tatar.uz folk history

1901-02-22

1899..1904 джадиды и народное образование

опубл.2023-02-22

предыдущая часть 1892..1997 татарское духовенство, джадиды и народное образование

Риза Фахретдин писал в 1899 как надо выбирать учителя в Бухаре..

«.. Следующая обязанность шакирда — выбор подходящего учителя и прилежное учение у него. Шакирд должен быть почтителен со всеми улемами, но своего учителя он обязан уважать беспредельно. В этом отношении Ризаэддин б. Фахреддин написал назидательный рассказ о том, что если некто начинает учебу в Бухаре, лучше сначала посоветоваться с мудрыми людьми и уже потом искать для себя учителя. По его мнению, на поиски учителя в Бухаре следует отвести один-два месяца. [Ризаэддин пишет об этом не от своего имени, а как бы передавая мнение «одного умного человека (хаким)» из Самарканда. RF 1899a: 9-12] ..»

из статьи И.Масуми "Ильм-и ахлак Ризаэддина Фахреддина" (кн. "Волго-Урал.регион в имперск.пространстве XVIII-XX вв." М.2011), стр.104

В тоже время генерал-губернатор Туркестана С. Е. Духовский в докладе «Ислам в Туркестане» 1899 года отмечает:

«.. Татары, являясь в роли проповедников и насадителей ислама среди киргиз, никогда не решаются на это открыто среди сартов, которые по части мусульманского книжничества ушли гораздо дальше ..»

из ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ - Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае..

Наливкин В. дал описание школ и мадраса Туркестана в своей большой работе «Что дает Средне-Азиатская мусульманская школа в образовательном и воспитательном отношениях?»
(«Туркестанский литературный сборник» в пользу прокаженных, издаваемый на средства Туркестанского окружного управления Российского общества Красного Креста. Санкт-Петербург, 1900)..

стр.215-216

стр.231-232-233

стр.234-235

стр.236-237

стр.238-239

стр.240-241

стр.242-243

стр.244-245

стр.246-247

стр.248-249

стр.250-251

стр.252-253

Почему я решил опубликовать работу Наливкина об узбекских школах здесь? Потому что именно они сформировали узбекскую нацию!
При всем уважении к джадидам и советским энтузиастам, корень особого характера узбеков лежит именно в системе «схоластического» образования, фактически не образования, а воспитания — что и есть признак образованного человека!
Кто-то воспитывает «свободных» людей (Гитлер.. да и современные европейские элиты, которые сейчас бьются за «свободу» негров, т.е. жителей украинских сел.. в Африке им уже надоело наводить свое Liberte), а здесь учили ограничениям, культурным рамкам и правилам жизни в обществе.
И я живущий через сто лет после этих «кадимистов» (академистов :) благодарен им за нынешних моих современников, за их терпение и заботу о каждом члене общества независимо от национальности.. и даже — веры!

Но тогда было время не развивать «мусульманское книжничество» или проповедовать, а наоборот внедрять новое «европейское» образование, не глядя чем обернется увеличение знаний с неизбежным сокращением духовно-воспитательной части..

.. Расширение деятельности школ джадидов в Туркестане вело к взаимообогащению культур. Об этом писал просветитель Муминжан Мухаммаджанов:
«Кудратиллох-кари каждый день посещал махаллю «Нугай» у ворот Бишагач, там он учился у одного татарского учителя,
недавно прибывшего из внутренней России и открывшего в этой махалле школу, а также по вечерам занимался
в русско-туземной начальной школе в Охангузаре. В то время еще никто не знал и не произносил таких слов,
как «усули джадид» или «усули савтия».
Такой метод в народе называли «ногайским обучением»,
ни у кого не было никакого фанатизма, не было людей, которые бы считали такое обучение дозволенным или недозволенным.
Я тоже посетил школу Кудратиллох-кари в Чакаре и вернулся в медресе в полном удивлении тому, чему учат там детей.
Обучение там состоит в изучении татарского алфавита, записанного белым мелом на черной железной доске, и обучении счету.
Это «ногайское обучение»¹, то есть новый метод (усули джадид) обучения был начат в школе мугаллима Наби в махалле
перекупщиков баранов в районе Кушмазар в середине марта 1900 года»².

¹ В конце XIX – начале XX века школы,
открытые татарскими просветителями, назывались местным населением «ногайскими школами» («татарскими школами»),
а способ обучения в них «ногайским обучением».
См.: Губаева С.С. Население Ферганской долины в конце XIX – начале XX в.
(этнокультурные процессы). Ташкент: Фан, 1991. С.114.

² Долимов У. Туркистонда жадид мактаблари. Б. 18.

..

Следует отметить, что «ногайские школы», открытые татарскими просветителями, выделялись не только общепринятыми порядком, программой обучения по новому методу, но и новыми методами, которые использовали учителя. Например, согласно воспоминаниям узбека Киргизали Казакова, татарский учитель Захид Наджимов открыл новометодную школу в волости Туракурган Наманганского уезда, где обучались 60 учащихся-мальчиков. Татарский учитель давал знания по родному языку, арифметике, чтению, причем до обеда изучался родной язык, а после обеда – арифметика, раз в неделю – по пятницам – чтение Корана. Кроме того, он обучал азам русского языка. Подходя творчески к своей работе, татарский преподаватель водил своих учеников на сельские празднества, где агитировал людей, отдавать своих детей в школы. Его ученики демонстрировали перед собравшимися чему они научились у Наджимова за что получали угощения¹.
..

¹ Губаева С.С. Население Ферганской долины в конце XIX – начале XX в. С. 114.

..
Его отец Сиражитдин, скончавшийся в Коканде в 1909 году, в молодые годы приехал сюда из Симбирской губернии и долгие годы работал учителем в селе Аджи…
..

из Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века, Казань 2021, стр.117-118, 110

Конечно, эти процессы не могли проходить так успешно без содействия  государственной системы.. в том числе и наставника юного Ленина и друга его отца..

.. Туркестанский край станет вершиной карьеры Федора Михайловича Керенского. Он прослужит здесь свыше двух десятилетий – до 1910 года. При Главном инспекторе Керенском только в одном Ташкенте откроется свыше 30 новых учебных заведений, например, первое одноклассное мужское училище, второе татарское мужское приходское училище, Мариинское женское училище, пятая и шестая русско-туземные школы, училище для мальчиков – бухарских евреев, частная школа Гориздро.. (http://mytashkent.uz/2014/01/28/tajna-sem-i-kerenskih/)

Тут туземцы явно из татарских семей..

1899 Русско-туземная школа 1-класс

А я ведь застал эти парты — солидные, с откидной крышкой, вызывающие уважение к системе.. потом их заменили на легкомысленные фанерно-железные.. с ними заменили учебники (математика была явно вредительской, после старых сталинских, основанных на дореволюционных) и атмосфера менялась с уютной на конкурентную (ну это может необъективный взгляд старшеклассника на первоклассников, хотя у них тоже пошли изменения — отменили чернильные ручки).

Еще школа для девочек..

материалы из книги Добромыслова А.И. «Ташкент в прошлом и настоящем» 1912 г. (https://tatar-ile.livejournal.com/228868.html)

Мужская школа..

материалы из книги Добромыслова А.И. «Ташкент в прошлом и настоящем» 1912 г.
https://tatar-ile.livejournal.com/228868.html



из ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае.
Россия, Сибирь и Центральная Азия - взаимодействие народов и культур: материалы ... международной научно-практической конференции, Том 5..
.. Что касается татарского мактаба, то в 1902 г. он был преобразован в русско-татарское училище (школу). Был образован попечительский совет, в разные годы в него входили авторитетные представители ташкентского татарского общества: Ш. Ишаев, Батыршин, Чанышев, X. Бурнашев, А. Диваев, Б. Илькин, М. Тюменев, братья Яушевы, А. Суташев, С. Еникеев, X. Ширинский, Я. Сейфульмулюков, М. Ахтямов, М. Уразаев, X. Рахматуллин, Сафагареев, Ш. Гумеров, Ш. Биккулов, М. Бакиров и др. ..

Конечно, открывались татарские школы не только в Ташкенте..

.. В 1902 году в Новой Бухаре была открыта первая татарская школа, ..

(Ватаным — ТАТАРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ — Мечеть Маржани и типографии Биккулова в Ташкенте)
из "Акчурины" гл.10:
.. О том, что Акчурины не были равнодушны к газете «Тарджеман», говорит следующий факт: летом 1903 г. рабочие Самайкинской фабрики Акчуриных прислали в редакцию газеты 43 руб., предназначенных для восстановления разрушенного новометодного мектеба в далеком Андижане. ..


еще по теме народного образования до революции:
1905..13 школы Макаева в Фергане и Намангане
1911..17 арх-Исламовы-Макаевы
1917 4-фото школы Маржани

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress