tatar.uz сайт на стадии разработки

1897-02-27

1897 Татарское население Ташкента (стат-даные)

опубл.2018-02-27, изм.2022-05-13
На Письмах о Ташкенте появился анонс интересной работы Хамитбаевой Н.С. «Татарское население Ташкента в конце XIX — начале XX века». Небольшой по объему (14 стр.) обзор данных о составе татарского населения Ташкента, занятиях, образовании, печати, культурной жизни.

Источник: elibrary.ru

Скачать pdf (0,6Мб) или с этого сайта 19-20 в Tatarskoe-naselenie-Tashkenta

Ниже приведена эта работа с сокращениями..

Н.С. Хамитбаева «Татарское население Ташкента в конце XIX – начале ХХ в» УДК 94(575.1-25) ..

..
Таблица № 1
Состав татарского населения Ташкента по полу и возрасту в 1897 г. (Первая всеобщая, т. LXXXVI, табл. XV)
—————————————————————————-

Возраст.  муж.пола   жен.пола   обоих.п.  
_группы_ ___всего_ _____%_ ___всего_ _____%_ ___всего_ _____%_
Моложе 1 года 28 2,0 22 2,4 50 2,2
1–9 лет 253 18,2 245 26,6 498 21,5
10–19  216 15,5 172 18,7 388 16,8
20–29  327 23,5 150 16,4 477 20,6
30–39  221 15,9 134 14,5 355 15,3
40–49  189 13 ,5 82 8 ,9 271 11,7
50–59  87 6,3 52 5,6 139 6,0
60 и более  71 5,1 63 6,8 134 5,8
Неизв.возраст –  –  0,1  0,1
Итого : 1392 100 921 100 2313 100

——————————————————————————
Таблица № 1 позволяет определить количество работоспособного татарского населения Ташкента. Если учесть, что во второй половине XIX века часто приступали к работе уже в десятилетнем и даже в более раннем возрасте, то верхняя граница работоспособного населения – это 10–19 лет. Заканчивали свою рабочую деятельность обычно в глубокой старости, поэтому нижняя граница работоспособного населения может быть определена в 50–59 лет. На работоспособную часть татар приходилось 70,4%, на детей обоего пола моложе 10 лет – 23,7%, на престарелых и лиц, возраст которых не известен – 5,9%.
Таким образом, в Ташкенте проживали татары самого продуктивного возраста. Мужская часть составляла 74,7%, женская часть – 64,1%. Достаточно высокий процент татар работоспособного возраста в Ташкенте в определенной степени объясняется, прежде всего, миграционными процессами, когда в поисках более благоприятных условий жизни переселялось население более молодого возраста.

Таблица № 2
Семейное положение татарского населения Ташкента в 1897 г. (Первая всеобщая, т. LXXXVI, табл. XVI)
—————————————————————————————

Семейное  муж. пола   жен. пола   обоих.п.  
_положение_  _____всего_  _____%_ _____всего_ _____%_ _____всего_ _____%_
Холост. и дев. 855 61,42 392  42 ,56  1247  53, 91
Сост. в браке  500 35,93 430 46,69 930 40,21
Вдовые  34 2,44 95 10,31 129 5,58
Разведенные 2 0,14 2 0,22 4 0,17
Не указ.сем.с.  1 0,07 2 0,22 3 0,13
Итого : 1392 100 921 100 2313 100

——————————————————————————-
Из таблицы № 2 видно, что среди татар преобладали холостые и незамужние. Количество холостых заметно превышало количество незамужних татарок, что в переписи 1897 года объясняется «неустановившейся еще культурой, где всегда преобладает холостой элемент, легче переносящий тяжелую жизненную борьбу, чем люди семейные». Значительное число замужних татарок объясняется тем, что часть татарок состояла в браке за мужчинами других национальностей. Г.Н. Ахмаров писал, что «Казань издавна служит рынком приобретения невест для богатых мусульман Азии», что, приезжая с торговыми целями бухарцы, сарты[По мнению автора, проблема «сартов» до сих пор не решена, и в книге рассматривается нынешнее разнообразие точек зрения на эту проблему] (Абашин, 2007, с. 95–176), среднеазиатские, сибирские, оренбургские, астраханские и другие купцы «женят своих сыновей в Казани» (Ахмаров, 1907, с. 35). То есть во 2-ой половине XIX века смешанные этнические браки имели место. Однако, для этого периода такие браки были не типичны и их было не много. Причиной значительного числа замужних татарок могло быть и то обстоятельство, что в связи с социально-экономическими ограничениями русской администрации их мужья иногда вынуждены были записываться под другой национальностью. Число вдов среди татарок было заметно больше, чем вдовых мужчин, что объясняется разной продолжительностью жизни, неблагоприятными условиями социально-экономической жизни мигрантов большого города, которые ложились в основном на плечи мужской части татарского населения. Эти же условия, очевидно, оказывали определенное влияние и на количество разводов, которых было незначительное число как у мужчин, так и у женщин.

Таблица № 3
Грамотность татарского населения Ташкента в 1897 г. (Первая всеобщая, т. LXXXVI, табл.XV)
—————————————————————————————————-

Возраст.     Грам.по-рус   Грам.на род.   Обр.выш.ср.   Все грам.нас.  
_группы_ ____к-во_ ____%_ ____к-во_ ____%_ ____к-во_ ____%_ ____к-во_ ____%_
1–9   11 4,1 26 7,3 3,4 38 5,9
10–19   62 23,5 117 32,8 12  41,4 191  29,4
20–29   91 34,5 81 22,8 6 20,7 178  27,4
30–39  42 15,9 46  12,9 17,4 93  14,3
40–49   34 12,9  44  12,4 1 3,4 79  12,2
50-59   15 5,7 25 7,0 10,3 43 6,6
60 лет и бол.   9 3,4  17 4,8 3,4 27 4,2
Неизвестно 
Итого :   264 100 356 100 29 100 649 100

————————————————————————————————
Из таблицы № 3 видно, что среди татар, проживавших в Ташкенте, к 1897 году грамотных было 649 человек, что составляло 28% по отношению ко всем татарам города. Число грамотных по-русски составило 40,7% по отношению ко всему грамотному татарскому населению края, на родном языке – 54,9%, получивших образование выше среднего, – 4,4%. Наибольший процент грамотности татар приходился на 10–29-летний возраст, что в определенной степени отражает потребность развивавшегося капитализма в грамотных людях. На наш взгляд, данные о грамотности татар в Ташкенте в конце XIX века несколько занижены и не отвечают действительности, так как еще современники отмечали высокую степень грамотности татар на родном языке. Причина заниженной степени грамотности татарского населения на родном языке, возможно, заключается в том, что татары, боясь правительственных мер, направленных на обрусение, недоверчиво относились ко всем правительственным мероприятиям, в том числе и к переписи населения 1897 года и, поэтому, не понимая смысла данного мероприятия, могли скрывать истинное положение дел.

Таблица № 4
Сословный состав татарского населения Ташкента в 1897 г. (Первая всеобщая, т. LXXXVI, табл.XXIV)
————————————————————————————-

_Сословия_  Татар. нас._  % к итогу
Дворяне потомственные  57 2,5
Дворяне личные, чиновники не из дворян 15 0,6
Духовенство, лица свободных профессий 
Потомственные и личные почетн.гражд.  0,1
Купцы  74 3,2
Мещане  1140  49,3
Крестьяне  217  9,4
Войсковые казаки  45 1,9
Инородцы  753 32,6
Финляндские уроженцы
Лица, не принадлежащие к этим сосл. 0,1
Лица, не указавшие сословия 
Итого : 2313 100

Как видно из таблицы № 4, большинство татарского населения Ташкента относилось к мещанскому сословию (49,3%). Многочисленность мещанского сословия объясняется ходом колонизации края, на что в свое время обратил внимание Е. Яшнов. Начало крестьянской колонизации Туркестанского края он относит к 1874 году, когда переселенцы стали оседать, создавая переселенческие селения. «Переселенцев, – пишет он, – зачисляли почему-то мещанами и брали за прописку довольно значительный гербовый сбор» (Яшнов, 1916, с.102). К мещанскому сословию приписывались отставные офицеры, как, например, отставные унтер-офицеры Хисамутдин Фатхутдинов, Абдул Муталаб Абдулвагапов, Абдул Нафик Шайдуллин и др. (ЦГА РУз. Ф. 87. Оп. 1. Д. 25039. Л. 1–7). Кроме того, в эту группу входили различные категории татар: ремесленники, мелкие торговцы, мелкие домовладельцы – в основном представители низших слоев буржуазии. Это были низшие государственные служащие, небогатые купцы, наемные работники. К мещанскому сословию причислялись и купцы, не возобновившие в срок свидетельства и билеты.

Заметную группу (32,6%) татар Ташкента составляли «инородцы», в эту группу были включены в основном южно-сибирские тюрки.

217 человек или 9,4% от всех татар Ташкента составляло крестьянское сословие. Ташкент привлекал крестьян как рынок рабочей силы, где осуществлялся наем на разные виды работ.

Небольшую часть татарского населения Ташкента составляла сословная группа «войсковые казаки». Очевидно, что татарские крестьяне, приписываясь к казачьим поселениям, приобретали статус войсковых казаков. Их насчитывалось всего 45 человек.

Представители купеческого сословия составляло 3,2% от всего татарского населения города. Как видно из таблицы № 4, в Ташкенте среди привилегированных сословий татары были представлены в незначительном числе.

Потомственных дворян из татар было 57 человек, личных дворян – 15 человек.

Малочисленной была группа почетных граждан – 3 человека.

Татарское духовенство, проживавшее в Ташкенте, в переписи 1897 года не представлено.

Остальные сословия среди татарского населения в Ташкенте (лица, не принадлежащие к указанным выше сословиям, или лица, не указавшие сословия, иностранные подданные) составляли 0,4%.

Необходимо отметить, что концу XIX века существовавшее деление на сословия не отражало действительной картины. Развитие капитализма вызывало определенные изменения в занятости населения и часто принадлежность к тому или иному сословию становилась чисто номинальным понятием, существующим только на бумаге, и не выполняла свое назначение.

Таблица № 5
Занятость татарского населения города Ташкента в 1897 году (Первая всеобщая, т. LXXXVI, табл.XXII)
———————————————————————————————

_Группы населения___________ _Татарское нас._  % к итогу
а) Чиновники и войско  152  6,6
б) Духовенство и лица своб. проф.  70  3,0
в) Рантье и пенсионеры  82  3,5
г) Лишенные свободы, неопредел.,  48  2,1
Итого непроизводит. насел.  352  15,2
д) Торговля  605  26,2
е) Пути сообщений и сношений  219  9,4
ж) Частн. служ., прислуга, поденщ.  389  16,8
Итого полупроизводит. населен.  1213  52,4
з) Сельское хозяйство  163  7,1
и) Промышленность  585  25,3
Итого производит. население  748  32,4
Иностранные подданные  6 0,3
Итого : 2313 100

—————————————————————————————
Из таблицы № 5 видно, что татары были представлены во всех трех группах населения города, но в разных соотношениях.

В группу непроизводительного населения вошло 15,2% татар. В эту группу включались чиновники, военнослужащие, духовенство, люди, занимавшиеся медицинской, культурной и учебно-воспитательной деятельностью.
Важным показателем социальной характеристики этноконфессиональных общин является представленность их членов в правительственных учреждениях – в государственной администрации, судебных органах и полиции. Дворянство, как правило, занимало все ответственные должности в администрации, получая право на досрочное продвижение по службе, но для татар этот путь был достаточно затруднителен. Местный аппарат власти состоял из русских чиновников. Однако, когда русские дворяне и буржуазия начали активную деятельность в Ташкенте, им понадобились переводчики, которые могли бы оказывать помощь в общении с коренным населением.

.. см. 1883..1904 татары в админ-аппарате и военные 

Как отмечалось выше, сословие татарского духовенства в переписи 1897 года не представлено, однако, как сообщали современники, по причине грамотности и знакомства татар с арабским алфавитом местные жители часто просили их проводить ритуалы и церемонии. Постепенно просто грамотные татары получали широкую известность и становились настоящими муллами (Ибрагимов, 1874, с. 353–354). В целом татарского духовенства в Ташкенте насчитывалось 70 человек, что составляло всего 3%. Несмотря на свою малочисленность, эта часть татарского населения представляла собой весьма влиятельную группу горожан, которая способствовала организации внутренней жизни мусульманской общины города.

В группу «непроизводительного населения» вошли также лица, занятые в свободных профессиях, – это татарские врачи, редактора татарских газет и журналов. Татары, издавна имевшие торговые и культурные связи с Туркестанским краем, были близки населению края по единству религии и схожести языка. Поселившись в Западном Туркестане, татары старались приобщить к прогрессивным идеям и своих туркестанских единоверцев.
Роль татарской интеллигенции в развитии местной национальной школы и периодической печати, в подготовке местной интеллигенции трудно переоценить.

.. см. 1893..1904 татары купцы и промышленники 

В купеческое состояние записывались, как правило, наиболее состоятельные представители торгового капитала. Однако, в целом, торговля являлась одним из распространенных видов занятий населения, независимо от сословной принадлежности. Поэтому количество купцов в Ташкенте было значительно больше, чем записанных в купеческое сословие. Так, в сословии русских купцов было записано 230 чел, татарских – 74 чел., а на самом деле в торговле города Ташкента участвовало 1455 человек русских и 605 человек татар.
Прибывшему из сельской местности и не знающему или плохо знающему русскую грамоту рабочему люду практически невозможно было найти квалифицированную работу. Приезжие нанимались, прежде всего, на работы, не требующие специальных знаний и подготовки. Поэтому 389 человек или 16,8% от всего татарского населения города Ташкента представлено в группе «частная служба, прислуга, поденщики».
В группе «пути сообщений и сношений» татар среди извозчиков и занятых на железнодорожных работах в Ташкенте насчитывалось 219 человек или 9,4% от всего татарского населения города.

Интересная картина занятости татарского населения Ташкента представлена в группе производительного населения, где было занято 748 человек или 32,4% от всего татарского населения города. Причем, большая часть татарского населения была занята в промышленности (585 человек или 25,3% от всего татарского населения).

.. см. 1893..1904 татары купцы и промышленники 

Нараставшая интеграция Туркестана в экономическое пространство Российской империи способствовала развитию горнодобывающей и топливной промышленности. Строящиеся заводы и фабрики, железные дороги, связанные с ними ремонтные мастерские и депо, остро нуждались в бесперебойном снабжении топливом. Поэтому государство само активно участвовало в разведочных работах, открывало за казенный счет буровые скважины. В 1892 году лицам, которые не имели права приобретать недвижимость в Туркестане, было запрещено заниматься горными промыслами. То есть фактически была запрещена предпринимательская деятельность в Туркестане не только иностранным, но и русским подданным – еврейским и татарским предпринимателям.

.. см. 1893..1904 татары купцы и промышленники 

К концу XIX века фабрично-заводская промышленность заняла ведущее положение в экономической жизни Ташкента, хотя в значительной степени сохранялось и кустарно-ремесленное производство. По данным 1888 года, сумма производства в фабрично-заводской промышленности составляла 824100 руб., а в мастерских – 367550 руб. (История Ташкента,1988, с. 177).
В целом в Ташкенте было создано достаточно много промышленных предприятий, однако в основном это были мелкие промышленные предприятия, в том числе небольшие мастерские: столярные, плотничьи, сапожные, обойные, гончарные и другие, в которых работали и татары.

.. см. 1883..1904 татары и швейная машинка 

Источником пополнения рабочих мест в фабрично-заводской и горной промышленности, мастерских и депо железных дорог были безземельные крестьяне, разорившиеся ремесленники, бедные скотоводы, мигранты, вынужденные покидать родные места в поисках заработка. Разорившиеся ремесленники и крестьяне как из коренных национальностей, так и татар, в основном, трудились на хлопкозаводах, маслобойных, винодельческих предприятиях. На железную дорогу их брали неохотно, что было связано с политическими мотивами.

.. см. 1893..1904 татары купцы и промышленники 

Сельскохозяйственной деятельностью в Ташкенте было занято 163 человека, что составляло 7,1% от всего татарского населения города. Для деятельности в сфере сельского хозяйства необходимо было иметь в городе дом и развитое приусадебное хозяйство, а также рабочий скот. Всего этого были лишены в городах переселившиеся сюда татарские крестьяне внутренних губерний Российской империи. После же того, как часть из них обзаводилась в городе недвижимым и движимым имуществом, они, как правило, переходили в состав мещан и купцов.
Татарские крестьяне, составляя значительную прослойку городского населения, пополняли ряды городского торгового люда, нанимались грузчиками, использовались в качестве прислуги, дешевой наемной силы для выполнения, главным образом, неквалифицированной работы на промышленных предприятиях, подряжались на любую поденную работу, занимались извозом. Главным местом, притягивающим крестьян в Ташкент, были промышленные предприятия, которые могли предоставить большое количество рабочих мест.

Таким образом, в Ташкенте татары были слабо представлены в привилегированных сферах – в административной деятельности, науке, медицине, искусстве, в государственной образовательной системе. При этом в группе непроизводительного населения больше всего были представлены татарские чиновники. Группа полупроизводительного населения в основном представлена татарами, занимавшимися торговой деятельностью.

Значительная доля татарского населения была занята в сфере частной службы, поденщиков и прислуги. В группе производительного населения основная часть татарского населения в Ташкенте была занята в промышленности. По данным 1897 года, основным источником существования татарского населения Ташкента были: торговля – 26,2%, промышленное и ремесленное производство – 25,3% и деятельность в сфере частной службы, поденщиков, прислуги – 16,8%.

В целом татарское население, проживавшее в Ташкенте в конце XIX – начале ХХ века, достаточно успешно адаптировалось к условиям крупного Среднеазиатского города и принимало активное участие практически во всех сферах социально-экономической и культурной жизни города.

Источники и литература
1. ЦГА РУз. Ф. 1. Оп.17. Д.1021.
2. ЦГА РУз. Ф. 1. Оп.19. Д. 10.
3. ЦГА РУз. Ф. 1. Оп. 31. Д. 123.
4. ЦГА РУз. Ф.87. Оп.1. Д. 25039.
5. ЦГА РУз.Ф. 87. Оп. 1. Д. 25077.
6. ЦГА РУз. Ф. 98. Оп. 1. Д. 1-а.
7. ЦГА РУз.Ф. 98. Оп. 1. Д. 15.
8. ЦГА РУз. Ф. 122. Оп. 1. Д. 46.
9. Абашин С. Национализмы в Средней Азии: в поисках идентичности. СПб.: Алетейя, 2007. 304 с.
10. Ахмаров Г.Н. Свадебные обряды казанских татар. Казань: Типолит имп. ун-та, 1907. 40 с.
11. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1927. 264 с.
12. Бобровников Н.А. Русско-туземные училища, мектебы и медресе Средней Азии. СПб.: Из-во Сенат. Тип., 1913. 90 с.
13. Гаспринский И. Русское мусульманство. (Мысли, заметки и наблюдения мусульманина). Симферополь: тип. Спиро, 1881. 45 с.
14. Гейер И.И. Туркестан. Ташкент: Туркестанское Тов-во печатного дела, 1909. 217 с.
15. Ибрагимов Ш. «О муллах в киргизской степи» // Материалы для статистики Туркестанского края. Ежегодник. Издание Туркестанского Статистического комитета. Под ред. Н.А. Маева. Вып. III. СПб., 1874. С. 353–361.
16. История Ташкента (с древнейших времен до победы Февральской буржуазно-демократической революции). Ташкент: Издательство «Фан» Уз ССР, 1988. 292 с.
17. Кошман Л.В. К вопросу о типологии русского провинциального города (XVIII–XIX вв.) // Провинциальный город: культурные традиции, история и современность. Тезисы докладов. М.: Издательский дом «Эйдос», 2000. С. 7–12.
18. Миронов Б.Н. Русский город в 1740–1860-е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие. Л.: Изд-во Наука, 1990. 271 с.
19. Мусульмане и Россия // Туркестанский сборник. Т. 542. С. 41–44.
20. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. Т. LXXXVI. Сыр-Дарьинская область / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1905. 208 с.
21. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. Т. LXXXII. Закаспийская область / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1905. 123 с.
22. Россия в начале ХХ века / под ред. акад. А.Н. Яковлева. М.: Новый хронограф, 2002. 744 с.
23. Сперанский А. Казанские татары (историко-этнографический очерк). Казань: Центр. типография, 1914. 30 с.
24. Тарджеман-Переводчик. 1903. № 28. 21 июля.
25. Татарский театр в Ташкенте // Туркестанский сборник. Т. 502. С. 172–174.
26. Яшнов Е. Колонизация Туркестана за последние годы // Вопросы колонизации. Периодический сборник. ПТГР. №18. 1916. С. 102–157.

——————————— 

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress