tatar.uz folk history

1927-07-11

1926..28 Ташкент (Старый город)

Filed under: Без рубрики — anvarkamal @ 19:45
опубл.2019, изм.2024, доб. 2025-02,-03-11,30..
дневники Галии Кармышевой, НарПрос, Мед-техникум, Яушевы, Зариф-бабай, 10-школа, Мирзачуль..

1926

Дневники Галии Кармышевой

Страницы из дневников Галии Кармышевой о тяжелом периоде в истории страны — для подготовки к 2-Мировой войне пришлось срочно проводить коллективизацию-индустриализацию. Но она совпала с неурожайными годами в северном полушарии и чтобы получить из США современные заводы пришлось отдавать зерно, изымать золото у населения и забирать людей на принудительные работы..

Из доклада Котюкова Т. В. (г. Москва, Российская Федерация) ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ ИНСТИТУТА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РАН (из Сборник материалов Международной научной конференции, посвящённой 200-летию российского востоковедения, Оренбург – Худжанд, 2019) стр.13-14..
..Балкис Халиловна, родившаяся в 1916 г. в Кульдже (ныне это Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая), буквально обошла всю Среднюю Азию. Горные кишлаки, юрты кочевников, махалли древних городов – везде у неё были друзья, с которыми она (в прямом смысле) находила общий язык. Ее отец – Халиль Фатыхович Кармышев – родился в семье муллы, в степном Заволжье, в старинной татарской деревне Алтата Самарской губернии (ныне Саратовской области). Окончив медресе, Халиль в поисках работы отправился на знаменитую Макарьевскую ярмарку в Нижний Новгород, где нанялся приказчиком к уйгурскому купцу из Кульджи. Мать Балкис Халиловны, Галия Шахмухаммедовна, происходила из Казанской губернии. Её семья также переселилась в Кульджу. Многонациональный город, где жили уйгуры, казахи, дунгане, татары, русские, стал для Балкис первым опытом познания разных цивилизаций. В семье Кармышевых читали газету «Тарджеман» Исмаила Гаспринского, выписывали журналы из Казани, Оренбурга, Баку. Джадидский уклад семьи формировал особое мировоззрение, в рамках которого Восток воспринимался и понимался без косности и снобизма. Интеллектуальность и широта взглядов, заложенные еще в детстве родителями, привели Балкис в науку. В 1930 г. отец был репрессирован и сослан на Колыму. Балкис помогала матери, работала в Андижане на текстильном комбинате, в сельсовете, в школе. Нужно было поднимать многодетную семью, оставшуюся без кормильца.
..

Дневники Галии Кармышевой написанные арабским шрифтом перевела и подготовила к печати ее дочь Балкис (см. «Подвиг Кармышевых») ..

 

Кармышевы в Ташкенте

.. Хотя мы проехали уже по многим незнакомым местам, но до сих пор еще не почувствовали, что мы на чужбине. А вот в Ташкенте мы впервые попали совсем в иной мир..Страницы из Дневников Галии Кармышевой о недолгом пребывании в Ташкенте.
Об этой книге статья «Подвиг Кармышевых». Есть андижанский период (26 страниц).стр.397-398..
В Ташкенте мы остановились у некоего Абдурахмана. Фамилию не помню. Он жил в старом городе, недалеко от Чорсу, на одной из узких улиц вблизи кольца нескольких трамвайных линий [АК: трамвайное депо на Хадре?]. Абдурахману было лет сорок пять. От первой жены у него было трое сыновей, а от второй — одна дочь. Второй жене было двадцать один год. Абдурахмана я знала заочно: была о нем наслышана в Кульдже. Он два раза приезжал в Кульджу для закупки крупного рогатого скота. Жил тогда у Абуда хаджи. Говорили, что он очень развратный человек. Хотя мы проехали уже по многим незнакомым местам, но до сих пор еще не почувствовали, что мы на чужбине. А вот в Ташкенте мы впервые попали совсем в иной мир. Дом, в котором мы остановились, был довольно хороший. Он принадлежал богатому узбеку. Сам он с семьей жил в загородном саду. Халиль, когда по делам приезжал в Ташкент, останавливался у Абдурахмана.Халиль мне сказал: «Ты теперь здесь немного отдохни». Действительно, я была очень усталой. Ведь мы проехали две недели на повозке. Ехали не только днем, но и ночью. Детей я укладывала спать удобно, а самой приходилось спать примостившись кое-как. Я недосыпала. В Ташкенте началась летняя жара. А в старом городе теснота, настоящих улиц нет, в разные стороны поворачивают кривые переулки и тупики. В них перед воротами хауз, заполненный водой еще весной, а сейчас вода уже испортилась и позеленела. Но все берут воду для питья и пищи из этого хауза. Вокруг не было ни одного дерева. Здесь нам было неуютно. Через несколько дней Зухра, жена Абдурахмана, начала водить нас по соседям. В этих узких тупиках и переулках маленькие убогие калитки. Все они со стороны двора заперты на цепочку. На стук Зухры женский голос обычно спрашивал: «Кто там?» Зухра отвечала: «Мы, матушка». Узнав ее голос, хозяйка обычно говорила: «Ой, Зухра, милая, оказывается это вы», — цепочка со звоном опускалась, и, открыв дверь, хозяйка впускала нас и с ласковыми словами обнимала каждую, а потом спешила расстелить одеала и усадить нас. Когда входили в первый дом, Зухра сказав, что мы ненадолго, не позволила кипятить чай. Но хозяйка все же принесла лепешки, завернутые в скатерть, и поставила перед нами. Нам следовало непременно съесть хотя бы по кусочку, чтобы благодать не покидала этот дом. В других домах были и молодые женщины, и взрослые девушки. Все они миловидны, приветливы. У некоторых мы пили чай. В некоторых дворах росли деревья, цвели розы. Это были дома более зажиточных людей. Комнаты и айваны покрашены, дорожки мощены жженым кирпичом. Ограды все были глинобитные. Когда они днем накалялись на солнце, выходить на улицу было невозможно. Вечером нас мужья возили в новый город. Ездили на извозчиках. Тогда были только трамваи, а автобусов и такси не было. В новом городе улицы широкие, растут деревья, текут арыки. У Зухры, где мы жили, был в доме чулан, куда они складывали вещи не первой необходимости. Там водились скорпионы и ящерицы. Когда туда входишь, ящерицы с шуршанием разбегались, кто в трещины в стене, кто к потолку, а некоторые оставались и, повернув свою круглую головку, долго смотрели на человека. Входить туда было страшно [АК: у нас на Паровозной тоже был такой чулан, его развалили в 1998, а внешнюю стену толщиной внизу чуть ли не в метр мы валили где-то в 2010, построили потоньше из шлакоблоков].
Вечером мы ужинали во дворе, постелив кошму. Сзади была кирпичная стена. Глина, скреплявшая кирпичи, местами осыпалась, и я была уверена, что в этих щелях обитают скорпионы, и боялась. Однажды после ужина заглянули со свечой в одну из щелей. Действительно, увидели их. Но как их оттуда достать? Наконец додумались их обдать кипятком и достать щипцами. Их сложили рядом. Оказалось шесть крупных и седьмой поменьше. Начало июля — самое время их размножения.
Мне не нравилось жить в этом доме, неудобно было. Хотя мы здесь прожили месяц, я не сумела отдохнуть. Сначала Абдурахман испытывал нас, приготовив стол с выпивкой. Когда узнал, что такой стол не доставляет нам удовольствия, сам стал возвращаться домой навеселе. Оказалось, что человек, который в Кульдже в отсутствие Хасана Шамиева соблазнил его жену Зайнаб и увез ее в эти края, этот самый Абдурахман. Он сам рассказал нам об этом в подробностях. Но не буду все это описывать, чтобы не испортить настроения тем, кто будет читать мои воспоминания. Только очень жаль, что Зайнаб, дочь Ахмадъяра абзый, пережила такие дни. Она здесь работала в ресторане. Но прожила она недолго, умерла. Когда Халиль вернулся из Андижана, мы начали собираться к отъезду в Москву, а наша хозяйка Зухра загрустила. Мы с ней за это время подружились и стали как сестры. Договорились с ней переписываться. Они поехали нас провожать на вокзал. Мы их пригласили в ресторан при вокзале, как и других провожавших, и устроили угощение. Потом, попрощавшись со всеми, уехали в Москву.

НарПрос..

Работники Ташкентского Узбекского Уездного Отдела Народного Образования.. из 1926..28 Вахидия, НарПрос и латинизация

Предыдущее фото из архива Кельдибекова в 1924 Ташкент

(штамп «Ташкент 15/XI 1926 и «Фотогра.. С.Л. ..»)Здание внизу похоже на Республиканскую библиотеку на улице Гоголя. Обратите внимание на изображение книги с надписями ->Фото можно посмотреть в полном размере 2000х1800 Н.ЛЕНИН
—————
(в.и.ульянов)
КРАХ =
СТА IУ
————
I I I и

1926-12-15 Ташкент — Работ-Ташкент-Узб-Уез-Отд-НарОбраз с21(19)-
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Уразаевы-Уранские;

— Зав.Увакуфом Мирза-Ахмедов
— Пред Ч.К. Л.Б. С.Алимов.
— Пред У.В.К. К. Касим-Ходжаев
— Пред У.И.К. А.Азимов
— Зав.УОНО М.Усманов
— Зав Б.Л. прос А.Абдурашитов
— Зам.Зав.УОНО М.Расулев
— Завхоз У.О.Н.О. К.Адилов
— Зав.Соцзосом Урянский
— Пред Мет.Бюро М.Кельдибеков.

Т.Валиев, Зав. ..№3. С.Дануал-Зада, Инстр.СоцВОСА. Ф.Ф.Касилов, Инстр.физкультуры Соколов, Зав.с… Шахаевич, Зав. .. Волков,

Бухг. вакуфа Тулаган Ходжаев, Секр.У.П. просветом Алим-Ходжаев, Маш. М.Максимова, Зав. .. УОНО Р.Русинский, Н.Ширинская, УполНауМен. Х.Данияров, Зав.Инт.АТ Г.Хашимов, Саидханов, Стат. С.Альбиткова, Г.ахмедиев, Махмудов.

Комментарий =Коллекции Рафаэля=:
«Уранский» — Уразаев Ханнан Идрисович,
рядом справа — Кильдибеков (Мухаммад?)

еще фото из архива Уразаевых-Уранских..

1920-е арх-Кильдыбекова
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Кильдыбекова;

Комментарий =Коллекции Рафаэля=:
возможно сотрудники УзНарПроса.
Слева-стоит Кильдыбеков

О школе Вахидия и латинизации читайте в 1926..28 Ташкент

1926

Мед-Техникум 5-выпуск акушеров и 1-выпуск лекпомов 

опубл.2020-12-01, 2020-12-03 (+ Марьям Еникеева)

Попытался сделать фото четче, но надписи все-равно плохо читаются.

1926 Tashkent — Med-tehnikum с184+ арх-Якубовой Марьям; =Коллекция-Рафаэля=;

Комментарий по немецкому списку:

Ташкент 1926
— Марьям Якубова (врач) — 2-ряд (von unten) 2-справа в белом,
Баязитова (links neben dem unteren eckigen Bilt in der Mitte),
Баязитов (ganz links unten).

(Dritte Reihe von unten, von links):

2. доктор Терегулова,
4. Хакимова,
5. Жантаева.

(oberste Reihe von links):

1. учитель Яушева,
3. доктор Асфандиярова,
Бурнашев (links neben dem zweiten eckigen Bild von oben)

К сожалению, фото нечеткое и прочитать арб-шрифт вообще не реально. Единственно, узнаваемы лица по виньетке 1925 года.

Сверху:
1-ряд-1-слева: Марьям Еникеева (а может Паташева). 3-слева: Гульсум Асфандиярова.
4-ряд-1-слева: Амина Терегулова.
5-ряд-1-справа: Марьям Якупова.
Нижн-ряд-1-слева: Бурган Баязитов.
В центре овальное фото — Агзам Исаев.

Комментарий by Александр Чайчиц — 2023-12-24 @ 00:35
 Яушева — судя по всему, Марьям Яушева (до замужества Еникеева), в левом верхнем углу
и еще комментарии к удаленному посту «1923..26 Акушерский техникум и роддом№3»:

Ринат Шигабдинов — 2022-08-08: 3 — АминаТерегулова, девичья фамилия — Яхина
Бакыт — 2022-12-14: Добрый день,Буду признателен Вам, если подскажите как можно будет связаться с Рафаэлем (электронный адрес, телефон). Заранее Вас благодарю. С уважением, Бакыт ( Республика Казахстан)
anvarkamal — 2022-12-23: к сожалению у него нет е-мейла. Но я могу передать Вашу просьбу когда увижусь с ним
Бакыт — 2024-06-06: Добрый день, Хотел бы с Вами переговорить. Буду весьма признателен Вам, если сообщите Ваш электронный адрес. Заранее Вас благодарю. С уважением, Бакыт

1926 Ташкент

Яушевы

.. Фарид Сейфуль-Мулюков рассказывает о возвращении Яушевых..

2013 Легенда тележурналистики СССР:

«Но этим надеждам не суждено было сбыться. Вскоре дедушка Муллагали умер, его хоронили сотни людей, таким он был уважаемым и почитаемым своими благочестивыми и добрыми делами человеком», — вспоминает Фарид Мустафьевич

и добавляет с глубокой горечью: «Может, это было лучшим исходом. Потому что оставшихся в живых ждала тяжелейшая участь.»

Еще о Яушевых в 1929..31 Ташкент


1927

Из рассказов Талгата-Зариф-улы (2010 Ташкент — поминки Фатыма-апа)

Корни семьи Махмудовых из Заказанья.
В 1927 в Ташкент из Казани приезжала Мафтуха — мать Зариф-бабая. В те годы они жили в разных местах в районе улицы Алмазар, махалля Караташ, потом перехали в проезд Мархамат. Я тогда не уточнил — о каком доме этот рассказ. Далее — текст из видео..

Но конечно, мы очень мало знаем про нашего деда, очень мало. Потому что в 27 году только приезжала.. бабка, бабушка..папин мама.. она (..) (Шавкат: ..) да Центральный Телеграф.. А я годовалый, 8-месячный ребенок на руках у своей родной бабушки.. бабушка.. а там они из Казани привезли.. гусей штук 10 и развесили на айване.. (..) Оказывается я, это мать мне говорит, я говорю: «А-б-бо-бо..», на гусей показываю, дайте мне.. (Шавкат: «..пару гусей..») Вот это интересный момент.. (Райхан: ..) но мне.. я даже не мог разговаривать.. где-то..

 


1928

1928 10-школа ..

в Справочнике Ташкента 1925 года указан адрес: «Школа №10 им. «Ману», Арпопоянская, д. Аронова, Зав. Гринберг, Б. М.» Возможно это улица Арпапая. В 1937 построили здание ныне существующей 10-школы на ул. Полиграфическая (Лабзак)..

1928 Ташкент — шк10 — 4-кл н3
=Коллекция-Рафаэля=; арх-Ибрагимов Галимжан;

Комментарий =Коллекции Рафаэля= :

Школа им.Пушкина, 4 класс 1928 год (или 3 класс 1927)

— среди учеников внучятая племяница Галимзяна Ибрагимова

 

1928 Мирзачуль
2022, опубл.2023-12-30
Предыдущий материал 1922 Старый город и окрестности

Мирзачуль расположен в северной части Голодной (Джизакской) степи.. Известен «мирзачульскими дынями», переименован в Гагарин (возможно, первый космонавт приезжал на рыбалку на Чардару и многочисленные озера богатые рыбой, а может просто переименовали без затей и намеков на отдаленное сходство мирзачульской дыни с ракетой «Восток-1» :)..
В этих местах я бывал в 2013..15 годах на хлопке.

1928-07-02 Мирзачюль — ФатхУлла Ибрагим-у Макаев с54(58)

из =Коллекция-Рафаэля=; арх-Исламовы-Макаевы;

(рус) 2 июля 1928 Мирзачюль
ГабдУлла Макаев

Почему-то в комментарии указан Габдулла, а в названии Фатхулла. Возможно, ошиблись и потом исправили только название.

Фатхулла Ибрагим-улы Макаев в других комментариях указан как отец Гайши — жены казанского просветителя ШайхИслама Исламова (а также организатора ташкентской школы «Вахидия») под именем «Фатхулла Ибрагимов — чиновник в Ташкенте».

В архиве Исламовых-Макаевых 15 фотографий в основном казанские за 1912..17 гг.

но часть без информации — Троицк, Казань, Аулия-Ата и ташкентский институт Шредера (возможно, по ошибке). Потом опубликую в 1905..17 Казань и др.

о Таш-области далее в 1935..40 Янгиюль, Чиназ, СарыАгач


Следующая часть: 1929..31 Старый город

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress