добавл.2020-08-26
На Письмах о Ташкенте интересная статья Бориса Бабаева об улице Укчи (Улица нашего детства, снесенная махалля Укчи – ташкентский Гарлем. Теперь там «Ташкент-Сити»). Упоминаются учителя 78-школы. Судя по фамилиям это была татарская школа (по пед-составу)..
. | Но самым любимым местом для всех нас, на Укчи, была наша 78-я средняя школа. Четырехэтажная, вместившая столько наших детских жизней, столько радостей и горестей – целый мир…
К большому сожалению, ее снесли, потому что рядом поднялось очень представительное здание российской компании «Лукойл». О школе хочу рассказать отдельно и вот почему. До сих пор хорошо помню, что в нашей школе был просто великолепный педагогический коллектив во главе с незабываемым директором Турабом Курбановичем Курбановым. Нам очень повезло и на завучей. Михаил Исакович Мавашев и Шакир Латипович Бакиров были высокообразованными, очень интеллигентными людьми , говорить с ними было одно удовольствие, свое дело они делали на самом высоком профессиональном уровне, отлично руководили педагогическим коллективом школы, чем могли помогали учащимся. Всему тому, чего достигли в жизни, мы, конечно, обязаны нашим прекрасным учителям. С гордостью хотелось бы назвать их имена. Нашим классным руководителем была великолепный педагог, очень чуткий и внимательный человек Галина Николаевна Арсланова, все мы ее очень любили и глубоко уважали. В нашем 1оБ и прежних классах оставили самый добрый след в сердцах отличный историк Елена Викторовна Гилязитдинова, великолепный математик Диляра Андреевна Бахтеева, мы очень любили и уважали преподавателя английского языка Зою Федоровну Касаткину, блистали своими знаниями преподаватель физики Надежда Владимировна Зеленская, Амина Сафаевна Бабкеева. Они учили так, что мы слушали их, можно сказать, затаив дыхание. Не забыть нам и учителя физкультуры Михаила Ивановича Лобова, прекрасного учителя по труду Хасана Агзамовича Абдуллаева… Всех уже не упомнишь. Великолепные, хорошо образованные, знающие свое дело и полностью отдающиеся ему учителя! Наверное поэтому среди воспитанников нашей школы есть имена выдаюшегося узбекского кинорежиссера Али Хамраева (он был в те годы в нашем классе пионервожатым), Шавката Салихова – бывшего президента Академии наук Узбекистана Академии, знаменитых боксеров Хамида Тиллаходжаева и Иосифа Будмана, известного диктора , радио и телеведущей Дильфузы Гулямовой… И таких примеров можно привести еще немало. |
В этой же махалле в Колючем переулке жили родители известного ташкентского писателя Фахима Ильясова.
Вот его комментарии к к последним фотографиям Алмазара перед сносом https://mytashkent.uz/2015/05/14/progulka-po-almazaru/ ..
. |
Пройдя до конца тупика Колючий, так называется тупик где находилась первая Платная поликлиника Ташкента, вы упретесь в стену дома, слева от дома, в самом углу тупика была калитка, войдя в эту калитку и пройдя через огромный общий двор, где жило много семейств, можно было выйти на улицу Укчи к школе номер 76. Так же, если идти от тупика Колючего в сторону улицы Навои, то слева находится тупик Малярный, а в конце тупика Малярный есть мечеть, все окрестные богомольцы ходили на намазы в эту мечеть, а на пятничный намаз все они ездили в мечеть находящуюся на Кукче. На пятничном намазе, в отличие от других намазов, имам произносит Хутбу — проповедь о том, каким должен быть мусульманин, что он может делать, что он должен делать, про его обязанности перед Всевышним, семьей и Родиной. 16/05/2015 в 19:32 Фахим Ильясов: Улица Алмазар начиналась от улицы Навои и заканчивалась на Бешагаче. Адрес моих дедушки, бабушки и дяди начинался так: 700021 (или 24) Ташкент, Ул. Алмазар, тупик Колючий, дом № ….., По этому адресу я писал письма родным из армии и длительных служебных командировок. Может быть, после разделения Алмазара на две части в связи со строительством метро, расширения улицы Узбекистанской, Дома Кино и других объектов, часть улицы стала именоваться проездом Алмазар. Однако позвонив родным в тупик Колючий выяснил, что название адреса у них не изменилось.Вот уже двадцать лет, всё сносят и сносят эти места, но мне кажется, что эти планы так и останутся нереализованными, так как чиновники сильно лукавят с предоставлением нового и достойного местожительства жителям сносимых домов. Алмазар шестидесятых годов утопал в персиковых и абрикосовых деревьях. В отличие от моей Кукчи, все пацаны на Алмазаре свободно разговаривали по русски, даже те ребята, которые учились в узбекских школах. Хотя, таких было явное меньшинство. На Алмазаре, в шестидесятые годы, жили министр здравоохранения УзССР Сагатов Рауф — ока, декан, а затем завкафедрой юрфака ТАШГУ профессор Фуад-ока, забыл его фамилию, директор института шелководства Расулев, будущий зампред по строительству РОСПОТРЕБСОЮЗа Фарид — ока Каримов, который родился и вырос в Казанском проезде, и до своего переезда в Москву работал начальником строительного управления в Ташкенте. Мой дедушка по отцу Шахимардан — Хазрат, после отсидки на Соловецких островах был сослан в Мары, и одно время, после Мары, тоже жил на Алмазаре, в тупике Малярный. Дед был имамом — хатыбом кукчинской мечети, одной из мечетей Ашхабада, Фрунзе ( в годы ссылки), Соборных мечетей Нижнего Новгорода и Москвы до ссылки, а после возвращения из ссылки в Ленинград, а Шахимардану — Хазрату так и не разрешили вернуться в Москву, он был имам — хатыбом Соборной мечети Ленинграда. Покойный Муфтий САДУМа Эшон Бабахан всегда просил читать Хутбу на пятничном намазе, только, Шахимардана — Хазрата. После одной из пятничных намазов Шахимардана — Хазрата снова забрали в НКВД по доносу мулл из других мечетей. Так как, когда читал проповедь Шахимардан — Хазрат, то в других мечетях, практически, не было правоверных, а это сказывалось на пожертвованиях. После вмешательства высопоставленных чиновников и уважаемых людей города, Шахимардана — Хазрата отпустили, но с условием годичной ссылки в город Фрунзе. На улице Алмазар мой папа — фронтовик, прошедший три войны, Финскую, Великую Отечественную и войну с Японией, приехавший первый раз в своей жизни в Ташкент проведать своего отца Шахимардана — Хазрата, увидел в тупике Колючем мою будущую маму, сразу влюбился в неё и остался навсегда жить в Ташкенте. Все намеки отца о том, что неплохо бы переехать в Москву или в Подмосковье, пересекались одним движением бровей мамы. Папа потерял комнату в коммуналке на улице Красина в Москве, двухкомнатную дедушкину квартиру на Лиговке в Питере, и дедовский особняк в Нижнем Новгороде, там сейчас детский сад. Ни на что он претендовал мой бескорыстный и благородный отец, ему важно было, только, спокойствие семьи и любовь жены. В нем навсегда поселился страх перед НКВД после неоднократных арестов его отца, Шахимардана — Хазрата и ночных допросов всей семьи в кабинетах и подвалах (тридцатые годы). Он даже не ходил за юбилейными медалями в Октябрьский военкомат города Ташкента, пока из самого военкомата не присылали нарочных за ним. Улица Алмазар, улица фруктовых деревьев, и даже «яблонь в цвету», улица давшая Ташкенту ученых, учителей, врачей, библиотекарей, юристов, востоковедов, инженеров строителей, геологов, ирригаторов, и также много — много других лиц, не вполне сопоставимых с моральным кодексом строителя коммунизма. Свадьба родителей состоялась в тупике Колючем, ну а через пару месяцев после свадьбы, они переехали на Кукчу. ———- На ул. Алмазар, в тупике Колючем жила тётя моей мамы.Звали её Фатанат. Мужа звали дядя Миша. Тётя и дядя Миша умерли, а их дочь до сих пор там живёт.Говорит , что скоро будут сносить. А мой дед ( по линии мамы) с бабушкой жили по ул. Караташ туп. Ширин-Кудук. Я жил у них несколько лет. Учился в школе ,по моему, №77. В 1961 году отец получил квартиру и мы переехали на Ак-Тепе. Сания Зарифовна: |
Еще Рафаэль Зарипов участвуя в создании книги Балкыз Кармышевой передавал фотографии от Фатанат Мухамадиевой жившей в одном из переулков Алмазара (см.статью «Подвиг Кармышевых»)
Когда в 2000-х снесли Музей геологии, потом огородили этот район, появилось чувство тайны которая скоро растворится в этой земле. Я как-то мимоходом заглянул в калитку проделанную в огромном заборе, но там оказалась только чайхана (вовсе не старинная, хоть уютная, но с признаками гламура). До этого я только раз был в этой махалле. В середине 90-х нас сотрудников института пригласили на свадьбу. Пройдя немного от станции «Дружба народов» мы увидели на площади огороженное белой тканью пространство. Внутри были длинные столы за которые мы расселись, потом развеселились, потом танцевали, а в конце помню, торговались из-за калыма предлагаемого за нашу практикантку из МГУ (она произвела впечатление своими танцами и вообще-то была танцовщицей из московского ансамбля :)
опубл.2020-05-11