — турецкий политический и государственный деятель, дипломат, глава МИД Турции (1921 г.), посол в Москве, в 1927–1934 гг. — первый посол Турции в США, депутат ВНСТ. |
а также имел встречи с Энвером- пашой и рядом других турецких общественных деятелей 2
2 ЦА ФСБ РФ. Дело по обвинению Бигеева Муса Джарулла. Р-46032. 1924 Заключение. С. 74. |
Сам Бигиев, давая показания, не отрицал, что встречался, в частности, с Исмаилом Субхи Суйсаллы — членом комитета Великого национального собрания Турции (ВНСТ) по изучению России. Суйсаллы путешествовал по России в 1920–1921 гг. и в ходе знакомства со страной Советов посетил Ташкент, где нашел возможность пообщаться с Бигиевым. В ходе общения с депутатом турецкого парламента у Бигиева возникла идея написать обращение к ВНСТ, которое он и передал через Субхи, чтобы оно было зачитано перед турецкими законодателями 3
3 См.: ЦА ФСБ РФ. Протокол допроса от 13 ноября 1923 г. / Дело по обвинению Бигеева Муса Джарулла. Р-46032. 1924 С. 19/б. |
Из показаний, которые Бигиев давал в ГПУ, действительно следует, что в конце марта 1921 года он был арестован Ташкентской ЧК и оставался в заключении в течение 50 дней, пока шло следствие, а затем был выпущен, дав обязательство не покидать Ташкент до конца сентября 4 того же года.
4 См.: Там же. С. 25/б. |
Приведенные выше факты были необходимы в качестве небольшого пояснения к тому документу, который был обнаружен в ходе нашей поисковой работы в хранилищах Турции. Ниже будет представлен обзор письма Мусы Бигиева, которое он адресовал Энверу-паше. По нашему предположению, оно было написано во время пребывания Бигиева в Ташкенте под подпиской о невыезде. Наше предположение строится на том, что 50 дней, прошедших с момента ареста Бигиева в конце марта и до окончания следствия, должны закончиться приблизительно в первой декаде мая. |
А . Г. Хайрутдинов
|
Письмо датировано 09 июня 1921 г. и начинается словами: «Сәламүн галәйкүм вә рәхмәтүллаһи в әбәрәкәтүһ. Бөек милләтнең мөхтәрәм рәһбәре Әнвәр бәк хәзрәтләре!» (т. е.: «Мир вам, милость Аллаха и Его благодать. Уважаемый лидер великой нации хазрат Энвер Бек!». В конце текста, как уже говорилось, стоит автограф Бигиева — Муса Джаруллах. |
Он пишет 1: «Ислам является колоссальной силой, оказывающей влияние на сердца людей. Приведение этой огромной силы в движение сегодня зависит от Вашей воли и Ваших способностей. И если турецкое правительство до сегодняшнего дня не использовало силу ислама, то грех лежит на самом правительстве Турции. Несмотря на то, что в нынешней мировой вой не татары — тюрки России — послали на Турцию войско в несколько сот тысяч штыков, или мощь Индии в конце концов бросила под ноги исламский халифат, наибольшая доля этих грехов лежит на правительстве Турции.
