tatar.uz folk history

1921-12-10

1920..22 Клуб ТатИНПроса

опубл.2020-12-10
В статье 1926 года «Татарский театр в Средней Азии» Тюляков пишет:

«.. В самом конце 1918 года татарская секция при комитете по делам национальностей организовала труппу татарского театра. С целью повышения теоретических знаний у молодых работников татарского театра организовали студию.
После года с лишним работы труппа татарской секции перешла в ведение Туркестанского комисариата просвещения с названием Государственной татарской драматической труппы. В этой труппе работали не только ташкентские театральные исполнители (любители), но и артисты и артистки служившие на татарских сценах Центральной России с самого начала. Среди них — Нури Сакаев, Таждарова, Камал, Камалова, Ильская, Саид Булатов, Сулейман Валиев и другие. Но по причинам не связанным с самой труппой она была распущена комисаром Туркестанского комисариата просвещения Шахидом Ахмадиевым. После этого татарский театр опять стал любительским. ..»

О Сакаеве и Таждаровой пишет Тауфик Айди в главе о Габдулле Уразаеве:
«.. — 1919 год, чехи отступали, в Мелекесе прошел митинг где выступил Калинин. гАбдулла Уразаев записался в 14 лет в кр-армию, в газету 5-армии Красный воин (рук.Гыйлендар БаемБитов), выступал в агит-бригаде, тиф.. Артисты Нури Сакаев, Нагима Ташдарова.. ..»
О Фатыхе АбуБакирове и Ильской он пишет:
» .. 1919 авг. через Казанлы проходил фронт, Фатых Бакир станов.рук.Штаба обороны и созд. отряды красногвард. ..
.. 1919 сент его вызыв.в Ташкент и назн. в отд.культуры Туркестан.Мусульм-большевиков .. назнач.рук.Краев.Театр.школы .. ставит тат.пьесы .. раб.переводч. в аппарате УБК Туркестан.АССР .. пишет статьи в газ.Байрак и газ.Шарк .. выбир.в Комит.ПрофсоюзаТуркестанСвязистов .. продолж.лит.деят. ..
.. 1921 вып.книга на узб. с его расск.»Утро 1-мая» ..
.. 1923 он с Фатымой Ильской возвр.в Казань и раб.в театре ..»


Лилия Габдрафикова «Друзья татар: гениальный Газиз Альмухаметов«:

«.. По свидетельству музыканта Исмагила Илялова, в 1920 году певец находился на гастролях в Баку. Уже в то время азербайджанская музыка имела довольно развитые профессиональные формы (достаточно вспомнить замечательные произведения Узеира Гаджибекова).
   Газизу здесь предложили сыграть роль в одном из музыкальных спектаклей, после участия в котором он буквально загорелся идеей создания оперы уже для своего народа.
   Вернувшись в Ташкент, он немедленно находит единомышленников, пишет либретто, подбирает для него народные мелодии и готовит к постановке спектакль под названием «Сания», премьера которого состоялась в 1922 году.
   Зрители, в общем-то, тепло встретили это представление. Но деятели татарской культуры, жившие тогда в Ташкенте (кстати, был там и Карим Тинчурин), во время обсуждения спектакля посоветовали автору:
   «Ты, Газиз, начал большое дело в татарской музыке, однако настоящая опера не может быть такой примитивной, для нее надо специально музыку писать, да и либретто должно быть более глубоким по содержанию. Поэтому один ты с этим грандиозным делом не справишься, тебе надо ехать в Казань, встретиться с композитором Султаном Габяши…».
   Осенью 1922 года Газиз отправляется в Казань, встречается с Султаном Габяши и посвящает его в свои планы. Но тот отказывается от этой затеи, заявив, что опера «не делается составлением в ряд 10–15 мелодий». ..»


Эльмира Давыдова «Возвращение певца» о Газизе Альмухаметове 

«.. И вот я нашла статью Исмагила Илялова, друга и соратника Альмухаметова, долгие годы сотрудничавшего с ним в качестве аккомпаниатора, администратора концертов. В этой статье он рисует обстановку тех лет.
   «После службы в Красной Армии я приехал в Ташкент, где поступил в Народную консерваторию по классу скрипки. 1921 год… Несмотря на трудное время, здешняя культурная жизнь оживляется с каждым днем… После концертов в Самарканде в Ташкент приезжает Газиз Альмухаметов. Он рассказал об одной окрыляющей его мечте. Она зародилась в 1920 году зимой после его выступлений в Баку. Там его пригласили выступить в Азербайджанском музыкальном театре в спектакле. Тогда он и начал мечтать о национальной опере…» ..»

1920 Ташкент-е (арх-Иляловых) н60..

«.. Что за спектакль? Вероятнее всего это была музыкальная комедия У. Гаджибекова «Аршин мал алан», которая увидела свет на бакинской сцене в 1913 году и долгие годы имела колоссальный успех.
   Далее И. Илялов пишет о культурной жизни Ташкента. Оказывается, при ТАТИНПРОСе (Татарский институт народного просвещения) был свой клуб на 400 мест, который превратился в истинный очаг татарской культуры. Он с Газизом Альмухаметовым, Рабигой Бурнашевой, Сюембикой Хамзиной и ее мужем — пианистом Исхаком Хамзиным в осенние и зимние месяцы 1921 года давали концерты в этом клубе. «В начале 1922 года он (Газиз Альмухаметов — прим. авт.) переболел тифом и, выйдя из больницы, сразу же начал увлеченно писать либретто оперы, которая была у него в мечтах. Вместе с пианистом И. Хамзиным подбирали национальные мелодии. Будущий спектакль назвали «Сания» и в мае 1922 года подготовили к постановке на сцене… Зрителей было очень много, зал был переполнен». Таким образом, татарская опера начиналась в Ташкенте, в мае 1922 года.
   В 1923 году, уже переехав в Казань, Альмухаметов и Габяши решаются вместе писать оперу.
..
Сам Альмухаметов в 1920 году занимался в Народной консерватории в Ташкенте, считая необходимым освоить музыкально-теоретические предметы, позднее консультировался в консерватории в Москве. ..»


Возможно, клуб ТатИНПроса с залом на 400 мест располагался в Народном доме (парк Кафанова, снесен, сейчас на этом месте Музей Искусств)..

Очень возможно что и Татарский театр был там же.
1920-10-24 Ташкент ТатТеатр с41 (арх-Марьям-Якубовой)..

Комментарий «КР»:
1920 год 24 октября. Ташкент
Стоят-справа: 2 Иброхим Якубов,
Сидят-справа: 3 МахиНур Бахтиярова (муж Ибрагим Якубов)


Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress