опубл.2019, изм.2024, доб. 2025-02,-03-11,30..
дневники Галии Кармышевой, НарПрос, Мед-техникум, Яушевы, Зариф-бабай, 10-школа, Мирзачуль..
1926
Дневники Галии Кармышевой
Страницы из дневников Галии Кармышевой о тяжелом периоде в истории страны — для подготовки к 2-Мировой войне пришлось срочно проводить коллективизацию-индустриализацию. Но она совпала с неурожайными годами в северном полушарии и чтобы получить из США современные заводы пришлось отдавать зерно, изымать золото у населения и забирать людей на принудительные работы..
Из доклада Котюкова Т. В. (г. Москва, Российская Федерация) ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ ИНСТИТУТА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РАН (из Сборник материалов Международной научной конференции, посвящённой 200-летию российского востоковедения, Оренбург – Худжанд, 2019) стр.13-14..
..Балкис Халиловна, родившаяся в 1916 г. в Кульдже (ныне это Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая), буквально обошла всю Среднюю Азию. Горные кишлаки, юрты кочевников, махалли древних городов – везде у неё были друзья, с которыми она (в прямом смысле) находила общий язык. Ее отец – Халиль Фатыхович Кармышев – родился в семье муллы, в степном Заволжье, в старинной татарской деревне Алтата Самарской губернии (ныне Саратовской области). Окончив медресе, Халиль в поисках работы отправился на знаменитую Макарьевскую ярмарку в Нижний Новгород, где нанялся приказчиком к уйгурскому купцу из Кульджи. Мать Балкис Халиловны, Галия Шахмухаммедовна, происходила из Казанской губернии. Её семья также переселилась в Кульджу. Многонациональный город, где жили уйгуры, казахи, дунгане, татары, русские, стал для Балкис первым опытом познания разных цивилизаций. В семье Кармышевых читали газету «Тарджеман» Исмаила Гаспринского, выписывали журналы из Казани, Оренбурга, Баку. Джадидский уклад семьи формировал особое мировоззрение, в рамках которого Восток воспринимался и понимался без косности и снобизма. Интеллектуальность и широта взглядов, заложенные еще в детстве родителями, привели Балкис в науку. В 1930 г. отец был репрессирован и сослан на Колыму. Балкис помогала матери, работала в Андижане на текстильном комбинате, в сельсовете, в школе. Нужно было поднимать многодетную семью, оставшуюся без кормильца. .. |
Дневники Галии Кармышевой написанные арабским шрифтом перевела и подготовила к печати ее дочь Балкис (см. «Подвиг Кармышевых») ..
Кармышевы в Ташкенте
.. Хотя мы проехали уже по многим незнакомым местам, но до сих пор еще не почувствовали, что мы на чужбине. А вот в Ташкенте мы впервые попали совсем в иной мир..Страницы из Дневников Галии Кармышевой о недолгом пребывании в Ташкенте. Об этой книге статья «Подвиг Кармышевых». Есть андижанский период (26 страниц).стр.397-398.. |
В Ташкенте мы остановились у некоего Абдурахмана. Фамилию не помню. Он жил в старом городе, недалеко от Чорсу, на одной из узких улиц вблизи кольца нескольких трамвайных линий [АК: трамвайное депо на Хадре?]. Абдурахману было лет сорок пять. От первой жены у него было трое сыновей, а от второй — одна дочь. Второй жене было двадцать один год. Абдурахмана я знала заочно: была о нем наслышана в Кульдже. Он два раза приезжал в Кульджу для закупки крупного рогатого скота. Жил тогда у Абуда хаджи. Говорили, что он очень развратный человек. | Хотя мы проехали уже по многим незнакомым местам, но до сих пор еще не почувствовали, что мы на чужбине. А вот в Ташкенте мы впервые попали совсем в иной мир. Дом, в котором мы остановились, был довольно хороший. Он принадлежал богатому узбеку. Сам он с семьей жил в загородном саду. Халиль, когда по делам приезжал в Ташкент, останавливался у Абдурахмана.Халиль мне сказал: «Ты теперь здесь немного отдохни». Действительно, я была очень усталой. Ведь мы проехали две недели на повозке. Ехали не только днем, но и ночью. Детей я укладывала спать удобно, а самой приходилось спать примостившись кое-как. Я недосыпала. | В Ташкенте началась летняя жара. А в старом городе теснота, настоящих улиц нет, в разные стороны поворачивают кривые переулки и тупики. В них перед воротами хауз, заполненный водой еще весной, а сейчас вода уже испортилась и позеленела. Но все берут воду для питья и пищи из этого хауза. Вокруг не было ни одного дерева. Здесь нам было неуютно. Через несколько дней Зухра, жена Абдурахмана, начала водить нас по соседям. В этих узких тупиках и переулках маленькие убогие калитки. Все они со стороны двора заперты на цепочку. На стук Зухры женский голос обычно спрашивал: «Кто там?» Зухра отвечала: «Мы, матушка». Узнав ее голос, хозяйка обычно говорила: «Ой, Зухра, милая, оказывается это вы», — цепочка со звоном опускалась, и, открыв дверь, хозяйка впускала нас и с ласковыми словами обнимала каждую, а потом спешила расстелить одеала и усадить нас. | Когда входили в первый дом, Зухра сказав, что мы ненадолго, не позволила кипятить чай. Но хозяйка все же принесла лепешки, завернутые в скатерть, и поставила перед нами. Нам следовало непременно съесть хотя бы по кусочку, чтобы благодать не покидала этот дом. В других домах были и молодые женщины, и взрослые девушки. Все они миловидны, приветливы. У некоторых мы пили чай. В некоторых дворах росли деревья, цвели розы. Это были дома более зажиточных людей. Комнаты и айваны покрашены, дорожки мощены жженым кирпичом. Ограды все были глинобитные. Когда они днем накалялись на солнце, выходить на улицу было невозможно. Вечером нас мужья возили в новый город. Ездили на извозчиках. Тогда были только трамваи, а автобусов и такси не было. В новом городе улицы широкие, растут деревья, текут арыки. | У Зухры, где мы жили, был в доме чулан, куда они складывали вещи не первой необходимости. Там водились скорпионы и ящерицы. Когда туда входишь, ящерицы с шуршанием разбегались, кто в трещины в стене, кто к потолку, а некоторые оставались и, повернув свою круглую головку, долго смотрели на человека. Входить туда было страшно [АК: у нас на Паровозной тоже был такой чулан, его развалили в 1998, а внешнюю стену толщиной внизу чуть ли не в метр мы валили где-то в 2010, построили потоньше из шлакоблоков]. Вечером мы ужинали во дворе, постелив кошму. Сзади была кирпичная стена. Глина, скреплявшая кирпичи, местами осыпалась, и я была уверена, что в этих щелях обитают скорпионы, и боялась. Однажды после ужина заглянули со свечой в одну из щелей. Действительно, увидели их. Но как их оттуда достать? Наконец додумались их обдать кипятком и достать щипцами. Их сложили рядом. Оказалось шесть крупных и седьмой поменьше. Начало июля — самое время их размножения. |
Мне не нравилось жить в этом доме, неудобно было. Хотя мы здесь прожили месяц, я не сумела отдохнуть. Сначала Абдурахман испытывал нас, приготовив стол с выпивкой. Когда узнал, что такой стол не доставляет нам удовольствия, сам стал возвращаться домой навеселе. Оказалось, что человек, который в Кульдже в отсутствие Хасана Шамиева соблазнил его жену Зайнаб и увез ее в эти края, этот самый Абдурахман. Он сам рассказал нам об этом в подробностях. Но не буду все это описывать, чтобы не испортить настроения тем, кто будет читать мои воспоминания. Только очень жаль, что Зайнаб, дочь Ахмадъяра абзый, пережила такие дни. Она здесь работала в ресторане. Но прожила она недолго, умерла. | Когда Халиль вернулся из Андижана, мы начали собираться к отъезду в Москву, а наша хозяйка Зухра загрустила. Мы с ней за это время подружились и стали как сестры. Договорились с ней переписываться. Они поехали нас провожать на вокзал. Мы их пригласили в ресторан при вокзале, как и других провожавших, и устроили угощение. Потом, попрощавшись со всеми, уехали в Москву. |
НарПрос..
Работники Ташкентского Узбекского Уездного Отдела Народного Образования.. из 1926..28 Вахидия, НарПрос и латинизация
Предыдущее фото из архива Кельдибекова в 1924 Ташкент
(штамп «Ташкент 15/XI 1926 и «Фотогра.. С.Л. ..»)Здание внизу похоже на Республиканскую библиотеку на улице Гоголя. Обратите внимание на изображение книги с надписями ->Фото можно посмотреть в полном размере 2000х1800 | Н.ЛЕНИН ————— (в.и.ульянов) КРАХ = СТА IУ ———— I I I и |
еще фото из архива Уразаевых-Уранских..
Комментарий =Коллекции Рафаэля=: возможно сотрудники УзНарПроса. Слева-стоит Кильдыбеков |
О школе Вахидия и латинизации читайте в 1926..28 Ташкент
1926Мед-Техникум 5-выпуск акушеров и 1-выпуск лекпомов опубл.2020-12-01, 2020-12-03 (+ Марьям Еникеева)Попытался сделать фото четче, но надписи все-равно плохо читаются. |
Комментарий по немецкому списку:Ташкент 1926 |
(Dritte Reihe von unten, von links):2. доктор Терегулова, |
(oberste Reihe von links):1. учитель Яушева, |
К сожалению, фото нечеткое и прочитать арб-шрифт вообще не реально. Единственно, узнаваемы лица по виньетке 1925 года.Сверху: |
Комментарий by Александр Чайчиц — 2023-12-24 @ 00:35Яушева — судя по всему, Марьям Яушева (до замужества Еникеева), в левом верхнем углу |
и еще комментарии к удаленному посту «1923..26 Акушерский техникум и роддом№3»:Ринат Шигабдинов — 2022-08-08: 3 — АминаТерегулова, девичья фамилия — Яхина |
1926 ТашкентЯушевы .. Фарид Сейфуль-Мулюков рассказывает о возвращении Яушевых.. 2013 Легенда тележурналистики СССР: |
«Но этим надеждам не суждено было сбыться. Вскоре дедушка Муллагали умер, его хоронили сотни людей, таким он был уважаемым и почитаемым своими благочестивыми и добрыми делами человеком», — вспоминает Фарид Мустафьевич |
и добавляет с глубокой горечью: «Может, это было лучшим исходом. Потому что оставшихся в живых ждала тяжелейшая участь.» |
Еще о Яушевых в 1929..31 Ташкент |
1927
Из рассказов Талгата-Зариф-улы (2010 Ташкент — поминки Фатыма-апа)Корни семьи Махмудовых из Заказанья. |
Но конечно, мы очень мало знаем про нашего деда, очень мало. Потому что в 27 году только приезжала.. бабка, бабушка..папин мама.. она (..) (Шавкат: ..) да Центральный Телеграф.. А я годовалый, 8-месячный ребенок на руках у своей родной бабушки.. бабушка.. а там они из Казани привезли.. гусей штук 10 и развесили на айване.. (..) Оказывается я, это мать мне говорит, я говорю: «А-б-бо-бо..», на гусей показываю, дайте мне.. (Шавкат: «..пару гусей..») Вот это интересный момент.. (Райхан: ..) но мне.. я даже не мог разговаривать.. где-то.. |
1928
1928 10-школа ..в Справочнике Ташкента 1925 года указан адрес: «Школа №10 им. «Ману», Арпопоянская, д. Аронова, Зав. Гринберг, Б. М.» Возможно это улица Арпапая. В 1937 построили здание ныне существующей 10-школы на ул. Полиграфическая (Лабзак).. |
Комментарий =Коллекции Рафаэля= :Школа им.Пушкина, 4 класс 1928 год (или 3 класс 1927) |
1928 Мирзачуль2022, опубл.2023-12-30
|
из =Коллекция-Рафаэля=; арх-Исламовы-Макаевы;(рус) 2 июля 1928 Мирзачюль |
Почему-то в комментарии указан Габдулла, а в названии Фатхулла. Возможно, ошиблись и потом исправили только название.Фатхулла Ибрагим-улы Макаев в других комментариях указан как отец Гайши — жены казанского просветителя ШайхИслама Исламова (а также организатора ташкентской школы «Вахидия») под именем «Фатхулла Ибрагимов — чиновник в Ташкенте». |
В архиве Исламовых-Макаевых 15 фотографий в основном казанские за 1912..17 гг.но часть без информации — Троицк, Казань, Аулия-Ата и ташкентский институт Шредера (возможно, по ошибке). Потом опубликую в 1905..17 Казань и др. |
о Таш-области далее в 1935..40 Янгиюль, Чиназ, СарыАгач |
Следующая часть: 1929..31 Старый город