1 Цитаты приводятся в переводе с татаро- османского языка |
Я осознал эту истину во время… моего путешествия, в ходе общения с учеными Индии, Афганистана и Китайского Туркестана. Сколь бы ни была велика любовь мира ислама к исламскому халифу и к туркам, столь же сильно и велико их порицание турков за проявленную ими беспечность относительно исламского мира. Один великий индийский ученый сказал мне открыто: “Мы напали на Обитель счастья, на центр исламского Халифата, желая отомстить за беспечность, которую турки проявили относительно исламского мира!” И хотя такие слова никогда нельзя признать оправданием за содеянное, тем не менее они являются правдой! Я и сам подтверждаю эти слова индийцев. Их порицание верно. Несмотря на то, что беспечность турков относительно исламского мира не может служить оправданием мерзких и внушающих отвращение поступков исламского мира, и в особенности российских татар и индийцев, вы — нынешнее турецкое правительство — признайте верность критики, примите упреки мусульман, взгляните трезвым взглядом на эту печальную правду и после этого поступайте осознанно и дальновидно». | Другой интересный момент в письме Бигиева заключается в том, что он предлагает свою помощь в деле национального пробуждения мусульманских народов: «Если пожелает Аллах, то и я смогу стать для Вас и для турецкого правительства компетентным и надежным служителем в деле выполнения этой обязанности. Если, применяя умную политику в Восточных движениях, в общих революционных движениях Вы сможете использовать большую силу ислама и мусульман, то могли бы в самой востребованной форме реализоваться и интересы Советов, и интересы Турции. Если Советы будут действовать на Востоке в одиночестве, ни одна сила не будет успешной. На Востоке невозможно осуществить революцию силами Советов. Если после объединения с Советским правительством Вы, иными словами, Турецкое правительство и турецкие лидеры, будете действовать на Востоке, опираясь на силу ислама, то и интересы Советов, и интересы Востока, и интересы Турции, конечно же, будут обеспечены весьма разумным и очень легким путем. Если Энвер Бек станет лидером, то все мусульмане соберутся под знаменем Энвер Бека. Я тоже смогу быть значимым и компетентным спутником». | .. В подтверждение своих слов ученый ссылается на драматические реалии тех дней: «Совершенно очевидным доказательством этого является движение курбаши в Фергане, а также заключение в тюрьму ста шестидесяти уважаемых персон, которое произошло за последние месяцы в Ташкенте. Крайне деспотическое, совершенно невежественное и глупое поведение Туркестанского правительства привело к боевым действиям, начатым курбаши, а также усилило недовольство всех мусульман Туркестана. Мне известно точно, что действия дамеллы Садриддина-ходжи 1, Мунаввара Кары 1 направлены не против советской власти, а скорее против деспотичных и невежественных действий правительства Туркестана.<…> Знайте, что Садриддин Ходжа, Мунаввар Кары, ферганские курбаши не являются врагами Советов, но являются врагами правительства Туркестана, которое действует глупо и тиранически». |
И только после всего сказанного выше Бигиев обращается в Энверу-паше с личной просьбой: «Моя первая просьба: будучи заточенным в тюрьму я провел в крайне грязных застенках пятьдесят дней. И несмотря на то, что в результате благодаря своей невиновности я и был освобожден, мне было вменено строгое унизительное нахождение под наблюдением в городе Ташкенте вплоть до начала суда. Я прошу у Вас и у [турецкого. — А. Х.] посольства заступничества относительно защиты моей чести, достоинства и прав. Я имею право и требую: услышав и вняв Вашему призыву, я стал Вашим соратником в восточных делах. Комиссариат по внешним сношениям 2 предоставил мне гарантию личной безопасности. Я не бизнесмен и не имею заработка. Я человек веры и убеждения; я очень надежный человек, который не предаст ни словами, ни делом. Моя деятельность в Туркестане в течение пяти-шести месяцев, мои перемещения и пребывание здесь принесли ощутимую пользу как турецкому правительству, так и авторитету Советов. | Поэтому, имея на то право, я прошу Вас: предпримите решительные меры в деле защиты моей чести, прав и всесторонней безопасности перед лицом невежественной политики правительства Туркестана. Прошу также решительно защитить мои права перед правительством, заседающим в Москве. На мне нет греха, моя служба крайне полезна: поэтому в целях уважительного оправдания меня и реабилитации моего имени распорядитесь, чтобы правительство Туркестана издало строгое распоряжение, или отправьте специального курьера. Этого требует достоинство Священного Корана, достоинство исламского шариата и достоинство Турции. Я человек Священного Корана, представитель исламского шариата, соратник вождей Турции, я пользуюсь уважением во всех уголках исламского мира. Поэтому прошу Вас непременно защитить это». | Вместе с тем он предупреждает, что расправа над узниками, случись она, не сулит ничего хорошего ни Советам, ни ведущим турецким политическим деятелям: «…если персоны, содержащиеся вместе со мной в тюрьме, в этот раз станут жертвами неразумной политики Туркестанского правительства, то от этого советской власти не будет пользы. Кроме того, на Востоке уменьшится, либо вовсе исчезнет уважение к турецким лидерам и их влияние». |
Абдуллаев Камолудин Нажмудинович
|
* 1921 октябрь — Энвер Паша покидает Закавказье и отправляется в Бухару. * 1921 ноябрь — Энвер переходит на сторону басмачей и арестовывается Ибрагимбеком. |
В 1923 Бигиев уезжает в Турцию..
1921 март.. Милли иттихад.. письмо представителям Японии и Великобритании..
А . Г. Хайрутдинов
|
1 Садриддин-ходжа — речь идет о представителе туркестанских джадидов, педагоге, религиозном ученом и муфтии Садриддин-хане Шарифходжаеве (1878–1921), организаторе националистической организации Милли иттихад. По данным П. Сартори, Шарифходжаев и его соратники, в числе которых был Гариф Каримов (брат Фатиха Карими. — А. Х.), Курбанов, Умаров и Ниязбеков, были арестованы в 1921 году политическим сектором ТурЧК как члены контрреволюционной группы, которая 9 марта 1921 года во время незаконного собрания подготовила два контрреволюционных и подстрекательских письма, адресованных представителям Японии и Великобритании, с просьбой об оружии и деньгах от имени Комитета Милли Иттихад, чтобы поддержать их в борьбе против советской власти в Туркестане. | Заверив вышеупомянутые письма печатью организации Милли Иттихад, Каримов и Курбанов по просьбе Шарифходжаева отправились в городок Аулие- Ата с целью незаконного пересечения границы с Китаем и с намерением передать эти послания представителям Японии и Великобритании. Каримов и Курбанов были задержаны в городе Аулие- Ата сотрудниками ЧК, и вышеупомянутые документы были конфискованы. Шарифходжаев и Зия-Мухамедов нашли убежище в группе басмачей Рахманкула. Услышав об аресте единомышленников, они стали подстрекать басмачей к активным действиям. Шарифходжаев признал себя виновным в ходе следствия. Остальные, несмотря на то, что против них имелись конкретные доказательства, отказались признать себя виновными. | 23 декабря 1921 года Верховный революционный суд Центрального исполнительного комитета Туркестанской Советской Республики публично рассмотрел это дело приговорил Шарифхожаева, Каримова и Зия-Мухамедова к расстрелу. Однако на основании амнистии, объявленной Туркциком 7 ноября 1921 года, расстрел С. Шарифходжаева и Г. Каримова был заменен на 5 лет каторжных работ.
Источник: Paolo Sartori, When a Mufti Turned Islamism into Political Pragmatism: Sadreddin- Khan and the Struggle for an Independent
|
* Гариф и Фатих Карими на фотографии 1912 года в Турции..
Валиди.. В июне 1920 г., не дожидаясь ареста, Валидов поездом выезжает в Саратов и далее в Туркестан..
Абдуллаев Камолудин Нажмудинович
|
В Средней Азии Валидов из социалиста и башкирского националиста превращается в сторонника «тюркского движения за независимость». Тюркское единство представлялось ему в виде союза Башкортостана, Казахстана, Туркестана и Бухары. Именно Валидову принадлежит идея объединить разрозненные отряды басмачей с джадидами под знаменем пантюркизма. | Это обстоятельство насторожило, если не напугало большевиков. Им стало казаться, что пантюркизм обрел не только вооруженную силу в лице басмачества и сторонников за рубежом, но и пробрался в ряды самой РКП (б). В целом же, несмотря на громкие заявления, Валидову в Средней Азии так и не удается добиться успеха. |
В 1923 Валидов отправляется в эмиграцию..
Печать.. в ноябре 1920 Турккомиссия учредила группу по развитию типографий.. (1920 Москва)..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
В составе группе был Г.A. Сагидов, в свое время работавший в казанских типографиях. Г.А. Сагидова попросили помочь Туркестану закупить и отправить необходимое полиграфическое оборудование и разрешили «нанять специалистов и персонал для работы в типографиях…»1.
1 РГАСПИ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 57. Л. 65, 139; Д. 292. Л. 5, 7–8; РГВА. Ф. 17. Оп. 1. Д. 132. Л. 194. |
В результате усилий комиссии в Туркестан из Москвы, Петрограда и Казани было доставлено 32 типографии, литотипографии и другое оборудование, 400 фунтов чернил для различных типографий, 5000 фунтов бумаги, 500 фунтов русских шрифтов и 1300 фунтов мусульманских шрифтов2.
2 Там же. Д. 69. Л. 22–24; Пролетарий (Самарканд). 1921. 24 апрел |
Весной 1921 года из Казани было привезено 300 фунтов мусульманских шрифтов, вскоре были привезены еще пять литографических станков и 200 фунтов мусульманских шрифтов. В мае 1921 года в Казани была изготовлен еще один 300 фунтовый мусульманский шрифт для Туркестана и подготовлен к отправке в Ташкент1.
1 Правда. 1921. 5 мая. |
* См.также: Отправка шрифтов из Казани (1921 Казань)
З. Ш. Баширов..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
В 1921 году З.Ш. Баширов стал редактором ташкентской газеты «Камбагала аувази» («Голос бедных») на уйгурском языке. |
Хади Такташ.. работал ответственным секретарем газеты «Юксыллар сюзе» в Оренбурге..
tatarica.org
|
В 1921–1922 гг. жил в Ташкенте, преподавал в Туркестанском рабоче-дехканском коммунистическом университете, много писал. |
Продолжение в 1922
Ф. АбуБакиров.. назначается руководителем Краевой Театральной школы .. ставит тат.пьесы .. работает переводчиком в аппарате УБК Турк.АССР ..
1987 Тауфик Айди «Тылсымлы куч» 2. Ф. АбуБакиров |
.. 1921 выходит книга на узбекском языке с его рассказом»Утро 1-мая» .. |
* в 1923 он с Фатымой Ильской возвращается в Казань и работает в театре ..
Кино..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
Помимо театра, в крае стало развиваться искусство кино. Татарские женщины внесли особый вклад в становление и развитие узбекского кинематографа. Например, многие фильмы были сняты по произведениям Л. Сайфуллиной3.
3 Нишонбоева .. Ўзбекистонда хотин-.излар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар тажриба ва о.ибатлар): тарих фан. номз. дис. … Тошкент, 1998. Б. 144. |
Ее рассказы «Непринужденная башня», «Золотые буквы», «Узбекская дочь», «Кровь и вода» и «Новая жизнь» стали очень популярными. Сценарий фильма «Вторая жена», выпущенный кинофабрикой «Звезда Востока», также был написан Л.Сайфуллиной. | Сохранилось свидетельство, выданное театральным отделом при народном комиссариате просвещения Туркестана 15 сентября 1921 года татарке Якушевой, где отмечалось, что она будет работать в отделе «Фото-кино»1.
1 НА РУз. Ф. Р.34. Оп. 1. Д. 449А. Л. 114. |
Продолжение в
АбуБакир Диваев.. смотрите также «1921 апрель-май — Проект нац-объединения Диваева и Jомудского»..
В трудных условиях 1920-21 он готовит этнографические экспедиции, участвует в Сырдарьинской экспедиции 1921, собравшей (слова Диваева) «колоссальный материал, разборка, классификация и опись которого, при всей добросовестной работе, заняла у меня более одного года времени» |
Продолжение ниже..
1921 июль Киргизская научная комиссия..
АК
|
-61-1/2рук №38 8 VII 21 Предъявителю сего Ташходже Гарафхапову студенту московской Академии соц.. вых. временно работает в Узб.науч.комиссии разрешен двухнедельный отпуск с 10-го сего августа что удостоверяется за председателем научного советета Ф.Сайфи -об- (араб) (рус в углу) разреш.отпуск на 15 дн. т.е. по 24 авг. в гор. Чимкент. Ф.Сайфи |
58 (араб) (глад-бум, обор как ткань) 19 16/VII-21 (рус)(в лев-углу резолюц) Принять к протоколу №16.. 20 июл.. Ф.Сайфи |
* Ф.Сайфи выступал в печати за создание университета в Ташкенте в 1906 году..
АК
|
-57- 1921 Засед.общ.собр.нац.науч.комиссий Участв. т.т. Диваев, Муфте-заде, Махмудов, Омаров, Ф.Сайфи. Предс. Ф.Сайфи. На повестке: рассмотрение и утверждение постановления киргизской научной комиссии об учебнике родиноведени Тохтабаева. |
Слушали доклад тов.Счастнева о постановлении киргизской научной комиссии об учебнике Постановили принять к сведению Слушается доклад рецензента тов. Омеров об учебнике Заслушали доклад рецензию тов.Омерова принять за основу суждения наставлении киргизской науч.ком. от 30-го июля с.г. дополняя его нижеследующим |
1) указать тов.Тахтабаеву на необходимость включения в учебник главы об административном и политическом устройстве Т.С.С.Р. взяв в основу Конституцию, принятую с’ездом советов Т.С.С.Р. 2) одобрение составленного тов.Тахтабаевым учебника к употреблению в качестве учебника в школе отнести компетенции педагогической комиссии. секретарь Ф.Сайфи |
1921 август..
АК
|
-60-1/2рук №36 7/VIII В Кир.отдел при Турцике Науч.совет просит ходотайствовать об откомандировании следующих товарищей на постоянную работу при науч.кир.комиссии. 1. тов.Ходжикив работает в наркомзем и в Техсоюзе 2. Манбиева. работает в кирг.инст. 3. Киимова[зачеркнуто]. Касимов является членом комисси, но уже более двух месяцев находится на станц. Кармакчи. |
73 (бланк) Заведывающий Государарственным Издательством Турк. республики тлф 399 «__»_____ 1921г. (рук) В научный совет.. (о Джалентове) .. в экспедиц. в перев. Казак.. Чимкент и АулияАта .. .. отъезд без уведомления является игнориванием .. срочно ки.. к задержания его Джалентова.. Председатель Кир.Н.К. Тах… |
77 рук (запрос на выдачу книги Герцена Былое и думы) (в углу резолюц Ф.Сайфи 19VIII 21) ..никому не раздавать… |
-76- 21 авг 1921 В Наркомпрос Кирг.Науч.ком. просит Вам разрешить отпуск из библиотеки им.Тимирязева и Гос.Унив. след.книг 1. Педагогика Соколова 2. Психология в беседах с учителем Джемс 3. Психология и учитель Мюнстобера 4. Педагогич.психология Рубинштейн 5. Блонский. Основы педагогики и курса педагогики. 6. История культуры Ковалевского (зачеркн) 7. История культуры Кудряшова |
8. Пособие по политико-эконом.формам хоз.жизни. 9. История цивилизаций Бихл 10. История Виипер 11. Очерки по истории рус.культуры П.И. Милюкова 12. История общественюдвижения Плеханов (зачеркн) 13. Общество и государство Г.Сафаров 14. Происхож.семьи и собственности Энгельс 15. Женщина и социализм Бабель председатель Кир.Н.К. Та.. секр. Ми… |
АК
|
63 1/2печ Срочно 23 VIII на основе боевого приказа Туркнаркомпрода.. предоставить отчет.. планов.. нормативов.. по служащим.. Делопроизводитель Коротков |
-64-рук Список служащих имеющихся Кирг. и Узб. науч.комиссиях Киргизская комиссия: 1. Диваев член комиссии — членов семьи 1 2.Джаленов член комиссии — членов семьи 1 3. Досмухамедов сотрудник IIр в командировке 4. М. Луценко секретарь комиссии — членов семьи 1 5. Ор. Кушбаев раз. — членов семьи 1 |
Узбекская научная комиссия: 1. Юнусов А.Б. председатель комиссии — членов семьи 1 2. Муста Зада заместитель председателя — Дети до 3-лет 1 — от 8 до 16 лет 1 — членов семьи 5 3. Машриф Юнусов член комисси — членов семьи 2 4. Махмудов член комиссии — членов семьи 2 5. Такjашев секретарь жур. — членов семьи 1 6. Гулям Зафаров сотрудник IIр — от3 до 8 лет 1 — от 8 до 16 лет 1 — членов семьи 5Пред.Науч.Ком. М… секр. М… |
* Такташев — скорее всего Хади Такташ
ИнПрос..
Народный Комиссариат Просвещения 3/X — 21г. Удостоверение (копия) Настящим удостоверяется, что податель сего Школьработник т. Келяева и Лисова были зачислены в Инпрос имени Тимирязева в 1920г. по разверстке (откоманд. с мест) Что подпись об их положении и печать удостоверяется коллегии и председатель главсоцвозь Билик От Отдел. П.Сербов [другими чернилами] С кодиикним верно да Секретарь педфака О.Ши.. [круглая печать] Туркестанский Государственный Университет [в центре] Педагогический факультет |
Продолжение в
С.Терегулов.. до ноября 1920 работал в Петропавловском уездном исполкоме инструктором Киргизской секции..
из Автобиографии 1941г. |
«.. В конце 1920 года приехал в Ташкент и один год работал в Татарском Инпросе в качестве секретаря и преподавателя..» |
Продолжение в «1922 Союз нерушимый»
Жен-отдел..
опубл.2024-09-12
Узбекская жен-школа, З. Бурнашева, З. Максудова, 1-обл-совещание руков-жен-отделов, Летн- краткосрочн. и однолетн-курсы, М. Султанмуратова, Торж-собран. по случаю 4-год-револ., М. Бахтиярова..
1920-21 Узбекская женская школа..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
Учительницы-татарки в узбекской женской школе в 1920–1921 гг. (НА РУз. Ф. Р 34. Оп. 1. Д. 1333) № Имя Должность Место обучения Образование 1. Тинчурина Захида — Учитель математики, Казань. Окончила курс при женской гимназии им. Шумковой |
3. Азизова Зайнап — студент, изучающий родной язык и географию, Акмолинская область. Окончила 2-годичные курсы при женской гимназии Шумкова 4. Бахтиярова Магира — Учитель русского языка, Казань. Окончила курс при женской семинарии 5. Шафигуллина Фатима — Учитель арифметики, Троицк. Окончила курс при женской семинарии |
6. Алиева Гаухар — Учитель математики, Уфа. Окончила курс при женской семинарии 7. Кашаева Зухра — Учитель истории, Харьков. Окончила женский институт 8. Музаффарова Сара — учитель естествознания на родном языке, Уфа. Закончила 2 годичные подготовительные педагогические курсы 9. Капкаева Хадича — Учитель шитья, Ташкент. Закончила профессиональную школу. |
1920-21 Захида Бурнашева..
Из Татарской энциклопедии:
|
В 1920-21 зав. жен. отделом Туркестанского бюро ЦК РКП(б), одновр. директор Узб. жен. ин-та просвещения. |
В 1921-23 инструктор жен. отдела ЦК РКП(б) (Москва).
1920-22 Зайнаб Максудова — учительница Ташкентского женского института просвещения ..
БИБЛИОТЕКА ЗАЙНАП МАКСУДОВОЙ МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ ЗАЙНАП МАКСУДОВОЙ
|
2.10.1920 по 1.09.1922 – учительница Ташкентского женского института просвещения. Удостоверение № 238 от 14.10.1920; № 320 от 25.07.1922. |
Марьям Султанмуратова.. училась с 1919 в Татарском педагогическом институте..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
С 1921 года работала учителем и воспитателем в Узбекском женском институте. |
В следующем году она окажется среди студентов отъезжающих на учебу в Германию.
1921 январь Первое областное совещание руководителей женских отделов..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
Татарки сыграли важную роль в деятельности мусульманской секции женского отдела при ЦК Туркестана. В результате их агитаторской работы возросла активность туркестанок. | Например, в январе 1921 года состоялось первое областное совещание руководителей женских отделов на местах и руководителей отделов рабочих и крестьянских женщин при мусульманских секциях. На собрании присутствовало 89 участников, 30 из которых составляли мусульманские женщины. Среди мусульманок было 16 узбечек, 5 татарок, 5 персов, а также 5 бухарских евреев и 1 осетинка. На совещании были рассмотрены вопросы дальнейшего улучшения культурно-просветительной работы среди местных женщин и охраны материнства и детства². ² Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана. С. 97. |
1921 лето Летние краткосрочные и однолетние курсы..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
Многие татарские женщины были мобилизованы для организации летних краткосрочных и однолетних курсов, открытых для местных женщин при женских отделах. Среди них Марьям Бахтиярова, Муршида Исмаилова, Захида Бурнашева, Анвара, Сарвар и Зайнаб Яушевы, Салима Ахтямова, Шарифа Халиуллина, Иззанур Мухаммедова, Гаухар Алиева, Сагадат Еникеева, Амина Алимбекова. |
Женщины – представительницы татарской интеллигенции, чьи имена были упомянуты выше, на местах проводили собрания, конференции с участием местных женщин, пропагандируя и соблюдая советское законодательство о правах женщин, и проявили самоотверженность в достижении своих целей¹.
¹ Биктемирова Т., Хамитбаева Н. Татарки просветительницы. С. 5. |
1921 октябрь Торжественное собрание по случаю 4-й годовщины революции..
Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
|
Отдел «Рабочий и крестьянин» при ЦИК Туркестана принимал важные решения по агитаторской работе и контролировал их выполнение. На торжественном собрании, состоявшемся в октябре 1921 года в театре «Туран» по случаю 4-й годовщины «революции», были прослушаны доклады о проделанной работе среди мусульманских женщин за прошедшие годы и о задачах на будущее. | Выступая на церемонии, начальник отдела женщин при ЦИК Туркестана З. Бурнашева дала представление местным женщинам о проводимой советской властью политике, о возможностях, которые им предоставлялись¹.
¹ Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана. С. 98. |
Отъезд из России начался уже в 1917. Многие считают, что Ленин установил власть Советов. Но, Советы были еще до Октябрьской революции. Первый указ Временного правительства Керенского в феврале, после отречения царя, устанавливал власть Советов. В первую очередь, как это всегда бывает при демократии, этим воспользовались бандиты. Они стали законно приговаривать офицеров к расстрелу просто решением Советов солдатских депутатов. На флоте предпочитали топить. На пароходах всегда есть запас колосников (это решетки для топок, которые переодически прогорают и их надо менять), когда кто-то умирает в море, его хоронят привязывая к ногам эту обгорелую чугунку. В фильме Михалкова «Адмирал» показана подводная панорама с лесом утопленных офицеров. Понятно, что с такими порядками многие предпочитали уехать из страны..
Еникеевы.. Сагадат Еникеева (жена генерала СахибГаряя Еникеева) вела курсы кройки и шитья в ОДО, а также упоминается среди организаторов летних курсов..
из Эхо веков 2000 3-4 «Народный генерал»
|
Сын генерала Миннегарай был офицером, в 1921 году был включен переводчиком в состав делегации во Францию. |
Однако, далее он на фотографиях в Харбине с сестрой Марьям вышедшей за муж за Хасана Яушева и уехавших за границу в 1919 году..
Alex Čaičics (2024) Еникеевы, родственники Муллагали Яушева |
В семейном архиве потомков Муллагали Яушева есть фото Миннегарея Еникеева (или человека, очень на него похожего), сделанные в Харбине в сентябре 1921 г. |
Далее о Еникеевых «Дальний Восток».
Продолжение: «1922 Союз нерушимый»..