tatar.uz folk history

1921-09-17

1921 Ташкент — город хлебный

Filed under: Исторический клуб — Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , — anvarkamal @ 21:00
опубл.2024-09, доб.2024-11-02 ..
Помощь голодающим, Муса Бигиев и Валиди, Печать и кино, Киргизская Научная Комиссия, ИнПрос, Жен-отдел, Отъезд за границу..

После Гражданской войны разрушевшей экономику России добавилось наказание от природы — засуха.. На Поволжье народ не выдержал и стал умирать. Больше всего умирали дети, младенцы, мы практически не встречали людей 1917..1919 годов рождения, их действительно выжило мало. В Ташкенте появилось слово «самарский», ругательное — «воришка»..

Самое известное произведение на эту тему написал Неверов..

Википедия —
«Ташкент — город хлебный»
Повесть во многом основана на личных впечатлениях Неверова от лета 1921 года, когда он сам совершил поездку в Ташкент из Самары, где он тогда жил. В это время «десятки тысяч нищих нахлынули в Самару, обезумевшие люди двинулись вдоль колеи железной дороги, ведущей в Туркестан, в Ташкент, на юго-восток», причём поезда забирали лишь часть этих людей[2]. Неверов писал В. Я. Шишкову: «Слова такого не найдешь, чтобы передать весь ужас. Самарская деревня вымирает буквально. (…) Кошки, собаки поедены. Страшно общественное отупение, потеря „человеческой“ совести…»[3].Движению людей на Ташкент посвящён его очерк «За хлебом». В поисках средств к существованию Неверов ездил в Ташкент по предложению писателя Н. А. Степного, которому пришла в голову идея провести в Ташкенте серию выступлений. Со Степным и Неверовым поехал и брат последнего, чтец-декламатор Пётр Скобелев, а также писатель Павел Дорохов, который помог достать документы и пристроил писательскую бригаду в товарный вагон в качестве охранников[4][5]. Поездка продолжалась два с половиной месяца[6].

1921 плакат — Голод-Поволж (МилТат)

В этот же период в Бухару поехала делегация из Казани — просить хлеба.
В рассказе Фатымы Таджиевой упоминается, что ее отец Зариф Ибрагимович Махмудов[15] (Ибрагимов), работавший по хозяйственным вопросам в правительстве Татарстана был включен в делегацию потому что знал Эмира Бухарского по учебе в Москве..
(Эмира свергли в 1920, но в Бухаре оставались люди окружавшие Эмира)

Муса Бигиев.. в декабре 1920 посетил Бухару..

А . Г. Хайрутдинов
ГБУ Институт истории им. Ш. Марджани АН Республики Татарстан, г. Казань
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСЫ БИГИЕВА И ЕЕ ТУРКЕСТАНСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПИСЬМАХ К ЭНВЕРУ-ПАШЕ
стр.154-155
В очередной раз Бигиев посетил Туркестан весной 1921 г. Во время пребывания в Ташкенте он был арестован местными чекистами. Поводом для ареста, по версии турецкого исследователя М. Гёрмеза, стали контакты Бигиева с представителями турецкой парламентской делегации, совершавшей поездку по России и Туркестану. Гёрмез пишет, что Бигиев пытался передать через одного из членов делегации письмо, адресованное Мустафе Кемалю 4

4 Gormez M. Musa Carullah Bigief. Ankara: Turkuye Diyanet Vakf? Yay?nlar?, 1994 S. 34
Однако, по мнению А. Канлыдере, причина ареста заключалась в другом. Канлыдере ссылается на воспоминания татарского писателя Галимджана Ибрагимова (1887–1938), который свидетельствовал, что Бигиев приехал в Туркестан для участия в национально- освободительной борьбе туркестанцев против советской власти и был арестован при попытке передать послу Великобритании в Кюльдже, что находится в Восточном Туркестане, письмо, адресованное премьер-м инистру Великобритании Ллойду Джорджу 5

5 Kanl?dere A. Kadimle Cedit Aras?nda Musa Carullah. Hayat?/Eserleri/Fikirleri. Ankara: Dergah
Yay?nlar?: 2005 S. 103.
На самом деле доставка письма была возложена на других людей, и Бигиев в этом не участвовал 6

6 См.: Sartori P. When a Mufti Turned Islamism into Political Pragmatism: Sadreddin- Khan and the
Struggle for an Independent Turkestan // Cahiers d’Asie centrale. 2007 15/16. [Электронный ресурс] //
URL: https://journals.openedition.org/asiecentrale/61 (дата обращения: 18.05.2020).
Некоторую ясность в этот вопрос вносят материалы следственного дела, составленные во время ареста Бигиева, случившегося позже — в ноябре 1923 г. Эти документы подтверждают скорее версию М. Гёрмеза, чем Г. Ибрагимова. Так, из текста Заключения за подписью начальника 2-го отделения Восточного отдела ОГПУ Т. Дьякова от 16 января 1924 г. следует, что в годы, предшествовавшие его аресту в ноябре 1923 года (т. е. с 1920 года), Бигиев неоднократно встречался с послом Турции Ахмедом Мухтар Беем 1,

1 Ахмед Мухтар бей (1870–1934) — турецкий политический и государственный деятель, дипломат, глава МИД Турции (1921 г.), посол в Москве, в 1927–1934 гг. — первый посол Турции в США, депутат ВНСТ.
а также имел встречи с Энвером- пашой и рядом других турецких общественных деятелей 2

2 ЦА ФСБ РФ. Дело по обвинению Бигеева Муса Джарулла. Р-46032. 1924 Заключение. С. 74.
Сам Бигиев, давая показания, не отрицал, что встречался, в частности, с Исмаилом Субхи Суйсаллы — членом комитета Великого национального собрания Турции (ВНСТ) по изучению России. Суйсаллы путешествовал по России в 1920–1921 гг. и в ходе знакомства со страной Советов посетил Ташкент, где нашел возможность пообщаться с Бигиевым. В ходе общения с депутатом турецкого парламента у Бигиева возникла идея написать обращение к ВНСТ, которое он и передал через Субхи, чтобы оно было зачитано перед турецкими законодателями 3

3 См.: ЦА ФСБ РФ. Протокол допроса от 13 ноября 1923 г. / Дело по обвинению Бигеева Муса Джарулла. Р-46032. 1924 С. 19/б.
Из показаний, которые Бигиев давал в ГПУ, действительно следует, что в конце марта 1921 года он был арестован Ташкентской ЧК и оставался в заключении в течение 50 дней, пока шло следствие, а затем был выпущен, дав обязательство не покидать Ташкент до конца сентября 4 того же года.

4 См.: Там же. С. 25/б.
Приведенные выше факты были необходимы в качестве небольшого пояснения к тому документу, который был обнаружен в ходе нашей поисковой работы в хранилищах Турции. Ниже будет представлен обзор
письма Мусы Бигиева, которое он адресовал Энверу-паше. По нашему предположению, оно было написано во время пребывания Бигиева в Ташкенте под подпиской о невыезде. Наше предположение строится на том, что 50 дней, прошедших с момента ареста Бигиева в конце марта и до окончания следствия, должны закончиться приблизительно в первой декаде мая.

 

А . Г. Хайрутдинов
ГБУ Институт истории им. Ш. Марджани АН Республики Татарстан, г. Казань
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСЫ БИГИЕВА И ЕЕ ТУРКЕСТАНСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПИСЬМАХ К ЭНВЕРУ-ПАШЕ
стр.158-161
Письмо датировано 09 июня 1921 г. и начинается словами:
«Сәламүн галәйкүм вә рәхмәтүллаһи в әбәрәкәтүһ. Бөек милләтнең мөхтәрәм рәһбәре Әнвәр бәк хәзрәтләре!» (т. е.: «Мир вам, милость Аллаха и Его благодать. Уважаемый лидер великой нации хазрат Энвер Бек!». В конце текста, как уже говорилось, стоит автограф Бигиева — Муса Джаруллах.
Он пишет 1: «Ислам является колоссальной силой, оказывающей влияние на сердца людей. Приведение этой огромной силы в движение сегодня зависит от Вашей воли и Ваших способностей. И если турецкое правительство до сегодняшнего дня не использовало силу ислама, то грех лежит на самом правительстве Турции. Несмотря на то, что в нынешней мировой вой не татары — тюрки России — послали на Турцию войско в несколько сот тысяч штыков, или мощь Индии в конце концов бросила под ноги исламский халифат, наибольшая доля этих грехов лежит на правительстве Турции.

1 Цитаты приводятся в переводе с татаро- османского языка
Я осознал эту истину во время… моего путешествия, в ходе общения с учеными Индии, Афганистана и Китайского Туркестана. Сколь бы ни была велика любовь мира ислама к исламскому халифу и к туркам, столь же сильно и велико их порицание турков за проявленную ими беспечность относительно исламского мира. Один великий индийский ученый сказал мне открыто: “Мы напали на Обитель счастья, на центр исламского Халифата, желая отомстить за беспечность, которую турки проявили относительно исламского мира!” И хотя такие слова никогда нельзя признать оправданием за содеянное, тем не менее они являются правдой! Я и сам подтверждаю эти слова индийцев. Их порицание верно. Несмотря на то, что беспечность турков относительно исламского мира не может служить оправданием мерзких и внушающих отвращение поступков исламского мира, и в особенности российских татар и индийцев, вы — нынешнее турецкое правительство — признайте верность критики, примите упреки мусульман, взгляните трезвым взглядом на эту печальную правду и после этого поступайте осознанно и дальновидно». Другой интересный момент в письме Бигиева заключается в том, что он предлагает свою помощь в деле национального пробуждения мусульманских народов: «Если пожелает Аллах, то и я смогу стать для Вас и для турецкого правительства компетентным и надежным служителем в деле выполнения этой обязанности. Если, применяя умную политику в Восточных движениях, в общих революционных движениях Вы сможете использовать большую силу ислама и мусульман, то могли бы в самой востребованной форме реализоваться и интересы Советов, и интересы Турции. Если Советы будут действовать на Востоке в одиночестве, ни одна сила не будет успешной. На Востоке невозможно осуществить революцию силами Советов. Если после объединения с Советским правительством Вы, иными словами, Турецкое правительство и турецкие лидеры, будете действовать на Востоке, опираясь на силу ислама, то и интересы Советов, и интересы Востока, и интересы Турции, конечно же, будут обеспечены весьма разумным и очень легким путем. Если Энвер Бек станет лидером, то все мусульмане соберутся под знаменем Энвер Бека. Я тоже смогу быть значимым и компетентным спутником». .. В подтверждение своих слов ученый ссылается на драматические реалии тех дней: «Совершенно очевидным доказательством этого является движение курбаши в Фергане, а также заключение в тюрьму ста шестидесяти уважаемых персон, которое произошло за последние месяцы в Ташкенте. Крайне деспотическое, совершенно невежественное и глупое поведение Туркестанского правительства привело к боевым действиям, начатым курбаши, а также усилило недовольство всех мусульман Туркестана. Мне известно точно, что действия дамеллы Садриддина-ходжи 1, Мунаввара Кары 1 направлены не против советской власти, а скорее против деспотичных и невежественных действий правительства Туркестана.<…> Знайте, что Садриддин Ходжа, Мунаввар Кары, ферганские курбаши не являются врагами Советов, но являются врагами правительства
Туркестана, которое действует глупо и тиранически
».
И только после всего сказанного выше Бигиев обращается в Энверу-паше с личной просьбой: «Моя первая просьба: будучи заточенным в тюрьму я провел в крайне грязных застенках пятьдесят дней. И несмотря на то, что в результате благодаря своей невиновности я и был освобожден, мне было вменено строгое унизительное нахождение под наблюдением в городе Ташкенте вплоть до начала суда. Я прошу у Вас и у [турецкого. — А. Х.] посольства заступничества относительно защиты моей чести, достоинства и прав. Я имею право и требую: услышав и вняв Вашему призыву, я стал Вашим соратником в восточных делах. Комиссариат по внешним сношениям 2 предоставил мне гарантию личной безопасности. Я не бизнесмен и не имею заработка. Я человек веры и убеждения; я очень надежный человек, который не предаст ни словами, ни делом. Моя деятельность в Туркестане в течение пяти-шести месяцев, мои перемещения и пребывание здесь принесли ощутимую пользу как турецкому правительству, так и авторитету Советов. Поэтому, имея на то право, я прошу Вас: предпримите решительные меры в деле защиты моей чести, прав и всесторонней безопасности перед лицом невежественной политики правительства Туркестана. Прошу также решительно защитить мои права перед правительством, заседающим в Москве. На мне нет греха, моя служба крайне полезна: поэтому в целях уважительного оправдания меня и реабилитации моего имени распорядитесь, чтобы правительство Туркестана издало строгое распоряжение, или отправьте специального курьера. Этого требует достоинство Священного Корана, достоинство исламского шариата и достоинство Турции. Я человек Священного Корана, представитель исламского шариата, соратник вождей Турции, я пользуюсь уважением во всех уголках исламского мира. Поэтому прошу Вас непременно защитить это». Вместе с тем он предупреждает, что расправа над узниками, случись она, не сулит ничего хорошего ни Советам, ни ведущим турецким политическим деятелям: «…если персоны, содержащиеся вместе со мной в тюрьме, в этот раз станут жертвами неразумной политики Туркестанского правительства, то от этого советской власти не будет пользы. Кроме того, на Востоке уменьшится, либо вовсе исчезнет уважение к турецким лидерам и их влияние».

 

Абдуллаев Камолудин Нажмудинович
ОТ СИНЬЦЗЯНЯ ДО ХОРАСАНА Из истории среднеазиатской эмиграции ХХ века
Душанбе «ИРФОН» 2009, стр.538
* 1921 октябрь — Энвер Паша покидает Закавказье и отправляется в Бухару.
* 1921 ноябрь — Энвер переходит на сторону басмачей и арестовывается Ибрагимбеком.

В 1923 Бигиев уезжает в Турцию..

1921 март.. Милли иттихад.. письмо представителям Японии и Великобритании..

А . Г. Хайрутдинов
ГБУ Институт истории им. Ш. Марджани АН Республики Татарстан, г. Казань
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСЫ БИГИЕВА И ЕЕ ТУРКЕСТАНСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПИСЬМАХ К ЭНВЕРУ-ПАШЕ
стр.158-161
1 Садриддин-ходжа — речь идет о представителе туркестанских джадидов, педагоге, религиозном ученом и муфтии Садриддин-хане Шарифходжаеве (1878–1921), организаторе националистической организации Милли иттихад. По данным П. Сартори, Шарифходжаев и его соратники, в числе которых был Гариф Каримов (брат Фатиха Карими. — А. Х.), Курбанов, Умаров и Ниязбеков, были арестованы в 1921 году политическим сектором ТурЧК как члены контрреволюционной группы, которая 9 марта 1921 года во время незаконного собрания подготовила два контрреволюционных и подстрекательских письма, адресованных представителям Японии и Великобритании, с просьбой об оружии и деньгах от имени Комитета Милли Иттихад, чтобы поддержать их в борьбе против советской власти в Туркестане. Заверив вышеупомянутые письма печатью организации Милли Иттихад, Каримов и Курбанов по просьбе Шарифходжаева отправились в городок Аулие- Ата с целью незаконного пересечения границы с Китаем и с намерением передать эти послания представителям Японии и Великобритании. Каримов и Курбанов были задержаны в городе Аулие- Ата сотрудниками ЧК, и вышеупомянутые документы были конфискованы. Шарифходжаев и Зия-Мухамедов нашли убежище в группе басмачей Рахманкула. Услышав об аресте единомышленников, они стали подстрекать басмачей к активным действиям. Шарифходжаев признал себя виновным в ходе следствия. Остальные, несмотря на то, что против них имелись конкретные доказательства, отказались признать себя виновными. 23 декабря 1921 года Верховный революционный суд Центрального исполнительного комитета Туркестанской Советской Республики публично рассмотрел это дело приговорил Шарифхожаева, Каримова и Зия-Мухамедова к расстрелу. Однако на основании амнистии, объявленной Туркциком 7 ноября 1921 года, расстрел С. Шарифходжаева и Г. Каримова был заменен на 5 лет каторжных работ.

Источник: Paolo Sartori, When a Mufti Turned Islamism into Political Pragmatism: Sadreddin- Khan and the Struggle for an Independent
Turkestan. Cahiers d’Asie centrale, 15/16 | 2007. [Электронный ресурс] // URL: https://journals.openedition. org/asiecentrale/61 (дата обращения: 18.05.2020).

* Гариф и Фатих Карими на фотографии 1912 года в Турции..

Валиди.. В июне 1920 г., не дожидаясь ареста, Валидов поездом выезжает в Саратов и далее в Туркестан..

Абдуллаев Камолудин Нажмудинович
ОТ СИНЬЦЗЯНЯ ДО ХОРАСАНА
Из истории среднеазиатской эмиграции ХХ века
Душанбе «ИРФОН» 2009, стр.32-34
В Средней Азии Валидов из социалиста и башкирского националиста превращается в сторонника «тюркского движения за независимость». Тюркское единство представлялось ему в виде союза Башкортостана, Казахстана, Туркестана и Бухары. Именно Валидову принадлежит идея объединить разрозненные отряды басмачей с джадидами под знаменем пантюркизма. Это обстоятельство насторожило, если не напугало большевиков. Им стало казаться, что пантюркизм обрел не только вооруженную силу в лице басмачества и сторонников за рубежом, но и пробрался в ряды самой РКП (б). В целом же, несмотря на громкие заявления, Валидову в Средней Азии так и не удается добиться успеха.

В 1923 Валидов отправляется в эмиграцию..


Печать.. в ноябре 1920 Турккомиссия учредила группу по развитию типографий.. (1920 Москва)..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021
стр.186-187
В составе группе был Г.A. Сагидов, в свое время работавший в казанских типографиях. Г.А. Сагидова попросили помочь Туркестану закупить и отправить необходимое полиграфическое оборудование и разрешили «нанять специалистов и персонал для работы в типографиях…»1.

1 РГАСПИ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 57. Л. 65, 139; Д. 292. Л. 5, 7–8; РГВА. Ф. 17. Оп. 1. Д. 132. Л. 194.
В результате усилий комиссии в Туркестан из Москвы, Петрограда и Казани было доставлено 32 типографии, литотипографии и другое оборудование, 400 фунтов чернил для различных типографий, 5000 фунтов бумаги, 500 фунтов русских шрифтов и 1300 фунтов мусульманских шрифтов2.

2 Там же. Д. 69. Л. 22–24; Пролетарий (Самарканд). 1921. 24 апрел
Весной 1921 года из Казани было привезено 300 фунтов мусульманских шрифтов, вскоре были привезены еще пять литографических станков и 200 фунтов мусульманских шрифтов. В мае 1921 года в Казани была изготовлен еще один 300 фунтовый мусульманский шрифт для Туркестана и подготовлен к отправке в Ташкент1.

1 Правда. 1921. 5 мая.

* См.также: Отправка шрифтов из Казани (1921 Казань)

З. Ш. Баширов..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021
стр.185
В 1921 году З.Ш. Баширов стал редактором ташкентской газеты «Камбагала аувази» («Голос бедных») на уйгурском языке.

Хади Такташ.. работал ответственным секретарем газеты «Юксыллар сюзе» в Оренбурге..

tatarica.org
Такташев Мухамметхади Хайруллович
В 1921–1922 гг. жил в Ташкенте, преподавал в Туркестанском рабоче-дехканском коммунистическом университете, много писал.

Продолжение в 1922

Ф. АбуБакиров.. назначается руководителем Краевой Театральной школы .. ставит тат.пьесы .. работает переводчиком в аппарате УБК Турк.АССР ..

1987 Тауфик Айди «Тылсымлы куч» 2. Ф. АбуБакиров
.. 1921 выходит книга на узбекском языке с его рассказом»Утро 1-мая» ..

* в 1923 он с Фатымой Ильской возвращается в Казань и работает в театре ..

Кино..

1921app Tashkent — UzGosKino (арх-Жени-Кисеева)

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021
стр.144-145
Помимо театра, в крае стало развиваться искусство кино. Татарские женщины внесли особый вклад в становление и развитие узбекского кинематографа. Например, многие фильмы были сняты по произведениям Л. Сайфуллиной3.

3 Нишонбоева .. Ўзбекистонда хотин-.излар масаласини .ал этишнинг маданий жи.атлари (20–30 йиллар тажриба ва о.ибатлар): тарих фан. номз. дис. … Тошкент, 1998. Б. 144.
Ее рассказы «Непринужденная башня», «Золотые буквы», «Узбекская дочь», «Кровь и вода» и «Новая жизнь» стали очень популярными. Сценарий фильма «Вторая жена», выпущенный кинофабрикой «Звезда Востока», также был написан Л.Сайфуллиной. Сохранилось свидетельство, выданное театральным отделом при народном комиссариате просвещения Туркестана 15 сентября 1921 года татарке Якушевой, где отмечалось, что она будет работать в отделе «Фото-кино»1.

1 НА РУз. Ф. Р.34. Оп. 1. Д. 449А. Л. 114.

Продолжение в


АбуБакир Диваев.. смотрите также «1921 апрель-май — Проект нац-объединения Диваева и Jомудского»..

В трудных условиях 1920-21 он готовит этнографические экспедиции, участвует в Сырдарьинской экспедиции 1921, собравшей (слова Диваева) «колоссальный материал, разборка, классификация и опись которого, при всей добросовестной работе, заняла у меня более одного года времени»

Продолжение ниже..

1921 июль Киргизская научная комиссия..

АК
из конспектов в УзАрхиве
Р-34-1-1188 выборка 57-107 (2021-04-22)
-61-1/2рук
№38 8 VII 21 Предъявителю сего Ташходже Гарафхапову студенту московской Академии соц.. вых. временно работает в Узб.науч.комиссии разрешен двухнедельный отпуск с 10-го сего августа что удостоверяется за председателем научного советета Ф.Сайфи
-об- (араб) (рус в углу) разреш.отпуск на 15 дн. т.е. по 24 авг. в гор. Чимкент. Ф.Сайфи
58 (араб) (глад-бум, обор как ткань) 19 16/VII-21
(рус)(в лев-углу резолюц) Принять к протоколу №16.. 20 июл.. Ф.Сайфи

* Ф.Сайфи выступал в печати за создание университета в Ташкенте в 1906 году..

АК
из конспектов в УзАрхиве
Р-34-1-1188 выборка 57-107 (2021-04-22)
-57-
1921 Засед.общ.собр.нац.науч.комиссий
Участв. т.т. Диваев, Муфте-заде, Махмудов, Омаров, Ф.Сайфи. Предс. Ф.Сайфи.
На повестке: рассмотрение и утверждение постановления киргизской научной комиссии об учебнике родиноведени Тохтабаева.
Слушали доклад тов.Счастнева о постановлении киргизской научной комиссии об учебнике
Постановили принять к сведению
Слушается доклад рецензента тов. Омеров об учебнике
Заслушали доклад рецензию тов.Омерова принять за основу суждения наставлении киргизской науч.ком. от 30-го июля с.г. дополняя его нижеследующим
1) указать тов.Тахтабаеву на необходимость включения в учебник главы об административном и политическом устройстве Т.С.С.Р. взяв в основу Конституцию, принятую с’ездом советов Т.С.С.Р.
2) одобрение составленного тов.Тахтабаевым учебника к употреблению в качестве учебника в школе отнести компетенции педагогической комиссии.
секретарь Ф.Сайфи

1921 август..

АК
из конспектов в УзАрхиве
Р-34-1-1188 выборка 57-107 (2021-04-22)
-60-1/2рук
№36 7/VIII В Кир.отдел при Турцике
Науч.совет просит ходотайствовать об откомандировании следующих товарищей на постоянную работу при науч.кир.комиссии.
1. тов.Ходжикив работает в наркомзем и в Техсоюзе
2. Манбиева. работает в кирг.инст.
3. Киимова[зачеркнуто]. Касимов является членом комисси, но уже более двух месяцев находится на станц. Кармакчи.
73
(бланк) Заведывающий Государарственным Издательством Турк. республики тлф 399 «__»_____ 1921г.
(рук) В научный совет.. (о Джалентове) .. в экспедиц. в перев. Казак.. Чимкент и АулияАта ..
.. отъезд без уведомления является игнориванием .. срочно ки.. к задержания его Джалентова.. Председатель Кир.Н.К. Тах…
77 рук (запрос на выдачу книги Герцена Былое и думы)
(в углу резолюц Ф.Сайфи 19VIII 21) ..никому не раздавать…
-76-
21 авг 1921 В Наркомпрос
Кирг.Науч.ком. просит Вам разрешить отпуск из библиотеки им.Тимирязева и Гос.Унив. след.книг
1. Педагогика Соколова
2. Психология в беседах с учителем Джемс
3. Психология и учитель Мюнстобера
4. Педагогич.психология Рубинштейн
5. Блонский. Основы педагогики и курса педагогики.
6. История культуры Ковалевского
(зачеркн) 7. История культуры Кудряшова
8. Пособие по политико-эконом.формам хоз.жизни.
9. История цивилизаций Бихл
10. История Виипер
11. Очерки по истории рус.культуры П.И. Милюкова
12. История общественюдвижения Плеханов
(зачеркн) 13. Общество и государство Г.Сафаров
14. Происхож.семьи и собственности Энгельс
15. Женщина и социализм Бабель
председатель Кир.Н.К. Та.. секр. Ми…

 

АК
из конспектов в УзАрхиве
Р-34-1-1188 выборка 57-107 (2021-04-22)
63 1/2печ
Срочно 23 VIII на основе боевого приказа Туркнаркомпрода.. предоставить отчет.. планов.. нормативов.. по служащим.. Делопроизводитель Коротков
-64-рук
Список служащих имеющихся Кирг. и Узб. науч.комиссиях
Киргизская комиссия:
1. Диваев член комиссии — членов семьи 1
2.Джаленов член комиссии — членов семьи 1
3. Досмухамедов сотрудник IIр в командировке
4. М. Луценко секретарь комиссии — членов семьи 1
5. Ор. Кушбаев раз. — членов семьи 1
Узбекская научная комиссия:
1. Юнусов А.Б. председатель комиссии — членов семьи 1
2. Муста Зада заместитель председателя — Дети до 3-лет 1 — от 8 до 16 лет 1 — членов семьи 5
3. Машриф Юнусов член комисси — членов семьи 2
4. Махмудов член комиссии — членов семьи 2
5. Такjашев секретарь жур. — членов семьи 1
6. Гулям Зафаров сотрудник IIр — от3 до 8 лет 1 — от 8 до 16 лет 1 — членов семьи 5Пред.Науч.Ком. М… секр. М…

* Такташев — скорее всего Хади Такташ


ИнПрос..

1921-10-03 Ташкент ТГУ ИнПрос — удостов-Келяевой

Народный Комиссариат Просвещения 3/X — 21г.
Удостоверение (копия)
Настящим удостоверяется, что податель сего Школьработник т. Келяева и Лисова были зачислены в Инпрос имени Тимирязева в 1920г. по разверстке (откоманд. с мест) Что подпись об их положении и печать удостоверяется коллегии и председатель главсоцвозь Билик
От Отдел. П.Сербов
[другими чернилами] С кодиикним верно да Секретарь педфака О.Ши..
[круглая печать] Туркестанский Государственный Университет [в центре] Педагогический факультет

Продолжение в

С.Терегулов.. до ноября 1920 работал в Петропавловском уездном исполкоме инструктором Киргизской секции..

из Автобиографии 1941г.
«.. В конце 1920 года приехал в Ташкент и один год работал в Татарском Инпросе в качестве секретаря и преподавателя..»

Продолжение в «1922 Союз нерушимый»


Жен-отдел..

опубл.2024-09-12
Узбекская жен-школа, З. Бурнашева, З. Максудова, 1-обл-совещание руков-жен-отделов, Летн- краткосрочн. и однолетн-курсы, М. Султанмуратова, Торж-собран. по случаю 4-год-револ., М. Бахтиярова..

1920-21 Узбекская женская школа..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021
стр.249..
Учительницы-татарки в узбекской женской школе в 1920–1921 гг. (НА РУз. Ф. Р 34. Оп. 1. Д. 1333)
№ Имя Должность Место обучения Образование

1. Тинчурина Захида — Учитель математики, Казань. Окончила курс при женской гимназии им. Шумковой
2. Халимуллина Шарифа — Учитель естествознания на родном языке, Казань. Окончила курс при мусульманском институте

3. Азизова Зайнап — студент, изучающий родной язык и географию, Акмолинская область. Окончила 2-годичные курсы при женской гимназии Шумкова
4. Бахтиярова Магира — Учитель русского языка, Казань. Окончила курс при женской семинарии
5. Шафигуллина Фатима — Учитель арифметики, Троицк. Окончила курс при женской семинарии
6. Алиева Гаухар — Учитель математики, Уфа. Окончила курс при женской семинарии
7. Кашаева Зухра — Учитель истории, Харьков. Окончила женский институт
8. Музаффарова Сара — учитель естествознания на родном языке, Уфа. Закончила 2 годичные подготовительные педагогические курсы
9. Капкаева Хадича — Учитель шитья, Ташкент. Закончила профессиональную школу.

1920-21 Захида Бурнашева..

Из Татарской энциклопедии:
Гиффат-туташ
В 1920-21 зав. жен. отделом Туркестанского бюро ЦК РКП(б), одновр. директор Узб. жен. ин-та просвещения.

В 1921-23 инструктор жен. отдела ЦК РКП(б) (Москва).

1920-22 Зайнаб Максудова — учительница Ташкентского женского института просвещения ..

БИБЛИОТЕКА ЗАЙНАП МАКСУДОВОЙ МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ ЗАЙНАП МАКСУДОВОЙ
стр.356,360
2.10.1920 по 1.09.1922 – учительница Ташкентского женского института просвещения. Удостоверение № 238 от 14.10.1920; № 320 от 25.07.1922.

Марьям Султанмуратова.. училась с 1919 в Татарском педагогическом институте..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021, стр.239
С 1921 года работала учителем и воспитателем в Узбекском женском институте.

В следующем году она окажется среди студентов отъезжающих на учебу в Германию.

1921 январь Первое областное совещание руководителей женских отделов..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021
стр.220
Татарки сыграли важную роль в деятельности мусульманской секции женского отдела при ЦК Туркестана. В результате их агитаторской работы возросла активность туркестанок. Например, в январе 1921 года состоялось первое областное совещание руководителей женских отделов на местах и руководителей отделов рабочих и крестьянских женщин при мусульманских секциях. На собрании присутствовало 89 участников, 30 из которых составляли мусульманские женщины. Среди мусульманок было 16 узбечек, 5 татарок, 5 персов, а также 5 бухарских евреев и 1 осетинка.
На совещании были рассмотрены вопросы дальнейшего улучшения культурно-просветительной работы среди местных женщин и охраны материнства и детства².

² Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана. С. 97.

1921 лето Летние краткосрочные и однолетние курсы..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021
стр.220-221
Многие татарские женщины были мобилизованы для организации летних краткосрочных и однолетних курсов, открытых для местных женщин при женских отделах.
Среди них Марьям Бахтиярова, Муршида Исмаилова, Захида Бурнашева, Анвара, Сарвар и Зайнаб Яушевы, Салима Ахтямова, Шарифа Халиуллина, Иззанур Мухаммедова, Гаухар Алиева, Сагадат Еникеева, Амина Алимбекова.
Женщины – представительницы татарской интеллигенции, чьи имена были упомянуты выше, на местах проводили собрания, конференции с участием местных женщин, пропагандируя и соблюдая советское законодательство о правах женщин, и проявили самоотверженность в достижении своих целей¹.

¹ Биктемирова Т., Хамитбаева Н. Татарки просветительницы. С. 5.

1921 октябрь Торжественное собрание по случаю 4-й годовщины революции..

Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова
ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века
Казань 2021
стр.224..
Отдел «Рабочий и крестьянин» при ЦИК Туркестана принимал важные решения по агитаторской работе и контролировал их выполнение. На торжественном собрании, состоявшемся в октябре 1921 года в театре «Туран» по случаю 4-й годовщины «революции», были прослушаны доклады о проделанной работе среди мусульманских женщин за прошедшие годы и о задачах на будущее. Выступая на церемонии, начальник отдела женщин при ЦИК Туркестана З. Бурнашева дала представление местным женщинам о проводимой советской властью политике, о возможностях, которые им предоставлялись¹.

¹ Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана. С. 98.

Отъезд из России начался уже в 1917. Многие считают, что Ленин установил власть Советов. Но, Советы были еще до Октябрьской революции. Первый указ Временного правительства Керенского в феврале, после отречения царя, устанавливал власть Советов. В первую очередь, как это всегда бывает при демократии, этим воспользовались бандиты. Они стали законно приговаривать офицеров к расстрелу просто решением Советов солдатских депутатов. На флоте предпочитали топить. На пароходах всегда есть запас колосников (это решетки для топок, которые переодически прогорают и их надо менять), когда кто-то умирает в море, его хоронят привязывая к ногам эту обгорелую чугунку. В фильме Михалкова «Адмирал» показана подводная панорама с лесом утопленных офицеров. Понятно, что с такими порядками многие предпочитали уехать из страны..

Еникеевы.. Сагадат Еникеева (жена генерала СахибГаряя Еникеева) вела курсы кройки и шитья в ОДО, а также упоминается среди организаторов летних курсов..

из Эхо веков 2000 3-4 «Народный генерал»
Рафаэль Зарипов-Кильметов (по мат. Хаят Еникеевой — плем.С.Г.Еникеева)
Сын генерала Миннегарай был офицером, в 1921 году был включен переводчиком в состав делегации во Францию.

Однако, далее он на фотографиях в Харбине с сестрой Марьям вышедшей за муж за Хасана Яушева и уехавших за границу в 1919 году..

Alex Čaičics (2024)
Еникеевы, родственники Муллагали Яушева
В семейном архиве потомков Муллагали Яушева есть фото Миннегарея Еникеева (или человека, очень на него похожего), сделанные в Харбине в сентябре 1921 г.

Далее о Еникеевых «Дальний Восток».


Продолжение: «1922 Союз нерушимый»..

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress