опубл.2023-02-22
предыдущая часть 1892..1997 татарское духовенство, джадиды и народное образование
Риза Фахретдин писал в 1899 как надо выбирать учителя в Бухаре..
«.. Следующая обязанность шакирда — выбор подходящего учителя и прилежное учение у него. Шакирд должен быть почтителен со всеми улемами, но своего учителя он обязан уважать беспредельно. В этом отношении Ризаэддин б. Фахреддин написал назидательный рассказ о том, что если некто начинает учебу в Бухаре, лучше сначала посоветоваться с мудрыми людьми и уже потом искать для себя учителя. По его мнению, на поиски учителя в Бухаре следует отвести один-два месяца. [Ризаэддин пишет об этом не от своего имени, а как бы передавая мнение «одного умного человека (хаким)» из Самарканда. RF 1899a: 9-12] ..» из статьи И.Масуми "Ильм-и ахлак Ризаэддина Фахреддина" (кн. "Волго-Урал.регион в имперск.пространстве XVIII-XX вв." М.2011), стр.104 |
В тоже время генерал-губернатор Туркестана С. Е. Духовский в докладе «Ислам в Туркестане» 1899 года отмечает:
«.. Татары, являясь в роли проповедников и насадителей ислама среди киргиз, никогда не решаются на это открыто среди сартов, которые по части мусульманского книжничества ушли гораздо дальше ..» из ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ - Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае.. |
Наливкин В. дал описание школ и мадраса Туркестана в своей большой работе «Что дает Средне-Азиатская мусульманская школа в образовательном и воспитательном отношениях?»
(«Туркестанский литературный сборник» в пользу прокаженных, издаваемый на средства Туркестанского окружного управления Российского общества Красного Креста. Санкт-Петербург, 1900)..
Почему я решил опубликовать работу Наливкина об узбекских школах здесь? Потому что именно они сформировали узбекскую нацию!
При всем уважении к джадидам и советским энтузиастам, корень особого характера узбеков лежит именно в системе «схоластического» образования, фактически не образования, а воспитания — что и есть признак образованного человека!
Кто-то воспитывает «свободных» людей (Гитлер.. да и современные европейские элиты, которые сейчас бьются за «свободу» негров, т.е. жителей украинских сел.. в Африке им уже надоело наводить свое Liberte), а здесь учили ограничениям, культурным рамкам и правилам жизни в обществе.
И я живущий через сто лет после этих «кадимистов» (академистов :) благодарен им за нынешних моих современников, за их терпение и заботу о каждом члене общества независимо от национальности.. и даже — веры!
Но тогда было время не развивать «мусульманское книжничество» или проповедовать, а наоборот внедрять новое «европейское» образование, не глядя чем обернется увеличение знаний с неизбежным сокращением духовно-воспитательной части..
.. Расширение деятельности школ джадидов в Туркестане вело к взаимообогащению культур. Об этом писал просветитель Муминжан Мухаммаджанов: ¹ В конце XIX – начале XX века школы, Следует отметить, что «ногайские школы», открытые татарскими просветителями, выделялись не только общепринятыми порядком, программой обучения по новому методу, но и новыми методами, которые использовали учителя. Например, согласно воспоминаниям узбека Киргизали Казакова, татарский учитель Захид Наджимов открыл новометодную школу в волости Туракурган Наманганского уезда, где обучались 60 учащихся-мальчиков. Татарский учитель давал знания по родному языку, арифметике, чтению, причем до обеда изучался родной язык, а после обеда – арифметика, раз в неделю – по пятницам – чтение Корана. Кроме того, он обучал азам русского языка. Подходя творчески к своей работе, татарский преподаватель водил своих учеников на сельские празднества, где агитировал людей, отдавать своих детей в школы. Его ученики демонстрировали перед собравшимися чему они научились у Наджимова за что получали угощения¹. ¹ Губаева С.С. Население Ферганской долины в конце XIX – начале XX в. С. 114. .. из Абдулла Расулов, Алишер Исокбоев, Дилфуза Насретдинова ТАТАРЫ В ТУРКЕСТАНЕ НА ИЗЛОМЕ ЭПОХ Начало ХХ века, Казань 2021, стр.117-118, 110 |
Конечно, эти процессы не могли проходить так успешно без содействия государственной системы.. в том числе и наставника юного Ленина и друга его отца..
.. Туркестанский край станет вершиной карьеры Федора Михайловича Керенского. Он прослужит здесь свыше двух десятилетий – до 1910 года. При Главном инспекторе Керенском только в одном Ташкенте откроется свыше 30 новых учебных заведений, например, первое одноклассное мужское училище, второе татарское мужское приходское училище, Мариинское женское училище, пятая и шестая русско-туземные школы, училище для мальчиков – бухарских евреев, частная школа Гориздро.. (http://mytashkent.uz/2014/01/28/tajna-sem-i-kerenskih/) |
Тут туземцы явно из татарских семей..

1899 Русско-туземная школа 1-класс
А я ведь застал эти парты — солидные, с откидной крышкой, вызывающие уважение к системе.. потом их заменили на легкомысленные фанерно-железные.. с ними заменили учебники (математика была явно вредительской, после старых сталинских, основанных на дореволюционных) и атмосфера менялась с уютной на конкурентную (ну это может необъективный взгляд старшеклассника на первоклассников, хотя у них тоже пошли изменения — отменили чернильные ручки).
Еще школа для девочек..

материалы из книги Добромыслова А.И. «Ташкент в прошлом и настоящем» 1912 г. (https://tatar-ile.livejournal.com/228868.html)
Мужская школа..

материалы из книги Добромыслова А.И. «Ташкент в прошлом и настоящем» 1912 г.
https://tatar-ile.livejournal.com/228868.html
из ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ ЛОЯЛЬНОЙ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ Российские мусульмане на службе отчизне в Туркестанском крае.
Россия, Сибирь и Центральная Азия - взаимодействие народов и культур: материалы ... международной научно-практической конференции, Том 5..
.. Что касается татарского мактаба, то в 1902 г. он был преобразован в русско-татарское училище (школу). Был образован попечительский совет, в разные годы в него входили авторитетные представители ташкентского татарского общества: Ш. Ишаев, Батыршин, Чанышев, X. Бурнашев, А. Диваев, Б. Илькин, М. Тюменев, братья Яушевы, А. Суташев, С. Еникеев, X. Ширинский, Я. Сейфульмулюков, М. Ахтямов, М. Уразаев, X. Рахматуллин, Сафагареев, Ш. Гумеров, Ш. Биккулов, М. Бакиров и др. .. |
Конечно, открывались татарские школы не только в Ташкенте..
.. В 1902 году в Новой Бухаре была открыта первая татарская школа, .. (Ватаным — ТАТАРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ — Мечеть Маржани и типографии Биккулова в Ташкенте) |
из "Акчурины" гл.10:
.. О том, что Акчурины не были равнодушны к газете «Тарджеман», говорит следующий факт: летом 1903 г. рабочие Самайкинской фабрики Акчуриных прислали в редакцию газеты 43 руб., предназначенных для восстановления разрушенного новометодного мектеба в далеком Андижане. .. |
еще по теме народного образования до революции:
1905..13 школы Макаева в Фергане и Намангане
1911..17 арх-Исламовы-Макаевы
1917 4-фото школы Маржани